Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соц/ция детей и подростков в усл/ях шк, уч коллектива.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ч/к – сущ/во соц/ное. С первых дней своего существ/ния он окружен себе подобными, вкл/н в разного рода соц. в/действия. Первый опыт соц. общения ч/к приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, ч/к приобретает определен. субъективн. опыт, кот. становится неотъемлемой частью лич/ти. Соц/ция - процесс и рез/т усвоения и последующего активного воспроиз/ва индивидом соц. опыта. Процесс соц/ции неразрывно связан с общением и совместной деятел/стью людей. Сущность соц/ции состоит в сочетании приспособления и обособления ч/ка в условиях конкретного общ/ва. Процесс соц/ции и адаптации тесно в/мосвязаны. Адаптация предполагает соглас/ние требований и ожидание соц среды по отношению к ч/ку с его установками и соц поведением; согласование самооценок и притязаний ч/ка с его возможностями и с реалиями соц среды. Т.о., адаптация - это процесс и рез/т становления индивида соц существом. Обособление - это процесс и рез/т становления человеч. индивид/сти. Этапы соц/ции. В любом общ/ве соц/ция ч/ка имеет особенности на различ этапах. В самом общем виде этапы соц/ции можно соотнести с возрастной периодизацией жизни ч/ка. Существуют различ период/ции, и приводимая ниже не явл общепринятой. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с соц-пед точки зр. Ч/к в процессе соц/ции проходит след.этапы: младенч/во (0-1), ранн дет/во (1-3), дошк дет/во (3-6), мл шк в/ст (6-10), мл подростк (10-12), ст. подрост. (12-14), ранн. юнош/кий (15-17), юнош/кий (18-23), молодость (23-30), ранн зрелость (30-40), позд зрелость (40-55 лет), пожилой в/ст (55-65), старость (65-70), долгож/ство (свыше 70). Соц/ция и соц. адаптация лич/ти неразрывно связаны м/у собой, а шк выступает как важнейший институт создания условий для успешн соц/ции и адаптации лич/ти ч/ка. Социально-психол/я адаптация - приспособление ч/ка как лич/ти к сущест/нию в общ/ве в соответствии с требованиями этого общ/ва и собствен мотивами, потребностями и интересами. Т.о. обр/ние решает з/чи совершенст/ние лич/ти, ее культуры, физич и нравств развития, приобретения общего и проф обр/ния. Обучение - двусторонний процесс учения и преподавания. Процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной деятельности. В учении р/к познает окруж мир, а преподавание – рук/во пед/гом познават и учеб деят/стью р/ка. Обуч/ние дает ребенку знания, умения и навыки. Но в процессе приобретения знаний осуществляется и восп/ние, прививаются навыки поведения в общ/ве, отношение к труду, к людям. При рассмотрении процесса обучения нужно не забывать, что этот процесс носит социальный характер, так как он протекает при общении, взаимодействии учителя и ученика, ученика и ученического коллектива. Проблемы соц/ции детей в шк. Наиболее сущест/ную роль гр/пы сверстников играют в жизни и в соц/ции подрастающих поколений, особенно в подрост и юнош возр/х. Подростки и юноши одновременно входят в несколько гр/п - формализованные и неформализованные, общение в кот может иметь существ различия. Формализованные гр/пы (класс, уч гр/па,ПТУ, техникума, и др.) могут играть весьма различ роль в соц/ции подростков и юношей в зависимости от содержания жизнедеятельности, хар/ра сложившихся в них в/отношений, а так же степени значимости для их членов. Позитивную роль они играют в том случае, если в/действие в гр/пе не только интенсивно, но и содержательно, когда подросток чувствует себя в ней принятым на равных, но и имеет приятелей и друзей, когда его негрупповые связи воспринимаются товарищами и им самим как нечто чуждой этой гр/пе. Но это в идеале. А в реальности встречается много вариантов - позитивных и не очень. Так, в гр/пе все настроены др к др доброжелат/но и с удовольствием проводят вместе много времени помимо уч или иных обязательных занятий. Но в одних случаях это времяпрепровождения насыщенно полезными делами, разговорами о серьезных проблемах, в других - время «убивается» на совместное ничегонеделание, смакование анекдотов и т. д.В формализов гр/пах бывает явное расслоение по разн основаниям. Иногда - по интересам. Если они содержательны, то взаимодействие дает пищу для ума. А если они примитивны, то ситуация принципиально иная. Встречаются группы, где компания складывается «по одежке» в прямом смысле слова. Те, кто одет «фирменно», презирают тех кого они называют «серыми», «плебсом», «лохами» и пр. М/у ними нет ни каких контактов. М.б. и так: в/действие в гр/пе в целом позитивно, но не для всех. Гр/па может оказаться выше отдельных своих членов по уровню развития, интересам, соц активности. А бывает наоборот: тот или иной подросток значительно опережает сверстников в развитии – интел/м, психич, социал, физич/ком. В этих случаях возникают трудности в общ/нии с гр/пой. Подростки и юноши, не удовлет/ные своей позицией в формализ/ной гр/пе, стремятся минимиз/вать свой контакт с ее членами, ищут компенсации в неформ гр/пах. Механизмы соц вос/ния в коллективе. По Мудрику СВ - составн часть социально-контролируемой соц/ции, наряду с семейн и религ/ным восп/нием. Оно представляет собой создание условий для целенаправленного развития духовных ценностей. На сегодн день СВ – раздел соц пед/ки, как состав часть соц/ции и как обл практич деят/сти. Основ прин/пы СВ и соц/ции (природосообразности, центрации, соц ответственности и др.), ценности и механизмы (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный). Пр/пы СВ (МУДРИК): п-п центрации на развитие личности, п-п дополнител/сти (связь СВ с др факторами), п-п гуманистической направленности, п-п вариативности СВ (многообразие потребности интересов), п-п коллективности СВ, п-п природосообразности, п-п культуросообразности В связи с тем, что СВ рассматривается как относительно управляемый процесс, можно выделить ряд треб/ний, предъявляемых к его организации. В научн лит/ре сущ/ют разн подходы к определению с/мы принципов: гуманистич направленности, толерантности, субъектности, осознанности и др, природосообразности, культуросообразности, центрации, дополнит/сти и др. Пр/п природосообразности означает построение соц восп/ния на основе научного понимания взаимосвязи естественных природных и социальных процессов в соответствии с полом и возрастом ч/ка.Пр/п культуросообразности – организация СВ в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям. Пр/п центрации СП на развитие личности - восп/ние д.б. направлено на помощь в соц становлении, в создании условий для развития лич/ти, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом. Пр/п дополнительности предполагает подход к соц развитию ч/ка как к совокупности в/дополняющих процессов – природного, культур/го, социаль и др., изучение и выявление в/дополняющих факторов, влияющих на ч/ка. Особую актуальность в современ условиях приобретает прин/п соц ответст/сти общ/ва за реализацию ч/ка в творчестве, приобретении знаний, создание условий для полноценного разв/тия всех без исключения детей. Осн ценностями СВ явл: произведения материаль и духов культ/ры общ/ва; обществен идеал, эталон должного в различн сферах соц жизни – в политике, экономике, искусстве, госуд устройстве, чел/ких отн/ях; личностные ценности – этические, эстетические, политические, правовые и др. Соц/ция ч/ка во в/модействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различ под/ды к рассмотрению «механизмов» соц/ции. Так, франц соц психолог Г. Тард считал осн/м- подражание. Американский ученый - механизмом социализации считает прогрессивную взаимную приспособляемость м/у активным растущим человеч/м существом и изменяющимися условиями, в кот. оно живет. В. С. Мухина рассматривает в кач/ве мех/змов соц/ции идентификацию обособления лич/сти, а А. В. Петровский – смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития человека. Обобщая имеющиеся данные, с точки зр педагогики можно выделить нескол универс/ных мех/мов соц/ции, кот необходимо учитывать и частично использовать в процессе восп/ния ч/ка на различ возраст/х этапах. К психолог/ким и социально-психологич мех/мам можно отнести следующие: 1) импринтинг – запечатление человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей влияющих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенч в/те, но и на более поздних возраст этапах может быть запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.; 2) экзистенциальный – овладение языком и неосознаваемое принятие норм соц пов/ния, обязательных в процессе общения со значимыми лицами; 3) подражание – следование какому-нибудь образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения ч/ком соц опыта; 4) идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления чел/м себя с др чком, группой, образцом; 5) рефлексия – вн диалог, в кот ч/к рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам социума, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой вн диалог нескол видов: м/у различными я ч/ка, с реальными или вымышлен лицами и др. С помощью рефлексии ч/к может формироваться и изменяться в рез/те осознания и переживания им той реальности, в кот он живет, своего места в этой реальности и себя самого. №13 Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности общества: в образовании, здравоохранении, в пенитенциарной системе, в сфере занятости, в культурно-досуговой сфере. Социальные службы для несовершеннолетних. Специфика содержания и формы деятельности. Социальная работа, возникнув более 100 лет назад, превратилась в профессию, обогатилась новыми направлениями, функциями, технологиями. Сегодня она осуществляется в ведущих сферах жизнедеятельности общества: в образовании и здравоохранении, в пенитенциарньих учреждениях, в области спортивно-оздоровительной и культурно-досуговой деятельности и т.д. В каждой области социальной сферы решаются конкретные задачи по оказанию помощи и поддержки человеку, существует своя законодательная и нормативно-правовая база социальной работы, применяются апробированные технологии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.95.7 (0.013 с.) |