Структурные переменные типа А 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурные переменные типа А



- Предписание. Статус предписан, он определяется типом семьи, в которой индивид рожден.

- Диффузность. Люди вступают во взаимоотношения, чтобы удовлетворить широкий круг потребностей.

- Партикуляризм. Индивиды ведут себя по-разному с конкретными людьми, например, они лояльны по отношению к членам семьи, но не к незнакомцам

- Аффективность. Люди стремятся удовлетворить свои желания как можно быстрее.

- Коллективная ориентация. Люди ставят интересы социальной группы, к которой принадлежат, выше интересов собственных.

 

Структурные переменные типа Б

- Достижение. Статус индивида достигается благодаря его личным усилиям (усердная работа).

- Специфичность. Люди вступают во взаимоотношения, чтобы удовлетворить конкретные потребности (отношения между покупателем и продавцом).

- Универсализм. Индивиды действуют сообразно универсальным принципам, например, перед законом все равны, поэтому полицейский при необходимости арестует своего родственника.

- Аффективная нейтральность. Люди становятся более нейтральными относительно сроков вознаграждения (сбережение средств для больших покупок).

- Ориентация на себя. Прежде всего, люди преследуют свои интересы, а не интересы своей социальной группы.

 

По Парсонсу, социальная эволюция обществ предполагает движение к структурным переменным типа Б. Если же общество окажется не в состоянии двигаться в этом направлении, то в нем начинается стагнация, ибо структурные переменные типа А противодействуют общественному прогрессу: общество, в котором статус предписан, препятствует наиболее способным индивидам выполнять важные социальные роли.

 

 

Культура, понятие, сущность, функции. Структура культуры.

Культура – объект изучения многих наук.

Поэтому понятие «культура» трактуется по-разному:

- культура как целостный космический феномен, живая система на планетарном уровне

- культура – это целостный исторический феномен

- культура как социальная система

Культура как социальная система включает в себя:

n Материальные предметы

n Социальные установления (институты, традиции и т.д.)

n Духовные ценности

В социологии существует множество теорий, объясняющих сущность культуры, ее роль и место в обществе.

 

Теории культуры в западной социологии:

А.де Токвиль: теория мессианства (сер.19в.): на мировой арене появляются две супердержавы, которые «начав с различных точек, приближаются, по видимому, к одной цели». (Речь шла об Америке и России).

Сегодня его идеи - основа американских представлений о «сияющем городе на холме», «плавильном котле» различных культур, пристанища самых богатых, здоровых, талантливых.

М.Вебер и Т.Парсонс:

- подчеркивали, что экономическое и социальное поведение людей определяется принадлежностью к определенному типу культуры: патриархальному или индустриальному.

О.Шпенглер: культура – это социальный организм, который определяет общество и обладает такими характеристиками, как структура, преемственность и развитие.

А.Дж.Тойнби разработал теорию культурных циклов, обеспечивающих сравнимость обществ, а форма исторического процесса прямо связана с характером «общего стиля культуры».

Р.Скратон автор теории культурного консерватизма считал, что сущность культуры – вся человеческая деятельность. Главная задача культуры – сохранение духовных ценностей, иначе цивилизация дойдет до уровня элементарного натурального существования.

П.Сорокин: Культура – это функционирующая самостоятельная система, имеющая внутреннюю причинно- смысловую логику. Выделял умозрительную (с 8 по 6 вв. до н.э.) и чувственную (16-20вв.) культуру. Современная культурная суперсистема – «воссоединение высших ценностей истины, красоты и добра».

Э.Гидденс – выделяет структуру культуры: ценности, созданные отдельными социальными группами, нормы, которым они следуют в жизни, материальные вещи, которые они производят

- В современной социологии культура понимается, как характерный образ мыслей и действий (на уровне личности и общества)

- важнейшая субстанция человеческой жизни, которая регулирует взаимоотношения людей, объединяя их в целое.

Социология изучает культуру в состоянии социальной статики и социальной динамики.

Для культуры характерны следующие группы черт:

1 группа черт формируется в результате взаимодействия человека и природы – это то, что создано человеком, что регулируется социальным опытом, что осуществляет контроль за поведением человека

2 группа черт – результат взаимодействия культуры и сознания: культура чувств и эмоций, навыков и умений, которые воспитываются осознанно, но реализуются автоматически.

3 группа черт – формируется в результате связи культуры и деятельности, что выра жается в формировании образцов поведения, организует и определяет содержание и направленность практической деятельности. В основе образцов поведения – устойчивые мотивы, предпочтения, навыки, умения.

4 группа черт – складывается в результате преемственности и социализации (влияние прошлой культуры на современность).

Функции культуры:

n Воспитательная, имеющая цель привить необходимые духовные ценности

n Обеспечение целостности, стабильности, устойчивости общества.

n Формирует нормативно-регулятивный механизм

n Определяет образ жизни человека, общности, общества в целом

n Регулирует поведение людей при помощи образов поведения

Типология культур:

n Формационный поход: культура первобытного, рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества

n Социально-сословный критерий: культура рабочего класса, студенческая, молодежная и т.д.

n Специфика жизнедеятельности: городская, сельская, поморская, казаческая и т.п.

n По содержанию: материальная, духовная

Функции социологии.

Функции социологии: 1).познавательная, исследовательская. 2).практическая. 3).прогностическая. 4).ценностно-ориентирующая. 5).управленческая. 6).организационно-технологическая. 7).информационная. 8).соц.проектирование. 9).идеологическая (спорная).

Теоретико-познавательная функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества.

Практическая функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработать практические рекомендации, например, по усилению стимулирования и повышению эффективности деятельности людей в сфере материального производства, совершенствованию экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов.

Прогностическая функция. Данная функция играет очень важную роль. Результаты социологических исследований дают конкретную информацию, необходимую для осуществления сознательного социального контроля и управления социальными процессами в обществе. Она выражается в том, что дает научно обоснованные прогнозы развития как всего общества, так и его отдельных сфер и структур, что выступает теоретической основой для построения перспективных планов их развития.

Управленческая функция. Социология непосредственно связана с управленческой деятельностью. Научные результаты социологии - рекомендации, предложения, методики, оценки различных характеристик субъекта, его практики - является исходным материалом разработки и принятия управленческого решения.

Организационно - технологическая функция. В ее основе лежит создание социальных технологий, определяющих порядок и правила практических действий для достижения конкретного результата в развитии социальной организации, социального процесса или социальных отношений. Сейчас это становится особенно актуальным для общественной практики, и социология призвана решать эту проблему.

Описательно – информационная. Социологи проводят систематическое описание и накопления материала, на основе которого в дальнейшем делаются практические выводы, принимаются управленческие решения, законодательные акты, осуществляется социальный контроль над социальными процессами; информация социологов помогает проанализировать состояние социально - психологического климата и напряжения в трудовых коллективах, учебных группах, учреждениях, предотвратить возникновение и взрыва социальных конфликтов.

Социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например, трудового коллектива, нового предприятия, нового города, политической партии или движения, но и управления для достижения поставленных целей. В странах с развитым гражданским обществом большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой.

Социологи предоставляют результаты своих исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни, благодаря чему социальное планирование осуществляется во всех странах мира независимо от социальных систем; она охватывает различные отрасли, начиная от процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов и сел, отдельных предприятий, коллективов.

Идеологическая функция. Наличие этой функции обусловлено рядом обстоятельств. Хотя ученый-социолог и заинтересован в том, чтобы получить максимально точную и объективную информацию об изучаемом явлении, все же результаты не всегда свободны от политической оценки. Выбор темы исследования, разработка задач, техника проведения исследования, интерпретация полученных результатов нередко определяются его социально-политической позицией и зависят от его ценностных ориентаций и политических интересов.

Кроме этого, многие полученные выводы и рекомендации в разной степени затрагивают политические интересы всех социальных групп и классов. Поэтому социолог-исследователь, как и представители других общественных наук, выражает политические интересы разных социальных групп общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.012 с.)