Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизмы социального воспитания в коллективе.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По словам Мудрика СВ - составная часть социально-контролируемой социализации, наряду с семейным и религиозным воспитанием. Оно представляет собой создание условий для целенаправленного развития духовных ценностей. На сегодняшний день социальное воспитание – раздел социальной педагогики, как составная часть социализации и как область практической деятельности. Основные принципы социального воспитания и социализации (природосообразности, центрации, социальной ответственности и др.), ценности и механизмы (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный). Принципы социального воспитания (МУДРИК): п-п центрации на развитие личности, п-п дополнительности (связь СВ с другими факторами), п-п гуманистической направленности, п-п вариативности СВ (многообразие потребности интересов), п-п коллективности СВ, п-п природосообразности, п-п культуросообразности В связи с тем, что социальное воспитание рассматривается как относительно управляемый процесс, можно выделить ряд требований, предъявляемых к его организации. В научной литературе существуют разные подходы к определению системы принципов: гуманистической направленности, толерантности, субъектности, осознанности и др, природосообразности, культуросообразности, центрации, дополнительности и др. Принцип природосообразности означает построение социального воспитания на основе научного понимания взаимосвязи естественных природных и социальных процессов в соответствии с полом и возрастом человека.Принцип культуросообразности – организация социального воспитания в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям. Принцип центрации социального воспитания на развитие личности - воспитание должно быть направлено на помощь в социальном становлении, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом. Принцип дополнительности предполагает подход к социальному развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов – природного, культурного, социального и др., изучение и выявление взаимодополняющих факторов, влияющих на человека. Особую актуальность в современных условиях приобретает принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, создание условий для полноценного развития всех без исключения детей. Основными ценностями социального воспитания являются: произведения материальной и духовной культуры общества; общественный идеал, эталон должного в различных сферах социальной жизни – в политике, экономике, искусстве, государственном устройстве, человеческих отношениях; личностные ценности – этические, эстетические, политические, правовые и др. Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный психолог Г. Тард считал основным подражание. Американский ученый У. Бракфепбрепер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В. С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию обособления личности, а А. В. Петровский – смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития человека. Обобщая имеющиеся данные, с точки зрения педагогики можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах. К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие: 1) импринтинг – запечатление человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей влияющих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте, но и на более поздних возрастных этапах может быть запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.; 2) экзистенциальный – овладение языком и неосознаваемое принятие норм социального поведения, обязательных в процессе общения со значимыми лицами; 3) подражание – следование какому-нибудь образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта; 4) идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом; 5) рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам социума, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
ШПОРА!!
№12 С/ма обр/ния как институт соц/ции. Соц/ция детей и подр/ков в условиях шк/лы, уч. Кол/ва. Мех/змы соц. восп/ния в кол/ве. Сис/ма обр/ния – совок/ность образов. учр/ний, реализующих преемственные образоват. прог/мы и гос. образов/ные стандарты различн. уровня и направл/ности. Институт соц/й - относительно устойч/вые и долговремен. ф/мы соц. практики, кот. санкц/руются и поддерживаются с помощью соц. норм и посредством кот. организуется общест. жизнь и обеспеч/тся устойчивость соц. от/шений. Соц/ция - процесс усвоения и активного воспроизв/ва индивидом соц. опыта, с/мы соц. связей и отн/ний в его собств. опыте. Наряду с семьей с/ма обр/ния традиционно выделяется как 2 вед. институт соц/ции. В этом своем кач/ве она обладает рядом специфических особ/тей. В шк. р/к впервые включается в определ. с/му получения знаний, и это неизбежно порождает возникновение ценности достижения. Если в семье его любят за то, что он – это он, т в шк оценивание его как уч/ка в значит. степени начинает зависеть от успехов в учении. В педаг. и психол. лит/ре, посвященной анализу обр/ния как института соц/ции, можно найти весьма впечатляющий перечень образов/х целей и з/ч: от перечисления конкретных «умений и навыков» до абстрактных канонов типа «всесторонне и гармонически развитой лич/сти». З/чи обр/ния:• трансляция сущ/щих в культуре сп/бов действия с матер/ными и символическими объектами;• трансляция устоявшегося, традиционного для конкретно-историч. момента знания;• обуч/ние ролев. моделям поведения в сис/ме доминирования/подчинения;• трансляция цен/стных представлений и моделей идентификации. Соц. институт - это организ. сис/ма связей и соц. норм, кот. объединяет значим. общ/ные цен/сти и процедуры, удовлетв/щие осн. потребностям общ/ва. Любой функционал. институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную соц. потребность. Инст/ты обр/ния выполняют такие фундамент. потреб/сти общ/ва как потребности в передаче знаний, соц/ции подраст. поколения. Признаки института обр/ния: символы - диплом, степень; осн. роли – уч/ль, уч/к; физ. черты – шк, библиотека, стадион; кодексы поведения – правила уч/хся. Обр/ние как с/ма - это уникальный соц. институт, призванный развивать и преумножать челов. капитал, формируя идеи, социально-знач идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущее общ/во в целом, так и судьбу отд. людей. По Мудрику – контролируемая соц/ция может проходить только в с/ме обр/ния, т.к. гос/вом и общ/вом создаются спец учреж/ния для передачи соц. опыта, освоения норм и ценностей, для самореализации лич/ти (в с/ме обр/ния для р/ка первичная соц/ция, для взр – проф/ная). С/ма обр/ния это фактор соц/ции, т.к. получение обр/ния определяет возм/сти дальнейш. соц развития лич/сти, его карьеры, дальнейш. достигаемого рез/та. Учр/ния в с/ме обр/ния – государс, муниц/е, не государ/е (частн, религ/ные, общест/ные).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1075; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.119.149 (0.007 с.) |