![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь ![]() Мы поможем в написании ваших работ! КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа социологического исследования. Структура программы.
Программа социологического исследования - это теория и методология конкретного исследования отдельного социального факта. Программа выполняет функции: методологическую, организационную, методическую. Методологический: формулировка и обоснование проблемы, цель исследования, объект и предмет исследования, гипотеза, интерпретация основных понятий, задачи социологического исследования а) формулировка и обоснование проблемы: актуальность проблемы, социолог должен исходить из того, что о проблеме известно и что не известно б) цель исследования: определяет направленность исследования, она может быть теоретической и прикладной в) объект и предмет исследования: объект – носитель той или иной проблемы, предмет – стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему г) гипотеза - обоснованное предположение о структуре изучаемого объекта, характере составляющих его элементов, о механизме функционирования и развития, сущности связей между социальными явлениями Требования к формированию гипотезы: соответствие принципам общесоциологической теории, должна быть доступна к проверке, не должна противоречить известным и проверенным фактам, от точности формулировки гипотезы зависит теоретическая значимость исследования Гипотезы могут быть: описательными и объяснительными, основными и не основными, первичными и вторичными д) интерпретация основных понятий - включает теоретическое и эмпирическое уточнение понятий, что обеспечит сравнимость, сопоставимость полученных данных е) задачи социологического исследования: конкретные целевые установки, направленные на решение проблемы, формулируются в соответствии с целью и гипотезами исследования, могут быть основные и дополнительные.
Методы сбора информации: а) Анализ документов б) Наблюдение - это целенаправленное и систематическое восприятие какого-либо явления, черты и свойства которого фиксируются исследователем. в) Социологический опрос - самый распространенный метод, при помощи которого собирается до 90% всех социологический данных.
Методы сбора социологической информации. а) Анализ документов: - документ – социологическая информация, зафиксированная любым способом - методы анализа: - качественный - количественно-качественный (контент-анализ) Типология документов: По статусу: - официальные - неофициальные По форме изложения: - письменные - статистические По значимости информации: - первичные - вторичные По функциональным особенностям: - информационные, - регулятивные, - коммуникативные, - культурно-воспитательные По целевому назначению: - спровоцированные - неспровоцированные Правила, определяющие надежность документа: - Информация не должна иметь оценочного характера - Автор документа - Первичный (или вторичный) - Время и обстановка, в которой создавался документ б) Наблюдение Социологическое наблюдение – это целенаправленное и систематическое восприятие какого-либо явления, черты и свойства которого фиксируются исследователем. Формы фиксации могут быть различными: бланк, дневник наблюдения, фото-, видео- и др. техника. Виды наблюдения: n Контролируемое - неконтролируемое n Систематическое - случайное n Включенное - не включенное n Открытое - инкогнито n Полевое - лабораторное Правила наблюдения: n Точно и правильно выбрать единицы наблюдения n Отделять факты от оценок n Четкая запись результатов наблюдения n Возможность сравнения результатов наблюдения n Наблюдение за одним и тем же объектом в различных ситуациях n Контроль за проводимым наблюдением Ограниченность метода наблюдения - Наличие барьера субъективности - Люди, заметившие наблюдение, меняют свое поведение - В случае включенного наблюдение имеется опасность потери способности объективно оценивать ситуацию - Нельзя наблюдать ряд явлений и процессов (например: социальную структуру, прошлое) в) Социологический опрос - Самый распространенный метод, при помощи которого собирается до 90% всех социологических данных Виды опроса: - анкетирование - телефонный - интервью - экспертный и др - почтовый Выделяют также: n По степени охвата: - сплошной и выборочный n По форме проведения: - устный и письменный n По способу коммуникации: - очный и заочный Т.Парсонс: создатель структурно-функциональной теории. Толкотт Парсонс (1902-1979) – центральная фигура в структурно-функционалистском направлении, создатель самой школы с множеством учеников. Парсонс по праву является крупнейшим представителем теоретической социологии XX века, основателем теории социальной системы и теории социального действия. Он внёс решающий вклад в создание современного языка социологии, в разработку основных понятий в их системном представлении. Первая крупная проблема, которую мы видим в теории Парсонса – это понятие и содержание социальной системы, её структуры, структурных компонентов и функций. В центре исследования Парсонса – индивиды и их действия. При этом социолог приходит к выводу, что социальные действия людей, во-первых, нормативно регулируются и, во-вторых, происходят в рамках системы ценностей. Общество представляет собой нормативную общность. Социальные системы, по определению Парсонса, - это системы, образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами. Социальная система выступает в виде структуры, состоящей из ценностей, норм, коллективных организаций и ролей. Эти четыре структурных категорий в концептуальной схеме Парсонса соотносятся с определёнными функциональными требованиями. Иными словами, чтобы существовать и развиваться, быть жизненной, любая социальная система должна отвечать четырём основным функциональным требованиям. Это – адаптация, целедостижение, интеграция и удержание, сохранение образца. 4 функциональные требования выполняют 4 вышеназванные компоненты системы (ценности, нормы, коллективные организации, роли), олицетворяемые определёнными социальными институтами. Вторая крупная проблема, которую необходимо выделить в теории Парсонса – это проблема социального порядка, природы интеграции, стабильности социальных систем. В этом аспекте центральную, главенствующую роль играют культура и культурные ценности. Третья крупная проблема, важная для целостного представления теории социальной системы – это проблема социальных изменений и эволюций2. Говоря о порядке и стабильности, о консенсусе, Парсонс вместе с тем видел процессы, которые приводят к социальным изменениям. Социолог отмечает, что практическое изучение этих процессов – задача эмпирического исследования.
В работе "Функциональная теория изменения" Парсонс замечает, что на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия. Хотя определённая степень равновесия необходима для обеспечения жизнеспособности системы. Поэтому процесс социального изменения он представляет, как "подвижное равновесие". Парсонс рассматривает социальную эволюцию как движение от простых к более сложным формам общества. С течением времени происходят изменения в сфере культуры, меняются ценности, что и предопределяет более масштабные образцы перемен. Для их обозначения Парсонс выделяет две группы культурных ценностей, которые он называет структурными переменными А и Б. Основанием для их разграничения служат способы, с помощью которых общество решает самые жизненно важные вопросы своих членов. Согласно Парсонсу, структурные переменные типа А характерны для простых обществ, в то время как структурные переменные типа Б свойственны исторически более высоким индустриальным обществам. Конкретизирует свой взгляд на общественную эволюцию социолог посредством следующих пяти дилемм, в которых первая часть относится к обществу со структурными переменными типа А, а вторая - к типу Б.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.186.43 (0.006 с.) |