Понятие «девиантное поведение», причины девиантного поведения в обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «девиантное поведение», причины девиантного поведения в обществе.



Девиантное поведение - это отклоняющееся поведение, не отвечающее принятым в обществе социальным нормам.

Э.Дюркгейм: «Ни одно общество не может обеспечивать всеобщее соблюдение норм, и девиация необходима для того, чтобы общество было гибким и готовым к переменам».

Источник девиациисоциальное неравенство, как фактор неравных возможностей в удовлетворении потребностей людей из разных социальных групп (Я.И.Гилинский).

Причины девиациинесогласованность между целями общества и социально-одобряемыми средствами их достижения (Р.Мертон). А.Коэн: образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры.

Теория социальной дезорганизации. Девиация становится массовой, когда отсутствуют общие культурные ценности, нормы, социальные связи, когда они противоречат друг другу. Культурологические теории: причина девиации конфликт между нормами субкультуры и господствующей культуры.

 

Отклоняющееся поведение в обществе играет двойную роль: 1). Представляет угрозу стабильности общества; ведет к дезорганизации культуры и разрушению социального порядка; 2). Это один из путей адаптации культуры к социальным изменениям в результате изменения окружающей среды, образцов поведения.

В социологии выделяют два вида девиации: созидательную и разрушительную.

Созидательная девиация: Это социально значимые в действиях человека отклонения от общепринятых норм поведения, определяющие наиболее прогрессивный характер развития общества: - героические поступки; - самопожертвование; - альтруизм; - инновационные действия и др.

Разрушительная девиация: Это иррациональное, конфликтное, аффективное поведение. Это поведение аномичной личности. Формы разрушительной девиации: - алкоголизм; - проституция; - суицид; - преступность; - наркомания.

1). Алкоголизм – катализатор других видов девиации. Алкоголизм возникает под воздействием объективных и субъективных факторов. В России на душу населения производится 14,5л алкоголя, а критический индикатор 8. Приводит к разрушению личности, социальному паразитизму, влияет на сокращение продолжительности жизни и т.д.

2). Суицид отклоняющеесяповедение пассивного типа. Главные причины – одиночество, чувство ненужности, конфликты, приводящие к социальной изоляции, осознание бесперспективности своего существования. Около 25% самоубийств совершают здоровые люди, 25%-больные психически, 50% - имеющие пограничные нервно-психические расстройства.

3). Наркомания - это потребление наркотиков без медицинских показаний. В большей степени ей подвержена молодежь. Из 2,5 млн. российских наркоманов на долю молодежи до 30 лет приходится ¾. Последствия употребления наркотиков – разрушение системы ценностей на уровне личности, разрушение самой личности.

4). Проституция порождена взглядом на женщину как на сексуальный объект, который можно купить за деньги. Сегодня различают проституцию: легальную – нелегальную, вынужденную – добровольную, женскую – мужскую –детскую. Изменяет систему ценностей, т.к.ее считают наиболее простым и перспективным способом добывания средств существования

5). Преступность: преступное поведение называется делинквентным. Факторы, воздействующие на преступное поведение: социальное положение, род занятий, образование, нищета и т.д. В России в заключении был примерно каждый 4-5-й россиянин, в настоящее время в пенитенциарных учреждениях находится около 1 млн.чел.

 

 

Образование как социальный институт.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Признаками института образования являются:

1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость

2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни

3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы

4. кодекс устный и письменный - правили учащихся

5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

 

Основные виды образования

 

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.

В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях «охвата» детей или удовлетворения желаний родителей. Детские сады, ясли, комбинаты — не просто средство «присмотра» за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами — организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.

С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми — воспитателей, обслуживающего персонала, — а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.

 

В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи «равного старта» при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу (по данным экспертов, в 1997 г. не училось 1,5—2 млн. детей), что со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества.

Но и в этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни — это одна из важнейших проблем социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования — профессионально-технического, средне специального и высшего.

Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое образование прошло сложный и извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении народнохозяйственных проблем.

Вместе с тем социологические исследования и в 70—80-х годах, и в 90-е годы по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий низкий) престиж этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы на получение высшего, а затем средне специального образования продолжает преобладать. Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки. В 1995 году 27 млн. молодых людей в возрасте от 12 до 22 лет учились, из них 16% были студентами вузов и техникумов.

Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и исследования 90-х годов показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысокой устойчивость профессиональных интересов молодых людей. По исследованиям социологов до 60% выпускников вузов меняют свою профессию. По данным опроса выпускников техникумов в Москве, только 28% из них спустя три года после получения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.008 с.)