II. Изучению отдельных статей УК РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Изучению отдельных статей УК РФ.



У р о к 35

Социальные нормы и
отклоняющееся поведение (продолжение)

Цель: дать учащимся представление о преступности – самом опасном проявлении отклоняющегося поведения.

Тип урока: изучение нового материала.

Х о д у р о к а

I. знакомство с текстом «Преступность» (с. 179–181 учебника).

учащиеся отвечают на в о п р о с ы:

1) Что такое преступность?

2) Что такое преступление?

3) Каковы последствия преступных деяний?

4) Каковы особенности преступности?

II. изучению отдельных статей УК РФ.

Р а б о т а в г р у п п а х.

З а д а н и е. Каждая группа, прочитав статьи и объяснив их содержание, придумывает задачу, решением которой будет какая-либо статья (см. статьи УК РФ).

Я группа

Статья 14. Понятие преступления

1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим кодексом под угрозой наказания.

2. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Статья 15. Категории преступлений

1. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

2. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает двух лет лишения свободы.

3. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, превышает два года лишения свободы.

4. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы.

5. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Статья 16. Неоднократность преступлений

1. Неоднократностью преступлений признается совершение двух или более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью статьи настоящего Кодекса. Совершение двух или более преступлений, предусмотренных различными статьями настоящего кодекса, может признаваться неоднократным в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

2. Преступление не признается совершенным неоднократно, если за ранее совершенное преступление лицо было в установленном законом порядке освобождено от уголовной ответственности либо судимость за ранее совершенное лицом преступление была погашена или снята.

3. В случаях, когда неоднократность преступлений предусмотрена настоящим Кодексом в качестве обстоятельства, влекущего за собой более строгое наказание, совершенные лицом преступления квалифицируются по соответствующей части статьи настоящего Кодекса, предусматривающей наказание за неоднократность преступлений.

Лица, подлежащие уголовной ответственности

Статья 19. Общие условия уголовной ответственности

Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом.

Статья 21. Невменяемость

1. Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.

2. Лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, предусмотренные настоящим Кодексом.

Статья 22. Уголовная ответственность лиц с психическим
расстройством, не исключающим вменяемости

1. Вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности.

2. Психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.

Статья 23. Уголовная ответственность лиц, совершивших
преступления в состоянии опьянения

Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности.

 

Я группа

Статья 44. Виды наказаний

Видами наказаний являются:

а) штраф;

б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, государственных наград;

г) обязательные работы;

д) исправительные работы;

е) ограничение по военной службе;

ж) конфискация имущества;

з) ограничение свободы;

и) арест;

к) содержание в дисциплинарной воинской части;

л) лишение свободы на определенный срок;

м) пожизненное лишение свободы;

н) смертная казнь.

Статья 46. Штраф

1. Штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период.

2. Штраф устанавливается в размере от двадцати пяти до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года.

3. Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и с учетом имущественного положения осужденного.

4. Штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

5. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяется обязательными работами, исправительными работами или арестом соответственно размеру назначенного штрафа в пределах, предусмотренных настоящим кодексом для этих видов наказаний.

Статья 47. Лишение права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью

1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

4. В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента отбытия.

Статья 48. Лишение специального, воинского или
почетного звания, классного чина и государственных наград

При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Статья 54. Арест

1. Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.

2. Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет.

3. Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте.

Статья 55. Содержание в дисциплинарной воинской части

1. Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, походящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

2. При содержании в дисциплинарной воинской части вместо лишения свободы срок содержания в дисциплинарной воинской части определяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части.

Статья 59. Смертная казнь

1. Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

2. Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

3. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

Я группа

Особенности уголовной ответственности и наказания
несовершеннолетних

Статья 94. Сроки давности

Сроки давности, предусмотренные статьями 78 и 83 настоящего Кодекса, при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности или от отбывания наказания сокращаются наполовину.

Преступления и наказания

Я группа

Я группа

Ж. Марат «План уголовного законодательства»

Если в целях самосохранения обществу приходится принуждать своих членов к уважению существующего порядка, оно прежде всего старается уберечь их от искушений, связанных с нуждой. Оно обязано обеспечить им пропитание, приличную одежду, полную поддержку – помощь при болезни, уход в старости: ибо они могут отказаться от своих естественных прав лишь постольку, поскольку общество готовит им судьбу более предпочтительную, чем их естественное состояние. Итак, лишь после выполнения указанным образом обязательств по отношению ко всем своим членам общество имеет право карать тех, кто нарушает его законы…

Сурово карать легкое нарушение законов – значит напрасно пускать в ход авторитет власти, ибо, коль скоро мелкие злоумышленники навлекают на себя суровое возмездие, что же останется для обуздания настоящих злодеев?..

Если соразмерять преступления с наказаниями является делом справедливости, то следить за тем, чтобы они никогда не были жестокими, является делом человечности. Поэтому-то самые мягкие наказания предпочтительны, когда они достигают цели.

Карая виновного, правосудие должно не столько искать отмщения за попранный закон, сколько сдерживать тех, кто мог бы соблазниться его попранием…

Присуждая к наказаниям, недостаточно удовлетворить правосудие, надо еще исправить виновных. Если они неисправимы, следует воспользоваться их наказанием в интересах общества. Пусть их занимают на общественных работах, на работах, внушающих отвращение, вредных для здоровья, опасных для жизни…

В о п р о с ы:

1) Согласны ли вы с позицией автора? Какие из высказанных положений представляются вам спорными?

2) В чем заключается справедливость и человечность при применении законов?

3) Каковы главные цели наказания за преступления?

4) Как, на ваш взгляд, Марат относился к смертной казни? На основании чего вы сделали свои выводы?

Я группа

Г. Мейринк «Внушение»

Идея о совести – это, действительно, самое дьявольское изобретение из всех когда-либо придуманных священником.

Кто был первым, принесшим эту мысль в мир! – Виновный? Едва ли! Или невинный? Так называемый проповедник? Но как бы он мог вдуматься в таком случае в последствия этой идеи?!

Это могло быть только так, что какой-нибудь старик представил ее детям в виде пугала. С инстинктом угрожающей беззащитности старости по отношению к пускающей ростки грубой силе молодости.

Я прекрасно помню: будучи уже большим мальчиком, я считал возможным, что тени убитых прицепляются к убийцам и являются им в видениях.

Убийца! – Как хитро выбрано и построено это слово. – Убийца! Положительно в этом слове слышится какое-то хрипение.

Я думаю, что буква «у» – это корень, в котором звучит все ужасное.

Как хитро окружили человека нашептываниями!

Но я знаю, как обесценить такие опасности. Тысячу раз я повторял себе это слово в один вечер, пока оно не потеряло для меня все ужасное. – Теперь это для меня слово, как и всякое другое.

…Я хорошо могу себе представить необразованного убийцу, которого мучает обманчивая идея о том, что мертвые могут преследовать; она способна вогнать в безумие, но только того, кто не раздумывает, не взвешивает, не предусматривает. Кто же в наши дни может иметь привычку хладнокровно смотреть в угасающие, полные страха смерти глаза, не получив от этого внутренней раны, или же задушить проклятие в клокочущих глотках, которого в конце концов втайне побаиваешься… Не удивительно, что такая картина может стать живой и создать род совести, заставляющей потом изнемогать.

В о п р о с ы:

1) Что вы понимаете под словом «совесть»? С какими другими понятиями и символами вы могли бы его связать? Почему? Какую роль играет совесть в жизни человеческого общества?

2) Является ли совесть одной из главных преград для совершения преступления? Поясните собственную позицию и приведите примеры.

3) Согласны ли вы с тем, что слово «убийца» звучит зловеще?

4) Могут ли убийцы испытывать муки совести?

5) Как автор относится к преступлению?

6) С какими мыслями автора вы согласны, а с какими – нет?

Я группа

Смертная казнь
А. Шопенгауэр «Идеи этики»

Если, как учил Беккариа, наказание должно строго соответствовать преступлению, то это основывается не на том, что первое должно служить искуплением за последнее, а на том, что залог должен соответствовать ценности того, за что он оставлен. В силу этого каждый вправе требовать в залог безопасности собственной жизни чужую жизнь; но он не вправе требовать того же в залог безопасности своего имущества, потому что для последнего достаточным залогом является чужая свобода. вот почему для обеспечения жизни граждан смертная казнь безусловно необходима. Тем, кто хотел бы ее упразднить, следует сказать: «удалите прежде из мира убийство, а за ним последует и смертная казнь».

В о п р о с ы:

1) какова позиция автора по отношению к смертной казни?

2) Считаете ли вы аргументацию автора достаточно убедительной? Почему?

3) Может ли, по вашему мнению, смертная казнь когда-нибудь отменена?

Я группа

И. Подыногин «Почему бы их не казнить?»
(письмо в редакцию журнала «Век XX и мир». 1990 г.)

Вот мой ответ на письмо А. Девяткина из г. Сумы «Пишу ночью» (8/89).

Пишу днем – с ясной головой, после крепкого сна. Поэтому меня удивил контраст между первой частью письма А. Девяткина, где он желает как можно больше сделать для «людей в настоящем и детей в будущем», и второй частью, в которой протестует против смертной казни. Во-первых, никакой казни нет. Есть высшая мера наказания – лишение жизни. Считаю: чтобы люди в настоящем и дети в будущем не страдали от неисправимых мерзавцев, высшая мера наказания должна применяться. Не надо ссылаться на авторитет философа. В то время не было такого разгула преступности, ему не били физиономию хулиганы, его дочь не изнасиловали. А с нами и нашими детьми все может случиться. И побьют, и убьют, да вначале еще вдоволь наглумятся. И кто бьет-то? Чаще всего подонки и дети подонков. Так почему же их не лишать жизни? У них и жизни-то нет, а есть только цепь преступлений.

Игра в гуманность дозволительна высокопоставленным лицам. Она им никак не угрожает, а политический вес может повысить. Народу же эта «гуманность» боком обходится. Когда «гуманный» закон одним концом мягко гладит преступников, другим концом он жестоко бьет всех остальных.

В о п р о с ы:

1) Каково ваше отношение к смертной казни? Обоснуйте свою точку зрения.

2) Как изменилась преступность в наше время по сравнению с прошлыми эпохами?

3) Чем игра в гуманность отличается от подлинного гуманизма? Как понимает гуманизм автор письма и каково его отношение к гуманизму?

4) Должны ли законы быть гуманными?

Я группа

Нормы регулируют деятельность людей, задавая образцы приемлемого и одобряемого поведения. Однако в реальной жизни большинство людей так или иначе нарушают сложившиеся нормы. Поведение, соответствующее социальным нормам, называется конформным, а поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, – девиантным. Конформизм и девиация неразрывно связаны и представляют собой два вида поведения, всегда представленные в любой социальной системе.

Сразу же необходимо отметить, что граница между «нормальным» и «отклоняющимся» поведением зачастую довольно размытая.

В различных культурах одно и то же поведение может рассматриваться и как норма, и как отклонение. Стремление к материальному благосостоянию, личному обогащению считается нормой в современной России и США. Однако в России советского периода это же стремление рассматривалось как отклонение. Деятельность, направленная на личное обогащение, всячески пресекалась, вплоть до преследования в судебном порядке. Этот пример показывает, как быстро могут измениться представления о «норме» и «отклонении» даже в одном и том же обществе.

Человеческие жертвоприношения в культуре большинства современных обществ считаются проявлением варварства и дикости. Однако в большинстве древних обществ такой ритуал был нормой и выполнял важную функцию (важную, конечно, с точки зрения представителей этих обществ). Мы не задумываемся, что и в основе христианства лежит идея жертвоприношения, и для современных верующих это не выглядит дикостью.

Таким образом, можно сказать, что ни один тип поведения не может быть определен как девиантный по своей сущности. Определение поступка как девиантного всегда подразумевает сравнение его с принятыми в обществе или конкретной группе нормами. Только отклонение от этих норм делает поступок девиантным. Изменяются нормы – изменяется представление о девиации.

Даже в пределах одного общества (особенно современного общества с присущим ему множеством субкультур) бывает сложно выделить типы поведения, которое считалось бы отклоняющимся всеми членами данного общества.

Поведение, считающееся нормальным молодыми людьми, пожилыми может признаваться отклоняющимся; строгое соблюдение всех религиозных обрядов одобряется и принимается верующими, но близко к отклонению с точки зрения атеистов.

С другой стороны, трудно найти человека, который бы отклонялся от всех норм, принятых в обществе. Преступник нарушает закон, т. е. какую-то правовую норму, но при этом он может оставаться преданным своей семье и друзьям, т. е. следовать некоторым общепринятым моральным нормам. Таким образом, в поведении одного и того же человека сочетаются элементы и отклоняющегося, и конформного поведения, и, следовательно, никого нельзя признать ни абсолютным конформистом, ни абсолютным «девиантом».

Если грань между нормой и отклонением так слабо выражена, как же все-таки оказывается возможным отделить нормальное поведение от отклоняющегося? Во-первых, существуют ряд норм, которые все же признаются подавляющим большинством членов общества. Во-вторых, существуют (и в обществе в целом, и в каждой конкретной сфере общества) группы лиц, обладающие влиянием и своим авторитетом определяющие, какое поведение является нормальным, а какое – отклоняющимся. В масштабах всего общества таким универсальным арбитром является, например, государство, обладающее монополией на производство законов и следящее за их исполнением.

Я группа

Типы девиации

Формы девиантного поведения весьма разнообразны, и существует множество типологий этого поведения, например, все формы девиантного поведения можно разделить на позитивные, конструктивные отклонения и негативные, деструктивные. К первому типу относят различные проявления социального творчества, а также проявления выдающегося таланта и способностей. Но этот тип отклонений социология изучает не так пристально, как второй (негативные отклонения). Это связано с тем, что причины положительной девиации лежат скорее в сфере исследования психологии. Трудно выделить социальные факторы, определяющие гениальность, – если вообще возможно.

Широко распространенной в зарубежной, а с недавнего времени и отечественной литературе является типология девиантного поведения американского социолога Р. Мертона.

Он отмечает, что каждая культура задает членам общества набор целей, к которым человек должен стремиться (богатство, успех, уважение, престиж и др.). В культуре же содержатся и представления о средствах, которыми надлежит достигать эти цели. Например, для того чтобы добиться успеха, надо овладеть какой-то уважаемой, престижной профессией и достичь в ней совершенства. Однако не все члены общества обладают реальными возможностями для того, чтобы легальным, одобряемым путем достичь одобряемых целей.

Из противоречия культурно одобряемых целей и культурно одобряемых средств и вытекает мертоновская типология форм девиантного поведения.

Инновация – в основе этого типа девиации лежит согласие с принятыми в обществе целями, но отказ использовать традиции, легальные средства их достижения. Примером такого поведения может быть мошенничество, финансовые аферы и махинации, подкуп, элементарное воровство.

Ритуализм – несогласие или игнорирование целей деятельности, но абсолютизация средств, неукоснительное следование сложившимся образцам. «Ритуалистом» является бюрократ-крючкотвор, забывший о целях своей работы и полностью сосредоточенный на буквальном исполнении всех инструкций и правил, или армейский офицер, вопреки необходимости и здравому смыслу требующий исполнения ошибочного приказа.

Мятеж – отказ и от целей, и от средств, предлагаемых обществом. Характерными примерами являются бунты и восстания. «Мятежниками» можно признать и террористов.

Ретреатизм – уход от общества в связи с неприятием принятых в нем целей и средств их достижения. Бродяги, наркоманы, алкоголики и самоубийцы являются печальными примерами этого типа отклонения.

Типология, предложенная Мертоном, удобна, поскольку позволяет проанализировать все типы девиации, несмотря на изменчивость понимания тех или иных поступков. То есть несмотря на то, что конкретные виды девиации могут изменяться в связи с изменением норм, сущность девиации не изменяется, и типология Мертона позволяет анализировать разные типы девиации именно с точки зрения их сущности, а не внешнего проявления.

Я группа

Я группа

II. Закрепление изученного.

1) Выполнить задания, с. 183–184 учебника.

2) Работа в группах. Ответить на вопросы к статьям.

Домашнее задание: § 16.

У р о к 35

Социальные нормы и
отклоняющееся поведение (продолжение)

Цель: дать учащимся представление о преступности – самом опасном проявлении отклоняющегося поведения.

Тип урока: изучение нового материала.

Х о д у р о к а

I. знакомство с текстом «Преступность» (с. 179–181 учебника).

учащиеся отвечают на в о п р о с ы:

1) Что такое преступность?

2) Что такое преступление?

3) Каковы последствия преступных деяний?

4) Каковы особенности преступности?

II. изучению отдельных статей УК РФ.

Р а б о т а в г р у п п а х.

З а д а н и е. Каждая группа, прочитав статьи и объяснив их содержание, придумывает задачу, решением которой будет какая-либо статья (см. статьи УК РФ).

Я группа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.107 (0.073 с.)