Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алкоголизм, наркомания, употребление пав.

Поиск

Аддиктивное поведение - это одна из форм девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема ПАВ.

Можно выделить несколько групп мотивов, побуждающих детей потреблять различные ПАВ:

1. На социальном уровне:

- ритуальный мотив - запрограммированность сознания на прием ПАВ,

- коммуникативный - употребление ПАВ как средство коммуникации, это поведение заменяет общение.

2. На индивидуально-личностном уровне:

- адаптивно-конформный мотив - чтобы не быть "белой вороной" в референтной группе, чтобы быть принятым в эту группу,

- вытесняющий - вытеснить горе, депрессию, нереализованные потребности,

- компенсаторный - компенсировать какие-то недостающие качества, например, робость,

- релаксирующий - снятие напряжение, достижение состояния физического и психического покоя, расслабления,

- рекреативный - осуществляет функцию досуга, отдыха.

Особенностями детского алкоголизма являются быстрое привыкание к ПАВ и низкая эффективность лечения. Большинство преступлений совершается в нетрезвом состоянии, с целью достать деньги на спиртное или наркотики.

Суицидальное поведение. По данным ВОЗ, в мире насчитывается от 50 млн людей, склонных к суициду. Тенденцией является омоложение суицида. В мире эта цифра составляет 5-19 лет. При этом часто до конца не устанавливаются причины, побудившие ребенка расстаться с жизнью. Как правило, это могут быть социально-психологическая дезадаптация (человек зашел в тупик и не может найти выход), неадекватный уровень притязаний (не может достичь желаемого), комплекс неполноценности, тяжелые болезни. Суицидальное поведение может быть демонстративным, аффективным и истинным.

Проституция и отклонения в сексуальном поведении. К причинам, побуждающим к занятиям проституцией, относятся необходимость достать деньги для выживания, а также отклонения в физиологическом развитии.

Отношение молодежи и подростков к сексу становится все более легким, все проще игнорируются различные социальные запреты в этой области. Раннее начало половой жизни обостряет такие проблемы, как ранняя беременность, рождение детей у слишком молодых матерей, еще обучающихся в школе.

Галагузова, Беличева

 

 

№9 Развитие ребенка в социуме. Взаимосвязь процессов социализации и индивидуализации личности. Социализированность как адаптированность личности в обществе. Социально-педагогическая виктимология о "жертвах" социализации.

Развитие реб-ка- это слож. процесс изменения, совершен-вания, усложнении, накопления колич-ных изменений кот. приводят к кач-ным. Р-к в своем развитии проходит изменения- физ-кие, псих-кие, совершенств-тся мышление, происходят соц. изменения. Раз-тие протекает под влиянием внутр. и внеш. изменений. внутрен. - биологические, наследств. факторы.

внеш. - вся окруж. среда(естеств, природная, социальная + целенаправ-ная деят-сть лич-сти). Раз-тие р-ка – это слож. многофакторный, противореч. Процесс превращения индивида в соц. сущ-во.

В процессе раз-тия р-к вкл. в деят-сть. Виды деят-сти: игра, труд, познание.В ходе выполнения видов деят-сти реб-к вступает в общение.

В психологии выявл-на законом-сть:

Для кажд.воз-ста сущ-ет ведущ. вид деят-сти.(эмоц. общение, предмет. деят-сть, игровая, сужетно-ролев, учебная, общение и проф. самоопред-ние, проф. направ-сть). Ведущ. вид деят-сти формур-тся главн. новообразованиями в-ста, закладывает предпосылки для овладения след. вида деят-сти- соц. ситуация раз-тия р-ка.

Инфантилизм- несоответ-вие своему уровню раз-тия лич-сти. В ходе раз-тия р-ка для успешной социал-ции крайне важны внеш. воздействия, эти воздейст-я не напрямую влияют на х-р, равз-тие р-ка, а проявляются ч-з инд. особенности р-ка. Развитие ребенка означает его превращение из биологического индивида в социальное существо -личность. В основе развития ребенка лежат две группы факторов: биологические и социальные. В истории психологической и педагогической науки имеются биогенное и социогенное направления, определяющие своеобразие перспектив социального развития человека.

Сторонники биогенного (биогенетического) направления считают, что развитие человека предопределено наследственностью. Именно от нее зависит, кем может стать в будущем человек. Наследственность определяет только предрасположенность. Нужны еще соответствующие условия для реализации наследственных черт.

Сторонники социогенного (социогенетического) подхода в педагогике считают, что человек с рождения очень динамичен и из него можно лепить все, что угодно воспитателю. Но реальная жизнь такова, что далеко не все можно сформировать и развить у ребенка. Если ребенок не имеет предрасположенности к тому, что у него развивают, перспективы будут ограничены.

Таким образом, реальная жизнь диктует необходимость обеспечения единства биогенного и социогенного подходов. В процессе социального развития и воспитания ребенка необходимо знать его индивидуальные особенности и возможности.

Овладение соц. ролями помогает реб-ку адаптироваться к окруж. среде в процессе социализации,выработка собств. критич-кого отнош-ния к ролям формирует индивидуализацию. Благополуч. вхождение индивида в социум-это равновесие адаптации и индивидуализации, что в конечном итоге приводит к интеграции в социум. Этот процесс призвано обеспечивать воспитанием. Чем многообразнее влияние соц. среды, тем шире репертуар соц. ролей, тем свободнее, независимее лич-сть. Выпадение р-ка из принятых в общ-ве соц. отнош-ний квалиф-руется в общ-ве, как соц. дезадаптация. М.возникать как под влиянием внеш. и внутр. факторов. Процесс развития р-ка в общ-ве- это процесс социализ-ции. Этот процесс предполагает соц. адаптацию. Если нарушен процесс соц-ции, возникает процесс социал. дезадаптации.

В самом общем виде социализация предполагает вписывание человека в социальную систему. По определению Мудрика, социализация - это развитие и самореализация человека на всем протяжении жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Социализация - это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему успешно функционировать в качестве полноправного члена общества. Процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Это непременное условие и результат успешной социализации ребенка, которая, по мнению Андреевой, происходит в трех основных сферах: - в деятельности - у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее освоение, - в общении - расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, - в сознании - формирование собственного образа "Я" как активного субъекта деятельности, формирование самооценки, осмысление своей социальной роли. В процессе социализации проявляется потребность человека быть как все. Но параллельно с этим в процессе индивидуального развития личности ребенка постепенно формируется другая потребность -проявить себя, свою индивидуальность. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация. Она выражается в том, что те или иные социально значимые качества и свойства личности проявляются в индивидуальной, присущей именно этому человеку форме. Его социальное поведение при всей общей внешней схожести с поведением других людей приобретает черты неповторимости, уникальности.

Таким образом, социальное развитие ребенка происходит по двум взаимосвязанным направлениям:- социализации - овладение социокультурным опытом, его присвоение; - индивидуализация - приобретение самостоятельности, относительной автономности. Оптимальный вариант - если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие между процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой - вносит свой значимый вклад в него, свою индивидуальность. В результате происходит интеграция ребенка в социум. При этом происходит взаимная трансформация личности и среды. Эти процессы проявляются на всех уровнях социума, в т.ч. и при вхождении ребенка в какую-либо конкретную группу людей, и оказывают влияние на формирование его определенных личностных качеств. Например, если не происходит процесса адаптации ребенка в группе, то у него может появиться неуверенность в себе, безынициативность, что может привести к серьезной личностной деформации.

Социализированность понимается как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом. С точки зрения социальной педагогики, в процессе и результате социализации человек овладевает совокупностью ролевых ожиданий и представлений в различных сферах жизнедеятельности (семейной, социальной, профессиональной и др.). Он развивается как личность, приобретая и вырабатывая ряд социальных установок и ценностных ориентации, удовлетворяя и развивая свои потребности, интересы.С точки зрения Мудрика, от содержательной характеристики всех этих компонентов зависит успешность социализации, которая проявляется в балансе между адаптированностью человека в обществе и обособлением от общества. Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу, саморазвитие личности, ее активное взаимодействие с обществом, способность противостоять неблагоприятным воздействиям общества. Показателем успешной социальной адаптации, по мнению Л.В.Мардахаева, является его удовлетворенность этой средой, активность личности и приобретение соответствующего социального опыта. Опыт адаптации способствует формированию качеств личности, которые помогают быстро вживаться в новые условия, приспосабливаться к ним. Проявляя себя той или иной ситуации, человек усваивает опыт адаптации к ней и типичной ситуации. Опыт позволяет человеку сокращать время адаптации к условиям среды. Поэтому ребенку, который постоянно находится в одних и тех же условиях, сложно приспособиться к новым. Например, домашний ребенок с трудом адаптируется к группе детского сада, школе. Беличева предлагает различать нарушения социализации, при которых социальная дезадаптация, неадекватность поведения не носят асоциального характера, и нарушения социализации, дезадаптация при которых носит антиобщественный характер, противоречащий нормам морали и права. Беличева использует термин десоциализация. Десоциализация возникает при отчуждении индивида от институтов социализации, которые выступают носителями норм общепринятой морали и права, и которые обусловливают, по словам Л. С. Выготского, "врастание в человеческую культуру". Формирование личности в данном случае идет под влиянием различных асоциальных либо преступных субкультур с собственными групповыми, корпоративными нормами и ценностями, носящими антиобщественный характер. Т.е. десоциализация - это не что иное как социализация, совершаемая под влиянием негативных десоциализирующих влияний, которые приводят к социальной дезадаптации, имеющей асоциальный противоправный характер, к деформации системы внутренней регуляции и формированию искаженных ценностно-нормативных представлений и антиобщественной направленности. Таким образом, предупреждение десоциализации предполагает не только нейтрализацию прямых десоциализирующих влияний среды (аморальной семьи, асоциально ориентированной группы и т.д.), но и создание воспитывающей среды в коллективах школьных и внешкольных детских учреждений, что позволит им стать предпочитаемой средой общения с высокой референтной значимостью в глазах подростков и тем самым в полной мере выполнять свои функции ведущих институтов социализации.

Социализация человека в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие многочисленных опасностей, оказывающих негативное влияние на развитие человека. Поэтому объективно появляются целые группы людей, которые становятся или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации.

Жертвы социализации изучаются отраслью социальной педагогики - виктимологией. Успешная социализации предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой - способность в определенной мере противостоять обществу. Т.е. эффективная социализация предполагает определенный баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем. Человек, полностью адаптированный в обществе и неспособный в какой-то мере противостоять ему, т.е. конформист, может рассматриваться как жертва социализации. Человек, не адаптированный в обществе, также становится жертвой социализации. Виды жертв: 1. Латентные - те, кто не смог реализовать заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств социализации. Пример латентной жертвы - высокоодаренные люди. Ученые считают, что высокаая одаренность выпадает на долю примерно 1 человека из тысячи родившихся. В зависимости от степени благоприятных условий социализации, особенно на ранних возрастных этапах, эта предрасположенность развивается примерно у 1 человека из миллиона родившихся. А действительно гением становится лишь 1 из 10 миллионов. Таким образом, условия социализации таких людей (даже достаточно благоприятные) оказываются недостаточными для развития и реализации заложенной в них высокой одаренности, о чем ни они сами, ни их близкие даже не подозревают. 2. Реальные - к ним относятся инвалиды, дети с психосоматическими дефектами и отклонениями, сироты, дети, находящиеся на попечении государства. 3. Потенциальные - дети с пограничными психическими состояниями и акцентуациями характера, дети мигрантов, дети, родившиеся в семьях с низким экономическим, моральным, образовательным уровнями. Т.е. это люди, которые могут стать жертвами при определенных обстоятельствах. Эти виды жертв далеко не всегда представлены в чистом виде. Очень часто первичный дефект, отклонение от нормы или какое-то объективное жизненное обстоятельство (например, неблагополучная семья) вызывают вторичные изменения в развитии человека, ведут к перестройке жизненной позиции, формируют неадекватное или ущербное отношение к миру и к себе. Нередко происходит наложение одного признака или обстоятельства на другие. Например, судьба выпускников детского дома, многие из которых с трудом адаптируются в жизни, т.к. не владеют элементарными навыками обеспечения жизнедеятельности, не готовы к семейной жизни и т.д. В результате чего многие становятся бомжами, преступниками, спиваются. Одни признаки и обстоятельства, позволяющие отнести человека к числу возможных жертв социализации, имеют постоянный характер (сиротство, инвалидность), другие проявляются на определенном возрастном этапе (социальная дезадаптация, алкоголизм, наркомания). Одни -неустранимы (инвалидность), другие могут быть предотвращены или изменены (различные социальные отклонения - противоправное поведение). Отнесение человека к жертве социальных условий относительно, оно зависит от уровня и характера культуры, цивилизованности общества. Жертвы есть в любом обществе. Но критерии, по которым человека относят к жертвам, могут быть разные. Например, в Древней Руси слабоумный человек не рассматривался как жертва. Его называли святым, прорицателем, оберегали обществом. Отношение общества также может быть более терпимым или более агрессивным к непохожести. Отношения определяются социально-культурными установками и стереотипами общества. Например, что сироту надо жалеть, что мачеха всегда злая и т.д. Усложнение социальных, экономических, политических отношений в обществе порождает и многообразие типов жертв. В виктимологии используются следующие понятия: Виктимогенность - наличие условий, порождающих выпадение из социальных рамок.

Виктимизация - процесс превращения человека в жертву социальных обстоятельств. Виктимность - склонность человека к выпадению из социальных рамок.

Факторы превращения человека в жертву социализации. 1. Объективные. - Природно-климатические условия. Климат влияет на здоровье людей. Суровые или неустойчивые климатические условия могут оказывать пагубное влияние на физическое развитие, здоровье и психику человека. Экологические особенности местности (повышенный уровень радиации, шума, загазованности и т.д.) неблагоприятно влияют на здоровье людей. Климатические и экологические условия не только влияют на здоровье человека, но могут приводить к более высокому, чем в других местах, уровню антисоциального, криминального, саморазрушительного поведения (алкоголизму, наркомании, суициду). Пример - ряд районов Севера и Дальнего Востока, г.Магнитогорска. - Общество и государство, в которых живет человек. В любом обществе существуют инвалиды и сироты, но условия их социализации и жизни могут различаться в зависимости от уровня экономического развития и социальной политики государства: инвестиций в сферу социальной защиты, системы социальной реабилитации, профессиональная подготовка и трудоустройство, законодательство, определяющее права сирот и инвалидов, а также обязанности по отношению к ним общественных и государственных институтов.- Особенности поселений, конкретных микросоциумов, в которых живет человек и целые группы населения. Большое значение имеют экономические условия жизни населения, производство, социально-профессиональная и демографическая структуры населения, его культурный уровень, социально-психологический климат. Например, в малом городе, где большая часть населения связана с одим - двумя предприятиями, их закрытие грозит массовой безработицей. Если среди жителей велик процент освободившихся из МЛС, социально-психологический климат имеет явно антисоциальный и криминальный характер. Группа сверстников (особенно в подростковом и юношеском возрастах), если она имеет асоциальный или антисоциальный характер.- Семья (особенно в младшем возрасте). Например, в неполной семье может сформироваться несколько поколений женщин - мужененавистниц, т.е. они станут обладателями определенного психического комплекса, что лишит их возможности создать благополучные семьи. 2. Субъективные - индивидуальные особенности человека как на индивидном, так и на личностном уровне. От этого

зависит субъективное восприятие человека себя жертвой. На индивидном уровне виктимизация человека зависит от темперамента, от генетической предрасположенности к саморазрушительному или отклоняющемуся поведению. На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой, зависит от многих личностных характеристик: степень устойчивости, мера гибкости человека, развитость у него рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации.

Таким образом, в рамках социальной педагогики виктимология изучает проблемы:

1. Какие обстоятельства порождают жертв, отклоняющееся от нормы социальное поведение, т.е. дает анализ социально-экономических и социально-культурных тенденций развития общества и осуществляет прогнозирование. 2. По каким параметрам государство относит, характеризует людей как жертв социализации. Какие представления о жертвах есть в общественном сознании. Как в сознании разных субкультур, этносов определяется жертва.

3. Какие условия необходимо создавать в государстве и обществе для социальной реабилитации жертв. 4. Типология жертв в обществе, их классификация и количество. 5. Особенности восприятия человеком себя как жертвы. 6. Методы диагностики виктимогенности социума и виктимности человека. 7. Разрабатывает и предлагает меры коррекции, профилактики, минимизации факторов риска. 8. Разрабатывает рекомендации по гуманизации воспитания, общественных отношений, по развитию толерантного общественного сознания. Беличева. Мудрик. Лекции.

 

№10 Семья как субъект социального воспитания детей и подростков. Характеристика современной семьи. Типология семейного неблагополучия. Эффективные формы работы с родителями в современной школе.

Семья как субъект социального воспитания социальное воспитание — «целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитания — одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (то есть отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений»Семья – один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания. Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Как социальное явление семья претерпевает изменения в связи с развитием общества. Однако прогресс форм семьи и семейного воспитания обладает относительной самостоятельностью. В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности постоянно изменялись под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Прогресс общества в значительной степени был связан с регулированием взаимоотношений мужчины и женщины, с уменьшением дискриминации женщин на производстве, в социальной и духовной сферах, с существенным изменением функций семьи, созданием условий для совершенствования брачно-семейных отношений, повышения их воспитательного потенциала. Семейное воспитание — это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений. Воспитательные воздействия осуществляются на основе механизма подкрепления — поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью; механизма идентификации — ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же. При рассмотрении воспитательной деятельности родителей выделяют: различные стили воспитания; факторы воспитательного воздействия; воспитательную позицию родителей и др.Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка. Стили семейного воспитания Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Попустительский стиль (в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны Типы современных семей: малая / нуклеарная/ семья, где живут вместе супруги, состоящие в браке и их дети и расширеннаясемья, где проживают совместно более двух поколений родственников; семьябездетная и семьяс детьми; семья полная /наличие обоих родителей/ и неполная /наличие одного из родителей/; семья патриархальная и партнерская. «С психологической точки зрения: члены семьи объединены взаимозависимостью для удовлетворения своих эмоциональных потребностей, экономически они связаны зависимостью друг от друга при удовлетворении материальных нужд». Т.о., единство семьи основано на общих потребностях и совместном их удовлетворении, как в физическом, так и в психическом аспектах. Анализируя специфику российской семьи, А.Я. Варга указывает, что в нашей стране семьи имеют следующие отличительные признаки: 1сохраняется патриархальная семья, то есть семья, состоящая из нескольких поколений; 2границы между подсистемами диффузны, плохо структурированы, власть в семье нередко принадлежит бабушкам и дедушкам;3во мн. семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины, также как отсутствуют они во многих общественных институтах: школах, поликлиниках, банках, где главными действующими лицами являются тоже женщины; 4несколько поколений зависит друг от друга не только духовно, но и материально, молодые семьи часто живут либо в коммунальных квартирах, либо совместно с родителями; 5идеология тоталитарного общества сформировала жесткую систему принуждения и долженствования, из-за которой быт, поведение, духовные ценности формировались так, что человек забывал о собственном «Я», о своих желаниях и потребностях; 6разрушение прежней идеологии и отсутствие новой, которая помогла бы сплочению семьи и обретению чувства защищенности, привели к тому, что в обществе возросла потребность в иллюзиях, что часто приводит к тому, что люди ищут «забытья» в алкоголе, наркотиках, в семье возрастает уровень взаимной агрессии». При этом нельзя забывать, что семья выполняет ряд функций: воспитательная функция; хозяйственно-бытовая функция; эмоциональная функция; функция духовного (культурного) общения; функция первичного социального контроля. Типология семейного неблагополучия Небл. семья – это семья, в кот. нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Небл. семьи можно условно разделить на две большие группы: 1. семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: конфликтные семьи, проблемные семьи, асоциальные семьи, аморально-криминальные семьи, семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи) 2. семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей. Семьи с открытой формой неблагополучия: формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер, проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), проявляются в неблагополучном психологическом климате в семье, ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее. Конфликтные семьи. Признаки семьи:в семье постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи, конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность – норма взаимоотношений супругов или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия, конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение Асоциальная семья – семья, в которой нарушаются права ребенка. Основными критериями, по которым семья может быть отнесена к категории, находящейся в социально опасном положении: Жестокое обращение с ребенком, представляющее опасность для его жизни и здоровья. Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего. Отрицательное влияние родителей на ребенка (употребление алкоголя, аморальный образ жизни, употребление наркотических средств). Вовлечение ребенка в совершение противоправных или антиобщественных действий (в употреблении спиртного, наркотиков, в занятие попрошайничеством, проституцией). Аморально-криминальные семьи с алкогольной зависимостью. Внутренне неблагополучные семьи. Недоверчивая семья: повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, педагогам), ожидание враждебности, слабые контакты с окружающими, нередки длительные конфликты с родственниками, в любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка Неполные семьи и их типы. Неполнойназывается семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных семей – профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье. Можно выделить несколько разновидностей неполных семей: Разведенная семья, Осиротевшая семья, Мать-одиночка с ребенком

Эффективные формы работы с родителями в современной школе. Стиль работы п-га с родителями д.б. демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребёнка. Отсюда содержанием взаимодействия п-га как специалиста-профессионала с родителями воспитанников является проявляемая забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития. Иными словами, необходимо помочь школьнику выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности. Это позволит ребёнку стать полноценной личностью в современной жизни.

П-гу следует помнить, что он призван вместе с родителями учащихся создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи, учреждений дополнительного образования по отношению к личности ребёнка. Этого можно добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:

1. Обращение к чувству родительской любви и уважение её;

2. Доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

3. Позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет.

Формыработы.

В научной педагогической литературе (Т. П. Елисеева, Н. К. Степаненков) выделяются две основные группы форм взаимодействия школы с родителями: традиционные и нетрадиционные формы. По мнению специалистов (Н. Е. Щуркова, Ф.П. Черноусова, Т.А. Стефановская), на сегодняшний день целесообразно рассматривать дифференцированный подход ко всем формам взаимодействия школы с родителями. Педагогам нужно стараться не навязывать всем родителям одинаковые формы взаимодействия, в основном ориентироваться на потреб-ности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы и класса.

Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия:

Формы взаимодействия педагогов и родителей

коллективные групповые индивидуальные

Родительское собрание

Родительский лекторий

Конференция по обмену опытом

Вечер вопросов и ответов

Диспут-размышление по проблемам воспитания

Встреча родителей с администрацией школы, учителями класса

«Дни открытых дверей»

Взаимодействие с родительским комитетом

Взаимодействие с творческими группами

Групповые консультации

Практические занятия для родителей с привлечением специалистов

Клуб,Беседа,Посещение на дому,Консультация-размышление,Выполнение индивидуальных поручений, Переписка,Телефонный разговор

Рассмотрим кратко каждую группу форм взаимодействия педагогов и родителей.

Коллективные формы взаимодействия педагогов с родителями.

Родительское собрание - основная форма работы с родителями, где осуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов.

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые под-ходы к воспитанию детей.

Конференция, по обмену опытом - чаще всего мероприятие, где можно обсудить один и несколько вопросов воспитания, представить положительный опыт и традиции семейного воспитания.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей, когда уже выявлены проблемы или различные вопросы по различным аспектам воспитания учащихся.

Диспут-размышление по проблемам воспитания - размышление над проблемами воспитания, которые проходят в неформальной обстановке, предполагает максимальное включение всех участников диспута.

Встречу родителей с администрацией школы, учителями класса проводятся ежегодно, на них педагогический коллектив знакомит родителей со своими требованиями, нормативными документами, целями и задачами воспитания, выясняются вопросы родителей и возможности сотрудничества и взаимодействия.

В практике работы школ широкое распространение получили «Дни открытых дверей», которые проводятся по-разному. В одних школах это совместный праздник педагогов и семьи, на котором организуются выставки работ учащихся, родителей, творческие отчеты коллективов, награждаются дети, родители, педагоги за различные достижения, проводятся соревнования, конкурсы коллективов, семей. Другой вариант «Дня открытых дверей» прово-дится для родителей с целью их непосредственного общения с учителями, психологом, социальным педагогом и в ряде школ организуется несколько раз в году.

Групповые формы взаимодействия педагогов с родителями.

Эти формы взаимодействия обусловлены выделением определенных групп родителей по различным признакам (актив родителей; родители-организаторы работы объединений по интересам; родители, разрабатывающие и решающие какие-либо проблемы в школе, или классе; и т.д.). Такие объединения имеют свои уставы, положения, планы работы.

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может выбираться родительс<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 719; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.117.240 (0.019 с.)