Взаимодействие школы и семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие школы и семьи



В педагогической науке принцип взаимодействия воспитывающих сил является одним из фундаментальных.

Установлено, что в случае взаимодействия школы и семьи интеграция как высший уровень взаимодействия возможна в форме взаимовлияния, взаимообогащения, достижения полного совпадения целей и выработки единых средств (стратегии и тактики) её осуществления.

По мнению педагогов, наличие органов государственно-общественного управления в школе позволяет улучшить взаимодействие семьи и школы, в результате у школы появляется больше возможностей, она становится открытой, не только для родителей, но и для сообщества в целом. Школа начинает работать по другой схеме, когда активны органы государственно-общественного управления, они создают по истине демократическую атмосферу в школе.

Совместные действия школы, родителей и местного сообщества позволяют решать проблемы недостаточного финансирования, занятости учащихся во внеурочное время, поддержки молодежных инициатив, позиционирования школы в сообществе, пропаганды здорового образа жизни, улучшения взаимодействия родителей и детей.

Педагоги, выделили однозначно только плюсы в сотрудничестве школы, родителей и местного сообщества.

 

 

11.Соц. партнерство в обр/нии. В/действие семьи, школы и общ-ва в восп-нии уч/ся

Гл. фактором возник/ния отн/ний соц. парт/тва явил. внутр. процессы в странах, отражающие реальн. изменения, как в соц., так и трудовой сферах обществ. жизни. Гл. из таких измерений для первой трети XXв. явил. след/е: широк.распрост/ность конфликтов в общ/ве и развитие научно-техн. рев/ции.

Одной из первых работ, посвященных сущности и условиям обществ. согласия, явл. "Общественный договор" Ж.Ж.Руссо. Важным условием функц/ния обществ. договора явл. выс. уровень гражд. зрелости населения. Роль закон/ства подчёркивали многие соврем/ки Руссо, они считали, что не люди, а з/ны должны управлять госуд/вом.

Осн. целью соц. пар/ства явл. обеспеч/е устойчивого эволюц/ного развития общ/ва.

Рос. исслед/тель Генкин - "соц. парт/во - это идеология, ф-мы и м-ды согласов/я интересов соц. гр/п для обеспечения их конструктив. в/действия".

К/пции соц. парт/ства постепенно прочно вошли в эконом. и политич. жизнь цивилиз/х стран мира. В наст. время соц. парт/ство стало одним из ср/ств регулир/ния социально-труд/х отн/ний, в т.ч. и в сфере обр/ния.
Соц/е парт/тво в обр/ния

Гос/тво отвечает за обеспечение единого обр/ного пространства в стране (цели, задачи, стандарты) и предоставление с/ме обр/ния необходим. ресурсов, однако оно вряд ли может охватить и учесть всю слож/сть з/ч и условий конкретн. сообществ. Эти различия привели во многих странах к больш. разнообразию «политич. отношений» в с/ме обр/ния и вовлечению разнообразн. институтов гражд. общ/ва в жизнь обр/ных учр/ний.

Соц. парт/во означает практику совмест. выработки решений и сбалансированной, разделяемой ответ/сти. Следует отметить, что необх/сть шир. соц.партн/ва в обр/нии предусмотрена и соврем. теоретич/ми взглядами на обр/ние. Оно рассматр/ется как один из вед/х соц/х институтов, тесно связанный с осн. сферами социума - экономикой, соц. структурой, культурой и политикой. В отеч. социологии разрабатывается к/пция ф/ций обр/ния. Формулировки ф/ций в нашей к/пции носят систем. х/р, обладают операциональностью и поддаются эмпирическ. интерпретации, а потому не только очерчивают области ответ/сти с/мы обр/ния, но и яснее обозначают в ней дисфункциональные зоны и уточняют приоритеты отраслевого и макросоциал/го упр/ния.

Cоц. парт/во-тип соц. в/действия, ориентирующий участников на равноправное сотруд/во, поиск согласия и достижения общей цели, оптимизацию отнош/ний.

Прин/пы:добровольность, в/выгодность, в/дополняемость, открытость участников, согласование интересов, закрепление отн/ний в договорах, взаимная ответств/ность, в/помощь.Запуск соц. парт/ва:1) провед/ние предвар. консул/ции с потенц.участниками, 2)выявление взаим. интересов, 3) выявление, на что парт/ры готовы сосредоточить свои усилия4)опред/ние приемлимых организ/нных форм соц. парт/ва5) формир/ние нормативно/правов. Базы соц. парт/ва7) разработка правил и процедур экспертизы эффек/сти8) разработка и старт программ, планов парт. в/действия9)текущей анализ и коррекция.

В совр. развитых странах орг/ция общего и профес/ного обр/ния и выработка обр/ной политики все больше опираются на динамичное и удивительно гибкое социальное партнерство. Жизнен. необходимость соц. партн/тва в сф/ре обр/ния здесь давно никем не оспаривается.
Шаги рос. ученых в этой проблематике носят пока недостаточ. х/р и бесспорно заслуживают особой поддержки. Еще совсем недавно предполагалось, что в сфере обр/ния удастся выстроить нов. сис/му парт/тва взамен старой практики шефских отношений. Со второй полов. 1990-х гг. в регионах страны создавались консульт/ные и координационные советы, однако ситуацию к лучшему они не изменили. Вместе с тем при поддержке междун/ных центров в России уже в 1990-х гг. начался эксперимент по «взращиванию» парт/ства «снизу» - На локальном отраслевом уровне. Сегодня можно говорить о некоторых признаках устойчивости такого партнерства, но и они обнаружились лишь в рентабельных (чаще всего не системообразующих) отраслях хозяйства. Вряд ли какой-либо регион страны или город может похвастаться наличием отлаженной с/мы соц. парт/ства в сфере обр/ния.

В западноевроп. странах организац/ные структуры соц/ного парт/ства формир/лись в осн. в послевоенный п/д и ныне представлены в целом комплексе учр/ний, межведомств. орг/ций, серии док/тов и норм. актов. Ключевую ответ/ность в таких структурах играет так называемое соц. гос/во, хотя, строго говоря, соц.парт/во базируется на гораздо более слож/х, часто неформал/х социально-идеолог. структурах. Соц. парт/во в обр/нии развивается по мере нарастания соц. интеграции, прежде всего на национ. уровне.

Столь же медленно развивается и другая составляющая соц. парт/ва – соц.орг/ция гражд/х, профес/х и поселенч/х гр/п. В случае с системой обр/ния речь идет о слабом участии сообществ гр/н в мест. самоуправлении, отсутствии в их распоряжении достаточ/х экономич/х и прав/х ресурсов, о неразвитости и бедности большинства профсоюзов, отсутствии или неустойч/сти отраслевых ассоциаций и объединений род/лей уч/хся. Рос. гос/во в последнее вр. выделяет на конкурсн. основе грантовые сред/ва для общего стимулирования деят/сти общест/х орг/ций, но сфера соц. парт/ва в обр/нии в этом конкурсе проигрывает др. секторам и в итоге не получает столь нужной целевой поддержки. Обращение к зарубеж. опыту полезно для идентификации действующих субъектов пар/тва в сфере обр/ния.

На ее низовом уровне в кач/ве авторов чаще всего выступают конкретные образ/ные учр/ния, местн. предприятия, особые гр/пы местн. населения (этнические, религиоз., возрастные), а также спец/сты разн. гос. служб (соц. защиты, безопас/сти, здравоохр/ния, труда и занятости) и активисты общ. орг/ций. Здесь типичным явл. двухстороннее в/действие. Парт/тво проявляется в совмест. постановке з/ч развития, в подготовке и осуществ/нии конкретн. меропр/тий (чаще всего внеучебных), в распределении ответ/сти и координации усилий в деле оснащения или ремонта уч. помещений, оказания помощи реальным семьям студентов. Трудно найти образов. учр/ние, в кот. бы не функц/вал попечит. совет, объединяющий спец/стов, активистов и представителей местн. органов власти, лидеров бизнеса. Исслед/ния показывают, что в распоряж/нии регион/ной и федерал. власти есть, как правило, сильные инструменты для влияния на с/му обр/ния. Их возможно сгруппировать в гл. направления влияния:1. Использ/ние институтов граждан. общ/ва для регулирования с/мы обр/ния (оптимизации ее стандартов и структуры).2. Обеспеч/е оптим/ного функц/ния институтов гражданс. общ/ва в кач/ве самостоятельных и социально полез. участников с/мы парт/тва.В госуд. влиянии на с/му обр/ния присутствует «прямое» и «косвенное» регулирование. «Прямое - наложение организационно-правовых ограничений.Косвенное- широк. исполь/ние институтов гражд. общ/ва, заинтересованное отнош/ние к с-ме обр/ния.Ряд стран, следуя полож. опыту соц. партн/тва в с/ме обр/ния Нидерландов, создали специал. независимые агентства, структурир/ные по крупн. отраслевым секторам, - Национальн. орг/ции по вопросам проф. обр/ния. Они наделены правом (предполаг/щим ответ/сть) на экспертизу уч. планов, прогр/м и стандартов профес. шк/ы с точки зр. их соответствия треб/ям рабоч. мест в этих секторах. В ряде стран ЕС условия оплаты труда персонала гос. образ/х учр/ний больше не устанавливаются нац/м правит/вом. Они определ/тся в процессе переговоров м/у учительс/ми профсоюзами и ассоциациями шк. директоров.

Если проф. школа финанс/тся по показателям выпуска, то она будет стараться усилить успешность в тех параметрах, кот. оказываются значимыми для участников с/мы парт/тва. Если же «успех» трактуется как нахождение выпускником рабоч. места, то вузы будут стремиться уделять больше внимания отбору абитуриентов и всему тому, что способ/ет предотвращению отсева и получению достойных рабочих мест. То есть механизм финанс/ния может стимулировать обр. учреждение привлекать к участию в уч. проц/се гражд. орг/ции, локальные ассоциации работодателей. Др. инструмент, кот. может использовать гос/тво, состоит в стимулировании определ/х гр/п гражд. общ/ва путем оказания им финанс. поддержки на цели сотруд/тва со шк. Так, в проц/се сосущ/ния российско-нидерландск. проекта сотруд/тва в сфере общ. и начал. проф/го образ/ния в Новгородской обл. на уровне муниц/х районов были образованы устойчивые партнерские сети. Они объединили шк/ы, професс. лицеи, мест. отделы занятости населения, ассоциации товаропроизвод/лей для совместн. обсуждения проблем и потребностей некотор. профилей подготовки и релевантности их уч. планов/ прогр/м. В некот. случаях это привело к пересмотру прежних профилей шк. и лицеев, к модернизации их уч. планов и программ.

В высш. шк. - иная ситуация. Известная автономия вуза объективно ограничивает круг потенциальных партнеров, способных к квалифицированному диалогу по вопросам уч. планов вузов или, подготовки студентов университета. Однако это лишь усиливает необх/сть стимулирования существующих партнеров (прежде всего - в лице работодателей) к включению в диалог. Развитие соц. парт/тва в с/ме обр/ния и занятости требует комплекс. подхода, планомерности его проведения и широты охвата, вовлечения в эту работу всех соц. институтов. Необходимо исходить из того, что законод/ное регулирование не в состоянии охватить всего многообразия условий оно обеспечивает только прав. рамки в/действия субъектов социально-экономич. процессов. Соц. парт/во как механизм регулирования не только учитывает интересы партн/в, но и становится фактором обществен. развития, способствует социал, эконом/кой и полит/кой стабильности.

Таковы осн. аспекты процесса становления и функцион/ния соц. пар/ства в сфере обр/ния. Важно не только удержание в поле зрения управл. персонала учр/ний обр/ния, но и создание с/мы инфор/ции, помогающей регулярно анализировать состояние реальных и потенциальных партнеров, выявлять противоречия, возникающие при в/действии м/у ними, осуществлять выбор путей и ср/в укрепления положения образоват/х учр/ний в конкретн. сообществе.

В/действие школы и семьи

В пед. науке прин/п в/действия воспитывающих сил явл. одним из фундаменталь/х. Установлено, что в случае в/действия шк и семьи интеграция как высший уров/нь в/действия возможна в форме в/мовлияния, в/обогащения, достижения полного совпадения целей и выработки ед/х ср/в её осуществления.По мнению пед/гов, наличие органов государственно-обществен. упр/ния в шк. позволяет улучшить в/действие семьи и шк, в рез/те у шк появл/тся больше возможностей, она становится открытой, не только для родителей, но и для сообщества в целом. Шк начинает работать по др схеме, когда активны органы государственно-обществен управ/ния, они создают по истине демократич. атмосферу в шк. Совместные действия шк, род/лей и местн. сообщества позволяют решать проблемы недостаточного финанс/ния, занятости уч/хся во внеурочн. вр., поддержки молодеж. инициатив, пропаганды здоров. обр. жизни, улучшения в/действия родителей и детей. Пед/ги, выделили однозначно только + в сотрудничестве шк, родителей и местн сообщества.

 

№12 Система образования как институт социализации. Социализация детей и подростков в условиях школы, ученического коллектива. Механизмы социального воспитания в коллективе.

Система образования - совокупность образовательных учреждений, реализующих преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности. Институт социальный - относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, которые санкционируются и поддерживаются с помощью социальных норм и посредством которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений. Социализация - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте.

Наряду с семьей система образования традиционно выделяется как второй ведущий институт социализации. В этом своем качестве она обладает рядом специфических особенностей. В школе ребенок впервые включается в определенную систему получения знаний, и это неизбежно порождает возникновение ценности достижения. Если в семье его любят за то, что он – это он, т в школе оценивание его как ученика в значительной степени начинает зависеть от успехов в учении.

В педагогической и психологической литературе, посвященной анализу образования как института социализации, можно найти весьма впечатляющий перечень образовательных целей и задач: от перечисления конкретных «умений и навыков» до абстрактных канонов типа «всесторонне и гармонически развитой личности».

Задачи образования:• трансляция существующих в культуре способов действия с материальными и символическими объектами;• трансляция устоявшегося, традиционного для конкретно-исторического момента знания;• обучение ролевым моделям поведения в системе доминирования/подчинения;• трансляция ценностных представлений и моделей идентификации.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.
Признаками института образования являются:
1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость
2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
4. кодекс устный и письменный - правили учащихся
5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

Институты образования выполняют такие фундаментальные потребности общества как потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения.

Признаки института образования: символы - диплом, степень; основные роли – учитель, ученик; физические черты – школа, библиотека, стадион; кодексы поведения – правила учащихся.

Образование как система - это уникальный социальный институт, призванный развивать и преумножать человеческий капитал, формируя идеи, социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей. По словам Мудрика – контролируемая социализация может проходить только в системе образования, так как государством и обществом создаются специальные учреждения для передачи социального опыта, освоения норм и ценностей, для самореализации личности (в системе образования для ребенка первичная социализация, для взрослого – профессиональная).

Система образования это фактор социализации, потому что получение образования определяет возможности дальнейшего социального развития личности, его карьеры, дальнейшего достигаемого результата. Учреждения в системе образования – государственные, муниципальные, не государственные (частные, религиозные, общественные).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.65.102 (0.078 с.)