Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа социологического исследования. Структура программы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Программа социологического исследования - это теория и методология конкретного исследования отдельного социального факта. Программа выполняет функции: методологическую, организационную, методическую. Методологический: формулировка и обоснование проблемы, цель исследования, объект и предмет исследования, гипотеза, интерпретация основных понятий, задачи социологического исследования а) формулировка и обоснование проблемы: актуальность проблемы, социолог должен исходить из того, что о проблеме известно и что не известно б) цель исследования: определяет направленность исследования, она может быть теоретической и прикладной в) объект и предмет исследования: объект – носитель той или иной проблемы, предмет – стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему г) гипотеза - обоснованное предположение о структуре изучаемого объекта, характере составляющих его элементов, о механизме функционирования и развития, сущности связей между социальными явлениями Требования к формированию гипотезы: соответствие принципам общесоциологической теории, должна быть доступна к проверке, не должна противоречить известным и проверенным фактам, от точности формулировки гипотезы зависит теоретическая значимость исследования Гипотезы могут быть: описательными и объяснительными, основными и не основными, первичными и вторичными д) интерпретация основных понятий - включает теоретическое и эмпирическое уточнение понятий, что обеспечит сравнимость, сопоставимость полученных данных е) задачи социологического исследования: конкретные целевые установки, направленные на решение проблемы, формулируются в соответствии с целью и гипотезами исследования, могут быть основные и дополнительные.
Методы сбора информации: а) Анализ документов б) Наблюдение - это целенаправленное и систематическое восприятие какого-либо явления, черты и свойства которого фиксируются исследователем. в) Социологический опрос - самый распространенный метод, при помощи которого собирается до 90% всех социологический данных.
Методы сбора социологической информации. а) Анализ документов: - документ – социологическая информация, зафиксированная любым способом - методы анализа: - качественный - количественно-качественный (контент-анализ) Типология документов: По статусу: - официальные - неофициальные По форме изложения: - письменные - статистические По значимости информации: - первичные - вторичные По функциональным особенностям: - информационные, - регулятивные, - коммуникативные, - культурно-воспитательные По целевому назначению: - спровоцированные - неспровоцированные Правила, определяющие надежность документа: - Информация не должна иметь оценочного характера - Автор документа - Первичный (или вторичный) - Время и обстановка, в которой создавался документ б) Наблюдение Социологическое наблюдение – это целенаправленное и систематическое восприятие какого-либо явления, черты и свойства которого фиксируются исследователем. Формы фиксации могут быть различными: бланк, дневник наблюдения, фото-, видео- и др. техника. Виды наблюдения: n Контролируемое - неконтролируемое n Систематическое - случайное n Включенное - не включенное n Открытое - инкогнито n Полевое - лабораторное Правила наблюдения: n Точно и правильно выбрать единицы наблюдения n Отделять факты от оценок n Четкая запись результатов наблюдения n Возможность сравнения результатов наблюдения n Наблюдение за одним и тем же объектом в различных ситуациях n Контроль за проводимым наблюдением Ограниченность метода наблюдения - Наличие барьера субъективности - Люди, заметившие наблюдение, меняют свое поведение - В случае включенного наблюдение имеется опасность потери способности объективно оценивать ситуацию - Нельзя наблюдать ряд явлений и процессов (например: социальную структуру, прошлое) в) Социологический опрос - Самый распространенный метод, при помощи которого собирается до 90% всех социологических данных Виды опроса: - анкетирование - телефонный - интервью - экспертный и др - почтовый Выделяют также: n По степени охвата: - сплошной и выборочный n По форме проведения: - устный и письменный n По способу коммуникации: - очный и заочный Т.Парсонс: создатель структурно-функциональной теории. Толкотт Парсонс (1902-1979) – центральная фигура в структурно-функционалистском направлении, создатель самой школы с множеством учеников. Парсонс по праву является крупнейшим представителем теоретической социологии XX века, основателем теории социальной системы и теории социального действия. Он внёс решающий вклад в создание современного языка социологии, в разработку основных понятий в их системном представлении. Первая крупная проблема, которую мы видим в теории Парсонса – это понятие и содержание социальной системы, её структуры, структурных компонентов и функций. В центре исследования Парсонса – индивиды и их действия. При этом социолог приходит к выводу, что социальные действия людей, во-первых, нормативно регулируются и, во-вторых, происходят в рамках системы ценностей. Общество представляет собой нормативную общность. Социальные системы, по определению Парсонса, - это системы, образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами. Социальная система выступает в виде структуры, состоящей из ценностей, норм, коллективных организаций и ролей. Эти четыре структурных категорий в концептуальной схеме Парсонса соотносятся с определёнными функциональными требованиями. Иными словами, чтобы существовать и развиваться, быть жизненной, любая социальная система должна отвечать четырём основным функциональным требованиям. Это – адаптация, целедостижение, интеграция и удержание, сохранение образца. 4 функциональные требования выполняют 4 вышеназванные компоненты системы (ценности, нормы, коллективные организации, роли), олицетворяемые определёнными социальными институтами. Вторая крупная проблема, которую необходимо выделить в теории Парсонса – это проблема социального порядка, природы интеграции, стабильности социальных систем. В этом аспекте центральную, главенствующую роль играют культура и культурные ценности. Третья крупная проблема, важная для целостного представления теории социальной системы – это проблема социальных изменений и эволюций2. Говоря о порядке и стабильности, о консенсусе, Парсонс вместе с тем видел процессы, которые приводят к социальным изменениям. Социолог отмечает, что практическое изучение этих процессов – задача эмпирического исследования.
В работе "Функциональная теория изменения" Парсонс замечает, что на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия. Хотя определённая степень равновесия необходима для обеспечения жизнеспособности системы. Поэтому процесс социального изменения он представляет, как "подвижное равновесие". Парсонс рассматривает социальную эволюцию как движение от простых к более сложным формам общества. С течением времени происходят изменения в сфере культуры, меняются ценности, что и предопределяет более масштабные образцы перемен. Для их обозначения Парсонс выделяет две группы культурных ценностей, которые он называет структурными переменными А и Б. Основанием для их разграничения служат способы, с помощью которых общество решает самые жизненно важные вопросы своих членов. Согласно Парсонсу, структурные переменные типа А характерны для простых обществ, в то время как структурные переменные типа Б свойственны исторически более высоким индустриальным обществам. Конкретизирует свой взгляд на общественную эволюцию социолог посредством следующих пяти дилемм, в которых первая часть относится к обществу со структурными переменными типа А, а вторая - к типу Б.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.96.17 (0.009 с.) |