Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная работа в здравоохранении.

Поиск

Как известно, здоровье человека зависит не только от биологических факторов, но и от социальных. К задачам социальной работы относятся выявление ведущих социальных факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на здоровье человека, его социальную адаптацию.

Профилактическая деятельность, проводимая мед. персоналом, зачастую недостаточно эффективна, т.к. не затрагивает целый комплекс социальных проблем или решает их частично. При этом недостаточно изучается воздействие отдельных социальных факторов и их сочетаний на здоровье человека, недостаточно учитывается экономическая обстановка местности и ее влияние на здоровье человека.

По определению ВОЗ, здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Все это свидетельствует о возрастающей роли в системе здравоохранения нового вида профессиональной деятельности — социальной работы.

Становление такого вида деятельности обусловлено ухудшением здоровья населения, потребовавшим решения проблем медицинского и социального характера на качественно новом уровне — на уровне медико-социальной работы.

Медико-социальная работа — вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной на восстановление, сохранение и укрепление здоровья (Холостова).

Увеличение роли социальных факторов в развитии целого ряда заболеваний (ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь, болезни нервно-психической сферы, туберкулез и т.д.) позволили отнести эти заболевания к социально обусловленной патологии.

В соответствии с Основами законодательства об охране здоровья граждан (1993) медикосоциальная помощь это профилактическая, лечебно-диагностическая, реабилитационная помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными, инвалидами.

Медико-социальная работа принципиально изменяет характер комплексной помощи в сфере здравоохранения, охраны здоровья, предполагая медико-социальные воздействия на более ранних этапах развития болезни и социальной дезадаптации.

Цель медико-социальной работы — достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией и неблагополучных в социальном плане.

Объекты медико-социальной работы - лица, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы:

- длительно и часто болеющие,

- социально дезадаптированные,

- инвалиды,

- одинокие престарелые,

- дети-сироты,

- многодетные семьи,

- больные ВИЧ и т.д.

Существуют два типа медико-социальной работы — профилактический и патогенетический.

Профилактическая медико-социальная работа:

- предупреждение социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья,

- формирование установок на ЗОЖ (с этой целью используются СМИ, лекции, семинары, индивидуальная санитарно-просветительская работа), предупреждение вредных привычек,

- обеспечение доступа информации по вопросам здоровья,

- участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях,

- обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и т.д.

При этом задача первичной профилактики — предупреждение развития у человека патологических состояний, т.е. проведение социально-экономического анализа, формирование у населения представлений о ЗОЖ, активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью.

Вторичная профилактика направлена на предупреждение дальнейшего прогрессирования болезни и предусматривает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, а также решение социальных задач. При работе с больным человеком необходимы целенаправленное формирование у него активной жизненной позиции, препятствующей развитию социального иждивенчества, устройство быта, его трудоустройство в соответствии с состоянием его здоровья.

Патогенетическая медико-социальная работа:

- организация медико-социальной помощи,

- проведение медико-социальной экспертизы,

- осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов,

- создание реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры,

- обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий.

Приоритетное направление патогенетической медико-социальной работы является реабилитация больных, т.е. комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, приводящих к восстановлению нарушенных функций организма, повышение адаптационных ресурсов человека, его социальной активности.

Специфика конкретной социальной работы с людьми определяется многими факторами: возрастом клиента, видом его социальной деятельности, экономическим положением его семьи, состоянием его здоровья, степенью социальной активности и т.д.

Чтобы построить модель медико-социальной работы, надо:

- выделить однородную группу клиентов (например, группа повышенного риска, инвалиды и т.д.),

- с каждой выделенной группой проводить медико-социальную работу в профилактическом и патогенетическом направлениях.

В российской системе организации здравоохранения социальная работа частично осуществляется медперсоналом, работающим по участковому принципу и осуществляющим социальный патронаж тяжелобольных, престарелых, одиноких людей, инвалидов. Социальная работа во врачебном участке была бы более эффективна при участии в ней социального работника, владеющего необходимыми знаниями и решающего социальные проблемы больного человека.

Недостатками социальной работы в сфере здравоохранения является то, что существует большое расстояние между медучреждением и центром социального обслуживания, не развито медикопрофилактическое направление социальной работы.

Выходом может стать создание медико-социальной службы:

- в учреждениях здравоохранения,

- в учреждениях социальной защиты,

- в учреждениях образования (в школе) — медсестра, специалист по социальной работе, врачи (педиатр и стоматолог).

Таким образом, медико-социальная работа заключается в решении медицинских, социально-бытовых, психологических, юридических вопросов для оказания полноценной медико-социальной помощи населению необходима, по мнению Павленка, трехуровневая система специалистов:

1. Высший уровень — социальный работник с высшим образованием, социально ориентированный врач. Задачи:

- получение полной информации о социальном положении населения, создание банка данных — социальной карты региона,

- составление и внедрение программ медико-социальной помощи населению обслуживаемого района,

- отлаживание системы взаимодействия с медработниками лечебно-профилактических учреждений,

- направление и контроль проведения социальных мероприятий работниками среднего звена.

2. Среднее звено — патронатная работа с семьями. Предоставляемые услуги:

- оказание первичной медико-санитарной помощи инвалидам, одиноким, хронически больным,

- организация консультативной помощи юристов, психологов, педагогов,

- санитарно-просветительская работа и обучение самопомощи,

- формирование ЗОЖ у детей и т.д.

З. Третий уровень — добровольцы — оказание посильной физической и психологической помощи: сиделки у тяжелобольных, сопровождающие слепых, инвалидов и т.д.

При территориальных поликлиниках создаются отделения медико-социальной помощи.

Направления деятельности медико-социального территориального отделения:

- формирование и развитие полноценной семьи, в первую очередь молодой,

- обеспечение первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний путем предупреждения аномальных явлений в семье и у подростков,

- просветительская работа по гигиеническому воспитанию населения,

- медико-социальная помощь больным.

Структуры, в которых может работать медико-социальный работник:

- дневной стационар при поликлиниках,

- стационар на дому для наблюдения за больными после выписки из хирургического стационара,

- отделения для долечивания,

- реабилитационные центры и др.

Социальная работа в образовании.

Социальная работа в системе образования как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях. Социальные работники все активнее участвуют в процессе социализации и формирования личности.

В нашей стране в системе образования трудятся и социальные педагоги, и социальные работники, которые помогают детям и взрослым преодолевать определенные жизненные трудности.

Фирсов выделяет два типа проблем в процессе обучения в школе:

1. Проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания социальных служб:

детей-инвалидов с сохраненным интеллектом, детей-сирот, детей из многодетных и социально неблагополучных семей.

Приоритеты социальной поддержки этих групп очерчены достаточно четко: социально-бытовая, материальная помощь, обеспечение витальных потребностей, решение актуальных проблем.

2. Проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых социальных проблем. Причем речь идет не о детях с отклонениями в развитии, нуждающкхся в специальном обучении, а об учениках массовой школы.

На основе зарубежной практики и исходя из проблематики современной российской школы, Фирсов определяет следующие цели социальной работы в образовании:

- способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей,

- развивать процесс опережающей социализации, имеющий целью ознакомить всех учащихся с их ролевыми перспективами, с общественными запросами,

- участие в разрешении конфликтов.

Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания квалифицированной и своевременной помощи детям, родителям и учителям по защите их прав и предупреждению их нарушения. Она выполняет следующие функции:

- защита прав и интересов субъектов образовательного процесса,

- создание условий для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся,

- изучение общественного мнения в школе,

- организация социально-психологических и правовых консультаций,

- организация школьного телефона доверия,

- разрешение конфликтных ситуаций.

Роль и место социального работника в сфере образования целесообразно, с точки зрения Холостовой, определять в зависимости от специфики образовательных учреждений.

Социальная работа в учреждениях системы дошкольного образования.

В дошкольных учреждениях деятельность социального работника носит преимущественно организационно-профилактический характер: выявление детей с симптомами социального неблагополучия, выяснение причин неблагополучия, организация системы адресной социальной помощи детям.

При этом эффективно организованная система социальной помощи детям в учреждениях дошкольного образования — условие сокращения числа случаев неблагополучного развития учащихся массовой школы.

Социальная работа в школе.

Функции социального работника в школе (Фирсов):

- деят/сть соц работника направлена на оказание помощи и поддержки реб/ку в ситуациях дезадаптации,

- социальный работник обеспечивает и контролирует выполнение норм и стандартов социально обеспечения для лиц, пользующихся льготами, социальными пособиями, пенсиями,

- он защищает ребенка от жизненных рисков, семейных бедствий, связанных с нетрудоспособностью, несостоятельностью родителей исполнять родительские обязанности,

- выступает посредником м/у реб/ком и соц окружением — школой, семьей, соц.институтами,

- организует и проводит консультации для детей, пед.коллектива, родителей по проблемам охраны и защиты детства, образования.

Формы и методы школьной социальной работы (Фирсов):

- групповая работа со школьниками вне занятий,

- внесение предложений по организации занятий (например, социальные тренинги в процессе занятий и

- участие в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники),

- работа с родителями, представление интересов родителей,

- профессиональная подготовка и профессиональная ориентация,

- консультирование — консультации для школьников, родителей и учителей, работа с учителями в группах,

- сотрудничество в вопросах школьной политики.

По мнению Холостовой, процесс профессионального функционирования социального работника состоит из нескольких этапов:

- изучение условий жизни учащихся,

- оформление социальных паспортов,

- формирование системы адресной социальной помощи нуждающимся в ней школьникам,

- координация усилий специалистов социальной сферы, причастных к решению проблем детей группы риска.

Также Холостова рассматривает специфику деятельности социального работника в системе начального и среднего профессионального образования и в вузах. Социальный работник в системе профессионального образования должен организовать помощь так, чтобы учащиеся имели возможность найти социально приемлемые способы зарабатывания денег на карманные расходы и оплату досуга, чтобы они знали свои права и обязанности.

 

В вузах, как правило, студенты из малообеспеченных семей пытаются подрабатывать в свободное время, а из обеспеченных — получить дополнительное образование. И тем, и другим нужна поддержка. Например, можно организовать в вузе социально-психологический центр, поддерживающий связи с другими учебными заведениями, предприятиями, социальными организациями. Этот центр может принимать заказы от разных учреждений на проведение каких-то работ, исследований и т.д. с целью оказания помощи студентам самостоятельно зарабатывать.

В вузах обучаются также молодые люди с ограниченными возможностями, которым сложно занять свое место в сфере труда, дети-сиротЫт, дети из многодетных семей, студенты, имеющие детей и многие другие категории социально незащищенной молодежи.

Существенную помощь может оказать социальный работник, информирующий студента о том, куда, к кому, каким образом можно обратиться за помощью.

Холостова пишет, что опыт различных стран, например, Англии и Германии, позволяет говорить о существовании двух вариантов организации социальной работы в образовании.

1. В одних случаях социальные работники являются штатными сотрудниками образовательного

2. В других случаях — они работают в социальных службах, обеспечивающих обслуживание конкретных учреждений образования.

Социальные работники могут стать участниками уже существующих социально-психологических служб или самостоятельно создать систему социальной помощи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 5070; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.74.47 (0.015 с.)