Место социальной педагогики в системе педагогического знания, ее связь с другими науками. (мудрик) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место социальной педагогики в системе педагогического знания, ее связь с другими науками. (мудрик)



Социальная педагогика выделилась из педагогики. Она изучает комплексные проблемы человека в социуме (социализация).

Педагогика: Возрастная, Педагогика взрослых, Общая педагогика (соц педагогика, история педагогики, сравнительная педагогика)

Социальная педагогика и другие отрасли педагогического знания. Разрабатывая свой круг проблем, социальной педагогике необходимо широко опираться на историю педагогики (изучающую развитие пе­дагогических идей и теорий), историю воспи­тания (в ней идет речь о том, как складыва­лась практика воспитания на различных этапах развития челове­чества в целом и в отдельных странах, обществах, государствах в частности), сравнительную педагогику (изучающую теорию и прак­тику воспитания в зарубежных странах на современном этапе), дидаскологию.

Весьма важны и взаимополезны тесные теоретические и иссле­довательские взаимосвязи социальной педагогики с семейной, кон­фессиональными и коррекционной педагогиками.

Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа. Имеются в виду дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профес­сионального образования, педагогика закрытых учреждений раз­личного типа, педагогика детских и юношеских организаций, клуб­ная педагогика, педагогика среды, военная педагогика, производст­венная педагогика, педагогика временных объединений, педагогика социальной работы и др.

Социальная педагогика и другие отрасли человеко- и обществознания.

Философия и социальная педагогика, Этика и социальная педагогика, Социология и социальная педагогика, Этнография, этнопсихология и социальная педагогика, Социальная и возрастная психология и социальная педагогика.

 

 

Социализация личности как социально-педагогическая проблема: философский, психологический, педагогические аспекты. Агенты, средства, механизмы социализации. Стадии социализации. Показатели социализированности личности, их возрастная обусловленность.

Термин социализация пришел в теорию из полит. экономии и этим термином обозначали др. понятия.

Социализация личности - развитие соц. природы человека или подготовка человеческого материала к соц. жизни. В настоящее время при анализ процесса социализации этот процесс исследуется с разных концептуальных подходах. Условно их объединяют в 2 группы:

Субъектно-объектная (пассивная адаптация индивида в обществе)- Дюк Геймн- трактует соц. воспитание как давление на ребенка соц. среды, которая стремиться сформировать его по заданному образцу силами родителей и учителей.

Парсон – Социализация- принятие ребенком той культуры, в которой он родился. Главная задача социализации – сформировать у вступающих в социум новичков как минимум- чувство лояльности, как максимум – чувство преданности. Сторонники этой позиции считают главным- принятие, освоение, адаптация.

Субъект-субъектный подход - рассматривают активную роль человека в процессе социализации. Изучать следует не только социализацию, но и отношение индивида, точку зрения его на социализацию. Сторонники разработали теорию зеркального отражения, позволяющую увидеть точку зрения индивида на ситуацию.

Процесс социализации в России

Отражаются в трудах: Выготского- соц. ситуация на развитие ребенка;

Божович- «Возрастн. аспект социализации» - развитие самостоятельности, чувство взрослости;

Андреева- «Этапы социализации»- по признаку участия в трудовой деятельности;

Петровский- - по признаку вхождения в малую соц. группу. Он выделяет фазы: адаптации, индивидуализации, интеграции.

Поэтому в теорию включают понятие социализированность личности- это степень адаптации и самореализации личности в соотвествии со своим возрастом.

Аспекты:

Философский - изучает принцип интеграции человека в общество. Каждый из нас носитель своей индивидуальности, наследственности.

Психологический - раскрывает три пространства существования личности- в себе, в др. людях и в отношениях к этим людям.

Педагогический - как оптимизировать процесс социализации, как оказать поддержку.

Механизмы социализации- способы присвоения социального опыта.

Механизмы делят на социально-педагогические и социально-психологические:

 

социально-педагогические Мудрик разработал универсальные соц-пед.механизмы
традиционный проявляется через семью и ближайшее окружение. Освоение соц.норм происходит через неосознаваемый уровень самокритичности
институциональный проявляется через институт общества,к.т. либо специально создан, либо выполняет эту функцию дополнительно
стилизованный проявляется через субкультуру. Влияет на человека в той мере, насколько значимо для него носитель субкультуры
межличностный проявляется в процессе общения человека в субъектив.значимым для него лицам
рефлексивный проявляется через внутренний диалог человека с самим собой
социально-психологические разрабатывались в разных соц.институтах. В теории символич.интеракционизма(Мид Д., Колбер Л.) – взаимодействие при помощи разных символов – слов. Личность строится при усвоении многообразия соц.ролей, при вз-и с другими людьми.
1. предписания (пожелания)
2. экспектации – система ожиданий, требований относит. исполнения индив.соц.ролей. носят неформальный и неосознаваемый характер.
3. санкции поощрения и наказания
4. контроль группы Прямое социальное давление на человека со стороны окружающих. Осущ.как в формальных и неформальных группах
5. стремление к достижению
6.подражание
7. идентификация Отождествление себя с кем-либо

А.С.Беличева на основе разработок отечественных ученых систематизировала механизмы и разделила на неосознаваемые и осознаваемые.

Неосознаваемые проявл.в раннем детстве: внушение, психол. заражение, подражание, идентификация.

Внушение – особый вид вербального, эмоционально-волевого, целенаправленного, неаргументированного воздействия одного человека на другого или группу людей.

Заражение – бессознательно невольное подверж. индивида определенным психическим состояниям. Проявляется через принятие какой-либо информации или образцов поведения путем передачи определенного эмоционального состояния (паника).

Подражание – способ воздействия людей друг на друга, в результате к.т.происходит воспроизведение черт и образцов демонстрирующего поведения.

Идентификация – отождествление индивидов с др.человеком, в результате чего происходит воспроизведение поведения, мыслей и чувств др.лица.

Основные условия включения:

эффект доверия

снятие критичности

положительная эмоциональная окраска поведения или инфор.

повышенная внушаемость индивида

Осознаваемые: референтная группа, престиж, авторитет, популярность, групповые ожидания.

Референтная группа – группа людей чье мнение или отношение к чему-либо является значимым или авторитетным для данного индивида.

- условная, не имеет четко фиксированных границ

- реальная

- нормативная

- сравнительная

Престиж – мера признания обществом заслуг индивида на основе ценностей сложившейся в этой общности. Групповое оценочное явление или совокупность внешних оценок одобрения.

Авторитет – влияние какого-либо лица, группы или организации, основ.на знаниях, нравственных достоинствах, жизн.опыте.

Популярность – групповое оценочное явление, к.т.проявляется в области формирования общественных вкусов и ценностей.

Групповые ожидания (экспектации)- направлены на индивида со стороны его окружения и важны при освоении межличностных соц.ролей.

 

Агенты, средства,

Агент, с точки зрения социологии – представитель определенного института социализации, под к.т. понимается конкретная группа, в к.т. личность приобщается в система норм и ценностей. Главный институт социализации – семья, коллектив, неформальная группа.

Агент социализации (по Мудрику) – лицо, во взаимодействии с к.т. осуществляется процесс социализации.

Психологи утверждают, что агент социализации – это тот, чья поведенческая норма выступает в качестве образца. По Фрейду – семья, родители.

Состав агентов зависит от стадии социализации. По отношению к детям и подросткам: члены семьи, учителя, родители, сверстники, соседи. В юности и молодости в число агентов входят: супруг(а), коллеги по работе, однокурсники. В послетрудовой стадии выступают дети и члены семьи.

Степень влияния агентов зависит от структуры семьи, родства. Влияя, агент может быть положительным и отрицательным. В процессе социализации агенты пользуются средствами.

Средства – элементы окружающей среды, к.т. оказывают социализирующее влияние на человека. Только тогда, когда им пользуются агенты. Выделяют основные группы:

методы или способы вскармливания младенцев и ухода за ними (сумки-кенгурушки)

методы или способы психологического развития в семье, группах сверстников(продукты материальной культуры, элементы духовной культуры – колыбельные сказки)

способы последовательных поощрений человека к многочисленным видам отношений в различных видах его жизни.

При выделении групп особое значение придается системе санкций, вырабатываемых государством, обществом и социальной группой.

Санкции – процедуры, при помощи к.т. поведение индивида приводится к норме социальной группы.

Виды санкций:

негативные, направлены против человека отступившего от социальных норм.

позитивные, направлены на поддержку человека следующего нормам

формальные, наличие официальных организ. (грамоты, денежные премии)

неформальные, реакции членов неформальной группы на поведение человека (оценка на экзамене, дуэль)

Позитивные более влиятельные. Сила влияния зависит от согласия человека по поводу их применения.

Стадии социализации

Петровский, Андреева, Мудрик выделяют положения:

- социализация длится всю жизнь

- имеет стадиальный характер

- каждый этап имеет свои особенности

Андреева выделяет: дотрудовую, трудовую, послетрудовую стадию. Работа Андринкова Н.В. изучает дотрудовую стадию и выделяет 3 периода:

первичная или ранняя соц-я. Главный соц. институт семья. Созд.базис, на к.т. позднее может быть построено структрурно-позит.социализ.личность.

маргинальная (семья уступает место школе, особенно значимым приобр. общение со сверстниками).

концептуальная (устойчивая). Включается период перехода от юношества к зрелости. Вступление в трудовую деятельность, выполнение новых социальных ролей.

Трудовая стадия

Охватывает период зрелости. Главный соц.институт – трудовой коллектив.

Послетрудовая стадия

Изменения типа активности. Старение населения.

Мудрик выделяет следующие стадии социализации:

от 0 до года младенчество

от 1-3 раннее детство

от 3-6 дошкольное детство

от 6-10 мл.шк.возраст

от 10-14 подрост

от 15-18 раннее юношество

от 18-23 юношеский

от 23-33 молодость

от 34-50 зрелость

от 50-60 пожилой возраст

от 60-70 старость

больше 70 долгожители



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.205.246.61 (0.032 с.)