Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание здоров/щей поликультурной образоват/ной среды: междунар. и российс. опыт. Компоненты

Поиск

Гармонич. развитие лич/ти предполагает не только достижение высок. уровня образованности. Одной из важн предпосылок гармонич развития явл сохранение и укрепление здоровья ч/ка. Деят/сть уч/хся в образ/нии сопряжена с высок нагрузками,кот. ведут к перегрузкам, что определяет необходимость учёта фактора здоровья. Здоровье детей явл важн. условием эффек/ного их участия в обр/нии, а различн. отклонения и ухудшения его создают препятствия в достижении уч/ся заданного уровня образован/сти, соответствующ. Гос. образоват. стандарту. В то же время, статист. данные по состоянию здоровья детей показывают, что меры по здоровьесбережению, принимаемые в практике обр/ния, недостаточно эффективны.

Пед/гу сегодня приходится работать, по сути, с больным поколением детей. По дан. спец/тов,90% из них имеют нарушения физич. и психич. здор/я. 30-35% поступающих в шк, уже имеют хрон. заболевания. К окончанию шк у 50% есть функцион. отклонения в состоянии зд/я и лишь 10% выпус/ков могут считаться здоровыми. До 80% юношей призыв воз/та по мед. критериям не пригодных к службе.Причинами ухудш/я зд/я д. явл соц/ные, и эконом/е и эколог/кие условия, ухудш/е состояния здоровья матерей, недостаточ грамот/ть родителей в вопросах сохран/я здор/я детей, стрессы, дефицит двигат активности, неполноц питание.

Шк факторы риска - нерацион питание, в т.ч. и школьное, интенсификация образов. процесса, несоответствие методик и техн/гий обуч/я возрастным и функцион. возможностям обуч/хся, статичность положения об/хся и их низкая двигат активность, нарушение санитарно-гигиенич норм и правил в орг/ции образоват процесса, отсутствие с/мы работы по форм/нию ценности зд/я и зд. обр. жизни. Жизненно необходимым условием для развития лич/ти становятся инновацион. пед. подходы, позволяющие осуществить восп/ние потребности в сохранении и укреплении зд/вья как ценности. В их ряду следует назвать системн здоровьесберегающий пед подход, осуществление кот будет способствовать воспитанию здор/х, соц активных людей, способ/х к творческому преобразованию окруж среды.Проблема об/ния и вос/ния здор ч/ка, создание здор/х условий об/ния рассматривалась многими представителями пед науки. Важн аспекты дан проблемы можно найти уже в трудах Я.А.Коменского, Д.Локка, Ж.-Ж.Руссо. Среди классиков отеч пед/ки, уделявших внимание проблеме здор/я, можно отметить П.П.Блонского, Л.С.Выготского, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского.Основы концепции здоровье/жения в России были заложены в 1904, когда съезд Рос врачей обратил вним. на ряд «вредных влияний» со стороны шк на состояние здор/я и физ развитие уч/хся. Причем, несмотря на многочислен попытки модернизировать шк на разн этапах истории нашего гос/ва основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные з/чи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.Вплоть до 1980 здоровьес/ние в образ/х учр/х строилось на основе «трехкомпонентной» модели:

-В уч курсе внимание уч/хся акцентировалось на пр/пах здоровья и изменении поведения с ориентацией на здоровье.

-Шк мед служба осуществляла проф/ку, ран диаг/ку и устранение возникающих проблем со здоровьем у детей.

-Здоровая среда в процессе об/ния связывалась с гигиен/кой и позитивной психологич. атмосферой, с безопасностью и рацион/м питанием д.

Объединение различ этносов в рамках единого социума и стабильность общественного развития в нем представляют серьезные затруднения для каждого полиэтнического гос/ва, а таковые в мире составляют подавляющее большинство. Поэтому в наст вр разумной идеологией и политикой соврем/х гос/в становится соблюдение пр/па толерантности, т.е. позитивн отнош/е к тем, кто составляет социум всевозможных этнических сообществ и обеспечивает добровольную адаптацию соц и политических институтов к потребностям и интересам разных социокультурных групп. В связи с этим многие правовые акты и законодат положения, появившиеся в последнее время (например, "Защита этнических групп в Европе", принятая ООН Декларация прав лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, и др.), направлены на поиск способов гармонизации межкультурных (межэтнических) отношений.

В России проживают представители 147 национальностей, кот относятся к различ этн. семьям и гр/пам, имеют разное вероисповедание, собственную культуру, сложную и особую историю. Все это обусловливает необходимость вовлечения представителей разн национ/стей в процесс непрерывного в/действия. Особ роль принадлежит обр/нию, а в более частн случае – образ/ному учр/нию, в кот подобные обмены начинаются еще до того, как реб/к сможет идентифицировать свою принадлежность к той или иной национ/сти или этносу.

Страсбургская конференция 1990 г. решением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС) одобрила создание так называемых «школ здоровья» для реализации разработанной в середине 1980-х гг. новой, более расширенной, модели здоровьесбережения. В нее вошли служба питания с расширенным ассортиментом здоровой пищи; проведение мероприятий по физическому воспитанию подрастающего поколения и «служба здоровья персонала школы» с привлечением родителей и помощи широкой общественности.

За прошедшее время в этом проекте приняло участие более 500 школ из 40 государств и эта сеть непрерывно расширяется. В нее уже вошли многие образовательные учреждения Польши, Чехии, Словакии, Болгарии, Германии и других стран.В России образ уч/ния, получившие статус «школы здоровья», работают сегодня в республиках Башкортостан, Татарстан и Карелия, в ряде городов и областей России. В последние 7лет к работе в этом направлении подключились школы Москвы и Московской области.Новые возможности и перспективы вос/ния ценностной направленности на здоровый образ жизни у обучающихся появились в связи с развитием концепции личностно-ориентированного обр/ния, обозначающего приоритетным изучение аксиологической природы обр/ния (Ш.А. Амонашвили, Н.Б. Крылова, И.С. Якиманская и др.), современной валеологии. Особ внимание ряд исследователей уделяет рассмотрению вопросов формирования здорового образа жизни и включения валеологических знаний в другие учебные дисциплины, а также идеям педагогики здоровья.Важн направлением реализации концепции здоровьесбережения в образоват пространстве в наст вр явл разработка здоровьесберегающих образ/х техн/гий.Здоровьесбережение не может выступать в кач/ве основной и единственной цели образов/ного процесса, а только в кач/ве условия, одной из з/ч достижения гл цели. Педагогическим сообществом Международной школы завтрашнего дня принято определение «образовательная среда», сформулированное А.В. Хуторским: «Под ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ мы будем понимать естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность ученика». Формирование образовательной среды в условиях двуязычия носит развивающий характер и требует постоянного анализа процессов, протекающих внутри этой среды».

Поликультурная образовательная среда должна способствовать самореализации личности, обучать сотрудничеству, поощрять к общению, развивать потребность быть принятым, понятым и востребованным, здоровую любознательность и стремление к самоутверждению и пониманию других; опыт преодоления трудностей на основе взаимодействия, взаимоуважения, доверия, добра и толерантности

См.!!! концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гр. (2010)

Международный опыт!

Тенденция поликультурного образования стимулируется политикой влиятельных международных организаций, таких как ЮНЕСКО, ООН, Совет Европы, ОМЕП и др., которые разрабатывают соответствующие образовательные стратегии, что отражается в их основополагающих документах.

Организацией Объединенных Наций выдвигаются требования недопустимости эксплуатации и неравенства между народами и преодоления пе- режитков идеологии расизма, апартеида, национальной и религиозной исключительности, а воспитание людей в духе мира и дружбы между народами рассматривается как важнейшая цель системы воспитания и образования. По инициативе ЮНЕСКО 52 сессия Генеральной Ассамблеи ООН (ноябрь 1997 г.) провозгласила 2000 г. Международным годом культуры. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО 3 июля 1998 г. разработала проект "Культура мира в России - год 2000", целью которого было придание направленного скоординированного характера проведению соответствующих мероприятий в нашей стране; содействие в более долгосрочной перспективе формированию в российском обществе устойчивой психологической ориентации на восприятие мира как позитивного процесса

Охрана здоровья детей - приоритетное направл/е деят/сти всего общ/ва, т.к. зд/вые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Осн. з/чи здоров/щей среды: -Реб/к должен знать свой организм;-уметь содержать свой орг/зм в порядке; -ЗОЖ; -форм/ние в общест/м осознании престижности сохранения здоровья.В проекте наша новая шк выделено 5 основных направлений, один из них - Здоровье школьников. Именно в шк/ный пер/од форм/тся здоровье ч/ка на всю послед. жизнь. Многое здесь зависит от семейн. восп/ния, но учитывая, что дети проводят в шк значит часть дня, заниматься их здоровьем должны в т.ч. и пед/ги. При установлении треб/ний к условиям реализации образ/х прог/м большее внимание необходимо уделить качеств. орг/ции сбаланс/ного горяч. питания, мед. обсл/ния и спорт занятий шк/ков. Своеврем. диспансеризация, реализация проф/х программ, орг/ция внеуроч. спорт мер/тий, обсуждение с детьми вопросов здоров образа жизни в значит степени влияют на улучшение здоровья шк/в. Однако еще более важен переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и к инд мониторингу и программам развития здоровья шк/в.

Это предполагает создание таких образов/х прог/м, кот адекватно возрасту уч/ся вызывают заинтерес/ное отнош/е к учебе. Практика инд/ного обуч/я, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классич/х учеб/х занятий – это позитивно сказывается на здоровье шк/в. Вопрос заботы о здоровье уч/хся требует не только решений, вызван/х охранительной позицией взр/х по отношению к дет здоровью. Важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье. Насыщенная, интересная и увлекат/ная шк жизнь становится важнейшим условием формирования здоров образа жизни.

В рамках межведомств. в/действия в ближ время также предстоит обновить действ/щие санитарно-эпидемиолог правила и нормативы, относящиеся к с/ме общ. обр/ния; механизмы и регламенты отслеживания и поддержки здоровья шк/в; требования по обеспечению безопасности образ/х учр/ний; строит. нормы и правила; типовые проекты шк/х зданий, треб/ниям к орг/ции образов. среды; практики орг/ции обслуж/ния шк хозяйства, орг/ции подвоза шк/ков к месту учебы; мех/змы в/действия учр/ний обр/ния, культуры и спорта.

В послед годы получают важн значение -здоровьесберегающ технологии – этопрограммы, кот направ. на восп/ние у уч/хя культуры здоровья, форм/ние представления о здоровье, как о ценности, формир/ние мотивов к ЗОЖ.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

Пед/гу в орг/ции и проведении урока необходимо учитывать:- обстановку и гигиен условия в кл; -число видов учеб деят/сти: опрос уч/хся, письмо, чтение, слушание, рас/з и др.;-сред продолжительность и частоту чередования различн видов уч деят/сти. Ориентир норма – 7-10 минут; -чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;- наличие и выбор места на уроке м/дов, способ/щих активизации инициативы и творч самовыражения уч/хся. -место и длит/сть применения ТСО -позы уч/хся, чередование поз;-физкультминутки и др. оздоров/ные моменты на уроке наличие у уч/хся мотивации к уч деят/сти на уроке (интерес,мотивация)-наличие в содержател части урока вопросов, связ/х со здоровьем и здоровым обр жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формир/ние отношения к ч/ку и его здоровью как к ценности; - психологич климат на уроке;- наличие эмоц/х разрядок: шуток, улыбок.В конце урока следует обратить внимание на следующее:

-плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

- момент наступления утомления уч/хся и снижения их уч активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигат/х и пассивных отвлечений у детей в процессе уч работы:-темп и особенности окончания урока:

-спокойное завершение урока: уч/ся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель- задание на дом, попрощаться с уч/ся;-задержка уч/хся в кл/се после звонка (на перемене).

Осн компоненты здоровьесбер. технологии: аксиологический, -осознании уч/ся высш ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здор обр жизни. формирование ценностно-ориентиров установок на здоровье, осознанное отношение к здоровью, основан на полож интересах и потребностях.

гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своихпотенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собств/го здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, тем самым предотвращать возможные отриц последствия для собствен организма и обр жизни. здоровьесберегающий, вкл сис/му ценностей и установок, кот формируют сис/му гигиенич навыков,умений, необходимых для нормал функц/нияорганизма (режима, питания, чередов/е труда и отдыха, что способствует предупреждению обр/ния вред привычек); эмоционально-волевой, вкл проявление психолог/х механизмов- эмоциональных и волевых. Он направлен на формирование опыта в/отношений личности и общества (формир-ет организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство). Эти ка­ч/ва обеспечивают функц/ние личности в общ/ве, сохраняют здоровье, как отд. ч/ка, так и всего кол/ва; экологический- ч/век как биологич вид существует в природной среде, кот обеспечивает человеч/кую лич/сть определён. биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Общение с миром природы способствует выработке гуманистич форм и правил поведения в прир среде, микро- и макросоциуме. В то же врем прир среда, окруж школу, явл оздоровит фактором. физкультурно-оздоровит компонент предполагает владение способами деятельности, направлен на повышение двигател активности, предупреждение гиподинамии. Актуальность данного вопроса включается в последнем документе об образовании. Здоровье детей ухудшается под влиянием экологии, экономики, неэффективной работы мед.работников. Около 60% детей к 7кл. имеют функ.нарушения.Из года в год зщдоровье детей ухудшается.Перегрузка учебных планов; авторитарный стиль обучения; гиподинамия(малоподвижный образ жизни); недостаточный учет индивю-типологических особенностей. Принципы:1 не навредить; 2ребенок-личность.

Выделяют еще компоненты:

1.Здоровьесбер.д-ть для учащ-ся (передача детям о ЗОЖ, форм, умений, мотиво)

2. Здоровьесб. д-ть пед.работников (дифференцированное обучение, рациональное распред.уч.нагрузки, применение на уроках приемов здоровьесб.; орг/ция спортивной д-ти во внеурочное время; осуществление мер по профилактике заболеваний, формирование у детей установки на ЗОЖ)

3.Администр.-хозяйственная и контрольная д-ть.-обеспечивает учебниками, мебелью в соответсвии с САНПИНОМ, орг/ция рацион питания, орган-ия кор/х гр/п, орган-ия повышения квалификации п/гов; медосмотры.

4. медико-пед. сопровождение. Мед контроль за физ. состоянием, санитарно-гигиенич.контроль помещений, диспанс/ция.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.107.193 (0.013 с.)