Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения



Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

 

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.

7) место и длительность применения ТСО

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям,

.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок,

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока:

- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

 

Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:

· аксиологический,проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности.

Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развива­ется эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.

· гносеологический,связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своихпотенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма.

Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.

· здоровьесберегающий,включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков иумений, необходимых для нормального функционированияорганизма (режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний)

· эмоционально-волевой,включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти ка­чества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.

· экологический,учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро- и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.

· физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии.

· Актуальность данного вопроса включается в последнем документе об образовании.

· Здоровье детей ухудшается под влиянием экологии, экономики, неэффективной работы мед.работников. Около 60% детей к 7кл. имеют функ.нарушения.Из года в год зщдоровье детей ухудшается.

· Перегрузка учебных планов; авторитарный стиль обучения; гиподинамия(малоподвижный образ жизни); недостаточный учет индивю-типологических особенностей. Принципы: не навредить; ребенок-личность.

· Выделяют еще компоненты:

· 1.Здоровьесбер.д-ть для учащ-ся (передача детям о ЗОЖ, форм, умений, мотиво)

· 2. Здоровьесб. д-ть пед.работников (дифференцированное обучение, рациональное распред.уч.нагрузки, применение на уроках приемов здоровьесб.; организация спортивной д-ти во внеурочное время; осуществление мер по профилактике заболеваний, формирование у детей установки на ЗОЖ )

· 3.Администр.-хозяйственная и контрольная д-ть.

· Обеспечивает учебниками, мебелью в соответсвии с САНПИНОМ, организация рациональног питания, орган-ия коррекционных групп, орган-ия повышения квалификации педагогов; медосмотры.

· 4. медико-пед. сопровождение. Медицинский контроль за физ. состоянием, санитарно-гигиенич.контроль помещений, диспансеризация.

ЕЩЕ НУЖЕН ОПЫТ МЕжДУНАРОДНЫЙ И РОССИЙСКИЙ!

Гармоничное развитие личности предполагает не только достижение высокого уровня образованности. Одной из важнейших предпосылок гармоничного развития является сохранение и укрепление здоровья человека. Деятельность учащихся в образовании сопряжена с высокими нагрузками, часто ведущими к перегрузкам, что определяет необходимость учёта фактора здоровья в её организации. Т.о., здоровье детей является важным условием эффективного их участия в образовании, а различные отклонения и ухудшения его создают препятствия в достижении учащимися заданного уровня образованности, соответствующего Государственному образовательному стандарту. В то же время, статистические данные по состоянию здоровья детей показывают, что меры по здоровьесбережению, принимаемые в практике образования, недостаточно эффективны.

Педагогу сегодня приходится работать, по сути, с больным поколением детей. По данным специалистов, около 90% из них имеют нарушения физического и психического здоровья. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. К окончанию школы у 50% детей отмечаются функциональные отклонения в состоянии здоровья и лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. До 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не пригодных к службе в Вооружённых силах.

Причинами ухудшения здоровья детей являются социальные, и экономические и экологические условия, ухудшение состояния здоровья матерей, недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей, стрессы, дефицит двигательной активности, неполноценное питание, частичное разрушение служб врачебного контроля.

Школьные факторы риска - нерациональное питание детей и подростков, в том числе и школьное, интенсификация образовательного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям обучающихся, статичность положения обучающихся и их низкая двигательная активность, нарушение санитарно-гигиенических норм и правил в организации образовательного процесса, отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Жизненно необходимым условием для развития личности становятся инновационные педагогические подходы, позволяющие осуществить воспитание потребности в сохранении и укреплении здоровья как ценности. В их ряду следует назвать системный здоровьесберегающий педагогический подход, осуществление которого будет способствовать воспитанию здоровых, социально активных людей, способных к творческому преобразованию окружающей среды.

Проблема обучения и воспитания здорового человека, создание здоровых условий обучения рассматривалась многими представителями педагогической науки. Важные аспекты данной проблемы можно найти уже в трудах К.А.Гельвеция, Я.А.Коменского, Д.Локка, Ж.-Ж.Руссо. Среди классиков отечественной педагогики, уделявших внимание проблеме здоровья, можно отметить П.П.Блонского, Л.С.Выготского, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского.

Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний» со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся. Причем, несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.

Вплоть до 1980-х гг. здоровьесбережение в образовательных учреждениях строилось на основе «трехкомпонентной» модели:

-В учебном курсе внимание учащихся акцентировалось на принципах здоровья и изменении поведения с ориентацией на здоровье.

-Школьная медицинская служба осуществляла профилактику, раннюю диагностику и устранение возникающих проблем со здоровьем у детей.

-Здоровая среда в процессе обучения связывалась с гигиенической и позитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональным питанием детей.

Объединение различных этносов в рамках единого социума и стабильность общественного развития в нем представляют серьезные затруднения для каждого полиэтнического государства, а таковые в мире составляют подавляющее большинство: из более 200 государств, существующих сегодня, лишь 20 считаются этнически гомогенными, где этнические меньшинства составляют менее 5% населения. Поэтому в настоящее время разумной идеологией и политикой современных государств становится соблюдение принципа толерантности, т.е. позитивное отношение к тем, кто составляет социум всевозможных этнических сообществ и обеспечивает добровольную адаптацию социальных и политических институтов к потребностям и интересам разных социокультурных групп. В связи с этим многие правовые акты и законодательные положения, появившиеся в последнее время (например, "Защита этнических групп в Европе", принятая ООН Декларация прав лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, и др.), направлены на поиск способов гармонизации межкультурных (межэтнических) отношений.

В России проживают представители 147 национальностей, которые относятся к различным этнолингвистическим семьям и группам, имеют разное вероисповедание, собственную культуру, сложную и особую историю. Все это обусловливает необходимость вовлечения представителей разных национальностей в процесс непрерывного взаимодействия. Особая роль принадлежит образованию, а в более частном случае - образовательному учреждению, в котором подобные обмены начинаются еще до того, как ребенок сможет идентифицировать свою принадлежность к той или иной национальности или этносу.

Страсбургская конференция 1990 г. решением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС) одобрила создание так называемых «школ здоровья» для реализации разработанной в середине 1980-х гг. новой, более расширенной, модели здоровьесбережения. В нее вошли служба питания с расширенным ассортиментом здоровой пищи; проведение мероприятий по физическому воспитанию подрастающего поколения и «служба здоровья персонала школы» с привлечением родителей и помощи широкой общественности.

За прошедшее время в этом проекте приняло участие более 500 школ из 40 государств и эта сеть непрерывно расширяется. В нее уже вошли многие образовательные учреждения Польши, Чехии, Словакии, Болгарии, Германии и других стран.

В России образовательные учреждения, получившие статус «школы здоровья», работают сегодня в республиках Башкортостан, Татарстан и Карелия, в ряде городов и областей России. В последние семь лет к работе в этом направлении подключились школы Москвы и Московской области.

Новые возможности и перспективы воспитания ценностной направленности на здоровый образ жизни у обучающихся появились в связи с развитием концепции личностно-ориентированного образования, обозначающего приоритетным изучение аксиологической природы образования (Ш.А. Амонашвили, В.П. Бедерханова, Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, И.С. Якиманская и др.), современной валеологии (И.И. Брехман, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, Э.М. Казин, В.П. Петленко и др.).

Особое внимание ряд исследователей уделяет рассмотрению вопросов формирования здорового образа жизни (И.И. Брехман, И.А. Колесникова, В.В. Колбанов и др.) и включения валеологических знаний в другие учебные дисциплины (В.Н. Ирхин и др.), а также идеям педагогики здоровья (В.В. Колбанов и др.).

Важным направлением реализации концепции здоровьесбережения в образовательном пространстве в настоящее время является разработка здоровьесберегающих образовательных технологий.

Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели.

Педагогическим сообществом Международной школы завтрашнего дня принято определение «образовательная среда», сформулированное А.В. Хуторским: «Под ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ мы будем понимать естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность ученика». Формирование образовательной среды в условиях двуязычия носит развивающий характер и требует постоянного анализа процессов, протекающих внутри этой среды».

Поликультурная образовательная среда должна способствовать самореализации личности, обучать сотрудничеству, поощрять к общению, развивать потребность быть принятым, понятым и востребованным, здоровую любознательность и стремление к самоутверждению и пониманию других; опыт преодоления трудностей на основе взаимодействия, взаимоуважения, доверия, добра и толерантности

См. !!! концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гр. (2010)

Международный опыт!

Тенденция поликультурного образования стимулируется политикой влиятельных международных организаций, таких как ЮНЕСКО, ООН, Совет Европы, ОМЕП и др., которые разрабатывают соответствующие образовательные стратегии, что отражается в их основополагающих документах.

Организацией Объединенных Наций выдвигаются требования недопустимости эксплуатации и неравенства между народами и преодоления пе- режитков идеологии расизма, апартеида, национальной и религиозной исключительности, а воспитание людей в духе мира и дружбы между народами рассматривается как важнейшая цель системы воспитания и образования.

По инициативе ЮНЕСКО 52 сессия Генеральной Ассамблеи ООН (ноябрь 1997 г.) провозгласила 2000 г. Международным годом культуры. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО 3 июля 1998 г. разработала проект "Культура мира в России - год 2000", целью которого было придание направленного скоординированного характера проведению соответствующих мероприятий в нашей стране; содействие в более долгосрочной перспективе формированию в российском обществе устойчивой психологической ориентации на восприятие мира как позитивного процесса

ШПОРа





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.117.125 (0.009 с.)