ТОП 10:

IV. Изучение нового материала (продолжение).



Девиантное поведение – всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения.

Девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы.

Видыдевиации:

§ уголовная преступность

§ алкоголизм

§ наркомания

§ проституция

§ гомосексуализм

§ азартные игры

§ психические расстройства

§ самоубийство

В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, т. е. не являются противоправными.

Делинквентноеповедение – совокупность противоправных поступков; преступное поведение.

По мнению Дюркгейма, основной причиной девиации является аномия – «отсутствие регуляции», «безнормность».

Аномия – такое состояние общества, когда ранее общепринятые нормы, ценности и узаконенные способы достижения целей произвольно игнорируются индивидами или группами или расцениваются ими как необязательные.

Аномики – индивиды, находящиеся в состоянии аномии, влияющие на поведение других членов группы или организации.

Р а б о т а в г р у п п а х.

З а д а н и е. Класс делится на четыре группы. Каждая группа получает свое задание, изучает материал и готовит выступление перед другими командами. (По кн. Г. О. Перова «Социология», с. 176–184).

Я группа

Нормы регулируют деятельность людей, задавая образцы приемлемого и одобряемого поведения. Однако в реальной жизни большинство людей так или иначе нарушают сложившиеся нормы. Поведение, соответствующее социальным нормам, называется конформным, а поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, – девиантным. Конформизм и девиация неразрывно связаны и представляют собой два вида поведения, всегда представленные в любой социальной системе.

Сразу же необходимо отметить, что граница между «нормальным» и «отклоняющимся» поведением зачастую довольно размытая.

В различных культурах одно и то же поведение может рассматриваться и как норма, и как отклонение. Стремление к материальному благосостоянию, личному обогащению считается нормой в современной России и США. Однако в России советского периода это же стремление рассматривалось как отклонение. Деятельность, направленная на личное обогащение, всячески пресекалась, вплоть до преследования в судебном порядке. Этот пример показывает, как быстро могут измениться представления о «норме» и «отклонении» даже в одном и том же обществе.

Человеческие жертвоприношения в культуре большинства современных обществ считаются проявлением варварства и дикости. Однако в большинстве древних обществ такой ритуал был нормой и выполнял важную функцию (важную, конечно, с точки зрения представителей этих обществ). Мы не задумываемся, что и в основе христианства лежит идея жертвоприношения, и для современных верующих это не выглядит дикостью.

Таким образом, можно сказать, что ни один тип поведения не может быть определен как девиантный по своей сущности. Определение поступка как девиантного всегда подразумевает сравнение его с принятыми в обществе или конкретной группе нормами. Только отклонение от этих норм делает поступок девиантным. Изменяются нормы – изменяется представление о девиации.

Даже в пределах одного общества (особенно современного общества с присущим ему множеством субкультур) бывает сложно выделить типы поведения, которое считалось бы отклоняющимся всеми членами данного общества.

Поведение, считающееся нормальным молодыми людьми, пожилыми может признаваться отклоняющимся; строгое соблюдение всех религиозных обрядов одобряется и принимается верующими, но близко к отклонению с точки зрения атеистов.

С другой стороны, трудно найти человека, который бы отклонялся от всех норм, принятых в обществе. Преступник нарушает закон, т. е. какую-то правовую норму, но при этом он может оставаться преданным своей семье и друзьям, т. е. следовать некоторым общепринятым моральным нормам. Таким образом, в поведении одного и того же человека сочетаются элементы и отклоняющегося, и конформного поведения, и, следовательно, никого нельзя признать ни абсолютным конформистом, ни абсолютным «девиантом».

Если грань между нормой и отклонением так слабо выражена, как же все-таки оказывается возможным отделить нормальное поведение от отклоняющегося? Во-первых, существуют ряд норм, которые все же признаются подавляющим большинством членов общества. Во-вторых, существуют (и в обществе в целом, и в каждой конкретной сфере общества) группы лиц, обладающие влиянием и своим авторитетом определяющие, какое поведение является нормальным, а какое – отклоняющимся. В масштабах всего общества таким универсальным арбитром является, например, государство, обладающее монополией на производство законов и следящее за их исполнением.

Я группа

Типы девиации

Формы девиантного поведения весьма разнообразны, и существует множество типологий этого поведения, например, все формы девиантного поведения можно разделить на позитивные, конструктивные отклонения и негативные, деструктивные. К первому типу относят различные проявления социального творчества, а также проявления выдающегося таланта и способностей. Но этот тип отклонений социология изучает не так пристально, как второй (негативные отклонения). Это связано с тем, что причины положительной девиации лежат скорее в сфере исследования психологии. Трудно выделить социальные факторы, определяющие гениальность, – если вообще возможно.

Широко распространенной в зарубежной, а с недавнего времени и отечественной литературе является типология девиантного поведения американского социолога Р. Мертона.

Он отмечает, что каждая культура задает членам общества набор целей, к которым человек должен стремиться (богатство, успех, уважение, престиж и др.). В культуре же содержатся и представления о средствах, которыми надлежит достигать эти цели. Например, для того чтобы добиться успеха, надо овладеть какой-то уважаемой, престижной профессией и достичь в ней совершенства. Однако не все члены общества обладают реальными возможностями для того, чтобы легальным, одобряемым путем достичь одобряемых целей.

Из противоречия культурно одобряемых целей и культурно одобряемых средств и вытекает мертоновская типология форм девиантного поведения.

Инновация – в основе этого типа девиации лежит согласие с принятыми в обществе целями, но отказ использовать традиции, легальные средства их достижения. Примером такого поведения может быть мошенничество, финансовые аферы и махинации, подкуп, элементарное воровство.

Ритуализм – несогласие или игнорирование целей деятельности, но абсолютизация средств, неукоснительное следование сложившимся образцам. «Ритуалистом» является бюрократ-крючкотвор, забывший о целях своей работы и полностью сосредоточенный на буквальном исполнении всех инструкций и правил, или армейский офицер, вопреки необходимости и здравому смыслу требующий исполнения ошибочного приказа.

Мятеж – отказ и от целей, и от средств, предлагаемых обществом. Характерными примерами являются бунты и восстания. «Мятежниками» можно признать и террористов.

Ретреатизм – уход от общества в связи с неприятием принятых в нем целей и средств их достижения. Бродяги, наркоманы, алкоголики и самоубийцы являются печальными примерами этого типа отклонения.

Типология, предложенная Мертоном, удобна, поскольку позволяет проанализировать все типы девиации, несмотря на изменчивость понимания тех или иных поступков. То есть несмотря на то, что конкретные виды девиации могут изменяться в связи с изменением норм, сущность девиации не изменяется, и типология Мертона позволяет анализировать разные типы девиации именно с точки зрения их сущности, а не внешнего проявления.

Я группа







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.24.100 (0.006 с.)