Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социализированность личности

Поиск

Изначально разрабат. в русле субъект-объективного подхода. Социализированность- рез-т социализации. Чем лучше человек освоил соц.роли, тем больше он востребован обществом.

В рамках субъект- субъективного подхода социализ-ть понимается иначе, человек не только адаптирован в общество он еще и субъект своего развития и субъект развития общества в целом.

Мудрик выделяет характеристики социализированности:

овладение ролевыми ожиданиями в различных сферах жизнедеятельности

- наличие сформированных реалистических жизненных целей и представление о том как их достичь

- необходимый на данном возрастном этапе уровень образования

2. наличие собственных взглядов и способности изменить их

- наличие и характер Я-концепции уровень самоуважения и чувства собственного достоинства

- избирательность эмоциональных привязанностей

-готовность и способность самостоятельно решать собственные проблемы

-гибкость и устойчивость в меняющихся ситуациях

Возрастной аспект социализированности(Мудрик)

дошкольный возраст

- осн.цель получить одобрение взрослых

-усиливается самостоятельность

- происходит эмансипация – выделение своего Я

- активность со сверстниками в игре

2) выпускник средней школы

- уровень самоуважения

-общительность

- умение сотрудничать в группе

- владение знаниями по школьной программе

- практический ум

- владение ПК

- знание способов зарабатывать на жизнь

 

 

14. Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике. Основные формы социальных отклонений: медицинская теория, концепция социального "выпадения", психолого-педагогическая теория. Девиации как социально-педагогическая проблема. Характеристика видов отклоняющегося поведения.

Понятие нормы широко используется в медицине, психологии, педагогике, социологии и других науках. Но до сих пор нет единого точного определения этого понятия. Например, только в медицине имеется около 200 определений понятия "норма".

Сложность в определении понятия "норма" не только терминологическая, но и содержательная. Например, нравственные нормы не могут быть раз и навсегда зафиксированы во всех сообществах, т.к. они имеют национальную специфику и со временем изменяются.

Во все времена в человеческом обществе были люди, имеющие исключительные особенности, непохожие на других, требующие к себе дополнительного внимания. Они выделялись в особые группы, социальные слои или касты, и к их непохожести в разные исторические эпохи складывалось разное отношение. От крайне жестокого (физическое уничтожение младенцев в Спарте) до милосердно-сострадательного. Например, отношение к слабоумным в христианской Руси, где обидеть убогого считалось тяжким грехом; или идея интеграции в современной западной психологии -интеграция исключительных людей в социум: совместное обучение, создание условий для передвижения по городу, предоставление возможности получения профессионального образования и т.д.

Чем демократичнее общество, тем терпимее оно относится к нестандартным формам проявления личности. Тоталитарные же режимы склонны строго регламентировать поведение человека, жестоко наказывать, если допускается отклонение от предписанных норм.

Норма - это среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней (Галагузова).

То, что не соответствует норме, называется отклонением. Понятие нормы и отклонения используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка. При этом отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер.

Негативные отклонения - преступное поведение, наркомания, алкоголизм и др. - оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные отклонения - талант, одаренность.

Еще В.П.Кащенко писал, что между нормальным типом поведения, нормальным характером и патологическим характером располагается неизмеримое количество переходных ступеней от здорового характера к больному. Вследствие этого нет возможности провести четкую грань между нормальным и трудным характером. На этом основании довольно затруднительно дать правильную оценку, например, припадкам гнева, которые относительно часто встречаются у детей.

Число людей с отклонениями в мире увеличивается из-за ряда причин:

- благодаря усилиям медиков удается спасти жизни людей, но они остаются калеками,

- наличие специальных аппаратов, позволяющих поддерживать жизнь организма,

- гуманизм в отношении к таким людям,

- неблагоприятные экологические факторы, отрицательное влияние производства,

- увеличение числа детей, родившихся с патологиями.

В социальной педагогике понятия "норма" и "отклонение" позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснить, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.

Галагузова выделяет 4 типа отклонений:

1. Физические - они связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. Для каждой возрастной и половой группы детей определяются свои показатели (рост, вес и т.д.), которые характеризуют здоровье ребенка. Но это идеальные показатели, и очень сложно найти такого ребенка, который точно бы соответствовал им.

Отклонения в здоровье могут быть вызваны наследственными факторами и внешними обстоятельствами: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение общего уровня жизни семьи.

В проекте закона РФ о специальном образовании физические отклонения определяются исходя из возможностей обучения ребенка. В законе введено понятие "лица с ограниченными возможностями здоровья". К ним относят детей, имеющих физические и психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования.

2. Психические - они связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками: -ЗПР,

- умственная отсталость,

- нарушения речи - от нарушения произношения, заикания до сложных дефектов с нарушением чтения и письма,

- нарушения эмоционально-волевой сферы - аутизм (замкнутость, отсутствие потребности в общении),

- одаренность детей - своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности.

Для диагностики физических и психических отклонений у детей специально создается ПМПК -психолого-медико-педагогическая комиссия. Она создается из расчета 1 комиссия на 10 тысяч детей, но не менее 1 комиссии в каждом субъекте федерации. В комиссию входят психолог, психиатр, невропатолог, логопед, олигофренопедагог, социальный педагог и другие специалисты.

Задачи ПМПК:

- раннее выявление отклонений в развитии через проведение исследования и постановку диагноза,

- защита прав ребенка на получение образования,

- консультирование родителей и лиц, их заменяющих,

- создание условий для нормального развития детей или принятие мер по оздоровлению детей, по определению их в специальные учреждения.

3. Педагогические - они определяются через овладение детьми госстандартом образования. В соответствии с этими стандартами ребенок в определенном возрасте должен получить соответствующий уровень образования, закончить начальную, среднюю школу.

В категорию детей с диагнозом "педагогические отклонения" могут войти:

1. Дети, не посещающие школу. Среди причин непосещения школы можно выделить следующие:

- прогулы в школе и неуспеваемость приводят к нежеланию учиться дальше,

- неблагополучие в семье толкает ребенка на улицу, где он вместо посещения уроков начинает зарабатывать себе на жизнь,

- экономические и социальные катаклизмы, когда дети теряют родителей, оказываются искалеченными, выпадающими из системы образования на некоторое время.

2. Дети, не получившие в положенные сроки образование, например, те, кто окончил только начальную школу.

3. Неуспевающие.

4. Склонные к бродяжничеству.

5. Дети переселенцев, беженцев.

6. Жертвы войн, катастроф, стихийных бедствий.

7. Дети с отклонениями в здоровье, вовремя не определенные в специальные учреждения. Существуют большие трудности в получении образования детей, имеющих отклонения в психическом или физическом развитии. Для таких детей существуют специальные школы. Но многое зависит от того, где живет ребенок: в городской или сельской местности, из какой он семьи. Или это семья, заинтересованная в получении ребенком образования, или же это семья алкоголиков, где образование ребенка занимает далеко не первое место в жизни.

8. Еще одна категория - это дети, которые самостоятельно не способны выбрать вид профессиональной деятельности в силу нарушения социального развития на предшествующих этапах; это дети, не получившие профессионального образования.

4. Социальные - эти отклонения связаны с понятием "социальная норма". Социальная норма - это образец допустимого поведения, деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на определенном этапе развития общества. Социальные нормы бывают:

- универсальные - распространяются на каждого человека в обществе,

- частные - регулируют определенную сферу профессиональной деятельности (врач, педагог) или жизнедеятельности людей (друг, сестра, мать и т.д.).

Социальные отклонения: алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, бродяжничество, правонарушения и др.

Причинами отклоняющегося поведения Галагузова считает следующие:

- трудности подросткового возраста,

- неопределенность социального положения в обществе,

- экономическая нестабильность в стране,

- возникновение экстремальных ситуаций, из которых ребенок не может самостоятельно найти выход.

Также к категориям детей, имеющих отклонения в социальном развитии, можно отнести и детей, оставшихся без попечения родителей (социальные сироты) и детей-сирот.

В реальности "чистых" отклонений не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одна группа отклонений накладывается на другую. Социальные отклонения у ребенка обычно имеют в качестве причины отклонения в здоровье, психические и педагогические отклонения.

Например, детей с проблемами в физическом и психическом развитии объединяет то, что в первые годы жизни отклонения в здоровье отрицательно сказываются на их развитии, например, они поздно осваивают предметно-манипулятивную деятельность. Такое запаздывание в физическом развитии ребенка оказывает влияние и на его социальное развитие.

В ФЗ РФ "Об основных гарантиях прав ребенка" введено понятие "ребенок, находящийся в трудной жизненной ситуации". К этой категории относятся:

- дети с различными отклонениями,

- дети из малоимущих семей,

- жертвы насилия,

- жертвы вооруженных конфликтов, катастроф, стихийных бедствий и др. категории. Кроме того, в этом законе введены такие понятия, как:

- "пограничная зона" - это положение между нормой и патологией,

- "профилактика отклонений",

- "реабилитация" как восстановление утраченных функций.

Основные формы социальных отклонений: медицинская теория, концепция социального "выпадения", психолого-педагогическая теория.

Можно выделить 3 группы факторов, являющихся источником отклонений в развитии ребенка и его социализации: биогенные, социогенные и психогенные. Любое ограничение потенциальных возможностей человека неизбежно ведет к нарушениям взаимодействия человека со средой, к "социальному выпадению". Связанные с этим явления изучаются социологией, психологией, социальной педагогикой, медициной и другими науками. Каждая из наук предлагает свои теории возникновения социальных отклонений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.204 (0.009 с.)