Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизмы социального воспитания в коллективе.

Поиск

По словам Мудрика СВ - составная часть социально-контролируемой социализации, наряду с семейным и религиозным воспитанием. Оно представляет собой создание условий для целенаправленного развития духовных ценностей.

На сегодняшний день социальное воспитание раздел социальной педагогики, как составная часть социализации и как область практической деятельности.

Основные принципы социального воспитания и социализации (природосообразности, центрации, социальной ответственности и др.), ценности и механизмы (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный).

Принципы социального воспитания (МУДРИК): п-п центрации на развитие личности, п-п дополнительности (связь СВ с другими факторами), п-п гуманистической направленности, п-п вариативности СВ (многообразие потребности интересов), п-п коллективности СВ, п-п природосообразности, п-п культуросообразности

В связи с тем, что социальное воспитание рассматривается как относительно управляемый процесс, можно выделить ряд требований, предъявляемых к его организации. В научной литературе существуют разные подходы к определению системы принципов: гуманистической направленности, толерантности, субъектности, осознанности и др, природосообразности, культуросообразности, центрации, дополнительности и др.

Принцип природосообразности означает построение социального воспитания на основе научного понимания взаимосвязи естественных природных и социальных процессов в соответствии с полом и возрастом человека.Принцип культуросообразности – организация социального воспитания в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям. Принцип центрации социального воспитания на развитие личности - воспитание должно быть направлено на помощь в социальном становлении, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом. Принцип дополнительности предполагает подход к социальному развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов – природного, культурного, социального и др., изучение и выявление взаимодополняющих факторов, влияющих на человека.

Особую актуальность в современных условиях приобретает принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, создание условий для полноценного развития всех без исключения детей. Основными ценностями социального воспитания являются: произведения материальной и духовной культуры общества; общественный идеал, эталон должного в различных сферах социальной жизни – в политике, экономике, искусстве, государственном устройстве, человеческих отношениях; личностные ценности – этические, эстетические, политические, правовые и др.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный психолог Г. Тард считал основным подражание. Американский ученый У. Бракфепбрепер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В. С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию обособления личности, а А. В. Петровский – смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития человека. Обобщая имеющиеся данные, с точки зрения педагогики можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.

К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

1) импринтинг – запечатление человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей влияющих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит

преимущественно в младенческом возрасте, но и на более поздних возрастных этапах может быть запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.;

2) экзистенциальный – овладение языком и неосознаваемое принятие норм социального поведения, обязательных в процессе общения со значимыми лицами;

3) подражание – следование какому-нибудь образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта;

4) идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом;

5) рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам социума, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

 

ШПОРА!!

 

№12 С/ма обр/ния как институт соц/ции. Соц/ция детей и подр/ков в условиях шк/лы, уч. Кол/ва. Мех/змы соц. восп/ния в кол/ве.

Сис/ма обр/ния – совок/ность образов. учр/ний, реализующих преемственные образоват. прог/мы и гос. образов/ные стандарты различн. уровня и направл/ности. Институт соц/й - относительно устойч/вые и долговремен. ф/мы соц. практики, кот. санкц/руются и поддерживаются с помощью соц. норм и посредством кот. организуется общест. жизнь и обеспеч/тся устойчивость соц. от/шений. Соц/ция - процесс усвоения и активного воспроизв/ва индивидом соц. опыта, с/мы соц. связей и отн/ний в его собств. опыте.

Наряду с семьей с/ма обр/ния традиционно выделяется как 2 вед. институт соц/ции. В этом своем кач/ве она обладает рядом специфических особ/тей. В шк. р/к впервые включается в определ. с/му получения знаний, и это неизбежно порождает возникновение ценности достижения. Если в семье его любят за то, что он – это он, т в шк оценивание его как уч/ка в значит. степени начинает зависеть от успехов в учении.

В педаг. и психол. лит/ре, посвященной анализу обр/ния как института соц/ции, можно найти весьма впечатляющий перечень образов/х целей и з/ч: от перечисления конкретных «умений и навыков» до абстрактных канонов типа «всесторонне и гармонически развитой лич/сти».

З/чи обр/ния:• трансляция сущ/щих в культуре сп/бов действия с матер/ными и символическими объектами;• трансляция устоявшегося, традиционного для конкретно-историч. момента знания;• обуч/ние ролев. моделям поведения в сис/ме доминирования/подчинения;• трансляция цен/стных представлений и моделей идентификации.

Соц. институт - это организ. сис/ма связей и соц. норм, кот. объединяет значим. общ/ные цен/сти и процедуры, удовлетв/щие осн. потребностям общ/ва. Любой функционал. институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную соц. потребность.
Кажд. соц. институт имеет как специфич. особенности, так и общие признаки с др. институтами.
Признаками института обр/ния явл.:
1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещ/сть
2. Символич. культ/ные признаки – шк. эмблема, шк. песни
3. утилитарные культ. черты – кл/сы, библиотеки, стадионы
4. кодекс устный и письменный - правила уч/хся
5. идеология – академич. свобода, прогресс. обр/ние, равенство при об/нии
Обр/ние представляет собой соц. подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее осн. элементов можно выделить учебно-воспитат. учр/ния как соц. орг/ции, соц. общ/сти (пед/ги и уч/еся), уч. процесс кок вид социокультурной деятел/сти.

Инст/ты обр/ния выполняют такие фундамент. потреб/сти общ/ва как потребности в передаче знаний, соц/ции подраст. поколения.

Признаки института обр/ния: символы - диплом, степень; осн. роли – уч/ль, уч/к; физ. черты – шк, библиотека, стадион; кодексы поведения – правила уч/хся.

Обр/ние как с/ма - это уникальный соц. институт, призванный развивать и преумножать челов. капитал, формируя идеи, социально-знач идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущее общ/во в целом, так и судьбу отд. людей. По Мудрику – контролируемая соц/ция может проходить только в с/ме обр/ния, т.к. гос/вом и общ/вом создаются спец учреж/ния для передачи соц. опыта, освоения норм и ценностей, для самореализации лич/ти (в с/ме обр/ния для р/ка первичная соц/ция, для взр – проф/ная).

С/ма обр/ния это фактор соц/ции, т.к. получение обр/ния определяет возм/сти дальнейш. соц развития лич/сти, его карьеры, дальнейш. достигаемого рез/та. Учр/ния в с/ме обр/ния – государс, муниц/е, не государ/е (частн, религ/ные, общест/ные).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1075; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.119.149 (0.007 с.)