А. Роль социального педагога в качестве освобожденного классного наставника. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Роль социального педагога в качестве освобожденного классного наставника.



Это работа с постоянными группами детей:1). Организация детского, воспитательного коллектива.2). Организация детского самоуправления.3). Реализация воспитательных программ в детском коллективе.4). Индивидуальная коррекционная и реабилитационная работа с нуждающимися.5). Организация детского досуга.б). Работа по привлечению родителей к организации воспитания.

Б. Социальный педагог, выступающий в роли куратора параллели классов.Направления деятельности практически те же, но спецификой является то, что воспитательные дела периодически повторяются. При этом увеличивается количество детей и родителей, с которыми ведется работа. Но в то же время увеличивается и объем обязательной документации.

3. Модель деятельности в структуре районных учреждений управления образованием.

Эти учреждения созданы для детей, имеющих проблемы в развитии, обучении и нуждающихся в помощи (психолого-педагогической, медико-социальной):- Центры диагностики и консультирования.- Центр психолого-медико-педагогического сопровождения.- Центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции.- Центры социально-трудовой адаптации и профессиональной ориентации.- Центры лечебной педагогики.- Центр дифференцированного обучения.

В этих центрах имеется специализация социального педагога в зависимости от проблем детей, с которыми он работает: социальный педагог по работе с неблагополучными семьями, со слабоуспевающими детьми, по работе с девиантами и т.д.

Основные направления деятельности:- выявление причин социальной дезадаптации,- оказание социальной помощи детям,- осуществление связи с семьей,- оказание помощи в трудоустройстве,- оказание помощи детям-сиротам в реализации своих прав,- взаимодействие с узкопрофильными специалистами.

4. Социальный педагог в условиях детского дома.Социальный педагог должен знать процедуру определения безнадзорных детей в учреждения государственного воспитания (помещение в дом ребенка, в детский дом, в приемную или патронатную семью, в семейный детский дом). Необходимо изучение взрослых претендентов на роль опекунов. Кроме того, социальный педагог должен знать:- особенности, категории безнадзорных детей,- последствия воспитания детей в социально неблагополучных семьях (социально- психологическая дезадаптация, агрессивность, эмоциональная, сенсорная и социальная депривация).

Основные направления деятельности:1.Диагностико-прогностическое: педагогическая (соответствие возрастной норме обученности и т.д.), психологическая (исследование состояния мышления, памяти, нервной системы и т.д.), социальная (коммуникативность, социализированность, социальный статус, самооценка, локус самоконтроля и т.д.) диагностика и на основе этого — составление прогноза развития ребенка.2. Социально-экономическое: определение экономического и социального статуса ребенка (сбор документов по установлению пенсии, определение ситуации с жильем и т.д.).

3. Правозащитное: подготовка документов для лишения родительсккх прав, закрепление права на жилье и т.д.4. Социально-реабилитационное: социальная адаптация в группе сверстников в условиях детского дома, реабилитация в социуме.

Можно выделить основные функции социального педагога, которые получили свое отражение в должностной инструкции социального педагога образовательного учреждения:

1. Образовательно-воспитательная:

- обеспечивает целенаправленное пед.влияние на процесс социализации учащихся, способствует их эффективной социальной адаптации на всех этапах обучения в школе,

- стремится полноценно использовать воспитательный потенциал микросредьи, возможности самой личности.

2. Аналитико-прогностическая:

- изучает индивидуальные особенности ребенка, используя комплекс методов социально- педагогического исследования,

- анализирует влияние всех факторов на воспитание и развитие ребенка,

- участвует в прогнозировании и проектировании процесса его социального развития.

З. Предупредительно-профилактическая:

- осуществляет профилактику трудной жизненной ситуации ребенка,

- предупреждает или создает условия для решения проблем социальной жизни ребенка,

- совместно с ребенком преодолевает трудности на пути решения жизненно важных задач.

4. Организационно-коммуникативная:

- организует социально-педагогическую деятельность детей и взрослых, содействует развитию инициативы и творчества,

- координирует действия различных институтов, которые способствуют выходу ребенка из трудной жизненной ситуации,

- содействует включению волонтеров в социально-педагогическую работу,

- налаживает взаимодействия между различными социальными институтами в их работе в детьми и семьей.

5. Защитно-правовая - обеспечивает защиту и охрану прав*ребенка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации.

Общее и особенное в профессиональной деятельности социального педагога и социального работника.Обе эти специальности были введены практически в одно время — в начале 90-х годов. Их введение было ответом на реальную действительность, когда потребовались специалисты, которые могли бы оказать помощь социально незащищенным слоям населения. В то же время они имеют свою специфику. Рассмотрению общих и особенных черт в деятельности социального педагога и социального работника посвящена одна из глав в книге Бочаровой В.Г. “Педагогика социальной работы”.Социальная работа начала развиваться в сфере социальной защиты населения, а социальная педагогика — в системе образования и учреждениях комитета по делам молодежи. Но постепенно сферы деятельности социальных педагогов и социальных работников стали расширяться, пересекаясь и взаимно дополняя друг друга. Например, в различных государственных и негосударственных учреждениях (детские дома, школы) сегодня одновременно работают и социальные педагоги, и социальные работники. Но каждый из них имеет свой круг обязанностей и решает свои функциональные задачи.

Их отличия обусловлены тем, что они выделились как прикладные области знания из разных наук:социальная педагогика — из педагогики, а социальная работа — из социологии. Это различие в происхождении четко проявляется в практической деятельности. Социальные педагоги в свое работе опираются прежде всего на теоретические и методические основы педагогической деятельности. А социальные работники используют, главным образом, социологические теории и технологии, социологические методы исследования. Социальный педагог по своему профессиональному предназначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, ее порождающие, обеспечить профилактику различных отклонений в поведении людей, в их общении и таким образом оздоровить окружающую социальную микросреду. Социальный работник, в отличие от социального педагога, имеет дело с уже состоявшейся проблемой: алкоголизм, наркомания, бродяжничество, неспособность самостоятельно себя обслуживать и т.д. Это требует специальных видов помощи и более узкой специализации (например, по работе с инвалидами, престарелыми, беженцами). По мнению Галагузовой, эти две специальности отличаются объектом работы. Объектом социальной работы является человек (независимо от возраста), нуждающийся в помощи и неспособный самостоятельно решить эти проблемы. Объектом деятельности социального педагога является ребенок, которому нужна помощь в процессе социализации. Никитин считает, что объекты деятельности работы двух специалистов совпадают. По мнению Мудрика, всех педагогов можно считать социальными работниками. В то же время далеко не все социальные работники являются социальными педагогами. В идеале любой социальный работник должен иметь определенный уровень социально-педагогической подготовки. В то же время области практической деятельности социальной педагогики и социальной работы настолько близки и по функциям, и по содержанию, и по методам работы, что они часто пересекаются.

Социальный работник и социальный педагог могут специализироваться:

- в решении социальных проблем возрастных групп (детей, подростков, молодежи, пожилых),

- в зависимости от учреждений, в которых они работают,

- в зависимости от специфических сфер микросреды работы (сельская местность, воинская часть).Овчарова пишет, что эффективная работа социального работника невозможна без сопутствующей работы социального педагога. Точно так же результативность работы социального педагога будет минимальна без соответствующего закрепления специалистами более узкого профиля.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.117.125 (0.006 с.)