Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социализированность личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Изначально разрабат. в русле субъект-объективного подхода. Социализированность- рез-т социализации. Чем лучше человек освоил соц.роли, тем больше он востребован обществом. В рамках субъект- субъективного подхода социализ-ть понимается иначе, человек не только адаптирован в общество он еще и субъект своего развития и субъект развития общества в целом. Мудрик выделяет характеристики социализированности: овладение ролевыми ожиданиями в различных сферах жизнедеятельности - наличие сформированных реалистических жизненных целей и представление о том как их достичь - необходимый на данном возрастном этапе уровень образования 2. наличие собственных взглядов и способности изменить их - наличие и характер Я-концепции уровень самоуважения и чувства собственного достоинства - избирательность эмоциональных привязанностей -готовность и способность самостоятельно решать собственные проблемы -гибкость и устойчивость в меняющихся ситуациях Возрастной аспект социализированности(Мудрик) дошкольный возраст - осн.цель получить одобрение взрослых -усиливается самостоятельность - происходит эмансипация – выделение своего Я - активность со сверстниками в игре 2) выпускник средней школы - уровень самоуважения -общительность - умение сотрудничать в группе - владение знаниями по школьной программе - практический ум - владение ПК - знание способов зарабатывать на жизнь
14. Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике. Основные формы социальных отклонений: медицинская теория, концепция социального "выпадения", психолого-педагогическая теория. Девиации как социально-педагогическая проблема. Характеристика видов отклоняющегося поведения. Понятие нормы широко используется в медицине, психологии, педагогике, социологии и других науках. Но до сих пор нет единого точного определения этого понятия. Например, только в медицине имеется около 200 определений понятия "норма". Сложность в определении понятия "норма" не только терминологическая, но и содержательная. Например, нравственные нормы не могут быть раз и навсегда зафиксированы во всех сообществах, т.к. они имеют национальную специфику и со временем изменяются. Во все времена в человеческом обществе были люди, имеющие исключительные особенности, непохожие на других, требующие к себе дополнительного внимания. Они выделялись в особые группы, социальные слои или касты, и к их непохожести в разные исторические эпохи складывалось разное отношение. От крайне жестокого (физическое уничтожение младенцев в Спарте) до милосердно-сострадательного. Например, отношение к слабоумным в христианской Руси, где обидеть убогого считалось тяжким грехом; или идея интеграции в современной западной психологии -интеграция исключительных людей в социум: совместное обучение, создание условий для передвижения по городу, предоставление возможности получения профессионального образования и т.д. Чем демократичнее общество, тем терпимее оно относится к нестандартным формам проявления личности. Тоталитарные же режимы склонны строго регламентировать поведение человека, жестоко наказывать, если допускается отклонение от предписанных норм. Норма - это среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней (Галагузова). То, что не соответствует норме, называется отклонением. Понятие нормы и отклонения используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка. При этом отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Негативные отклонения - преступное поведение, наркомания, алкоголизм и др. - оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные отклонения - талант, одаренность. Еще В.П.Кащенко писал, что между нормальным типом поведения, нормальным характером и патологическим характером располагается неизмеримое количество переходных ступеней от здорового характера к больному. Вследствие этого нет возможности провести четкую грань между нормальным и трудным характером. На этом основании довольно затруднительно дать правильную оценку, например, припадкам гнева, которые относительно часто встречаются у детей. Число людей с отклонениями в мире увеличивается из-за ряда причин: - благодаря усилиям медиков удается спасти жизни людей, но они остаются калеками, - наличие специальных аппаратов, позволяющих поддерживать жизнь организма, - гуманизм в отношении к таким людям, - неблагоприятные экологические факторы, отрицательное влияние производства, - увеличение числа детей, родившихся с патологиями. В социальной педагогике понятия "норма" и "отклонение" позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснить, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность. Галагузова выделяет 4 типа отклонений: 1. Физические - они связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. Для каждой возрастной и половой группы детей определяются свои показатели (рост, вес и т.д.), которые характеризуют здоровье ребенка. Но это идеальные показатели, и очень сложно найти такого ребенка, который точно бы соответствовал им. Отклонения в здоровье могут быть вызваны наследственными факторами и внешними обстоятельствами: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение общего уровня жизни семьи. В проекте закона РФ о специальном образовании физические отклонения определяются исходя из возможностей обучения ребенка. В законе введено понятие "лица с ограниченными возможностями здоровья". К ним относят детей, имеющих физические и психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования. 2. Психические - они связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками: -ЗПР, - умственная отсталость, - нарушения речи - от нарушения произношения, заикания до сложных дефектов с нарушением чтения и письма, - нарушения эмоционально-волевой сферы - аутизм (замкнутость, отсутствие потребности в общении), - одаренность детей - своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности. Для диагностики физических и психических отклонений у детей специально создается ПМПК -психолого-медико-педагогическая комиссия. Она создается из расчета 1 комиссия на 10 тысяч детей, но не менее 1 комиссии в каждом субъекте федерации. В комиссию входят психолог, психиатр, невропатолог, логопед, олигофренопедагог, социальный педагог и другие специалисты. Задачи ПМПК: - раннее выявление отклонений в развитии через проведение исследования и постановку диагноза, - защита прав ребенка на получение образования, - консультирование родителей и лиц, их заменяющих, - создание условий для нормального развития детей или принятие мер по оздоровлению детей, по определению их в специальные учреждения. 3. Педагогические - они определяются через овладение детьми госстандартом образования. В соответствии с этими стандартами ребенок в определенном возрасте должен получить соответствующий уровень образования, закончить начальную, среднюю школу. В категорию детей с диагнозом "педагогические отклонения" могут войти: 1. Дети, не посещающие школу. Среди причин непосещения школы можно выделить следующие: - прогулы в школе и неуспеваемость приводят к нежеланию учиться дальше, - неблагополучие в семье толкает ребенка на улицу, где он вместо посещения уроков начинает зарабатывать себе на жизнь, - экономические и социальные катаклизмы, когда дети теряют родителей, оказываются искалеченными, выпадающими из системы образования на некоторое время. 2. Дети, не получившие в положенные сроки образование, например, те, кто окончил только начальную школу. 3. Неуспевающие. 4. Склонные к бродяжничеству. 5. Дети переселенцев, беженцев. 6. Жертвы войн, катастроф, стихийных бедствий. 7. Дети с отклонениями в здоровье, вовремя не определенные в специальные учреждения. Существуют большие трудности в получении образования детей, имеющих отклонения в психическом или физическом развитии. Для таких детей существуют специальные школы. Но многое зависит от того, где живет ребенок: в городской или сельской местности, из какой он семьи. Или это семья, заинтересованная в получении ребенком образования, или же это семья алкоголиков, где образование ребенка занимает далеко не первое место в жизни. 8. Еще одна категория - это дети, которые самостоятельно не способны выбрать вид профессиональной деятельности в силу нарушения социального развития на предшествующих этапах; это дети, не получившие профессионального образования. 4. Социальные - эти отклонения связаны с понятием "социальная норма". Социальная норма - это образец допустимого поведения, деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на определенном этапе развития общества. Социальные нормы бывают: - универсальные - распространяются на каждого человека в обществе, - частные - регулируют определенную сферу профессиональной деятельности (врач, педагог) или жизнедеятельности людей (друг, сестра, мать и т.д.). Социальные отклонения: алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, бродяжничество, правонарушения и др. Причинами отклоняющегося поведения Галагузова считает следующие: - трудности подросткового возраста, - неопределенность социального положения в обществе, - экономическая нестабильность в стране, - возникновение экстремальных ситуаций, из которых ребенок не может самостоятельно найти выход. Также к категориям детей, имеющих отклонения в социальном развитии, можно отнести и детей, оставшихся без попечения родителей (социальные сироты) и детей-сирот. В реальности "чистых" отклонений не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одна группа отклонений накладывается на другую. Социальные отклонения у ребенка обычно имеют в качестве причины отклонения в здоровье, психические и педагогические отклонения. Например, детей с проблемами в физическом и психическом развитии объединяет то, что в первые годы жизни отклонения в здоровье отрицательно сказываются на их развитии, например, они поздно осваивают предметно-манипулятивную деятельность. Такое запаздывание в физическом развитии ребенка оказывает влияние и на его социальное развитие. В ФЗ РФ "Об основных гарантиях прав ребенка" введено понятие "ребенок, находящийся в трудной жизненной ситуации". К этой категории относятся: - дети с различными отклонениями, - дети из малоимущих семей, - жертвы насилия, - жертвы вооруженных конфликтов, катастроф, стихийных бедствий и др. категории. Кроме того, в этом законе введены такие понятия, как: - "пограничная зона" - это положение между нормой и патологией, - "профилактика отклонений", - "реабилитация" как восстановление утраченных функций. Основные формы социальных отклонений: медицинская теория, концепция социального "выпадения", психолого-педагогическая теория. Можно выделить 3 группы факторов, являющихся источником отклонений в развитии ребенка и его социализации: биогенные, социогенные и психогенные. Любое ограничение потенциальных возможностей человека неизбежно ведет к нарушениям взаимодействия человека со средой, к "социальному выпадению". Связанные с этим явления изучаются социологией, психологией, социальной педагогикой, медициной и другими науками. Каждая из наук предлагает свои теории возникновения социальных отклонений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.105 (0.008 с.) |