Положительные аспекты девиации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Положительные аспекты девиации.



Отклонение от нормы может способствовать росту эффективности функционирования общества.

1. девиации способны усиливать подчинение нормам. Один из эффективных методов, обеспечивающих следование большинства людей нормам, состоит в том, чтобы объявить некоторых людей нарушителями нормы. Это позволяет держать остальных в подчинении и одновременно в страхе оказаться на месте нарушителей. Выказывая враждебное отношение к недостаточно хорошим и правильным людям, большинство или облеченная властью группа людей может укрепить идею о том, что хорошо и правильно, и таким образом создать общество индивидов, которое будет более послушным и лояльным к правилам поведения.

2. многие нормы не выражаются в твердых правилах или сводах законов. Всякий раз, когда члены группы осуждают девиации, они ярче очерчивают контуры нормы. Их негативная реакция указывает, какое поведение неприемлемо для общества. Когда-то нарушителей правопорядка наказывали на рыночной площади на виду у толпы народа. Сейчас те же результаты достигаются с помощью средств массовой информации, широко освещающих криминальные процессы и приговоры суда. Нарушитель как бы показывает разницу между нормой и девиацией.

3. привлекая внимание к нарушителям норм, группа может укрепить самое себя. Общий враг вызывает общие чувства. В этом смысле девиация усиливает групповую солидарность. При этом возникающие эмоции разжигают страсти и укрепляют связи между людьми «нашего типа». Трения и антагонизмы между внутренними и внешними группами помогают подчеркнуть границы между группами и групповую принадлежность. Точно так же кампании против ведьм, предателей, извращенцев, преступников консолидируют социальные связи между «хорошими людьми», заново очерчивают групповые границы.

4. девиация является катализатором социальных изменений. Каждое нарушение правила служит предостережением, что социальная система функционирует неправильно.

В широком смысле девиантэто любой человек, отклонившийся от нормы. А под крайними формами девиации понимается уголовная преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, самоубийство.

В узком смысле под девиацией понимается отклоняющееся поведение, но которое не влечет уголовного наказания. А противоправные поступки, т.е. преступления, в социологии получили название делинквентное (буквально-преступное) поведение.

Девиация считается столь же естественной, как и конформизм. Более того, отклонение от норм не всегда есть отрицательное явление. Об отклоняющемся поведении можно говорить в позитивном плане, когда оно служит прогрессивному развитию общества. Примером этого может служить, в частности, социальное творчество в его различных проявлениях. Механизм превращения девиаций в норму (или наоборот) лежит в основе всех изменений как эволюционного, так и революционного характера.

Социальные отклонения делят по ряду оснований:

1) в зависимости от типа нарушений нормы (право, мораль, этикет и т.д.);

2) по целевой направленности (корыстные, агрессивные и др.;

3) по субъекту индивиды, группы, социальные организации.

Социальные исследователи предложили множество теорий, объясняющих причины девиантного поведения. Ни одна из теорий не дает исчерпывающего объяснения отклонениям от норм, скорее они дополняют друг друга и лишь все вместе дают возможность получить достаточно широкое представление о причинах и видах девиантного поведения.

Биологическое объяснение. Итальянский криминалист Ч.Ломброзо в конце Х1Х века пришел к заключению, что некоторые люди рождаются с преступными наклонностями и могут быть определены по ряду физических черт, свидетельствующих о деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. «Криминальный тип», по Ломброзо, более примитивный человеческий тип, характеризующийся определенной формой черепа, выступающей нижней челюстью, короткой шеей, реденькой бородой, пониженной чувствительностью к боли и т.д. Он не отрицал влияния социального опыта на развитие криминального поведения, но считал, что большинство преступников биологически дегенеративно или дефективно. Впоследствии эти идеи были опровергнуты, но сам биологический подход к объяснению девиантного поведения всплывает в различных теориях в виде влияния на поведение биологической наследственности, строения мозга или тела. В последнее время биологическое объяснение фокусируется на аномалиях в наборе хромосом девианта, хотя исследования в этом направлении дают противоречивые результаты.

Психологическое объяснение. Психологические теории связывают девиантное поведение с определенным психическим типом личности. З.Фрейд, например, ввел понятие «преступник с чувством вины», характеризуя им людей, которые желают, чтобы их наказали за их «влечение к разрушению», которое они могут преодолеть через тюремное заключение. На основе идей Фрейда ряд исследователей считает, что вследствие особого характера взаимоотношений с родителями у некоторых детей формируется психопатическая личность с характерной замкнутостью на себе. Такие психопаты находят удовольствие в насилии как таковом и склонны к тяжким преступлениям. Ряд объяснений связывают девиантное поведение с «умственными дефектами», «дегенеративностью», «слабоумием» и другими общими психическими состояниями. Подобные подходы показывают, что девиацию нельзя объяснить только лишь на основе психологических факторов.

Социологические объяснения. Социологические объяснения девиантного поведения не пытаются отрицать роль биологических и психологических факторов в детерминации поведения людей, а связывают девиацию с социальными факторами, с причинами, порождаемыми отношениями и процессами в социальных системах, в обществе в целом.

В последние годы сформировалось несколько новых подходов к объяснению причин девиантного поведения. Культурологические теории объясняют девиантное поведение существованием субкультур внутри господствующей культуры, нормы которых существенно отличаются от общепринятых норм. Теория стигматизации (навешивания ярлыков, клеймения) объясняет порождение девиантного поведения способностью влиятельных социальных групп навешивать ярлыки девиантов членам менее влиятельных групп. Конфликтологические теории исходят из того, что девиантное поведение является частью конфликтов, происходящих в обществе между различными социальными группами.

Одним из самых опасных для общества видов девиантного поведения является организованная преступность.

Организованная преступностьэто незаконный мощный бизнес, сравнимый с самыми крупными сферами экономической деятельности. Преступные организации охватывают такие сферы деятельности как крупномасштабные кражи, рэкет, азартные игры, проституция, распространение наркотиков, террористические акты, заказные убийства, похищения заложников, торговля оружием и т.д. Криминальные структуры являются примером аномального социального порядка, поддерживаемого подкупом, насилием и коррупцией должностных лиц.

Одно из первых социологических объяснений девиации было предложено Э. Дюркгеймом, выдвинувшим концепцию аномии. Под аномией (в буквальном переводе – безнормие, разрегулированность) понималось состояние общества, характеризующееся отсутствием нормативной регуляции поведения индивидов в силу того, что старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые ещё не утвердились. Отсутствие ясных стандартов поведения порождает у многих людей тревогу, страх перед неопределенностью и приводит к социальной дезорганизации, проявляющейся в различных формах девиантного поведения. Состояние аномии, по Дюркгейму, возникает при переходе общества от механической к органической солидарности, когда общественное разделение труда прогрессирует быстрее, чем находит моральную опору в коллективном сознании. Необходимым условием аномии является расхождение между потребностями людей и возможностями их удовлетворения.

Дюркгейм использовал концепцию аномии при исследовании причин самоубийств. Феномен суицида, по мнению Дюркгейма, представляет исключительный интерес для выявления социальных причин девиантного поведения, ибо нет ничего более индивидуального, чем факт лишения себя жизни. Если обнаружится, что этот феномен спровоцирован обществом, то можно считать доказанным социальную обусловленность всех других видов девиантного поведения. В итоге исследования было разработано четыре типа самоубийств, объясняемых сугубо социальными причинами:

• эгоистические самоубийства, причиной которых является разрыв связей с обществом, крайний индивидуализм человека, когда он не интегрирован в общественную группу;

• альтруистические самоубийства – следствие полного растворения индивида в группе, когда личные интересы полностью поглощены социальными и индивид идёт на смерть в соответствии с социальными требованиями;

• фаталистические самоубийства, которые связаны с избытком контроля и регламентации в социальной системе;

• аномические самоубийства, связанные с периодами кризисов и крупных общественных перемен, т.е. с аномийным состоянием общества.

Таким образом самоубийства, по Дюркгейму, – это акты отклоняющегося поведения индивидов, которые, возможно, были предрасположены к этому в силу своего психологического склада, слабости или заболеваний нервной системы, но причины самоубийств в основном социальные, связаны «с нарушениями коллективного порядка» и исходят они из отношений в социальных группах и обществе, а не от индивидов. Такое объяснение причин отклонений Дюркгейм распространил на все виды девиантного поведения.

Р.К. Мертон модифицировал понятие аномии для обозначения напряженности, возникающей в поведении индивида в ситуации, когда общепринятые нормы и цели вступают в конфликт со средствами их достижения. Мертон выделил пять возможных типов поведения как реакций на напряжение, возникающее в связи с несоответствием между социально одобряемыми целями и ограниченностью средств их достижения:

конформность – тип поведения, соответствующий определяемым культурой целям и институциализированным средствам их достижения;

инновация – тип поведения, при котором поддерживаются социально принятые цели, но используются незаконные средства их достижения;

ритуализм – продолжение следовать принятым стандартам ради них самих, хотя смысл ценностей и целей уже утрачен;

ретритизм – не принятие ни доминирующих ценностей, ни санкционированных средств их достижения;

бунт – отвержение существующих ценностей и нормативных средств с одновременным утверждением новых ценностей и новых средств их достижения.

Основу социального порядка, по Мертону, создает согласование целей и средств их достижения. Разобщение и рассогласование целей и средств приводит к различным типам девиантного поведения. «В предельном случае общество становится почти непредсказуемым, и возникает явление, которое, собственно, и может быть названо аномией или культурным хаосом».

Охарактеризуем кратко содержание наиболее опасных для общества форм девиантного поведения.

Насилие означает применение тем или иным субъектом различных форм принуждения (вплоть до вооруженного воздействия) в отношении других субъектов (классов, социальных и других групп, индивидов) с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевание прав и привилегий, достижения других целей.

Формы проявления насилия различны.

Физическое насилие означает преднамеренное нанесение физических повреждений жертве.

Психическое насилие определяется как психическое воздействие насильника на жертву, приводящее к психологическим срывам, формированию у жертвы патологических черт характера или тормозящее развитие личности.

Сексуальное насилие интерпретируют как вовлечение жертвы в сексуальные действия (без ее согласия) с целью получения удовлетворения или выгоды со стороны насильника. Среди этих форм выделяют крайние. Садизм (описан французским писателем де Садом) – это стремление к жестокости, наслаждение чужими страданиями. Мазохизм – это насилие, направленное на себя. Проявляется в получении удовольствия от причинения себе страданий (описан австрийском романистом Л. Захер-Мазохом).

Наркомания это болезненное пристрастие к систематическому употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям психических и физических функций. Термин происходит от греческих слов (в латинском написании) narke – оцепенение и mania – бешенство, безумие. В результате употребления наркотиков у человека возникает психическая и физическая зависимость, которую он стремится, во что бы то ни стало удовлетворить. Без этого у наркомана развивается тревога, слабость, головокружение, боли в суставах, сердцебиение, озноб или, наоборот, жар в теле, потливость.

Международная конвенция о психотропных веществах 1977 года в качестве наркотиков называла 240 видов веществ растительного и химического происхождения. В настоящее время список только растет. К ним относят вещества, вызывающие зависимость (привыкание) на основе возбуждения или угнетения центральной нервной системы. Это может сопровождаться нарушением моторных функций, мышления, восприятия (появления галлюцинаций).

Пьянство и алкоголизм тесно связаны между собой, однако имеют и отличия. Пьянствотрактуется как неумеренное потребление алкоголя. Оно наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию. Алкоголизм – это патологическое влечение к спиртному, сопровождающееся нравственной деградацией личности. Алкогольная зависимость развивается постепенно. Она сопровождается сложными изменениями, которые проходят в организме пьющего человека и принимают необратимый характер: спирт становится необходимым для поддержания обменных процессов.

Проституция означает практику половых сношений вне брака, осуществляемых за вознаграждение (в той или иной форме), которое служит основным либо дополнительным источником средств для жизни.

Самоубийство (суицид) – это намеренное лишение себя жизни. Оно может быть индивидуальным или групповым. Не признается самоубийством лишение себя жизни лицом, не осознающим смысла своих действий или их последствия. К таким лицам относят невменяемых и детей в возрасте до 5 лет.

В разные эпохи и в разных культурах суицид оценивался по-разному. Чаще самоубийство осуждается (в христианстве), иногда считается допустимым, а иногда и обязательным (самосожжение вдов в Индии, харакири самураев в Японии).

Суициды в большей степени характерны для высокоразвитых стран. Они имеют определенные временные циклы. Считается, что пик самоубийств приходится на весну. Чаще всего эти попытки предпринимаются в возрасте до 20 и после 55 лет. Суицидное поведение мужчин чаще приводит к смертельному исходу. Мировая статистика свидетельствует, что самоубийства чаще случаются в городах, среди одиноких людей и на крайних полюсах социальной стратификации.

Почти все рассмотренные (и нерассмотренные) виды социальных отклонений являются одновременно и отклонениями в сфере морали. Дело в том, что каждый поступок, каждое действие может оцениваться и с правовой, и с моральной точки зрения.

Роль моральных норм в современном обществе настолько важна, что они в той или иной форме нашли отражение в правовых и других нормативных документах, как отдельных стран, так и международного сообщества.

Одной из форм моральной девиации считается социальный паразитизм. Он означает антиобщественный образ жизни, это жизнь на чужие средства, за счет чужого труда, тунеядство. Родовое слово паразитизм в биологии трактуется как форма взаимоотношений между организмами различных видов, из которых один (паразит) пользует другого (хозяина) в качестве среды обитания и источника питания, нанося ему вред. Социальный паразитизм проявляется, в частности, в форме попрошайничества, бродяжничества и т. д.

В социологии в последнее время всё больше внимания уделяется проблеме аддикции.

Аддикцияэто пагубная склонность к чему-либо. Суть такого поведения заключается в стремлении изменить своё психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксации внимания на каком-то занятии. Это – наркотики, алкоголь, табак, азартные игры (включая компьютерные), прослушивание ритмической музыки и другие занятия, позволяющие полностью «отключиться» от окружающего мира. Сложные жизненные ситуации, состояния психологического дискомфорта провоцируют аддиктивную реакцию. Постепенно такое поведение становится привычкой, т.е. формируется новая черта личности.

 

Вопросы для повторения:

1. что означает структурный подход к рассмотрению общества?

2. что означает функциональный подход к рассмотрению общества? какие модели развития общества существуют в рамках функционального подхода?

3. в чем состоит суть социального действия?

4. каковы виды социального влияния?

5. в чем суть конфликта как социального взаимодействия и каковы его виды?

6. каково содержание понятия «социальный контроль»?

7. что означает понятие «социальная норма»?

8. каков смысл самоконтроля? каковы формы социального контроля?

9. что означает девиантное и делинквентное поведение?

 

 

Тема 6.6. Социальные конфликты.

 

Социальная неоднородность общества, различия в уровне доходов, собственности, власти, престижа, горизонтальная и вертикальная мобильность закономерно приводят к обострению общественных противоречий и конфликтам.

Конфликты представляют собой особый тип социального взаимодействия, субъектами которого являются общности, организации и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми целями.

Существуют различные теории относительно причин и сущности конфликтов, возникающих в обществе.

Основателем конфликтологической традиции в социологии принято считать создателя органической школы Герберта Спенсера. Спенсер полагал, что конфликты в обществе представляют собой проявление процесса естественного отбора и всеобщей борьбы за выживание. Конкурентная борьба и неравенство ведут к отбору сильнейших, обрекая на гибель более слабых. Спенсер считал возможным избежать революционного пути разрешения конфликтов и отдавал предпочтение эволюционному развитию человечества.

В отличие от Спенсера социологи марксистской ориентации придерживались мнения, что конфликт – всего лишь временное состояние, периодически возникающее в обществе, и что это состояние может быть преодолено в результате революционной смены типа общественного строя. Они утверждали, что различным общественно-экономическим формациям соответствуют различные конфликтные типы классовой структуры общества; между эксплуататорскими и эксплуатируемыми классами идет борьба за перераспределение собственности на средства производства. Эта классовая борьба, происходящая в капиталистическом обществе между буржуазией и пролетариатом, неминуемо ведет к диктатуре пролетариата, которая представляет собой переход к бесклассовому (т. е. социально бесконфликтному) обществу.

Большое внимание теории социального конфликта уделил в своих исследованиях немецкий социолог Георг Зиммель. Он доказывал тезис о том, что конфликты в обществе неизбежны, так как они предопределены как биологической природой человека, так и социальной структурой общества, которой присущи процессы ассоциации (объединения) и диссоциации (разъединения), господства и подчинения. Зиммель считал, что частые и не слишком длительные конфликты даже полезны, поскольку помогают различным социальным группам и отдельным членам общества избавиться от враждебности друг к другу.

Современные западные социологи объясняют природу социальных конфликтов социально-психологическими факторами. Они полагают, что присущее обществу неравенство порождает стабильную психологическую неудовлетворенность его членов. Эта чувственно-эмоциональная тревожность и раздражительность периодически перерастает в конфликтные столкновения субъектов общественных отношений.

Само конфликтное поведение сторон состоит из противоположно направленных действий оппонентов. Все они могут быть разделены на основные и вспомогательные. К основным социологи относят те, которые непосредственно направлены на предмет конфликта. Вспомогательные действия обеспечивают выполнение основных. Также все конфликтные действия подразделяют на наступательные и оборонительные. Наступательные состоят в нападении на противника, захвате его собственности и т. п. Оборонительные – в удержании спорного объекта за собой либо в его защите от уничтожения. Возможен и такой вариант, как отступление, сдача позиций, отказ от защиты своих интересов.

Если ни одна из сторон не пытается пойти на уступки и уклониться от конфликта, то последний переходит в острую стадию. Он может закончиться сразу после обмена конфликтными действиями, но может длиться и достаточно долго, изменяя форму (война, перемирие, опять война и т. д.) и разрастаясь. Разрастание конфликта называется эскалацией. Эскалация конфликта, как правило, сопровождается увеличением числа его участников.

Завершение конфликта не всегда означает его разрешение.

Разрешением конфликта называют решение его участников о прекращении противоборства. Конфликт может закончиться примирением сторон, выигрышем одной из них, постепенным затуханием или перерастанием в другой конфликт.

Самым оптимальным разрешением конфликта социологи считают достижение консенсуса.

Консенсус – это согласие значимого большинства представителей некоторого сообщества относительно важных аспектов его функционирования, выраженное в оценках и действиях. Консенсус не означает единогласия, поскольку добиться полного совпадения позиции сторон практически невозможно, да и не нужно. Главное, чтобы ни одна из сторон не высказывала прямых возражений; также при разрешении конфликта допускается нейтральная позиция сторон, воздержание от голосования и т. п.

В зависимости от основания, по которому проводится типология, социологи выделяют следующие виды конфликтов:

а) по длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные и повторяющиеся;

б) по источнику возникновения: объективные, субъективные и ложные;

в) по форме: внутренние и внешние;

г) по характеру развития: преднамеренные и спонтанные;

д) по объему: глобальные, локальные, региональные, групповые и личные;

е) по используемым средствам: насильственные и ненасильственные;

ж) по влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные;

з) по сферам общественной жизни: экономические (или производственные), политические, этнические, семейно-бытовые.

В предотвращении и своевременном разрешении общественных конфликтов большую роль играет социальная политика, проводимая государством. Ее сутью является регулирование социально-экономических условий жизни общества и забота о благосостоянии всех его граждан.

Одной из причин конфликтов является резкое расслоение общества.

Люмпены и маргиналы.

Эти две группы населения, причем каждая по-своему, как бы выпадают из устойчивой социальной структуры общества.

Слово люмпен происходит от немецкого Lumpen – «лохмотья». К люмпенам относят людей, опустившихся на дно общественной жизни, – бродяг, нищих, бомжей. Как правило, это выходцы из различных социальных слоев и классов. Увеличение численности этой группы (люмпенизация населения) опасно дляобщества, так как она служит питательной средой для разного рода экстремистских организаций.

Иное положение и другая социальная роль у маргинальных слоев (от лат. marginalis – «находящийся на краю»). К ним относят группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями.

В различных обществах существуют разные принципы распределения доходов:

1. уравнительный – получение членами общества (или значительной его частью) равных доходов;

2. рыночный или распределительный по личному вкладу – владелец того или иного фактора производства получает доход в соответствии с экономической эффективностью;

3. распределение по накопленному имуществу – дополнительные доходы получают те люди, кто накапливает и передает по наследству какую либо собственность;

4. привилегированное распределение – перераспределение общественных благ в пользу отдельных слоев общества.

Задача любого общества – создать как можно более широкий средний класс. Именно на него рассчитан внутренний спрос. Чем больше процент среднего класса в стране – тем стабильнее общество.

 

Вопросы для повторения:

1. Что такое социальный конфликт?

2. Как связаны понятия «социальная стратификация» и «социальное неравенство»?

3. Укажите три вида социальной стратификации.

4. В чем отличия маргиналов от люмпенов?

 

Тема 6.7. Этнические общности и межнациональные отношения.

 

Все ценное, чем обладает общество, прежде всего доходы, благосостояние, престиж и власть, распределяется неравномерно. Можно сказать, что социальная стратификация – это закрепленное неравенство в распределении социальных благ и обязанностей. Ниже будут представлены две дополнительные системы стратификации – этническая и демографическая. Названные стратификации свойственны в той или иной мере всем обществам – как традиционным, так и современным, и поэтому представляют собой важный предмет социологического изучения.

Этническая стратификация.

Общества во всем мире включают в себя людей с разным цветом кожи, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии и следующих разным традициям. Эти физические и культурные черты, четко выраженные в социальном плане, служат идентифицирующими признаками, определяющими групповую принадлежность. В свою очередь индивиды получают статусы в своей социальной системе на базе своей принадлежности к той или иной конкретной группе.

Расы. Люди в различных частях света различаются по определенным наследственным признакам, включая цвет кожи, структуру волос, черты лица, телосложение и форму головы. Конечно, общих черт, объединяющих всех людей, гораздо больше, и эти общие черты значительно важнее, чем различия. Но все же, к примеру, норвежцы, китайцы и нигерийцы отличимые по их физическим параметрам. Это объясняется их расовой принадлежностью. Расы – это группы населения, отличающиеся внешними наследственными чертами.

Этнические общности идентифицируются в основном по культурному принципу – на базе языка, народных обычаев, одежды, жестов, особенностей поведения или религии. В России примерами этнических групп являются евреи, якуты, буряты и т.д. Этнические группы часто обладают чувством «кровного родства» и в той или иной степени многие из них считают себя нациями.

Этносы формировались в процессе исторического развития постепенно. Было время, когда каждая большая группа – семья являлась отдельным этносом. Несколько семей, вступивших в союз, образовывали род. Роды объединялись в кланы. Кланэто группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Кланы сохраняли общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Несколько кланов, объединившись, составляли племя.

Племя уже в полной мере соответствует понятию «этническая общность». Племя охватывает значительное число родов и кланов, обладает собственным языком или диалектом, территорией, элементами формальной организации, общими компонентами культуры (обычаи, обряды, религиозные верования и пр.). Численность отдельных племен достигала нескольких десятков тысяч человек. В процессе исторического развития одни племена преобразовывались в более крупные этнические общности (народности и нации), другие растворялись (ассимилировали) в более крупных этнических общностях, третьи (как правило, изолированные природными условиями) так и оставались на племенной стадии развития. Являясь этнической группой, племя еще сохраняет и некоторые черты кровнородственной группы (ведет родословную от одного мифического предка, сохраняет обычай кровной мести и пр.).

Народности как формы этнических общностей стали возникать по мере возникновения первых государств. Племена, подкреплявшие свою языковую, территориальную, экономическую и культурную общность созданием государственного аппарата, оформлялись в народности. Судьбы народностей складывались по-разному. Некоторая их часть превратилась в нации. Большая же часть народностей, войдя (как правило, в результате военного захвата) в состав государств, созданных другими народностями, ассимилировалась с ними. Однако некоторая часть народностей сохранилась и в рамках государств, созданных более сильными этническими общностями. В рамках народности изживаются либо теряют свою важность черты кровнородственной группы.

Высшим проявление этнического единства является нацияавтономная, не ограниченная территориальными рамками общность, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют никаких признаков кровнородственных связей, но их объединяет один развитый, литературный язык, единая национальная культура, общность исторической судьбы, рождающая историческую память о событиях, вызывающих сильные эмоции: от национальной гордости до национальной скорби и унижения. Так, на почве единой территории, языка, культуры и истории формируются единый национальный характер и психический склад. Возникает сильное чувство солидарности со своей нацией.

Чаще всего в обыденной речи понятия «этнос» и «нация» употребляются как синонимы, как равнозначные понятия. Сегодня нацией называют граждан государства. Такая трактовка нации соответствует международной практике и официальному языку современных государств, использующих слово «нация» в значении гражданской общности.

В политической практике России слово «нация» и производное от него «национальность» употреблялись чаще всего в этническом смысле, не обусловлённом наличием или отсутствием государственности, что вошло в менталитет миллионов людей. Такая точка зрения подразумевает различение социально-исторических организмов, какими являются этнос и нация. Данные понятия относятся к разным социальным сферам и отражают разные процессы. «Этнос» – это социальная категория, характеризующая один из признаков социальной стратификации. Этносы возникли в глубокой древности, в период разложения первобытного общества. «Нация» же является политической категорией, обозначающей население отдельной страны.

Этническое многообразие представляет собой явление, характерное для большинства современных обществ. Исторически такое многообразие является итогом завоеваний, собравших различные народы под властью доминирующего этноса. Таким образом, объективно возникают межнациональные отношения.

Теоретически национальное государство и этническое многообразие диаметрально противоположны, и во многих случаях национальными государствами предпринимались попытки решения проблемы этнического многообразия путем уничтожения или изгнания этнических групп. Яркими примерами таких решений являются изгнание мусульман и евреев из Испании в XV веке или депортация арабов из нескольких получивших независимость африканских стран в 1960-1970-е гг.

Чаще решение состоит в ассимиляции.

Ассимиляция – это какого-то этноса с другим народом путем усвоения его культуры и соответственно утраты своего языка, обычаев, национального самосознания. Этот процесс может быть вынужденным, направленным или добровольным. Вынужденная ассимиляция осуществлялась английскими завоевателями в Уэльсе, Шотландии и Ирландии. Направленная ассимиляция (аккультурация) в Таиланде и Индонезии, когда китайское население побуждали принять культуру и религию колонизаторов. Вариантом такого процесса являлась более или менее добровольная ассимиляция, достигнутая в США под лозунгом «американизации». Она в основном была результатом необычайных экономических возможностей и социальной мобильности в США и того факта, что для европейцев, в отличие от расовых меньшинств, получение американского гражданства стало делом личного или семейного выбора, а не завоевания или рабства. Политика и общественное мнение также сыграли определенную роль в процессе ассимиляции иностранцев в американской социальной системе.

Что касается меньшинств, то социологи выделяют пять основных свойств, присущих этим группам.

1. Меньшинство характеризуется физическими или культурными чертами, отличающими его от доминирующей группы.

2. Меньшинство – это социальная группа, члены которой могут подвергаться дискриминации, угнетению или преследованиям со стороны другой социальной группы – доминирующей.

3. Меньшинство – это группа, для которой характерно осознание собственной целостности. Это сознание единства обостряется в результате притеснений, которым подвергаются члены меньшинства.

4. В целом членство в социальной группе меньшинства не является добровольным. Обычно индивид уже рождается с таким статусом.

5. Члены меньшинства по выбору или по необходимости обычно вступают в браки с членами собственной группы (эндогамия). Доминирующая группа, как правило, не одобряет браки своих членов с представителями меньшинств и обычно строго порицает «отступников». Меньшинство может поощрять внутригрупповые браки из соображений сохранения своего уникального культурного наследия.

Итак, можно определить меньшинство как группу населения с расовым или культурным самосознанием, с наследственным принципом членства, подвергающуюся угнетению или дискриминации со стороны доминирующей группы национального государства.

Дискриминация – это необоснованный отказ в привилегиях, престиже и власти членам меньшинства, которые по своим способностям и навыкам равны членам доминирующей группы.

Доминирующая группа всегда использует ряд стратегий в отношении к меньшинствам. Выделяют шесть основных типов стратегий доминирующей группы: ассимиляция, плюрализм, правовая защита меньшинств, перемещение населения, постоянное угнетение и уничтожение.

Ассимиляция. Выше отмечено, что это процесс смешения в культурном и социальном плане разного рода меньшинств с остальными членами общества. Иногда меньшинства могут рассматривать эту стратегию как предпочтительную. Однако доминирующие группы и меньшинства часто по-разному подходят к ассимиляции. Исторически сложились два подхода к ассимиляции. Первый подход – традиция «котла для переплавки» – рассматривает ассимиляцию как процесс, в результате которого группы и культуры сливаются в рамках нации в одно целое, образуя новый народ и новую цивилизацию. Второй подход связан с оценкой культуры доминирующей группы как превосходящей, которая должна вытеснить полностью собственную культуру ассимилирующегося меньшинства.

Плюрализм. Некоторые меньшинства не проявляют желания ассимилироваться. Они высоко ценят свои индивидуальные культурные особенности и традиции и предпочитают политику плюрализма, т.е. взаимное приспособление различных групп к особенностям друг друга. Группы сотрудничают, когда это представляетс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.07 с.)