Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тренинг управления стрессовыми состояниями и копинг-поведенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
- стресс-аудит в вузе, то есть выявление потенциально напряженных трудных и конфликтных ситуаций общения и взаимодействия - понимание и учет тестовой и экзаменационной тревожности студента, преподавателя, работника деканата или учебного отдела - тренировка готовности к неприятным событиям и возможное предотвращение их в общении с коллегами и студентами - нахождение и использование собственных внутренних ресурсов для совладания с плохим настроением у преподавателей, студентов, аспирантов, коллег - отработка умения быстрого реагирования в трудной ситуации, - повышение самоэффективности личности в стрессовых ситуациях, конфликтах всех уровней - отработка навыков совладающего поведения наиболее продуктивных стилей: проблемно-ориентированный, социально-ориентированный (поиск и получение поддержки от других людей) - обучение стресс-менеджменту первокурсников и работающих с ними преподавателей (совладание с академическим стрессом на первых экзаменах в университете и новыми условиями жизни, поддержание учебной мотивации). В тренинге широко используется собственный опыт работников высшей школы, идет опора на наиболее успешные модели поведения, за счет чего персонал также обучается уверенному (ассертивному) поведению. Методы обучения: ролевые игры, тренинг ассертивности, социодрама, психодрама, групповые дискуссии, демонстрационные мастерские. Эти методы реализуются автором например, в учебной программе курса «Социальные стрессы» для старшекурсников психологов университета. Завершая эту главу, можно сказать, что, безусловно, везде, где происходит развитие субъекта, происходит и процесс выбора, проверки и приобретения им навыков совладающего поведения. Однако в ряде случаев людям требуется профессиональная помощь, чтобы по-новому увидеть свое собственное поведение (получить инсайт) в трудных жизненных ситуациях, развить, приобрести адекватные меняющейся ситуации способы, стратегии совладания с трудностями. Она заключается в направленном формировании продуктивных навыков совладающего поведения в трудной ситуации. В этом состоит одна из важных задач деятельности педагогов, психологов, социальных работников, врачей, психотерапевтов и других специалистов помогающих профессий, сопровождающих адаптационные процессы личности и группы.
Заключение Известно, что у каждого вида человеческой активности имеется свой уровень организации. Источником и выражением этой организации и самоорганизации выступает человек как субъект. Совладающее поведение человека как субъекта раскрыто в данной монографии как сложный, многомерный многообразный феномен, постижение которого возможно с помощью научной парадигмы психологии субъекта. Психология совладания в разные периоды жизни является новым перспективным и самостоятельным направлением развития психологического знания, которое обобщает разрозненные исследования в различных отраслях психологической науки. Данное направление изучает феноменологию поведения субъекта в трудной (стрессовой) ситуации, закономерности и механизмы функционирования и развития стилей и стратегий совладания, их сложную детерминацию совокупностью важнейших факторов активности субъекта. К ним относятся – диспозиционный, динамический, регулятивный, социокультурный. Возраст человека – одна из важнейших составляющих диспозиционного фактора. В данной работе психология совладающего поведения впервые рассматривается с единой методологической позиции психологии субъекта. Главные отличия совладающего поведения субъекта от реактивного и защитного поведения заключаются в его осознанности, целенаправленности и адаптивности, направленности на разрешение трудной (стрессовой) ситуации. Оно дает человеку возможность опережающе отражать трудную ситуацию, антиципировать значимые для его психологического благополучия последствия собственных усилий по ее разрешению или приспособлению к ней. Становление продуктивного способа совладания, адекватного личностным характеристикам человека и ситуации, не происходит при пассивной позиции индивида и включает не только (и не столько) приспособительную активность, но и активность, преобразующую бытие (окружающий мир, ситуацию, себя в ситуации). Разработаны критерии совладающего поведения как поведения субъекта, которые характеризуют нормальное функционирование человека и группы (семьи) в трудной ситуации. К ним относятся: осознанность (отличие данного вида поведения от реактивного и защитного поведения), целенаправленность и конролируемость; неразрывная связанность и направленность на трудную (стрессовую) ситуацию, адекватность ситуации и моменту времени (своевременность), регуляция уровня стресса; социально-психологическая обусловленность совладания (принадлежность как индивидуальному, так и групповому субъекту); возможность обучения этому виду поведения, «закаливание» перед жизненными трудностями. Даже в случаях выбора человеком самодеструктивных и самопоражающих форм совладания, заключающихся в уходе от активности, ответственности, отказе от саморегуляции и самоорганизации там и тогда, когда трудная ситуация требует проблемного разрешения, совладающее поведение не перестает быть поведением субъекта. Теоретический анализ подходов к изучению копинга или совладания позволил дать его обобщенное формулирование. Психологическое совладание реализуется через совладающее поведение. Совладающее поведение определяется как поведение, позволяющее субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией. Это сознательное поведение направлено на активное взаимодействие с ситуацией - изменение ситуации (поддающейся контролю) или приспособление к ней (если ситуация не поддается контролю). Если субъект не владеет этим видом поведения, возможны неблагоприятные последствия для его продуктивности, здоровья и благополучия. Предложенное понимание совладающего поведения, опирается на интегративный подход и психологию субъекта и включает собственный понятийный аппарат, дифференцирующий структуру, виды, стили/стратегии, ресурсы, задачи, эффективность и внешние критерии совладающего поведения (социальные, социально-экономические, демографические, культурные, деятельностные, психофизиологические, в частности, здоровье). В отечественную психологию введен арсенал методов, позволяющих диагностировать совладающее поведение субъекта. В частности, в диссертации осуществлена русскоязычная психометрически корректная адаптация трех известных зарубежных методик – когнитивно-поведенческих шкал измерения копинга для испытуемых разного возраста (WCQ - Опросник способов совладания, CISS – опросник Копинг-поведение в стрессовых ситуациях, ACS – Юношеская копинг-шкала). Доказано, что данные методы обладают конструктной валидностью и надежностью, дают возможность психологу измерять выбор стилей/стратегий совладающего поведения у испытуемых, начиная с подросткового возраста. Обнаружены возрастные различия выраженности копинг-поведения. Установлено, что активное развитие и формирование стиля совладающего поведения происходит в подростковом и юношеском возрасте в условиях активного взаимодействия с родителями и сверстниками. Установленные возрастные закономерности изменения совладающего поведения заключаются в том, чтоколичество продуктивных стратегий в целом больше у взрослых людей (исключая особые выборки, в которые входили наркоманы, разведенные люди, переживающие постразводный стресс, вернувшиеся из «горячих» точек бойцы ОМОНа, имеющие посттравматическое стрессовое расстройство, девиантные матери). Обнаружены половые и гендерные различия в выборе совладания при разделении выборки по полу и типу гендерной идентичности. Основные различия касаются приоритетного выбора женщинами следующих способов совладания: социальное отвлечение (совладание с опорой на общение и других людей), стиля, ориентированного на эмоциональное реагирование и избегание (особенно у фемининных женщин). Также обнаружены различия в преобладающем выборе женщинами стратегии положительной переоценки, означающей склонность создавать положительный смысл ситуации, концентрироваться на росте собственной личности, включая религиозный опыт и гибко пересматривать непродуктивные усилия в трудной ситуации. По проблемно-ориентированному стилю совладания различия не зафиксированы, однако есть различия в конкретных стратегиях. Различны и стратегии отвлечения у мужчин и женщин: если женщины более склонны к социальному отвлечению (поиск общения и поддержки), то мужчины, особенно маскулинные, - к избеганию, дистанцированию от ситуации. Подтверждение ряда сходных результатов, полученных на различных выборках, свидетельствует об универсальности полученных закономерных тенденций. Индвидуально-психологические и личностные переменные, социокультурные и социально-психологические характеристики субъекта неодинаково связаны, взаимодействуют и влияют на выбор человеком способов совладающего поведения. Более сложные и обобщенные переменные (самоотношение, жизненные смыслы, ответственность) сильнее взаимодействуют с продуктивным, проблемно-ориентированным стилем совладания. Выбор менее продуктивных копинг-стилей обусловлен, скорее, менее обобщенными качествами (уровень субъективного контроля, депрессивности, тревожность). Раскрыты адаптивные возможности совладания субъекта, предикторами которого могут выступать некоторые личностные характеристики, образующие систему взаимодействия с избираемыми копинг-стилями/стратегиями. Каждая личностная переменная имеет в этой системе свое место и свой “вес” функционального значения для выбора каждого стиля совладания. Их системная организация показывает, благодаря каким качествам, прежде всего, обеспечивается продуктивное совладание и высокий уровень адаптированности субъекта, а какие качества, напротив, имеют тенденцию снижать уровень продуктивности совладающего поведения. Входящие как компоненты в рефлексию и саморегуляцию такие качества как самоотношение, уровень субъективного контроля, смысложизненные ориентации позитивно взаимодействуют с проблемно-ориентированным стилем или субстилем социальное отвлечение,(в который входит поиск и получение социальной поддержки). Качества, препятствующие лучшей адаптации (повышенный уровень депрессивности, личностной тревожности, одиночества и пессимизма), “обслуживают” эмоционально-ориентированный стиль, избегание и отвлечение. Эмоционально-фокусированные способы совладания с дистрессом более обобщены, чем способы решения проблемных, трудных ситуаций, требующие большей специфики когнитивно-поведенческих усилий, а эмоционально-ориентированный копинг-стиль в значительно большей степени детерминируется диспозиционным фактором совладания, чем другие стили. Именно проблемно-ориентированный стиль совладания является предиктором успешности деятельности и уровня адаптированности человека.В трудной жизненной ситуации российские испытуемые одновременно используют несколько стилей совладания при доминировании проблемно-ориентированного стиля. Выраженность проблемного совладания в целом выше, чем в исследованиях авторов адаптированных нами методик. При этом выделены ситуации, в которых данный стиль оказывался для части испытуемых малопродуктивным: постразводный стресс, стресс, переживаемый родителями дезадаптированного первоклассника или хронически тяжело больного ребенка. Это ситуации, контроль над которыми ослаблен или недоступен субъекту, либо ситуации, требующие значительного эмоционального отреагирования, предшествующего возникновению активного воздействия на стрессор. В ряде наших исследований ведущим в сочетании стилей и стратегий совладания становится эмоционально-ориентированный копинг и стиль избегания (беременные женщины, члены дисфункциональных семей). Показана его продуктивность в сочетании с другими стилями в контексте отдельных ситуаций, связанных с проживанием негативных состояний (например, неожиданный развод). Хотя проблемно-ориентированное совладание является ведущим, установлено, что в трудной жизненной ситуации человек одновременно использует несколько стратегий/стилей совладающего поведения. Субъект может предпочитать один из способов совладания на какое-то время, одновременно допуская применение других. Это означает, что процесс совладания с трудной ситуацией (стрессом) недизъюнктивен, непрерывен до момента ее разрешения или приспособления к ней. Выявлена динамика совладания в процессе развития трудной (стрессовой) ситуации. Копинг может трансформироваться по мере изменений требований ситуации к человеку, либо собственных изменений субъекта в ситуации. Взросление, развитие самопознания и владения собой изменяет само совладание в сторону увеличения его субъектности.Динамика совладания может быть более или менее непротиворечивой, либо более соответствовать внешним критериям успешного совладания: изменения копинга у женщин от беременности к материнству более определенны по сравнению с динамикой совладания, зафиксированной в исследовании стресса в ситуации экзамена. Представляется перспективным практико-ориентированное изучение динамического аспекта совладания субъекта, то есть развитие совладания вместе с трудной жизненной ситуацией. Способность изменять трудную ситуацию, не быть ее «пленником» чрезвычайно важна, так как это увеличивает возможности человека действовать в кризисе. Выявленные неоднозначные эффекты влияния диспозиционного, структурного, динамического и социокультурного факторов на совладающее с трудностями поведение закономерно приводят к идее направленного развития и формирования социально-ценных навыков совладания. Психология совладания в разные периоды жизни позволяет разрабатывать прикладную область для решения актуальных проблем фасилитации и регуляции жизненно-важных навыков субъекта через психологическое сопровождение и помощь, психологическую коррекцию, модификацию и обучение людей, оказавшихся в трудной для них или кризисной жизненной ситуации. Полученные результаты позволили выделить новое направление в данной научной области – социально-психологические особенности совладающего поведения группы (в частности, семьи). Ее детерминацию осуществляет социокультурный фактор совладания, который имеет особую ценность для психокоррекционной и терапевтической работы с субъектом социальных отношений и взаимодействия. Развитие и формирование конструктивного копинга является залогом благополучия, позитивной человеческой психологии и здоровья. Перспективными направлениями исследования являются следующие аспекты психологии совладания: взаимодействие совокупности выделенных факторов совладания и гетерохронность их влияния на совладающее поведение в разные периоды жизни. Другой важной, до конца нерешенной проблемой является проблема отработки и проверки внешних критериев, последствий и «цены» совладания. И, наконец, по-прежнему остро стоит задача слабого различения, а иногда почти слияния в реальном поведении человека совладающего и защитного поведения. Нахождение надежных способов диагностики защитного поведения, четкая дифференциация его от поведения совладающего («отделение зерен от плевел») составляет также перспективу будущего исследования. Некоторые факторы выбора субъектом способа совладания – раскрыты в книге полнее, чем другие. Самым весомым и объемным оказалось описание диспозиционного фактора совладания. Вероятно, это связано с давно сложившейся отечественной общепсихологической традицией изучения процессов, состояний и свойств личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Подчеркнем некоторые главные итогов исследования назовем следующие. Эмоционально-ориентированное совладание в большей мере предсказывается диспозиционными детерминантами субъекта. Выраженность и частота выбора проблемно-ориентированного копинга более зависит от социокультурных и социально-психологических факторов. Вместе с тем именно проблемно-ориентированный стиль совладания является предиктором успешности деятельности и уровня адаптированности человека. Сложнее и неопределеннее детерминация копинга, ориентированного на избегание, что образует одну из перспективных линий исследования. Источников жизненных сил и субъектности, владения человеком ходом своей жизни немало. Изучение ресурсов совладания субъекта (человека и группы) с трудностями, кризисами и даже ударами судьбы на разных этапах жизненного пути является, на наш взгляд, крайне необходимым направлением научного поиска современной отечественной психологии. Другим важным направлением обязательно станет привлечение духовного, этического контекста для исследования способов и «цены» совладания с трудностями. Великие мыслители-этики Сергей Леонидович Рубинштейн, Альберт Швейцер и другие неустанно говорили о необходимости для человека в любых условиях сохранять подлинную человечность. Только тогда он сможет противостоять давлению жизненных условий, угрожающих «благоговению перед жизнью» (Щвейцер), ответственности за свою жизнь, человеческой ценности и достоинству.
ЛИТЕРАТУРА
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 828; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.55 (0.009 с.) |