Первое условие – это высокий уровень развития общественного разделения труда и обобществления производства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первое условие – это высокий уровень развития общественного разделения труда и обобществления производства.



Разделение трудаобособление качественно отличных видов преобразовательной активности по профессиональному, технологическому и функциональному признаку. Общественное разделение труда предполагает, прежде всего, специализацию участников производства.

Специализация (от латинского слова «особый») означает приобретение особых знаний и навыков в каком-либо виде активности, разделение труда на отдельные операции и сосредоточение человека на каком-либо занятии.

Общественное разделение труда прошло ряд этапов, каждый из которых ознаменовался выделением в самостоятельную отрасль того или иного вида активности и появлением новых специализаций.

Углубление общественного разделения труда позволяет постепенно расширять производственные возможности и преодолевать затруднения, связанные с ограниченностью ресурсов. Растет количество материальных благ за счет высокой производительности специалистов и за счет относительной достаточности ресурсов в данном месте в данное время. Однако из-за неравномерного сосредоточения материальных благ возникает необходимость в их обмене между специалистами различных отраслей.

Следует отметить, что люди обычно специально не договариваются о том, кто, что будет производить. Они даже не задумываются о том, чтобы удовлетворить чужие потребности. Участники рыночного обмена преследуют лишь собственные интересы, реализуя которые способствуют росту общественного благосостояния. В этом смысле человеческая цивилизация недалеко ушла от мира животных. Дятел, выковыривая червяка из коры дерева, не задумывается о состоянии растительного мира и тем более о запасах кислорода в атмосфере. Но, добывая себе пропитание, он способствует выживанию и других организмов, других видов живых существ. То же имеет место и в рыночном производстве.

Выдающийся английский экономист Адам Смит (1723-1790) вошел в историю как ученый, который в мире экономики открыл (подобно Ньютону в физическом мире) естественный саморегулирующийся порядок. Принцип «невидимой руки» вынуждает людей специализироваться именно на том виде хозяйственной активности, для которой у них имеются наибольшие способности и ресурсы. Выполняя эту работу лучше других, они смогут обменивать результаты своего труда на большее количество других необходимых им благ.

При слабом развитии разделения труда существовало натуральное производствотакая форма хозяйства, при которой материальные блага и услуги создаются для собственного потребления, для потребления внутри отдельной хозяйственной единицы. Внешние связи здесь не развиты. Каждая хозяйственная единица производит все виды работ, начиная от добывания разных видов сырья и кончая полной подготовкой продуктов труда к потреблению. В рамках такого замкнутого хозяйства воспроизводилось для собственных нужд практически все: предметы пищи, одежда, рабочий и продуктивный скот, удобрения, примитивный инвентарь. Производственные отношения при такой форме хозяйствования выступали в своем непосредственном виде, как отношения между людьми, а не как отношения через продукты их труда. Натуральная форма производства жестко замыкает все экономические процессы в рамки локальных единиц, не допускает открытия каналов для внешних связей. Рабочая сила столь же жестко закрепляется за данным хозяйством и лишена мобильности. Отсюда и консерватизм натурального хозяйства.

При развитом разделении труда производитель делает то, что может заинтересовать других, затем ищет того, кто делает то, что нужно ему, и уже тогда пытается обменяться продуктами труда. Здесь проявляется общественный характер его труда, то есть труда, необходимого обществу. В этом смысле рынок – это способ организации общественного производства, основанный на свободе предпринимательства и обмена благ (товаров, ресурсов). При специализированном характере труда совершенно естественной становится его кооперация.

Кооперация труда – форма организации труда, при которой люди участвуют в связанных между собой процессах активности. Оба процесса – специализация и кооперация – в совокупности представляют собой обобществление производства. Высокий уровень обобществления производства характеризуется непосредственными связями между различными видами производств, в результате чего обмены между ними становятся более частыми и сложными, что и выступает условием установления рыночных отношений.

Второе необходимое условие установления рыночных отношений – экономическое обособление производителей друг от друга, закрепленное частной собственностью. Рыночная экономика – это, прежде всего, отношения отдельных собственников: производителей и потребителей, продавцов и покупателей.

Рыночная организация экономики оказалась наиболее эффективной. Она требует от общества наименьших издержек при решении кардинальных экономических проблем. Производители и потребители товаров находят друг друга самостоятельно, общаясь между собой на языке цен. Благодаря таким свободным действиям обеспечивается пропорциональность в хозяйственной активности: все ненужное, утратившее свою полезность отбрасывается не находя спроса, а нужное производится в большем объеме.

В общей системе рынка можно выделить:

• субъектов рынка;

• объекты купли и продажи: товары и услуги, ценные бумаги, денежные ресурсы, рабочая сила и другие объекты;

• экономические отношения участников рынка.

Все субъекты рынка выступают либо в роли товаропроизводителя (продавца), либо в роли потребителя (покупателя) материальных благ и услуг.

Основой саморегуляции рыночной системы хозяйства является возможность для каждого рыночного субъекта реализовать свой частный, эгоистичный интерес. Однако действия каждого обособленного субъекта включаются в систему общественного производства и координируются посредством системы рынков с использованием денег. Связи участников рынка осуществляются следующим образом.

Основными субъектами рынка являются домашние хозяйства и фирмы (предприятия), то есть индивидуальные и коллективные предприниматели.

Домохозяйствоэто экономическая единица, которая, владея факторами производства, принимает решения самостоятельно и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей. В качестве такой единицы выступает обыкновенная семья.

Фирма (предприятие), стремится к получению высоких доходов (прибылей). Она также является самостоятельной экономической единицей, которая использует производственные факторы для создания и последующей реализации разнообразных видов товаров и услуг, несет полную ответственность за результаты своих действий.

Домашние хозяйства нуждаются в потребительских товарах и услугах. Спрос на них домохозяйства предъявляют на рынке товаров и услуг. На этом рынке фирмы (различные предприниматели) осуществляют их предложение. Во взаимодействии покупателей и производителей на потребительском рынке определяются необходимые обществу товары, их количество, цена. В итоге расходы домашних хозяйств на приобретение товаров и услуг превращаются в доходы предпринимательского сектора.

В свою очередь предпринимательский сектор нуждается в факторах производства, предъявляя спрос на них на соответствующем рынке. Предложение здесь формируют домашние хозяйства, которые получают за реализацию принадлежащих им факторов производства (главным образом, труд и капитал в виде инвестиций) доходы, именуемые первичными или факторными доходами. Таким образом, наблюдается встречное движение двух потоков – натурально-вещественных компонентов (товаров, факторов производства) и стоимостного (денежного). При этом расходы одних участников рыночных отношений становятся доходами других, и наоборот.

В современных условиях рыночная система хозяйства из саморегулирующейся трансформировалась в регулируемую. Это увеличило количество ее субъектов. Субъектами рыночной экономики являются также владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг, торговцы и т.д. Поэтому среди субъектов рыночного хозяйства принято также указывать банки и государство (правительство). Банки – это финансово-кредитные учреждения, регулирующие движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики. Они осуществляют посреднические функции в сфере движения финансов, аккумулируют на своих счетах денежные средства предприятий и домохозяйств, стремятся выгодно размещать их, кредитуя те же предприятия и домохозяйства.

Государство как субъект рыночных отношений представлено всеми своими контролирующими, регулирующими и охранительными учреждениями, осуществляющими власть над хозяйственными субъектами для достижения общественных целей, обеспечения экономического и социального прогресса общества.

 

Вопросы для повторения:

1. Что означает разделение труда и каковы его исторические этапы?

2. Что такое специализации производства?

3. В чем состоит принцип «невидимой руки» А. Смита?

4. Что такое рынок как способ организации общественного производства?

5. Что представляет собой обобществление производства?

6. Каковы основные субъекты рынка?

 

 

Тема 5.5. Основы рыночной модели экономики.

 

Рыночная экономика как система состоит из множества различных рынков. Их обычно принято подразделять по объектам купли-продажи (рынок товаров, услуг и информации, рынок капиталов и рынок рабочей силы); типу конкуренции (рынок совершенной конкуренции, рынок несовершенной конкуренции); территориальному признаку (региональные, национальные и мировые рынки).

Модели рыночной экономики.

Рыночная экономика функционирует в большинстве стран мира, различающихся историей, географическим положением, наличием природных ресурсов, национальными традициями, экономическим развитием и социальной направленностью общества. Все это обусловило наличие общих черт и особенностей национальных рыночных экономик.

К числу общих черт относят: наличие различных форм собственности; преимущественно рыночный способ ценообразования; свободную конкуренцию; широкое развитие свободного предпринимательства; определенную систему государственного регулирования экономики.

По отличительным качествам можно выделить семь моделей рыночной экономики с учетом творческого применения общих рыночных принципов к национальным особенностям.

1. Американская модель характеризуется незначительной долей государственной собственности; минимальным участием государства в регулировании экономики; особым внимание к развитию предпринимательства; очевидным разделением на богатых и бедных; большим (примерно 100-кратным) разрывом в уровне заработной платы руководителя фирмы и наемных работников; приемлемым уровнем жизни малообеспеченных слоев населения.

2. Японская модель отличается высокой степенью государственного участия в экономике; широкой практикой пожизненного найма работников на фирмах; большим вниманием к социальному стимулированию труда; незначительным (17-кратным) разрывом в уровне заработной платы руководителя фирмы и сотрудников; социальной направленностью экономики.

3. Немецкая модель характеризуется значительным участием государства в регулировании экономики; планированием основных макроэкономических показателей; развитой системой социального партнерства; незначительным (23-кратным) разрывом в уровне заработной платы руководителя фирмы и служащих.

4. Шведскую модель иногда называют «шведским социализмом» из-за ярко выраженной ее социальной направленности на сокращение имущественного неравенства и поддержку малообеспеченных групп населения. Эту модель отличает активность государства в поддержании экономической стабильности в обществе путем перераспределения доходов и установления стабильных цен на ряд товаров и услуг; большая доля государственной формы собственности; бесплатность большей части услуг в государственном секторе экономики; низкий уровень безработицы; высокие налоги.

5. Французская модель считается чем-то средним между немецкой и американской моделями и характеризуется прежде всего регулирующей ролью государства, разрабатывающего пятилетние индикативные планы экономического развития.

6. Южнокорейская модель отличается значительной ролью государства в экономике и планированием экономического развития.

7. Китайская модель уникальна тем, что рынок здесь функционирует при ведущей роли общественной формы собственности.

Анализ экономической жизни в России свидетельствует о том, что для российского хозяйства подойдет любая модель рыночной экономики, кроме американской.

Одним из условий, необходимых для бесперебойной работы рынка, является его инфраструктурасовокупность рыночных институтов, обслуживающих рыночное хозяйство.

Функции инфраструктуры рынка:

• организационно оформляет рыночные отношения;

• облегчает субъектам рыночных отношений реализацию их интересов;

• делает возможным юридический и экономический контроль, а также регулирование активности субъектов рынка со стороны государства.

Важнейшим качеством рыночной инфраструктуры является способность улавливать сигналы, идущие от потребителей и их спроса, и адекватно на них реагировать.

Элементами рыночного механизма, помимо указанных, выступают и другие институты. Это, в частности, биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы; ярмарки, страховые компании и различные фонды, посреднические фирмы, информационные центры, рекламные агентства и т.д.

Многообразие рынков классифицируют по различным критериям:

• по экономическому назначению объектов рыночных отношений (товарный признак);

• по степени ограничения конкуренции (свободный, монополизированный);

• по географическому положению (региональный; национальный; мировой);

• по отраслям (автомобильный, компьютерный и т.д.);

• по характеру продаж (оптовый, розничный).

В соответствии с первым критерием выделяют:

• рынок потребительских благ;

• рынок факторов производства, здесь покупается-продается земля, труд, капитал;

• финансовый (денежный) рынок, на нем субъекты рынка занимают и предоставляют в заем деньги, а также продают и покупают ценные бумаги;

• рынок научно-технической информации (объект купли-продажи – патенты на интеллектуальную собственность).

Все перечисленные выше типы рынков взаимосвязаны между собой.

В современной системе рынков достаточно определенно выделяются следующие крупные отрасли рыночной деятельности: рынок потребительских товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, рынок инвестиций, рынок иностранных валют, фондовый рынок, рынок научно-технических разработок, рынок информации и др.

Рынок потребительских товаров и услуг представляет собой куплю-продажу продуктов конечного пользования (он подразделяется на множество рынков, реализующих продовольственные и непродовольственные товары, рынок жилья и др.), а также различного рода услуг (медицинских, образовательных, транспортных и т. д.).

Рынок средств производства – это рынок товаров, идущих в производственное потребление. Здесь продаются и приобретаются оборудование, здания, сырье, топливо, электроэнергия и т. д.

Рынок труда – это рынок, на котором объектом свободной купли-продажи выступает рабочая сила.

Рынок инвестиций представляет собой рынок, на котором объектом рыночных отношений являются долгосрочные капиталовложения.

На рынке иностранных валют основными игроками являются национальные и международные учреждения, через которые производится покупка, продажа, обмен одних иностранных денежных единиц на другие, а также осуществляются денежные расчеты между государствами.

Предметом купли-продажи на фондовом рынке служат акции, облигации, векселя и иные ценные бумаги, приносящие доход.

На рынке научно-технических разработок осуществляется купля-продажа инноваций, т. е. новых технологий, изобретений, рационализаторских предложений.

Наконец, на рынке информации предметами купли-продажи выступают книги, газеты, различного вида реклама, а также иные предметы, несущие необходимую информацию.

С точки зрения соответствия действующему законодательству экономисты различают легальный (законный) и нелегальный (теневой, «черный») рынки. Последний является составной частью так называемой теневой экономики, которая представляет собой подпольное производство, связанное с нарушением каких-либо требований (технологических, экологических и т. п.) или нацеленное на уклонение от уплаты налогов.

По пространственному признаку выделяются местный, национальный, региональный, мировой виды рынков.

По уровню насыщенности товарами различают рынок равновесный, дефицитный и избыточный.

По механизму функционирования рынок бывает свободным, монополизированным, государственно-регулируемым и деформированным.

По характеру продаж рынок бывает оптовый и розничный.

Наконец, по степени зрелости различают неразвитый развитый и формирующийся рынки, а по степени ограничения конкуренции – рынок чистой конкуренции, монополистический, олигополистический.

Современная рыночная структура не является чем-то застывшим, она постоянно усложняется. В настоящее время идет активное складывание рынка телекоммуникаций, а также информационного и компьютерного рынков.

Рыночная экономика развивается не равномерно, а циклично.

Экономический цикл - это периодические колебания уровней занятости, производства и инфляции; период цикличности деловой активности. В цикле выделяют следующие фазы.

К фазам экономического цикла относят:

Экономический подъем (пик) – характеризуется почти полной занятостью активного населения, постоянным расширением производства всех товаров и услуг, ростом доходов, расширением совокупного спроса.

Экономическое сжатие (рецессия) – сокращение производства и потребления, доходов и инвестиций, падение уровня ВВП.

Экономический спад (кризис) – экономика, достигнув дна, «топчется» на месте.

Оживление – постепенный рост производства, промышленность начинает привлекать дополнительную рабочую силу, растут доходы населения и прибыль предпринимателей.

Основными фазами экономического цикла являются подъем и спад, в ходе которых происходит отклонение от средних показателей экономической динамики; реальный ВНП отклоняется от номинального.

Необходим экономический рост. Достижение экономического роста возможно двумя путями:

экстенсивный путь – увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов (в производство вовлекаются имеющиеся в стране, но еще неиспользованные ресурсы);

интенсивный путь – увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности.

Современное рыночное хозяйство направлено на новое качество экономического роста, что означает преобладание преимущественно интенсивного пути развития; вещественное наполнение национального продукта за счет освоения и развития новых отраслей, основанных на научно-техническом прогрессе, например, развитие информационного пространства.

Факторы интенсивного роста экономики:

• научно-технический прогресс (НТП);

• экономия на масштабе (укрупнение производства повышает его эффективность);

• повышение квалификации работников;

• рациональное распределение ресурсов (капитал и рабочая сила переходят из менее эффективных отраслей в более эффективные).

 

Рыночный механизм по своему существу несовершенен, поэтому наряду с достоинствами имеет и недостатки.

К положительным сторонам рынка можно отнести следующие:

• экономическая активность направлена на производство того, что нужно обществу;

• эффективно распределяются ресурсы, т.е. объективно формируется система производства (содержание и связи);

• необходимость ресурсосбережения выступает стимулом НТП.

Негативные стороны рынка:

• не обеспечивается: экономическая безопасность субъектов рынка, полная занятость трудоспособного населения, защита окружающей среды, развитие фундаментальной науки;

• распределение продуктов осуществляется по результатам конкуренции, что приводит к социальному неравенству и социальной напряженности;

• рыночный механизм внутренне противоречив: многие факторы порождают тенденцию к монополизации (концентрация производства, капиталов, рынков и т.п.), т.е. уничтожению конкуренции;

• не решаются проблемы неравномерного распределения природных, человеческих и других ресурсов.

Решение этих и других проблем призвано брать на себя государство.

 

Вопросы для повторения:

1. Какие модели рыночной экономики вы знаете?

2. Что представляет собой инфраструктура рынка, какие функции она выполняет?

3. Какие виды рынков вам известны?

4. Назовите достоинства и недостатки рынка.

 

 

Тема 5.6. Цена и конкуренция. Спрос и предложение.

 

Цена и конкуренция.

Сущность рынка раскрывается в его функциях. Их можно свести к двум основным функциям: конкуренции и ценообразованию.

Конкуренция (от лат concurro – «бежать вместе») – соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров. В борьбе за доходы фирмы вынуждены наиболее эффективно использовать ресурсы. Они направляются на производство тех товаров и услуг, в которых нуждаются потребители. При этом сущность конкуренции заключается в рассредоточении экономической власти внутри составляющих экономику двух главных совокупностей – предприятий и домохозяйств. Когда на конкретном рынке находится большое число покупателей и продавцов, ни один покупатель или продавец не может заметно повлиять на цену.

Роль конкуренции в функционировании рыночной системы хозяйства крайне велика. Она лучше всего способствует повышению производительности труда, снижению издержек производства, повышению технического уровня производства, обновлению ассортимента и улучшению потребительских свойств продукции. В ходе ее исчезают экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары. К числу негативных сторон конкуренции следует отнести разорение небольших предприятий и рост безработицы, дифференциацию доходов.

Для анализа роли конкуренции важно понятие свободного рынка. Для него характерны:

• большой и регулярный спрос на продукцию;

• неограниченное количество свободно конкурирующих продавцов и покупателей;

• абсолютная мобильность факторов производства;

• наличие у участников рынка всего объема информации о рынке;

• свободный вход участников сделок на рынок и свободный выход из него.

На самом деле реализовать все указанные условия никогда не удастся, свободного рынка не существует. Это – модель идеальная. В реальной жизни функционирует конкурентный рынок, причем в двух своих разновидностях: совершенная конкуренция и несовершенная конкуренция.

Совершенная конкуренцияэто конкуренция многочисленных, небольших, экономически равноправных, самостоятельных производителей однородной продукции. Каждый из участников своим объемом продукции не может повлиять на уровень рыночных цен, которые формируются свободно. В итоге, на данном рынке в определенный момент времени устанавливается единая цена.

Несовершенная конкуренция – конкуренция ограниченного числа участников рыночной активности. В этих условиях даже отдельный продавец имеет возможность оказывать влияние на уровень цены товара.

Наиболее известным явлением рынка несовершенной конкуренции выступает монополизм, который наносит наибольший ущерб развитию здоровых, конкурентных рыночных отношений. Выделяют следующие виды рынков несовершенной конкуренции:

монополия (от греч. «один»; и «продавать») – рынок одного продавца;

олигополия (от греч. «немногие») – рынок трех-четырех продавцов продукции;

монопсония (от греч. «покупать») – рынок единственного покупателя;

олигопсония – рынок немногих покупателей;

билатеральная (двусторонняя) монополия и ряд других.

Монополиярыночная система, в которой одно предприятие (фирма) сосредоточивает в своих руках основную долю рынка продукции, которая не имеет заменителей. Предприятие-монополист осуществляет полный контроль над рынками, устанавливает и регулирует цены. Техническая и коммерческая информация другим фирмам недоступна. Вход в отрасль практически невозможен.

Монополия бывает двух видов: неполная (абсолютное доминирование одной фирмы при наличии в отрасли других фирм, значительно меньших) и полная (в отрасли функционирует одна фирма). К полной монополии относится естественная монополия. Естественная монополия – это функционирование одного предприятия в отрасли, в которой по технологическим и экономическим соображениям нецелесообразно функционирование двух и более предприятий.

В результате концентрации производства могут возникнуть разные организационные формы монополии, к числу основных относят:

Картель – это простейшая форма монополистического объединения. Участники картеля сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность и действуют в соответствии с картельным договором – соглашением об объемах производства, ценах, рынках сбыта, обмене патентами и т.д.

Синдикат. Его участники сохраняют юридическую и производственную свободу, но распределение заказа и сбыт продукции осуществляется централизовано.

Трест – объединение, в котором вошедшие в него предприятия теряют и производственную и коммерческую самостоятельность. Руководство осуществляется из единого центра. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.

Концерн – объединение предприятий различных отраслей, но находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или другие финансовые организации – страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и др.

Холдинг – акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных предприятий для осуществления контроля над их операциями.

Законными формами чистой монополии являются патенты, авторские права, товарные знаки.

Патент дает изобретателю нового продукта или технологии исключительное право контроля за их производством в течение определенного периода времени.

Авторское право дает автору исключительную возможность продавать или тиражировать свои произведения.

Товарный знак – это символ, используемый предприятием, зарегистрировав который государство делает незаконным его использование другими.

Несовершенная конкуренция лишается своих недостатков и может превратиться в эффективную только при условии активной регулирующей роли государства. В частности, к методам антимонопольного регулирования относятся либерализация товарных и финансовых рынков, государственное регулирование цен, система налогообложения, уменьшение доли государственного сектора. Огромную роль играет в данном случае так называемое антимонопольное законодательство, которое появилось в мировой практике в конце XIX века. Суть его – противостояние монополизации рынков, содействие развитию конкуренции.

Другая основная функция рынка – ценообразование.

Смысл этой функции рынка заключается в том, что его механизм устанавливает ценность (цену) удовлетворения экономических потребностей.

Ценаэто денежное выражение доступности товаров. Она определяется затратами на их производство и полезностью.

Полезность означает свойство благ удовлетворять потребности человека. Цена является источником информации для потребителей, производителей и поставщиков ресурсов о решениях каждого из них, выступает ориентиром при распределении ресурсов.

Общественная ценность каждого товара непостоянна. Она меняется в зависимости от большого числа объективных и субъективных факторов. Поэтому и цена товара (услуги) находится в постоянном движении. Рыночная экономика постоянно демонстрирует колебание товарных цен. В условиях же командно-административной системы хозяйства допускается управление ценами методом директивного предписания.

В условиях рыночной экономики цена выполняет несколько функций:

измерительная (цена является инструментом, при помощи которого многие важнейшие экономические параметры находят стоимостное выражение);

информационная (цена информирует продавцов и покупателей о текущем уровне спроса и предложения);

стимулирующая (тенденция к повышению цены на какой-либо товар подталкивает производителей к наращиванию производства именно такого товара);

перераспределительная (ресурсы перемещаются в те отрасли, где наиболее высокие цены на продукцию и, следовательно, более высокие доходы производителей);

регулирующая (используя косвенный механизм регулирования цен, государство имеет возможность влиять на процессы, протекающие в национальной экономике).

в рыночной экономике существуют различные виды цен, которые составляют систему цен. Элементами такой системы являются:

договорные цены – это свободные рыночные цены. Договорными они называются потому, что являются результатом соглашения между покупателями и продавцами;

государственные цены. К ним относятся цены, устанавливаемые государством на продукцию предприятий-монополистов; базовые ресурсы для экономики данной страны; социально-значимые товары. Часть государственных цен могут быть жестко фиксируемыми (их меньшинство) и регулируемыми с учетом изменений рыночной конъюнктуры (их большинство);

мировые цены – это цены мирового рынка; применяются в международной торговле.

К факторам, которые определяют уровень рыночной цены, следует отнести:

• издержки производства;

• потребительский спрос;

• цены конкурентов;

• целевую установку предприятия (фирмы);

• уровень мировых цен;

• систему государственного регулирования цен;

• систему продвижения товаров по торговой сети.

Ценообразование – сложный процесс, главный инструмент самонастройки рыночной экономики. Существует три метода ценообразования, основанных на: а) издержках; б) изучении спроса; в) конкуренции.

основным является метод, основанный на издержках. В соответствии с ним цена определяется на основе подсчета издержек производства товара. Затем к издержкам добавляется норматив прибыли данного предприятия. Это и будет исходным пунктом ценообразования. Цена, установленная предприятием по этому методу, должна и возместить предприятию общие издержки производства, и обеспечить прибыль.

Часть издержек предприятия не связана напрямую с процессом производства товаров. Это затраты на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Такие издержки называются издержками обращения. Они увеличивают конечную стоимость товара. На основе подсчета издержек производства и обращения с добавлением величины планируемой прибыли определяется оптовая цена предприятия.

Оптовые цены предприятий – далеко не последний этап ценообразования. Товар (услуга), совершая дальнейшее продвижение по пути к потребителю через сеть торговых учреждений, постепенно растет в цене. Каждое звено посредников в торговле прибавляет к исходной цене свою ценовую накидку. Потребитель приобретает товар (услугу) уже по выросшей с первоначального значения розничной цене. Кроме посредников на повышение уровня розничных цен влияет система налогообложения, в частности, акцизные сборы.

Спрос и предложение .

Свои функции рынок выполняет при помощи рыночного механизма. В структуру рыночного механизма должны входить такие элементы, которые обеспечивают саморегуляцию, самонастройку рыночного хозяйства. Поскольку главными действующими лицами рыночных отношений являются продавец (товаропроизводитель) и покупатель (потребитель), то самые важные элементы рыночного механизма, так или иначе, отражают их интересы, связанные с поведением субъектов рыночных сделок.

Фундаментальными элементами рыночного механизма являются спроси предложение.

категория «спрос» отражает рыночное поведение потребителя. Она теснейшим образом связана с потребностями человека, а потому может быть определена как общественная потребность в данном благе (товаре). На самом деле далеко не каждая потребность учитывается рынком. Поэтому эффективным, действительным спросом называют ту потребность, которая подкреплена готовностью потребителя купить товар в данное время, заплатив за него определенную сумму денег.

Спросэто платежеспособная потребность. Таким образом, спрос – это вид потребности, которая ограничена ценой благ и доходом потребителя.

у спроса имеется и количественная сторона. Она отражается категорией «величина спроса» или «объем спроса».

Объем спросаэто максимальное количество единиц товара, которое желают и могут приобрести покупатели в единицу времени при определенных условиях. За единицу времени может быть взят, в принципе, любой промежуток времени. на величину спроса, в первую очередь, оказывают влияние:

• цена данного товара;

• доходы и вкусы потребителей;

• цены на товары-субституты (заменители);

• количество покупателей и другие факторы.

Эти факторы называются детерминантами спроса. Они являются изменяющимися величинами. Поэтому для исследования сложной зависимости спроса применяют правило: при прочих равных условиях, т.е. все другие факторы мы принимаем как неизменные (хотя это, конечно, не так), и в итоге получаем зависимость объема спроса только от цены данного товара.

Практика рынка, ее статистический анализ показывают, что данная зависимость является обратной, выражающей в математической форме закон спроса: при прочих равных условиях понижение цены на товар приводит к повышению объема спроса, и наоборот. Графическая интерпретация зависимости спроса от цены предстает в виде кривой линии. Эта взаимосвязь называется кривой спроса. Данная линия является нисходящей, имеет отрицательный наклон.

Действует закон постепенного убывания спроса: покупатель приобретает то количество данного товара, которое ему нужно. За пределами этого количества «ценность» этого товара для него уменьшается. Полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара, оказывается меньше полезности предыдущей единицы. Поэтому существует предельная (наименьшая) полезность. Первые два яблока человек может съесть с аппетитом, третье – без желания, а четвертое может вызвать у него неприятные ощущения.

Потребитель стремится получить максимальное субъе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1058; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.114.92 (0.1 с.)