Современные тенденции развития российской семьи.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные тенденции развития российской семьи.



1. Разделение супружества и родительства: - рост неполных семей (внебрачное рождение, развод, смерть супруга; в 1989 г. было 14%, сегодня- ок.25%); - рост числа супружеских семей (2% семей не хотят иметь детей); - рост внебрачной рождаемости (1980г. – 10,8%, 2002 г.- 30-40%; либо очень молодые мамы, либо после 35 лет).

2. Уменьшение уровня рождаемости и размера семьи: сегодня в экономически развитых странах преобладают семьи с 1-2 детьми; размер семьи сокращается до двух - трех человек; через 20-25 лет в России: 25%- трудоспособных, 25%-дети, 50% - пенсионеры); рост числа нерожденных детей, на каждые 100 рождений в нашей стране приходится 140 прерываний беременности.

3. Снижение числа зарегистрированных и увеличение числа гражданских браков: - идет процесс дискредитацииинститута брака ( 3 млн.фактических браков); - замужних женщин в стране на 60 тыс. больше, чем женатых мужчин; - гражданский брак часто ведет к отказу от материнства.

4. Увеличение возраста вступления в первый брак с 22 до 28 лет: - удлинение периода обучения, забота о карьере, брак откладывается до 28 и более лет; - откладывается и рождение первенца; - уровень рождаемости снижается, численность населения сокращается.

5. Рост числа не равных по возрасту браков. Сегодня в России в каждом 7-ом заключаемом браке жена старше мужа на 7 и более лет,15% - невеста младше жениха на 5 и более лет. Брак ровесников при разнице в 3 года.

6. Изменение половых ролей в браке: - все чаще главой семьи становится женщина, т.е. тенденция к матриархату; - значительно возрос авторитет матери, она имеет образование не ниже и даже выше, чем у мужа, имеет престижную профессию, хорошо зарабатывает.

7. Рост числа разводов: он стал атрибутом брака

8. Сокращение возможности повторного брака. Она минимальна для женщин, имеющих детей (11% женщин с двумя детьми). Деформирует брачную структуру населения.

9. Рост безбрачия: - сознательное уклонение от брака и отцовства, не хотят жениться 13-15% европейцев;

- появилось и женское безбрачие.

10. Появление новых видов брака и семьи. Новые виды брака: гостевой, альтернативный, конкубинат, однополые сожительства и т.д. Новые типы и формы семьи: повторная, нуклеарная, альтернативная и т.д. Пессимисты - семья себя изживает. Оптимисты – семья изменяется, но человек без нее не может обойтись.

Формула семьи: Я+Я = Мы.

19. Анкетирование как метод социологического исследования. Анкета: структура, вопросы анкеты.

Анкета(с франц. – расследование) – система вопросов, объединенных единым исследовательским замыслом, направленным на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.

Композиция анкеты: вводная часть, основная, демографическая.

Вводная часть:

Обращение к респонденту, где излагаются: - важность и значимость исследования; - цели и задачи исследования; - правила заполнения анкеты; - гарантия анонимности ответа

Основная часть содержит:

- Наиболее простыевопросы, нейтральные по смыслу, но дающие возможность получить фактическую и событийную информацию

- Наиболее трудныевопросы, которые направлены на выяснение установок, оценок, мнений индивидов по теме исследования

- Вопросы личного характера,

- Контрольные вопросы, цель которых углубить и уточнить информацию

Классификация вопросов:

n По содержанию:

- о фактах, мотивах поведения личности

- мнения, пожелания, ожидания, планы на будущее

n По форме:

- открытые, закрытые, полузакрытые

- прямые и косвенные

n По функциям: основные, контрольные, фильтрующие, буферные, вопросы - ловушки

Демографическая часть, или «паспортичка»:

n Вопросы об объективном положении и статусе личности опрашиваемого: - пол; - возраст; - семейное положение; - профессия

Правила составления анкеты:

n Объем анкеты – она должна содержать примерно 30-40 вопросов, требовать на заполнение не более 40 минут

n Не должна содержать «лобовых» вопросов, вопросов, нацеливающих на ответ

n Ответы на вопросы не должны иметь различную содержательную интерпретацию

n Не должно быть вопросов «на всякий случай»

n Формулировка вопросов должна учитывать уровень образования, знаний респондентов

n Вопросы должны вызвать желание ответить, т.е. обладать императивностью

20. Концепции личности в социологии (когнитивный подход, символический интеракционизм Дж.Мида, Ч.Кули, структурно-функциональный анализ Т.Парсонса).

Социологические теории личности опирались на представления разных ученых, исследователей о сущности человека:

Теология – человек – раб Божий

Философия: – человек – существо разумное (раннегреческий гуманизм)

- человек- существо разумное и общественное (представители натурализма и эволюционизма)

- человек – это личность как некая изолированная и замкнутая в себе монада

Выделились три позиции, определяющие сущность человека:

- родовая сущность человека, т.е. то, что отличает его от животных

- онтологическое тождество индивида (изменяется ли он в изменившихся условиях)

- феномен самосознания, определяющий границы индивидуальной активности

1. Теории, раскрывающие сущность человека Человек не обладает человеческой природой от рождения, он приобретает ее только в социальной жизни (Парк, Кули)

2. Через понятие «Я» (Декарт: Я – мыслящая вещь, которая сомневается, понимает, утверждает, отрицает, желает, представляет, чувствует)

3. Социальная природа «Я» - (Милль) становление Я связывал с памятью о совершенных действиях; общество – это внешняя среда, формирующая личность; Я – итог самонаблюдения (Пирс, Вундт)

4.Сущность личности составляют не борода, не кровь, не абстрактная физическая природа, а ее социальные качества. Человек живет не просто в мире, а в мире историческом...(К.Маркс)

5.Сущность человека в его главных страстях и желаниях, в постоянном разрешении конфликта, в истинных потребностях: общении, любви, материнстве, отцовстве и т.п. ( Э.Фромм)

6. Человек – активный деятель, сам порождает, поддерживает и изменяет свое бытие, сознательно выбирая действия. В выборе он свободен, но и ответственен за последствия выбора ( П.Сорокин, Липсет, Терикьян)

7. Теория одномерного человека, которого формирует технократический образ мышления, ложные потребности, утрата способности критического отношения к действительности (Г.Маркузе)

8. Ролевая концепция личности: у человека множество социальных ролей, в группе он выступает в конкретной роли. Но роли могут вступать в противоречие друг с другом. Т.Парсонс: личность – функция от того множества социальных ролей, которые присущи индивиду в том или ином обществе

9. Бихевиористская концепция: создание и внедрение такой технологии поведения, которая позволяет одним контролировать других, манипулировать людьми

10. В марксистской социологии – теория всесторонне и гармонически развитой личности. Ее признаки: духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство

11. Теория многомерного человека: человек имеет сложноорганизованную природу, широкие и многообразные социальные связи и отношения

В современной социологии

Личность – понятие многозначное: - это конкретный индивид как субъект деятельности

Личность– это совокупность интегрированных в индивиде социально значимых черт, сформировавшихся в процессе взаимодействия индивида с другими людьми и делающих его субъектом труда, познания и общения

- Это система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре

Структура личности

В отечественной социологии Структура личности включает:

1. Культурный идеал, который меняется исторически

2. Социальная роль личности, которая проявляется через нормативно одобренный образ поведения

3. Субъективное «Я» - собственное представление о свей внутренней сущности

4. Отраженное «Я» – складывается под влиянием общественного контроля за выполнением личностью социальных ролей

Структура личности включает:

1. Культурный идеал, который меняется исторически

2. Социальная роль личности, которая проявляется через нормативно одобренный образ поведения

3. Субъективное «Я» - собственное представление о свей внутренней сущности

4. Отраженное «Я» – складывается под влиянием общественного контроля за выполнением личностью социальных ролей

5. Формационный подход: личность раба, рабовладельца, феодала, крепостного, буржуа, пролетария и т.д.

6. Социальный статус и социальная роль: личность ученого, рабочего, студента, отца, преступника и т.д.

7. Социально-значимые качества: личность творческая - нетворческая; активная –пассивная; морально-устойчивая - аморальная и т.д.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.62.49 (0.011 с.)