Биологические и психологические объяснения причин девиации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биологические и психологические объяснения причин девиации



Какие причины порождают девиацию? Существуют попытки объяснить девиантное поведение, апеллируя к биологическим или психологическим характеристикам человека.

Наиболее известным «биологизаторами» являются итальянский исследователь Ч. Ломброзо и американский ученый У. Шелдон. Они полагали, что существует связь между некоторыми физическими чертами и предрасположенностью к девиации. Согласно Ломброзо, показателем склонности к девиации может быть, например, выступающая нижняя челюсть. Шелдон полагал, что склонность к девиации проявляют люди с определенным строением тела – «мезоморфы», т. е. люди, отличающиеся силой и стройностью. Однако эти объяснения несостоятельны. Массу преступлений и других отклоняющихся поступков совершают люди с самой обыкновенной наружностью. Люди, чьи тела отличаются «силой и стройностью», вовсе не всегда склонны к девиации, а если и совершают девиантные поступки, то нет никаких причин полагать, что к девиации их привело именно строение тела. То же самое касается людей с «выступающей нижней челюстью».

Объяснения девиации психологическими факторами более близки к реальности. Многие психические состояния могут способствовать совершению девиантных поступков (например, длительный стресс, страх и др.). Некоторые расстройства психики напрямую ведут к отклонениям – клептомания (склонность к воровству), отклонениям, которые выражаются в том, что больной постоянно ругается. Однако психологические объяснения применимы лишь в конкретных случаях. В целом же нельзя сказать, что все девиантные поступки объясняются психическими факторами. С другой стороны, не все люди, страдающие теми или иными расстройствами (расстройство не обязательно означает болезнь) психики, совершают девиантные поступки. Тем не менее в некоторых случаях психологические объяснения вполне соответствуют истине.

Приведем пример психологического объяснения такой яркой формы отклоняющегося поведения, как детская и подростковая групповая преступность. Американский психолог А. Маслоу изучал типы семейного воспитания в Мексике и США, чтобы найти истоки этого явления, которое было присуще США, но в гораздо меньшей степени присутствовало в Мексике. Общие выводы своего исследования Маслоу сформулировал так:

«Мы утверждаем, что все люди, в том числе и дети, испытывают потребность в ценностной системе, в системе взаимопонимания, в системе ориентации и привязанностей, в объяснении способов познания вселенной и определении своего места в ней.

Неудовлетворение этих потребностей, отсутствие такой системы или рассогласованность между ее компонентами приводят к определенным психопатологиям.

Неудовлетворение этих потребностей, отсутствие системы вынуждает к построению своей, отличной от общепринятой системы ценностей.

Любая система ценностей, хорошая или плохая, лучше, чем полное отсутствие ее, лучше хаоса.

Если взрослая система ценностей отсутствует или не представлена ребенку, ребенок создает свою, детскую или подростковую систему ценностей.

Так называемая детская преступность – прямое следствие самостоятельного построения подростками своей, делинквентной системы ценностей.

Делинквентная подростковая система ценностей отличается от других подростковых ценностных систем… ярко выраженной враждебностью и презрением по отношению к взрослым, бросившим их на произвол судьбы.

Мы декларируем, что ценностная система, построенная на принципах законности, порядка, справедливости, помогающая отличить хорошее от дурного, должна передаваться ребенку отцом.

Если отец не имеет ценностной системы, если он сам не верит или слабо верит в нее, его ребенок вынужден будет восполнять недоданное ему отцом за счет собственных недостаточных ресурсов.

Фигура психологически слабого отца (с неопределенной системой ценностей…) нарушает процесс первичной идентификации ребенка (формирование идеального «Я»)... Ребенок не знает, «каким он должен быть». Он усваивает надуманные… идеалы сверстников, так же, как он, брошенных на произвол судьбы своими родителями.

Внутренние ресурсы ребенка не в состоянии соответствовать предъявляемым к ним требованиям, они неадекватны». (Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб., 1997.)

Я группа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.003 с.)