Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Создание здоров/щей поликультурной образоват/ной среды: междунар. и российс. опыт. Компоненты↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Гармонич. развитие лич/ти предполагает не только достижение высок. уровня образованности. Одной из важн предпосылок гармонич развития явл сохранение и укрепление здоровья ч/ка. Деят/сть уч/хся в образ/нии сопряжена с высок нагрузками,кот. ведут к перегрузкам, что определяет необходимость учёта фактора здоровья. Здоровье детей явл важн. условием эффек/ного их участия в обр/нии, а различн. отклонения и ухудшения его создают препятствия в достижении уч/ся заданного уровня образован/сти, соответствующ. Гос. образоват. стандарту. В то же время, статист. данные по состоянию здоровья детей показывают, что меры по здоровьесбережению, принимаемые в практике обр/ния, недостаточно эффективны. Пед/гу сегодня приходится работать, по сути, с больным поколением детей. По дан. спец/тов,90% из них имеют нарушения физич. и психич. здор/я. 30-35% поступающих в шк, уже имеют хрон. заболевания. К окончанию шк у 50% есть функцион. отклонения в состоянии зд/я и лишь 10% выпус/ков могут считаться здоровыми. До 80% юношей призыв воз/та по мед. критериям не пригодных к службе.Причинами ухудш/я зд/я д. явл соц/ные, и эконом/е и эколог/кие условия, ухудш/е состояния здоровья матерей, недостаточ грамот/ть родителей в вопросах сохран/я здор/я детей, стрессы, дефицит двигат активности, неполноц питание. Шк факторы риска - нерацион питание, в т.ч. и школьное, интенсификация образов. процесса, несоответствие методик и техн/гий обуч/я возрастным и функцион. возможностям обуч/хся, статичность положения об/хся и их низкая двигат активность, нарушение санитарно-гигиенич норм и правил в орг/ции образоват процесса, отсутствие с/мы работы по форм/нию ценности зд/я и зд. обр. жизни. Жизненно необходимым условием для развития лич/ти становятся инновацион. пед. подходы, позволяющие осуществить восп/ние потребности в сохранении и укреплении зд/вья как ценности. В их ряду следует назвать системн здоровьесберегающий пед подход, осуществление кот будет способствовать воспитанию здор/х, соц активных людей, способ/х к творческому преобразованию окруж среды.Проблема об/ния и вос/ния здор ч/ка, создание здор/х условий об/ния рассматривалась многими представителями пед науки. Важн аспекты дан проблемы можно найти уже в трудах Я.А.Коменского, Д.Локка, Ж.-Ж.Руссо. Среди классиков отеч пед/ки, уделявших внимание проблеме здор/я, можно отметить П.П.Блонского, Л.С.Выготского, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского.Основы концепции здоровье/жения в России были заложены в 1904, когда съезд Рос врачей обратил вним. на ряд «вредных влияний» со стороны шк на состояние здор/я и физ развитие уч/хся. Причем, несмотря на многочислен попытки модернизировать шк на разн этапах истории нашего гос/ва основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные з/чи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.Вплоть до 1980 здоровьес/ние в образ/х учр/х строилось на основе «трехкомпонентной» модели: -В уч курсе внимание уч/хся акцентировалось на пр/пах здоровья и изменении поведения с ориентацией на здоровье. -Шк мед служба осуществляла проф/ку, ран диаг/ку и устранение возникающих проблем со здоровьем у детей. -Здоровая среда в процессе об/ния связывалась с гигиен/кой и позитивной психологич. атмосферой, с безопасностью и рацион/м питанием д. Объединение различ этносов в рамках единого социума и стабильность общественного развития в нем представляют серьезные затруднения для каждого полиэтнического гос/ва, а таковые в мире составляют подавляющее большинство. Поэтому в наст вр разумной идеологией и политикой соврем/х гос/в становится соблюдение пр/па толерантности, т.е. позитивн отнош/е к тем, кто составляет социум всевозможных этнических сообществ и обеспечивает добровольную адаптацию соц и политических институтов к потребностям и интересам разных социокультурных групп. В связи с этим многие правовые акты и законодат положения, появившиеся в последнее время (например, "Защита этнических групп в Европе", принятая ООН Декларация прав лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, и др.), направлены на поиск способов гармонизации межкультурных (межэтнических) отношений. В России проживают представители 147 национальностей, кот относятся к различ этн. семьям и гр/пам, имеют разное вероисповедание, собственную культуру, сложную и особую историю. Все это обусловливает необходимость вовлечения представителей разн национ/стей в процесс непрерывного в/действия. Особ роль принадлежит обр/нию, а в более частн случае – образ/ному учр/нию, в кот подобные обмены начинаются еще до того, как реб/к сможет идентифицировать свою принадлежность к той или иной национ/сти или этносу. Страсбургская конференция 1990 г. решением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС) одобрила создание так называемых «школ здоровья» для реализации разработанной в середине 1980-х гг. новой, более расширенной, модели здоровьесбережения. В нее вошли служба питания с расширенным ассортиментом здоровой пищи; проведение мероприятий по физическому воспитанию подрастающего поколения и «служба здоровья персонала школы» с привлечением родителей и помощи широкой общественности. За прошедшее время в этом проекте приняло участие более 500 школ из 40 государств и эта сеть непрерывно расширяется. В нее уже вошли многие образовательные учреждения Польши, Чехии, Словакии, Болгарии, Германии и других стран.В России образ уч/ния, получившие статус «школы здоровья», работают сегодня в республиках Башкортостан, Татарстан и Карелия, в ряде городов и областей России. В последние 7лет к работе в этом направлении подключились школы Москвы и Московской области.Новые возможности и перспективы вос/ния ценностной направленности на здоровый образ жизни у обучающихся появились в связи с развитием концепции личностно-ориентированного обр/ния, обозначающего приоритетным изучение аксиологической природы обр/ния (Ш.А. Амонашвили, Н.Б. Крылова, И.С. Якиманская и др.), современной валеологии. Особ внимание ряд исследователей уделяет рассмотрению вопросов формирования здорового образа жизни и включения валеологических знаний в другие учебные дисциплины, а также идеям педагогики здоровья.Важн направлением реализации концепции здоровьесбережения в образоват пространстве в наст вр явл разработка здоровьесберегающих образ/х техн/гий.Здоровьесбережение не может выступать в кач/ве основной и единственной цели образов/ного процесса, а только в кач/ве условия, одной из з/ч достижения гл цели. Педагогическим сообществом Международной школы завтрашнего дня принято определение «образовательная среда», сформулированное А.В. Хуторским: «Под ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ мы будем понимать естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность ученика». Формирование образовательной среды в условиях двуязычия носит развивающий характер и требует постоянного анализа процессов, протекающих внутри этой среды». Поликультурная образовательная среда должна способствовать самореализации личности, обучать сотрудничеству, поощрять к общению, развивать потребность быть принятым, понятым и востребованным, здоровую любознательность и стремление к самоутверждению и пониманию других; опыт преодоления трудностей на основе взаимодействия, взаимоуважения, доверия, добра и толерантности См.!!! концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гр. (2010) Международный опыт! Тенденция поликультурного образования стимулируется политикой влиятельных международных организаций, таких как ЮНЕСКО, ООН, Совет Европы, ОМЕП и др., которые разрабатывают соответствующие образовательные стратегии, что отражается в их основополагающих документах. Организацией Объединенных Наций выдвигаются требования недопустимости эксплуатации и неравенства между народами и преодоления пе- режитков идеологии расизма, апартеида, национальной и религиозной исключительности, а воспитание людей в духе мира и дружбы между народами рассматривается как важнейшая цель системы воспитания и образования. По инициативе ЮНЕСКО 52 сессия Генеральной Ассамблеи ООН (ноябрь 1997 г.) провозгласила 2000 г. Международным годом культуры. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО 3 июля 1998 г. разработала проект "Культура мира в России - год 2000", целью которого было придание направленного скоординированного характера проведению соответствующих мероприятий в нашей стране; содействие в более долгосрочной перспективе формированию в российском обществе устойчивой психологической ориентации на восприятие мира как позитивного процесса Охрана здоровья детей - приоритетное направл/е деят/сти всего общ/ва, т.к. зд/вые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Осн. з/чи здоров/щей среды: -Реб/к должен знать свой организм;-уметь содержать свой орг/зм в порядке; -ЗОЖ; -форм/ние в общест/м осознании престижности сохранения здоровья.В проекте наша новая шк выделено 5 основных направлений, один из них - Здоровье школьников. Именно в шк/ный пер/од форм/тся здоровье ч/ка на всю послед. жизнь. Многое здесь зависит от семейн. восп/ния, но учитывая, что дети проводят в шк значит часть дня, заниматься их здоровьем должны в т.ч. и пед/ги. При установлении треб/ний к условиям реализации образ/х прог/м большее внимание необходимо уделить качеств. орг/ции сбаланс/ного горяч. питания, мед. обсл/ния и спорт занятий шк/ков. Своеврем. диспансеризация, реализация проф/х программ, орг/ция внеуроч. спорт мер/тий, обсуждение с детьми вопросов здоров образа жизни в значит степени влияют на улучшение здоровья шк/в. Однако еще более важен переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и к инд мониторингу и программам развития здоровья шк/в. Это предполагает создание таких образов/х прог/м, кот адекватно возрасту уч/ся вызывают заинтерес/ное отнош/е к учебе. Практика инд/ного обуч/я, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классич/х учеб/х занятий – это позитивно сказывается на здоровье шк/в. Вопрос заботы о здоровье уч/хся требует не только решений, вызван/х охранительной позицией взр/х по отношению к дет здоровью. Важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье. Насыщенная, интересная и увлекат/ная шк жизнь становится важнейшим условием формирования здоров образа жизни. В рамках межведомств. в/действия в ближ время также предстоит обновить действ/щие санитарно-эпидемиолог правила и нормативы, относящиеся к с/ме общ. обр/ния; механизмы и регламенты отслеживания и поддержки здоровья шк/в; требования по обеспечению безопасности образ/х учр/ний; строит. нормы и правила; типовые проекты шк/х зданий, треб/ниям к орг/ции образов. среды; практики орг/ции обслуж/ния шк хозяйства, орг/ции подвоза шк/ков к месту учебы; мех/змы в/действия учр/ний обр/ния, культуры и спорта. В послед годы получают важн значение -здоровьесберегающ технологии – этопрограммы, кот направ. на восп/ние у уч/хя культуры здоровья, форм/ние представления о здоровье, как о ценности, формир/ние мотивов к ЗОЖ. Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения Пед/гу в орг/ции и проведении урока необходимо учитывать:- обстановку и гигиен условия в кл; -число видов учеб деят/сти: опрос уч/хся, письмо, чтение, слушание, рас/з и др.;-сред продолжительность и частоту чередования различн видов уч деят/сти. Ориентир норма – 7-10 минут; -чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;- наличие и выбор места на уроке м/дов, способ/щих активизации инициативы и творч самовыражения уч/хся. -место и длит/сть применения ТСО -позы уч/хся, чередование поз;-физкультминутки и др. оздоров/ные моменты на уроке наличие у уч/хся мотивации к уч деят/сти на уроке (интерес,мотивация)-наличие в содержател части урока вопросов, связ/х со здоровьем и здоровым обр жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формир/ние отношения к ч/ку и его здоровью как к ценности; - психологич климат на уроке;- наличие эмоц/х разрядок: шуток, улыбок.В конце урока следует обратить внимание на следующее: -плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %; - момент наступления утомления уч/хся и снижения их уч активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигат/х и пассивных отвлечений у детей в процессе уч работы:-темп и особенности окончания урока: -спокойное завершение урока: уч/ся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель- задание на дом, попрощаться с уч/ся;-задержка уч/хся в кл/се после звонка (на перемене). Осн компоненты здоровьесбер. технологии: аксиологический, -осознании уч/ся высш ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здор обр жизни. формирование ценностно-ориентиров установок на здоровье, осознанное отношение к здоровью, основан на полож интересах и потребностях. гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своихпотенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собств/го здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, тем самым предотвращать возможные отриц последствия для собствен организма и обр жизни. здоровьесберегающий, вкл сис/му ценностей и установок, кот формируют сис/му гигиенич навыков,умений, необходимых для нормал функц/нияорганизма (режима, питания, чередов/е труда и отдыха, что способствует предупреждению обр/ния вред привычек); эмоционально-волевой, вкл проявление психолог/х механизмов- эмоциональных и волевых. Он направлен на формирование опыта в/отношений личности и общества (формир-ет организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство). Эти кач/ва обеспечивают функц/ние личности в общ/ве, сохраняют здоровье, как отд. ч/ка, так и всего кол/ва; экологический- ч/век как биологич вид существует в природной среде, кот обеспечивает человеч/кую лич/сть определён. биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Общение с миром природы способствует выработке гуманистич форм и правил поведения в прир среде, микро- и макросоциуме. В то же врем прир среда, окруж школу, явл оздоровит фактором. физкультурно-оздоровит компонент предполагает владение способами деятельности, направлен на повышение двигател активности, предупреждение гиподинамии. Актуальность данного вопроса включается в последнем документе об образовании. Здоровье детей ухудшается под влиянием экологии, экономики, неэффективной работы мед.работников. Около 60% детей к 7кл. имеют функ.нарушения.Из года в год зщдоровье детей ухудшается.Перегрузка учебных планов; авторитарный стиль обучения; гиподинамия(малоподвижный образ жизни); недостаточный учет индивю-типологических особенностей. Принципы:1 не навредить; 2ребенок-личность. Выделяют еще компоненты: 1.Здоровьесбер.д-ть для учащ-ся (передача детям о ЗОЖ, форм, умений, мотиво) 2. Здоровьесб. д-ть пед.работников (дифференцированное обучение, рациональное распред.уч.нагрузки, применение на уроках приемов здоровьесб.; орг/ция спортивной д-ти во внеурочное время; осуществление мер по профилактике заболеваний, формирование у детей установки на ЗОЖ) 3.Администр.-хозяйственная и контрольная д-ть.-обеспечивает учебниками, мебелью в соответсвии с САНПИНОМ, орг/ция рацион питания, орган-ия кор/х гр/п, орган-ия повышения квалификации п/гов; медосмотры. 4. медико-пед. сопровождение. Мед контроль за физ. состоянием, санитарно-гигиенич.контроль помещений, диспанс/ция.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.107.193 (0.013 с.) |