Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные тенденции развития российской семьи.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Разделение супружества и родительства: - рост неполных семей (внебрачное рождение, развод, смерть супруга; в 1989 г. было 14%, сегодня- ок.25%); - рост числа супружеских семей (2% семей не хотят иметь детей); - рост внебрачной рождаемости (1980г. – 10,8%, 2002 г.- 30-40%; либо очень молодые мамы, либо после 35 лет). 2. Уменьшение уровня рождаемости и размера семьи: сегодня в экономически развитых странах преобладают семьи с 1-2 детьми; размер семьи сокращается до двух - трех человек; через 20-25 лет в России: 25%- трудоспособных, 25%-дети, 50% - пенсионеры); рост числа нерожденных детей, на каждые 100 рождений в нашей стране приходится 140 прерываний беременности. 3. Снижение числа зарегистрированных и увеличение числа гражданских браков: - идет процесс дискредитацииинститута брака (3 млн.фактических браков); - замужних женщин в стране на 60 тыс. больше, чем женатых мужчин; - гражданский брак часто ведет к отказу от материнства. 4. Увеличение возраста вступления в первый брак с 22 до 28 лет: - удлинение периода обучения, забота о карьере, брак откладывается до 28 и более лет; - откладывается и рождение первенца; - уровень рождаемости снижается, численность населения сокращается. 5. Рост числа не равных по возрасту браков. Сегодня в России в каждом 7-ом заключаемом браке жена старше мужа на 7 и более лет,15% - невеста младше жениха на 5 и более лет. Брак ровесников при разнице в 3 года. 6. Изменение половых ролей в браке: - все чаще главой семьи становится женщина, т.е. тенденция к матриархату; - значительно возрос авторитет матери, она имеет образование не ниже и даже выше, чем у мужа, имеет престижную профессию, хорошо зарабатывает. 7. Рост числа разводов: он стал атрибутом брака 8. Сокращение возможности повторного брака. Она минимальна для женщин, имеющих детей (11% женщин с двумя детьми). Деформирует брачную структуру населения. 9. Рост безбрачия: - сознательное уклонение от брака и отцовства, не хотят жениться 13-15% европейцев; - появилось и женское безбрачие. 10. Появление новых видов брака и семьи. Новые виды брака: гостевой, альтернативный, конкубинат, однополые сожительства и т.д. Новые типы и формы семьи: повторная, нуклеарная, альтернативная и т.д. Пессимисты - семья себя изживает. Оптимисты – семья изменяется, но человек без нее не может обойтись. Формула семьи: Я+Я = Мы. 19. Анкетирование как метод социологического исследования. Анкета: структура, вопросы анкеты. Анкета (с франц. – расследование) – система вопросов, объединенных единым исследовательским замыслом, направленным на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Композиция анкеты: вводная часть, основная, демографическая. Вводная часть: Обращение к респонденту, где излагаются: - важность и значимость исследования; - цели и задачи исследования; - правила заполнения анкеты; - гарантия анонимности ответа Основная часть содержит: - Наиболее простые вопросы, нейтральные по смыслу, но дающие возможность получить фактическую и событийную информацию - Наиболее трудные вопросы, которые направлены на выяснение установок, оценок, мнений индивидов по теме исследования - Вопросы личного характера, - Контрольные вопросы, цель которых углубить и уточнить информацию Классификация вопросов: n По содержанию: - о фактах, мотивах поведения личности - мнения, пожелания, ожидания, планы на будущее n По форме: - открытые, закрытые, полузакрытые - прямые и косвенные n По функциям: основные, контрольные, фильтрующие, буферные, вопросы - ловушки Демографическая часть, или «паспортичка»: n Вопросы об объективном положении и статусе личности опрашиваемого: - пол; - возраст; - семейное положение; - профессия Правила составления анкеты: n Объем анкеты – она должна содержать примерно 30-40 вопросов, требовать на заполнение не более 40 минут n Не должна содержать «лобовых» вопросов, вопросов, нацеливающих на ответ n Ответы на вопросы не должны иметь различную содержательную интерпретацию n Не должно быть вопросов «на всякий случай» n Формулировка вопросов должна учитывать уровень образования, знаний респондентов n Вопросы должны вызвать желание ответить, т.е. обладать императивностью 20. Концепции личности в социологии (когнитивный подход, символический интеракционизм Дж.Мида, Ч.Кули, структурно-функциональный анализ Т.Парсонса). Социологические теории личности опирались на представления разных ученых, исследователей о сущности человека: Теология – человек – раб Божий Философия: – человек – существо разумное (раннегреческий гуманизм) - человек- существо разумное и общественное (представители натурализма и эволюционизма) - человек – это личность как некая изолированная и замкнутая в себе монада Выделились три позиции, определяющие сущность человека: - родовая сущность человека, т.е. то, что отличает его от животных - онтологическое тождество индивида (изменяется ли он в изменившихся условиях) - феномен самосознания, определяющий границы индивидуальной активности 1. Теории, раскрывающие сущность человека Человек не обладает человеческой природой от рождения, он приобретает ее только в социальной жизни (Парк, Кули) 2. Через понятие «Я» (Декарт: Я – мыслящая вещь, которая сомневается, понимает, утверждает, отрицает, желает, представляет, чувствует) 3. Социальная природа «Я» - (Милль) становление Я связывал с памятью о совершенных действиях; общество – это внешняя среда, формирующая личность; Я – итог самонаблюдения (Пирс, Вундт) 4.Сущность личности составляют не борода, не кровь, не абстрактная физическая природа, а ее социальные качества. Человек живет не просто в мире, а в мире историческом...(К.Маркс) 5.Сущность человека в его главных страстях и желаниях, в постоянном разрешении конфликта, в истинных потребностях: общении, любви, материнстве, отцовстве и т.п. (Э.Фромм) 6. Человек – активный деятель, сам порождает, поддерживает и изменяет свое бытие, сознательно выбирая действия. В выборе он свободен, но и ответственен за последствия выбора (П.Сорокин, Липсет, Терикьян) 7. Теория одномерного человека, которого формирует технократический образ мышления, ложные потребности, утрата способности критического отношения к действительности (Г.Маркузе) 8. Ролевая концепция личности: у человека множество социальных ролей, в группе он выступает в конкретной роли. Но роли могут вступать в противоречие друг с другом. Т.Парсонс: личность – функция от того множества социальных ролей, которые присущи индивиду в том или ином обществе 9. Бихевиористская концепция: создание и внедрение такой технологии поведения, которая позволяет одним контролировать других, манипулировать людьми 10. В марксистской социологии – теория всесторонне и гармонически развитой личности. Ее признаки: духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство 11. Теория многомерного человека: человек имеет сложноорганизованную природу, широкие и многообразные социальные связи и отношения В современной социологии Личность – понятие многозначное: - это конкретный индивид как субъект деятельности Личность – это совокупность интегрированных в индивиде социально значимых черт, сформировавшихся в процессе взаимодействия индивида с другими людьми и делающих его субъектом труда, познания и общения - Это система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре Структура личности В отечественной социологии Структура личности включает: 1. Культурный идеал, который меняется исторически 2. Социальная роль личности, которая проявляется через нормативно одобренный образ поведения 3. Субъективное «Я» - собственное представление о свей внутренней сущности 4. Отраженное «Я» – складывается под влиянием общественного контроля за выполнением личностью социальных ролей Структура личности включает: 1. Культурный идеал, который меняется исторически 2. Социальная роль личности, которая проявляется через нормативно одобренный образ поведения 3. Субъективное «Я» - собственное представление о свей внутренней сущности 4. Отраженное «Я» – складывается под влиянием общественного контроля за выполнением личностью социальных ролей 5. Формационный подход: личность раба, рабовладельца, феодала, крепостного, буржуа, пролетария и т.д. 6. Социальный статус и социальная роль: личность ученого, рабочего, студента, отца, преступника и т.д. 7. Социально-значимые качества: личность творческая - нетворческая; активная –пассивная; морально-устойчивая - аморальная и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.70.169 (0.007 с.) |