Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социологические объяснения причин девиации↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Многие формы девиации практикуются множеством люде, то есть являются более или менее постоянными и массовыми (преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, самоубийства, бродяжничество и др.). В таких случаях очевидно, что девиацию порождают не столько личностные, сколько социальные факторы, то есть причины, коренящиеся в самом социальном устройстве. Выявить социальные предпосылки девиации и должна социология. Наиболее распространенным социологическим объяснением девиации является теория анемии (буквально «беззаконие», «безнормье»). Эта теория впервые была сформулирована Э. Дюркгеймом, а позже разрабатывалась Р. Мертоном. Для Дюркгейма, как мы уже отмечали, аномия – это ослабление влияния сложившихся в обществе норм. Результатом этого является усиление процессов социальной дезорганизации. Люди не имеют четких представлений о том, к чему им следует стремиться, и не считают авторитетными существующие поведенческие нормы. Соответственно, возрастает число отклоняющихся поступков. Аномия возникает вследствие быстрых социальных изменений, когда старые ценности и нормы перестают соответствовать изменившейся реальности, – такое состояние переживает сегодня Россия. Другой причиной аномии может быть мощное влияние иной культуры, в результате которого теряют авторитет собственные нормы, но и нормы новой культуры еще не обладают достаточным авторитетом. Еще одна причина аномии – усложнение структуры общества, выделения в ней множества профессиональных, религиозных, возрастных, территориальных и других общностей и групп, обладающих собственными субкультурами, что ослабляет влияние общекультурных норм. По Мертону, аномия возникает вследствие рассогласования одобряемых культурой целей и признанных законными средств их достижения, о чем выше уже говорилось. Аномия действительно способна провоцировать девиантное поведение, но это – не единственная его причина. Общества могут быть более (современные общества) или менее (древние общества или средневековые европейские общества) анемичными. Однако девиантное поведение присутствует в любом обществе. Причиной его может быть и социальное неравенство: в любом обществе существуют группы, чье социальное положение хуже, чем у других. Для них зачастую закрыты легальные способы улучшения своего положения, профессионального роста, повышения своего престижа и др. Представители таких слоев населения склонны отклоняться от принятых норм. Сложившийся социальный порядок может восприниматься угнетаемыми группами как нечто недолжное, несправедливое. И отношение к нему у таких групп соответственное. Сказанное вовсе не означает, что «высшие слои» общества чужды девиации. Однако если для угнетаемых групп характерным может быть более или менее мелкое воровство, хулиганство и др., то для «элиты» – крупные финансовые аферы, подкуп вышестоящих лиц и т. д. Культурная неоднородность общества также может служить причиной девиации: так, с точки зрения средневековых христиан, евреи, несомненно, считались «отклоняющимися из-за приверженности их своей религии и упорного нежелания христианизироваться. В императорской России к евреям и мусульманам существовало сходное отношение. Таким образом, культурное (в данном случае религиозное) своеобразие воспринималось как отклонение, требующее наказания или исправления. Для современного сложного общества характерно наличие множества субкультур, ценности и нормы которых значительно различаются. Представители одной субкультуры могут рассматривать поведение другой как отклоняющееся. II. Закрепление изученного. 1) Выполнить задания, с. 183–184 учебника. 2) Работа в группах. Ответить на вопросы к статьям. Домашнее задание: § 16.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.248 (0.006 с.) |