Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соц/ция детей и подростков в усл/ях шк, уч коллектива.

Поиск

Ч/к – сущ/во соц/ное. С первых дней своего существ/ния он окружен себе подобными, вкл/н в разного рода соц. в/действия. Первый опыт соц. общения ч/к приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, ч/к приобретает определен. субъективн. опыт, кот. становится неотъемлемой частью лич/ти. Соц/ция - процесс и рез/т усвоения и последующего активного воспроиз/ва индивидом соц. опыта. Процесс соц/ции неразрывно связан с общением и совместной деятел/стью людей.

Сущность соц/ции состоит в сочетании приспособления и обособления ч/ка в условиях конкретного общ/ва. Процесс соц/ции и адаптации тесно в/мосвязаны. Адаптация предполагает соглас/ние требований и ожидание соц среды по отношению к ч/ку с его установками и соц поведением; согласование самооценок и притязаний ч/ка с его возможностями и с реалиями соц среды. Т.о., адаптация - это процесс и рез/т становления индивида соц существом.

Обособление - это процесс и рез/т становления человеч. индивид/сти.

Этапы соц/ции.

В любом общ/ве соц/ция ч/ка имеет особенности на различ этапах. В самом общем виде этапы соц/ции можно соотнести с возрастной периодизацией жизни ч/ка. Существуют различ период/ции, и приводимая ниже не явл общепринятой. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с соц-пед точки зр.

Ч/к в процессе соц/ции проходит след.этапы: младенч/во (0-1), ранн дет/во (1-3), дошк дет/во (3-6), мл шк в/ст (6-10), мл подростк (10-12), ст. подрост. (12-14), ранн. юнош/кий (15-17), юнош/кий (18-23), молодость (23-30), ранн зрелость (30-40), позд зрелость (40-55 лет), пожилой в/ст (55-65), старость (65-70), долгож/ство (свыше 70).

Соц/ция и соц. адаптация лич/ти неразрывно связаны м/у собой, а шк выступает как важнейший институт создания условий для успешн соц/ции и адаптации лич/ти ч/ка.

Социально-психол/я адаптация - приспособление ч/ка как лич/ти к сущест/нию в общ/ве в соответствии с требованиями этого общ/ва и собствен мотивами, потребностями и интересами.

Т.о. обр/ние решает з/чи совершенст/ние лич/ти, ее культуры, физич и нравств развития, приобретения общего и проф обр/ния. Обучение - двусторонний процесс учения и преподавания. Процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной деятельности. В учении р/к познает окруж мир, а преподавание – рук/во пед/гом познават и учеб деят/стью р/ка. Обуч/ние дает ребенку знания, умения и навыки. Но в процессе приобретения знаний осуществляется и восп/ние, прививаются навыки поведения в общ/ве, отношение к труду, к людям.

При рассмотрении процесса обучения нужно не забывать, что этот процесс носит социальный характер, так как он протекает при общении, взаимодействии учителя и ученика, ученика и ученического коллектива. Проблемы соц/ции детей в шк. Наиболее сущест/ную роль гр/пы сверстников играют в жизни и в соц/ции подрастающих поколений, особенно в подрост и юнош возр/х. Подростки и юноши одновременно входят в несколько гр/п - формализованные и неформализованные, общение в кот может иметь существ различия. Формализованные гр/пы (класс, уч гр/па,ПТУ, техникума, и др.) могут играть весьма различ роль в соц/ции подростков и юношей в зависимости от содержания жизнедеятельности, хар/ра сложившихся в них в/отношений, а так же степени значимости для их членов. Позитивную роль они играют в том случае, если в/действие в гр/пе не только интенсивно, но и содержательно, когда подросток чувствует себя в ней принятым на равных, но и имеет приятелей и друзей, когда его негрупповые связи воспринимаются товарищами и им самим как нечто чуждой этой гр/пе. Но это в идеале. А в реальности встречается много вариантов - позитивных и не очень. Так, в гр/пе все настроены др к др доброжелат/но и с удовольствием проводят вместе много времени помимо уч или иных обязательных занятий. Но в одних случаях это времяпрепровождения насыщенно полезными делами, разговорами о серьезных проблемах, в других - время «убивается» на совместное ничегонеделание, смакование анекдотов и т. д.В формализов гр/пах бывает явное расслоение по разн основаниям. Иногда - по интересам. Если они содержательны, то взаимодействие дает пищу для ума. А если они примитивны, то ситуация принципиально иная. Встречаются группы, где компания складывается «по одежке» в прямом смысле слова. Те, кто одет «фирменно», презирают тех кого они называют «серыми», «плебсом», «лохами» и пр. М/у ними нет ни каких контактов. М.б. и так: в/действие в гр/пе в целом позитивно, но не для всех. Гр/па может оказаться выше отдельных своих членов по уровню развития, интересам, соц активности. А бывает наоборот: тот или иной подросток значительно опережает сверстников в развитии – интел/м, психич, социал, физич/ком. В этих случаях возникают трудности в общ/нии с гр/пой. Подростки и юноши, не удовлет/ные своей позицией в формализ/ной гр/пе, стремятся минимиз/вать свой контакт с ее членами, ищут компенсации в неформ гр/пах. Механизмы соц вос/ния в коллективе.

По Мудрику СВ - составн часть социально-контролируемой соц/ции, наряду с семейн и религ/ным восп/нием. Оно представляет собой создание условий для целенаправленного развития духовных ценностей.

На сегодн день СВ раздел соц пед/ки, как состав часть соц/ции и как обл практич деят/сти.

Основ прин/пы СВ и соц/ции (природосообразности, центрации, соц ответственности и др.), ценности и механизмы (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный).

Пр/пы СВ (МУДРИК): п-п центрации на развитие личности, п-п дополнител/сти (связь СВ с др факторами), п-п гуманистической направленности, п-п вариативности СВ (многообразие потребности интересов), п-п коллективности СВ, п-п природосообразности, п-п культуросообразности

В связи с тем, что СВ рассматривается как относительно управляемый процесс, можно выделить ряд треб/ний, предъявляемых к его организации. В научн лит/ре сущ/ют разн подходы к определению с/мы принципов: гуманистич направленности, толерантности, субъектности, осознанности и др, природосообразности, культуросообразности, центрации, дополнит/сти и др.

Пр/п природосообразности означает построение соц восп/ния на основе научного понимания взаимосвязи естественных природных и социальных процессов в соответствии с полом и возрастом ч/ка.Пр/п культуросообразности – организация СВ в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям. Пр/п центрации СП на развитие личности - восп/ние д.б. направлено на помощь в соц становлении, в создании условий для развития лич/ти, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом. Пр/п дополнительности предполагает подход к соц развитию ч/ка как к совокупности в/дополняющих процессов – природного, культур/го, социаль и др., изучение и выявление в/дополняющих факторов, влияющих на ч/ка.

Особую актуальность в современ условиях приобретает прин/п соц ответст/сти общ/ва за реализацию ч/ка в творчестве, приобретении знаний, создание условий для полноценного разв/тия всех без исключения детей. Осн ценностями СВ явл: произведения материаль и духов культ/ры общ/ва; обществен идеал, эталон должного в различн сферах соц жизни – в политике, экономике, искусстве, госуд устройстве, чел/ких отн/ях; личностные ценности – этические, эстетические, политические, правовые и др.

Соц/ция ч/ка во в/модействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различ под/ды к рассмотрению «механизмов» соц/ции. Так, франц соц психолог Г. Тард считал осн/м- подражание. Американский ученый - механизмом социализации считает прогрессивную взаимную приспособляемость м/у активным растущим человеч/м существом и изменяющимися условиями, в кот. оно живет. В. С. Мухина рассматривает в кач/ве мех/змов соц/ции идентификацию обособления лич/сти, а А. В. Петровский – смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития человека. Обобщая имеющиеся данные, с точки зр педагогики можно выделить нескол универс/ных мех/мов соц/ции, кот необходимо учитывать и частично использовать в процессе восп/ния ч/ка на различ возраст/х этапах.

К психолог/ким и социально-психологич мех/мам можно отнести следующие:

1) импринтинг – запечатление человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей влияющих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит

преимущественно в младенч в/те, но и на более поздних возраст этапах может быть запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.;

2) экзистенциальный – овладение языком и неосознаваемое принятие норм соц пов/ния, обязательных в процессе общения со значимыми лицами;

3) подражание – следование какому-нибудь образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения ч/ком соц опыта;

4) идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления чел/м себя с др чком, группой, образцом;

5) рефлексия – вн диалог, в кот ч/к рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам социума, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой вн диалог нескол видов: м/у различными я ч/ка, с реальными или вымышлен лицами и др. С помощью рефлексии ч/к может формироваться и изменяться в рез/те осознания и переживания им той реальности, в кот он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

№13 Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности общества: в образовании, здравоохранении, в пенитенциарной системе, в сфере занятости, в культурно-досуговой сфере. Социальные службы для несовершеннолетних. Специфика содержания и формы деятельности.

Социальная работа, возникнув более 100 лет назад, превратилась в профессию, обогатилась новыми направлениями, функциями, технологиями. Сегодня она осуществляется в ведущих сферах жизнедеятельности общества: в образовании и здравоохранении, в пенитенциарньих учреждениях, в области спортивно-оздоровительной и культурно-досуговой деятельности и т.д.

В каждой области социальной сферы решаются конкретные задачи по оказанию помощи и поддержки человеку, существует своя законодательная и нормативно-правовая база социальной работы, применяются апробированные технологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.143 (0.009 с.)