Девиации как социально-педагогическая проблема. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Девиации как социально-педагогическая проблема.



Галагузова рассматривает различные концепции девиаций, каждая из которых по-своему объясняет причины их возникновения.

1. Биологические теории. Ее сторонники рассматривают зависимость отклонений поведения от биологических особенностей индивида.

В 19 веке итальянский врач Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением человека и определенным физическим строением его организма. С его точки зрения, для преступника характерны такие черты, как выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли и т.д.

Шелдон позднее определил физиологический тип человека, склонного к девиации: тяжелое, мускулинное, атлетическое строение организма.

В настоящее время биологизаторская теория развивается с позиции достижений современных наук: генетики, нейрохирургии и др. Появилась гипотеза о хромосомных аномалиях. Согласно этой точки зрения, наличие лишней Y-хромосомъ: у мужчин обуславливает предрасположенность к криминальному насилию.

Биологизаторский подход до сих пор имеет своих приверженцев. Например, было определено, что высокое содержание свинца в организме является фактором риска в генезе антисоциального поведения.

2. Психологические теории. В них акцент делается на личностных факторах человека.

В середине 20 века были попытки некоторых ученых доказать, что преступникам присущи особенные психологические черты, которые не свойственны законопослушным гражданам. Но эти попытки потерпели неудачу. Из этого был сделан вывод, что девиация возникает в результате сочетания не только психологических факторов, но и социальных.

Ребенок в процессе социализации должен овладеть наиболее значимыми для него ролями. Но если этот процесс нарушен, ребенок будет овладевать не социальными, а антисоциальными ролями, например, вор, наркоман, хулиган и др.

3. Социологические теории. Они пытаются учесть в возникновении девиаций социальные и культурные факторы, определяющие поведение человека в обществе.

Дюркгейм впервые предложил социологическое объяснение девиаций. Он разработал теорию аномии - это такое состояние общества, при котором отсутствует четкая регуляция поведения людей из-за отсутствия в обществе норм и ценностей.

Социальные правила играют важную роль в регуляции жизни людей, нормы управляют их поведением. Следовательно, обычно люди знают, чего следует ожидать от других, и чего ждут от них. Однако во время кризисов или радикальных социальных перемен, жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах.

В таких условиях наблюдается равнодушие, отчужденность людей, теряется стабильность института семьи. Лишенные целей и смысла жизни, люди становятся подверженными стрессу и тревожности, что приводит к различным формам отклоняющегося поведения.

Мертон: девиации возникают в результате разрыва между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Например, не все люди в силу определенных социально-экономических причин могут получить высшее образование или престижную работу. А уровень развития общества требует высококвалифицированных специалистов.

Так, когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь с помощью социально одобряемых средств, они могут прибегать к незаконным способам - рэкету, спекуляции или торговле наркотиками.

Начальным звеном девиантного поведения является изменение ценностных ориентации в разных слоях населения и социальных группах. Если в нашем обществе еще недавно главенствовали такие ценности, как труд на общее благо, дружба, патриотизм, то теперь им на смену пришли культ денег, эгоцентризм, разгульный образ жизни.

В рамках социологического направления возникли культурологические теории девиации. С их точки зрения, причина девиаций состоит в конфликтах между нормами господствующей культуры и нормами субкультуры, складывающейся в определенной социальной группе.

Теория клеймения (Беккер): девиация - это "клеймо", которое группы, обладающие властью, ставят на поведении менее защищенных групп или отдельного человека.

Новейшие теории девиаций делают акцент на характере общества и стремятся выявить, в какой мере оно заинтересовано в создании и сохранении девиаций. Акцент делается на исправлении не какого-то конкретного человека, а всего общества.

Наиболее часто отклоняющееся поведение проявляется в подростковом возрасте, т.к. именно в подростковом возрасте существует множество предпосылок для возникновения девиаций:

1. У подростка меняется социальные статус, к нему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

2. У подростков ярко выражена неустойчивость НС, которая не всегда способна выдержать сильные и длительные раздражители.

3. Происходит активное половое созревание при заметном отставании в социальном становлении подростка. Это влечет за собой социально-психологические проблемы полового воспитания.

4. Происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи. При этом увеличивается влияние сверстников на формирование личности подростка.

5. Происходит изменение характера отношений подростка со старшими. Из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства.

6. Желание самоутвердиться и стать взрослым порой толкает подростка на совершение необдуманных поступков.

Отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Социальной дезадаптации в большей степени подвержены:

- дети, не посещающие школу,

- дети-сироты,

- подростки, употребляющие наркотические и токсические вещества. Девиации включают в себя девиантное, деликвентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение - это один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения. Типичными проявлениями девиантного поведения являются:

- демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое уклонение от учебы или трудовой деятельности,

- систематические уходы из дома, бродяжничество, пьянство,

- ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия,

- антиобщественные действия сексуального характера,

- попытки суицида.

Деликвентное поведение - это повторяющиеся асоциальные поступки детей, которые складываются в определенный устойчивый стереотип поведения, нарушающего правовые нормы, но не влекущего уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста уголовной ответственности. Типами деликвентного поведения являются:

- агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги,

- корыстное поведение - мелкие кражи, вымогательство, угон автотранспорта,

- распространение и продажа наркотиков.

Деликвентное поведение выражается не только во внешней, поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентации.

Делинквентное поведение может проявляться, к примеру, в озорстве и желании развлечься. Подросток из любопытства и за компанию может бросать с балкона тяжелые предметы (или еду) в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву». В виде шалости человек может позвонить в диспетчерскую аэропорта и предупредить о якобы заложенной в самолет бомбе. С целью привлечения внимания к собственной персоне («на спор») молодой человек может попытаться залезть на телевизионную башню или украсть у учителя из сумки записную книжку.

Криминальное поведение - это противоправный поступок, который по достижении возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и деликвентного поведения.

Галагузова выделяет два основных фактора, влияющих на отклоняющееся поведение:

1. Наличие неразрешимого противоречия между потребностями человека и возможностями их удовлетворения.

2. Психологическая невосприимчивость личности к установленным обществом социальным нормам или генетическая предрасположенность к отклонениям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 840; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.009 с.)