Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экзамен (парадигма становления) - итоговый диалог двух умных людей.

Поиск

Классические концепции воспитания.

А.С.Макаренко. Основные идеи теории воспитательного коллектива:

Разновозрастные отряды – помощь младшим.

Советы командиров (один из органов самоуправления; дети решали все сами).

Самоуправление.

Педагогика параллельного действия (воздействие со стороны Макаренко и командиров).

Система перспективных линий (ближняя – завтрашняя радость ребенка; средняя; дальняя – воспитание нравственных людей, РАБФАК).

Создание отн-ий ответственной зависимости. М/ж членами коллектива устанавливаются специфические отн-ия, отражающие единство целей деятельности (рабочее сплочение).

Януш Корчак. Основная идея: «Воспитатель должен любить детей»: нельзя сравнивать ребёнка со взрослым, т к душа ребёнка очень ранима; воспитатель должен любить, понимать детей.

Пусть дитя грешит» (дать ребёнку возможность исправиться, прощать ребёнка, помогать ребёнку решать проблемы). Воспитать ребёнка так, чтобы он смог дать отпор, отстаивать свою позицию).

В.А. Сухомлинский. Разработка методики работы с отдельной личностью: Умение учителя познать духовный мир ребёнка, понимать в каждом ребенке «лично». открыть перед каждым те сферы развития духа, где ученик может достичь вершины, проявить себя; Воспитание у ребенка личного отн-ия к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами, обществом и собственной совестью; Забота о богатой духовной жизни ребенка, об его здоровье.

Воспитание у подрастающего поколения нравственности и гражданственности.Сухомлинский воспитание он понимает как постоянное духовное обогащение учителя и ребёнка.

Разработка основ школоведения.

Воспитание любознательности, интереса к знаниям, науки. Задача Сухомлинского – давать детям глубокие, прочные знания.

Воспитание чувства ответственности у детей.

Современные концепции воспитания

Концепция -система взглядов отдельного учёного или группы исследователей на воспитательный процесс, его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его эффективности.

Системно-ролевая теория формирования личности ребёнка ( Николай Михайлович Таланчук)Идея: осваивая систему ролей в социумах (семья,трудовой коллектив,общество, мир, я-сфера), человек приобретает качества, позволяющие ему стать личностью.

Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка (коллектив ярославских и калиниградских учёных, научный руководитель- М.И.Рожков). Идея: Исходя из того, что результатом воспитания является социальное развитие человека, предполагающее позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях, выделяются 3 группы воспитательных задач:формирование у ребёнка гуманистического мировоззрения; развитие потребностей и мотивов нравственного поведения; создание условий для реализации этих мотивов и стимулирование нравственных поступков детей.

Формирование образа жизни, достойной человека Н.Е.Щуркова: Ценности, выступающие ориентирами воспитания – Человек (уважать чел, помогать, стараться понять), Природа, Общ-во, Родина, Знание, Труд, Прекрасное. Цель воспитания – это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека, то есть построенную, по мнению автора, на Истине, Добре и Красоте. Программа воспитания направлена на формирование ценностного отношения к природе, человеку, нормам культурной жизни, к социальному устройству; формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Воспитание ребенка как человека культуры Концепция Е.В.Бондаревской. Цель воспитания – «человек культуры». Все проблемы воспитания – это есть отсутствие культуры.

Необходимо исключить авторитарные методы и формы воспитания. Гуманитаризация содержания образования, ориентированная на общечеловеческие ценности.

Педагогическая поддержка ребёнка в процессе его развития Концепция Газмана:

Заказчики содержания воспитании – государство, общество, семья, сам человек. До перестройки все школы работали по одной программе. Сейчас дети могут учиться в разных школах (частные школы, воскресные). Цель воспитания – формирование базовой культуры личности.

В сфере воспитания все должно быть построено на основе учета принципа добровольности, мотивов личности, ее потребностей.

Самовоспитание школьников( Герман Константинович Селевко).Идея: самовоспитание –процесс осознанного управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности. Главный целевой ориентир– формирование человека самосовершенствующегося.

Воспитание на основе потребностей человека( Валерий Петрович Созонов)Идея: создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника: в творческой деятельности; быть здоровым; в защищённости и безопасности; в уважении, признании, необходимом социальном статусе.

Авторы: А. А. Бодалев, 3. И. Малькова, Л. И. Новикова.была предложена концепция воспитания учащейся моло­дежи в современном мире. Она ориентирует педагогов на гуманистическое воспитание, социальное взаимодействие с личностью. Цель воспитания, которая определяется в этой концепции, — всестороннее развитие личности. Задачи воспитания: приобщение учащихся к системе ценностей; выявление творческого потенциала де­тей; формирование чувства свободы, способности к объ­ективной самооценке; уважение к правилам, нормам совмест­ной жизни; воспитание положительного отношения к труду.Идеи, предложенные авторами:: личностный подход — признание личности высшей со­циальной ценностью; отношение к воспитаннику как субъекту воспитания; природосообразность — учет половых и возрастных осо­бенностей учащихся; культуросообразность — опора на национальные тради­ции народа; гуманизация межличностных отношений; опора на чувства воспитанников. В рамках этой концепции выделены следующие подхо­ды: деятельностный; дихотомический; дифференциальный; средовой; системный.

В.А.Караковский: общечеловеческие ценности – Земля, Отечество, Семья, Труд, Знание, Культура, Мир, Чел.

Методы воспитания

Методы воспитания – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Методы воспитания – это пути (способы) достижения заданной цели воспитания. Выбор методов должен быть подготовленным и предполагать реальные условия для осуществления. В настоящее время выделяют три группы методов воспитания:

1. формирование сознание личности (убеждение): рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);

Рассказ – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Этот метол используется преимущественно в младших и средних классах. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.

Разъяснение - это метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Его отличительной чертой является ориентированность воздействия на данную группу или конкретно личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива.

В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Дети и подрост особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту особенность психики, использует внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенную установку.

Воспитатели также используют увещевание. Оно сочетает в себе просьбу с разъяснением и внушением. Опора на положительное, похвала, обращение к чувству собственного достоинства, чести обеспечивают эффективные результаты увещевания.

Этическая беседа это метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - воспитателя и воспитанников. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, этические проблемы. Цель этической беседы - углубление, уточнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Диспуты - это живые, горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников. Диспуты проводятся в средних и старших классах на политические, экономические, культурные, эстетические, правовые темы. Диспуты ценны тем, что убеждения вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения.

Пример. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово - второй сигнальной системы. Пример дает конкретные образцы для подражания, и тем самым активно формирует сознание, убеждения, активизирует деятельность.

2. Организация деятельности и формирования опыта поведения (упражнение): упражнение, приучение, пед требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации).

Упражнение - это практический метод воспитания, суть которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результатом упражнений являются устойчивые навыки и привычки.

Приучение - это интенсивно выполняемое упражнение. Оно используется тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество.

Метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методом воспитывающих ситуаций. Воспитатель создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной. По своему существу это ситуации свободного выбора. Ученик в них ставится перед необходимостью выбрать определенное решение из нескольких возможных вариантов: воспользоваться привилегиями самому, уступить место другому, промолчать, сказать правду и т.д. В поисках выхода из созданной учителем ситуации школьник пересматривает, переосмысливает и перестраивает свое поведение.

3. Стимулирование поведения и деятельности (Мотивация): соревнование, поощрение, наказание.

Поощрение - это выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой. К видам поощрения можно отнести одобрение, ободрение, похвалу, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами и т.д.

Одобрение - простейший вид поощрения. Одобрение воспитатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой работы или поведения коллектива, воспитанников, ободрением перед классом, родителями, учителями.

Наказание это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызвать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и другие методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов во внутренние стимулы.

Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Оформляются они обычно в виде шкалы наименований.Критерии воспитанности условно можно подразделить: на «жесткие» – важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи; «мягкие» – для характеристики школьного воспитания, помогают получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать вглубь. Можно выделить две группы критериев воспитанности: содержательные – связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей; оценочные – с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества. Можно выделить: общие критерии для диагностики конечных результатов достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива; частные критерии – для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств. По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы: связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме – суждениях, оценках, поступках, действиях личности; связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

Определение воспитанности школьников является сложной и не вполне разрешенной в современной педагогике проблемой. В настоящее время об уровнях воспитанности можно составить лишь приблизительное представление, используя сложные и трудоемкие процедуры выявления и анализа результатов воспитания.

Под воспитанностью понимается комплексное свойство личности, определяющее сформированность ее качеств.

Диагностика воспитанности – это процесс выявления уровня воспитанности личности, особенностей проявления ее качеств. Среди множества подходов к определению воспитанности можно выделить следующие:
1) показателем воспитанности является направленность (первый подход – это направленность «на объект», «на других людей», «на себя»; второй – выделение положительной - на добро, созидание - и отрицательной - на зло, разрушение - направленности);
2) показателем воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным в зависимости от модели выпускника конкретного учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.
3) показателями, определяемые на основе структуры личности: мотивы поведения воспитанника; знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения; сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанника; в целом, поведение воспитанников.
Для диагностики воспитанности педагог должен использовать комплекс методов изучения личностных качеств. Желательно, чтобы применяемая система методов охватывала мотивы, знания и умения воспитанника. Спектр этих методов достаточно широк: опросные методы (анкетирование, тестирование, беседа и др.), наблюдение, проективное тестирование, изучение продуктов деятельности ребенка, шкалирование, метод независимых оценок и др.
Многие из методов не только позволяют педагогу выявить особенности проявления того или иного качества, но и оказывают воспитательный эффект. Тем более, что результаты ряда методик можно обсудить вместе с учениками.
Регистрация результатов диагностики осуществляется в различных формах. Очень осторожно и корректно могут использоваться цифровые индексы, шкалы, различные условные обозначения.

 

№5 Информатизация образования. Использование ИКТ в социально-педагогической деятельности.

 

В современном информационном обществе основой развития цивилизации выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию информатизации образования, которая является одним из важнейших условий реформирования и модернизации системы отечественного образования, так как именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде. В России, как и во многих других странах мирового сообщества все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации.

 

Проблемы информатизации образования является фундаментальной и важнейшей глобальной проблемой ХХI века в силу следующих основных причин:

· стремительное развитие процесса информатизации общества, которое является проявлением общей закономерности развития цивилизации. Сегодня этот процесс приобрел поистине глобальный характер и уже охватывает практически все развитые страны мира, в том числе и Россию. При этом информатизация общества влечет за собой многие весьма радикальные социальные изменения. Она существенным образом изменяет практически все стороны жизни людей;

· функциональные возможности и технические характеристики средств информатики, информационно-телекоммуникационных технологий в последние годы исключительно быстро растут, а их стоимость неуклонно снижается, что делает эти средства все более доступными для массового пользователя. Необходимо отметить, что эти возможности уже сегодня значительно опережают тот уровень подготовленности общества, который требуется для их эффективного использования, и это порождает еще одну социальную проблему - проблему развития новой информационной культуры общества, тесно связанную с проблемой развития сферы образования;

· дальнейшее стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и широкое внедрение ее достижений в социальную практику привели к формированию совершенно новой информационной среды общества, которую современные философы называют инфосферой. Именно инфосфера будет определять основные черты информационного общества, той новой цивилизации, которая уже сегодня формируется в развитых странах и с исторической неизбежностью будет распространяться от них по всему миру.

 

Для понимания дальнейших путей информатизации образования, определения ее роли и места в реализации современных концепций модернизации отечественной системы образования и вхождения ее в мировое образовательное пространство рассмотрим историю информатизации образования в России.

 

Информатизацию в широком смысле слова можно рассматривать как процесс перестройки жизнедеятельности общества на основе активно­го и полного использования достоверного, исчерпывающего и своевремен­ного знания во всех общественно-значимых видах человеческой деятельно­сти, требующих формирования инфраструктуры средств накопления, хра­нения, обработки и передачи информации как важнейшего показателя уровня научно-технического развития любой страны. При этом информа­ция становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре.

 

 

Под информатизацией образования понимается целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий:

· в учебный процесс для подготовки граждан к жизни и деятельности в условиях современного информационного общества; повышения качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий;

· в управление системой образования для повышения эффективности и качества процессами управления;

· в методическую и научно-педагогическую деятельность для повышения качества работы педагогов; разработки и внедрению новых образовательных технологий на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

 

Информатизация отечественного образования началась в 1985 году (с государственной реформы образования 1984 г.), когда было принято исключительно важное правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ и о введении в средних школах общего курса основ информатики и вычислительной техники.

В информатизации образования можно выделить следующие этапы:

1985 - 1993 гг. до принятия Программы информатизации образования Российской Федерации;

1993 - 1998 гг. до принятия Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации;

1998 - 2001 гг. до периода окончания сроков региональных программ информатизации систем среднего образования, подготовленных 1998-1999 годах.

2002 г. - по н.в. с момента присоединения России к Болонскому соглашению и началу модернизации отечественного образования и вхождению его в общемировое образовательное пространство.

 

Этап с 1985 по 1993 гг. можно назвать этапом "компьютеризации", основными результатами которого стали:

· введение общеобразовательной информатики во все средние учебные заведения;

· начало подготовки учителей информатики в педагогических вузах;

· оснащение образовательных учреждений разнородной компьютерной техникой - комплекты учебной вычислительной техники.

· создание Российского фонда компьютерных учебных программ (РОСФОКОМП) при Институте информатизации образования, состоящего из информационной и программной частей. Ядром информационной части РОСФОКОМП является Информационно-справочная система "РОСФОКОМП", которая фактически выполняет функции системы регистрации программных средств учебного назначения;

· в 1990 году, была разработана и опубликована концепция информатизации образования, которая определила основные направления и этапы развития важного процесса развития нашего общества. В концепции подчеркивалось, что информатизация образования - это "процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества". При этом указывалось, что информатизация образования является не только следствием, но и стимулом развития новых информационных технологий, что она содействует ускоренному социально-экономическому развитию общества в целом.

 

В начале 90-х годов в содержательном направлении развития информатизации образования были определены четыре наиболее важные задачи:

· Подготовка специалистов для профессиональной деятельности в информационной среде общества, владеющих новыми информационными технологиями.

· Формирование в обществе новой информационной культуры.

· Фундаментализация образования за счет его существенно большей информационной ориентации и изучения фундаментальных основ информатики.

· Формирование у людей нового информационного мировоззрения.

 

На втором этапе с 1993 по 1998 гг., с которого собственно и начинается процесс информатизации, были разработаны первые концепции информатизации образования Российской Федерации. В 1993г. была принята Программа информатизации образования в Российской Федерации на 1994-1995 гг., которая вобрала в себя основные стратегические направления информатизации системы образования СССР и была призвана решить ближние цели.

 

 

На начало 1997 года в системе высшей школы России действовали, то есть имели определенный правовой статус, три официальных документа, которые назывались концепциями и относились к предметной области информатизации высшего образования:

· Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе (вышла в начале 1993 года);

· Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации (утверждена 28 сентября 1993 г.);

· Концепция развития сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации (утверждена 31 марта 1994 г.).

 

 

В 1998г. эти и другие факторы легли в основу Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации, которая была доложена 5 мая 1998 года на пленарном заседании секции № 8 "Информационные технологии в образовании и науке" в рамках Первого международного конгресса-выставки "Образование - 98" (г. Москва, 4-7 мая 1998 г.). Целью разработки этой Концепции стало определение задач, основных направлений, темпов и приоритетов развития информатизации сферы образования России в условиях кризисной экономики и переходного периода к рыночным методам хозяйствования.

 

 

Одним из основных направлений информатизации образования стало создание и развитие системы дистанционного образования, концепция которой была выдвинута на Втором международном конгрессе "Образование и Информатика: политика в области образования и новые технологии", созванного ЮНЕСКО в сотрудничестве с Российской Федерацией в Москве с 1 по 5 июля 1996 года.

 

Дальнейшему развитию и реализации разработанной концепции помешал экономический кризис, который разразился в стране в августе 1998 г. С этого момента начали развиваться тенденции децентрализации в сфере образования, в том числе и в процессах информатизации: разрабатываются и начинают реализовываться региональные и даже локальные (вплоть до рамок отдельных учебных заведений) программы информатизации образования.

 

Только в 2001 г. в связи с постепенным выходом из кризиса государство вновь приступает к целенаправленной деятельности по информатизации образования. С этого времени финансирование принимает конкурсный характер.

 

В 2001 г. во исполнение поручения Президента от 1 сентября 2000 г. № Пр-1769 и Постановления Правительства РФ № 224 от 23.3.01 Минобразованием России определены основные мероприятия проекта "Компьютеризация сельских школ - 2001". В развитие проекта Минобразованием России подготовлена и утверждена Постановлением Правительства РФ № 630 от 28.8.01 ФЦП "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 - 2005 годы" (РЕОИС). В ней предусматривается комплексное решение: обеспечение УО современными аппаратно-программными средствами, развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступ к информационным ресурсам и гарантированное обслуживание техники, повышение соответствующей квалификации работников образования, разработка электронных обучающих средств, позволяющих дистанционно учащимся и педагогам обучаться, а лучшим педагогам - обучать.

 

В 2002 г. организуются мероприятия Минобразования по реализации утвержденных на коллегии 28 февраля 2002 г. основных направлений информатизации образования по конкурсам 2002 года, а в 2003 г. - мероприятия Минобразования по реализации направлений информатизации образования по конкурсам 2003 года.

 

На этом этапе основными являлись следующие направления информатизации образования:

· Подготовка кадров для информационного общества

· Развитие электронных образовательных ресурсов

· Компьютеризация и коммуникационное обеспечение образования

· Поддержка региональных программ информатизации

· Развитие информационно-коммуникационных технологий управления образованием

 

Присоединение России в 2002 г. к Болонскому соглашению привело к пересмотру отечественной системы образования. В последнее время наметились тенденции к интеграции ее в мировое образовательное пространство, что повлекло начало ее модернизации. Одним из главных направлений модернизации отечественного образования является его информатизация, которая на современном этапе развивается по следующим четырем основным направлениям:

· Оснащение образовательных учреждений современными средствами информатики и использова-ние их в качестве нового педагогического инструмента, позволяющего существенным образом повысить эффективность образовательного процесса. Это направление получило в нашей стране название педагогической информатики. Начавшись с освоения и фрагментарного внедрения НИТ в традиционные учебные дисциплины, педагогическая информатика стала развивать и предлагать педагогам новые методы и организационные формы учебной работы, которые в дальнейшем стали использоваться повсеместно и сегодня способны поддерживать практически все многообразие образовательного процесса, как в системе высшего образования, так и в средней школе. Проблема здесь заключается лишь в уровне оснащенности образовательных учреждений современными средствами информатизации.

· Использование современных средств информатики, информационных телекоммуникаций и баз данных для информационной поддержки образовательного процесса, обеспечения возможности удаленного доступа педагогов и учащихся к научной и учебно-методической информации, как в своей стране, так и в других странах мирового сообще-ства.

· Развитие и все более широкое распространение дистанционного образования - нового метода реализации процессов образования и самообразования, позволяющего существенным образом расширить масштабы образовательного пространства и обеспечить возможность доступа все большей части населения к образовательным ресурсам данной страны и других стран мирового сообщества.

· Пересмотр и радикальное изменение содержания образования на всех его уровнях, обусловленные стремительным развитием процесса информатизации общества. Эти изменения сегодня ориентируются не только на все большую общеобразовательную и профессиональную подготовку учащихся в области информатики, но также и на выработку качественно новой модели подготовки людей к жизни и деятельности в условиях постиндустриального информационного общества, формирования у них совершенно новых, необходимых для этих условий личных качеств и навыков.

 

В рамках реализации этих направлений были разработаны следующие программы:

· научное, научно-методическое обеспечение развития технологий информационного общества и индустрии образования на 2003-2004гг.;

· создание системы открытого образования (СОО) на 2003-2004гг.;

· федеральная централизованная программа "Электронная Россия на 2002-2010".

 

В 2005 г. в рамках приоритетных национальных проектов был выдвинут на государственном уровне проект "Образование".

 

Хотя информатизация образования развивается, разрабатываются и реализуются направления, концепции и программы на разных уровнях (от федерального до уровня образовательного учреждения), по ряду направлений информатизации образования результаты, заявленные в предыдущих концепциях, достигнуты только частично в силу разных причин. Наиболее важными работами среди них по-прежнему остаются следующие:

· создание глобальной информационной инфраструктуры образования (не решены до конца проблемы очередного этапа реформирования сферы образования);

· разработка действенной нормативно-правовой базы;

· создание системы стандартизации и сертификации информационных технологий в образовании;

· создание информационно-аналитической системы управления образованием;

· разработка научно-обоснованной методологии использования информационных технологий в образовательном процессе;

· создание базового курса информатики для всех этапов непрерывного образования - от школ до послевузовского и дополнительного образования;

· подготовка и переподготовка кадров для системы образования в области использования и внедрения новых информационных технологий.

 

На сегодняшний день одним из основных направлений информатизации отечественного образования остается формирование информационной культуры. Однако это направление требует, на наш взгляд, более комплексного и интегрированного подхода, так как в большинстве концепций информатизации образования информационная культура понимается узко профессионально - как профессиональная характеристика современного специалиста в области применения информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности. Однако, в современном информационном обществе информационную культуру следует рассматривать как степень сформированности человека для органичного вхождения в информационное общество, в пространство культуры этого общества; как достигнутый уровень организации информационных процессов; степень удовлетворения людей в информационном общении; уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающий целостную картину мира, предвидение последствий принимаемых решений. Поэтому решение проблемы формирования информационной культуры представляется одной из важнейших в ходе модернизации и информатизации отечественного образования.

 

Анализ современных направлений развития процесса информатизации образования показывает, что его рациональная организация в интересах дальнейшего научно-технического, социально-экономического и духовного развития общества представляет собой сложнейшую и весьма актуальную научно-организационную и социальную проблему. Для решения этой проблемы необходимы скоординированное и постоянное взаимодействие специалистов образования и науки, а также эффективная поддержка этого взаимодействия со стороны государственной власти и органов местного самоуправления.

 

Социализация личности как социально-педагогическая проблема: философский, психологический, педагогические аспекты. Агенты, средства, механизмы социализации. Стадии социализации. Показатели социализированности личности, их возрастная обусловленность.

Термин социализация пришел в теорию из полит. экономии и этим термином обозначали др. понятия.

Социализация личности - развитие соц. природы человека или подготовка человеческого материала к соц. жизни. В настоящее время при анализ процесса социализации этот процесс исследуется с разных концептуальных подходах. Условно их объединяют в 2 группы:

Субъектно-объектная (пассивная адаптация индивида в обществе)- Дюк Геймн- трактует соц. воспитание как давление на ребенка соц. среды, которая стремиться сформировать его по заданному образцу силами родителей и учителей.

Парсон – Социализация- принятие ребенком той культуры, в которой он родился. Главная задача социализации – сформировать у вступающих в социум новичков как минимум- чувство лояльности, как максимум – чувство преданности. Сторонники этой позиции считают главным- принятие, освоение, адаптация.

Субъект-субъектный подход - рассматривают активную роль человека в процессе социализации. Изучать следует не только социализацию, но и отношение индивида, точку зрения его на социализацию. Сторонники разработали теорию зеркального отражения, позволяющую увидеть точку зрения индивида на ситуацию.

Агенты, средства,

Агент, с точки зрения социологии – представитель определенного института социализации, под к.т. понимается конкретная группа, в к.т. личность приобщается в система норм и ценностей. Главный институт социализации – семья, коллектив, неформальная группа.

Агент социализации (по Мудрику) – лицо, во взаимодействии с к.т. осуществляется процесс социализации.

Психологи утверждают, что агент социализации – это тот, чья поведенческая норма выступает в качестве образца. По Фрейду – семья, родители.

Состав агентов зависит от стадии социализации. По отношению к детям и подросткам: члены семьи, учителя, родители, сверстники, соседи. В юности и молодости в число агентов входят: супруг(а), коллеги по работе, однокурсники. В послетрудовой стадии выступают дети и члены семьи.

Степень влияния агентов зависит от структуры семьи, родства. Влияя, агент может быть положительным и отрицательным. В процессе социализации агенты пользуются средствами.

Средства – элементы окружающей среды, к.т. оказывают социализирующее влияние на человека. Только тогда, ко



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.184 (0.013 с.)