Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.



В современной науке наиболее часто употребляемым определением является следующее: истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны.

Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Объективная сторона истины является предпосылкой такой ее черты, как конкретность. Конкретность истины – это зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.

Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.

Практически любая истина по своему содержанию объективна, а по форме – относительна.

Философы выделяют несколько видов истины: обыденную (повседневную), научную (которая, в свою очередь, подразделяется на истину в области математики, физики, биологии, химии, истории и т. д.), нравственную, художественную и др. Иначе говоря, виды истины соответствуют видам знания.

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Практика представляет собой активную деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром. Она характеризуется следующими чертами:

• целенаправленностью;

• предметно-чувственным характером;

• преобразованием окружающей действительности.

Целенаправленность проявляется в создании людьми некоторых идеальных моделей, которые они впоследствии стремятся воплотить в окружающей действительности. Предметно-чувственный характер отражает тот факт, что в процессе практики человек непосредственно сталкивается с материальными предметами окружающего мира (в отличие, например, от мыслительной, духовной деятельности, в рамках которой такого контакта не происходит). И, как следствие, преобразует, изменяет эти предметы.

В процессе практики изменяется не только окружающая человека действительность, но и сам индивид. Практика воздействует на его органы чувств, сознание, мышление. Происходит взаимообогащение индивида, общества и природы.

Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения. Заблуждением называют непреднамеренное несоответствие каких-либо суждений или понятий познаваемому объекту.

Заблуждение – это ложное знание, принимаемое за истинное. Роль заблуждений в познании неоднозначна. С одной стороны,- заблуждение уводит познающего в сторону от истины, мешает познанию. Но с другой стороны, оно может способствовать созданию проблемных ситуаций, служащих толчком для дальнейшего изучения действительности.

Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности, формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях).

Процесс открытия истины – долгий процесс. Истины могут формироваться десятилетиями и даже столетиями. Фактически истина есть процесс, она находится в постоянном развитии. Вместе с ней развивается и практика, которая, несмотря ни на что, все-таки остается наиболее надежным критерием установления истины.

 

Вопросы для повторения:

1. в чем состоят особенности научного познания?

2. назовите понятия истины.

3. назовите основные критерии истины.

 

Тема 3.3. Научное познание.

 

Научным называется особый вид познания, отличающийся специфическими признаками. При характеристике научного познания, обычно указывают на следующие отличительные черты:

• это обязательно целенаправленный процесс;

• это активность, основанная на сознательно применяемых методах; один из основателей научного подхода в познании Ф. Бэкон писал, что до 17 века открытия делались случайно, а не методически; открытий было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Что сделано не своевременно, сделано понапрасну. Человек, ковыляющий по прямой дороге, опередит человека бегущего, но сбившегося с пути. К средствам, улучшающим познание, Ф. Бэкон относил: 1) орудия, улучшающие способность человеческого восприятия – инструменты; 2) орудия, совершенствующие саму человеческую мысль – методы мышления. По его мнению, не имея научного метода, вообще не следует браться за исследование, так как результат будет незначительный.

Черты научного познания:

• это процесс, направленный на открытие новых знаний;

• научное познание характеризуется систематичностью;

• ему присуща строгая доказательность;

• оно имеет целью раскрытие законов в изучаемой области.

Кроме этого, научное исследование характеризуется особым пониманием объекта познания и способом закрепления и оформления полученных результатов.

Объект научного исследованиянекоторая область действительности, охватывающая целый класс сходных явлений, их совокупность. Так как для конкретного исследования объект познания является слишком сложным, то он, как правило, изучается по частям. Поэтому введено другое понятие.

Предмет исследования – это определённый срез, аспект, угол зрения, под которым рассматривается объект познания. Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертациях и т. п.).

Развивающееся научное знание претерпевает последовательную смену следующих форм: факт, проблема, гипотеза, теория.

Наука не просто стихийно накапливает факты, она добывает их сознательно и целенаправленно. Необходимо отметить, что термин «факт» в научной литературе употребляется в двух значениях: 1) факт как реально происходящее или уже произошедшее событие (факт действительности); 2) факт как описание данного события на некотором языке. Если факт осмыслен и зафиксирован в языке какой-либо науки, то здесь имеет место научный факт. Фиксация в других системах понятий дает нам мифологический, религиозный факт или другие виды фактов.

Сознательное отношение к накоплению фактов позволяет облегчить эту работу за счёт сужения фронта поиска. Исследователь определяет, какого рода факты он собирается накапливать, из какой области, при каких условиях, какими средствами будет пользоваться и т.п. Необходимо помнить, что научный факт – это осмысление реального явления с определённой теоретической точки зрения. Поэтому истинность фактов определяется истинностью применяемой теории. Т. е. научные факты могут быть как истинными, так и ложными. Вообще говоря, ложными научными фактами признаются:

• когда они не соответствуют реальным явлениям;

• когда доказана ложность теории, на основе которой описано данное явление.

Оценкой фактов заканчивается первый этап научного познания. Следующий этап связан с появлением фактов, которые не могут быть объяснены с помощью имеющихся знаний. Возникает проблемная ситуация – осознанное противоречие между новыми фактами и существующей теорией. В этом случае в познании требуется совершить диалектический скачок: дать новое объяснение событию, т.е. развить старую или построить новую теорию.

Таким образом, научная проблема – это вопрос, для ответа на который требуется новое знание. Она выступает закономерным этапом развития научного познания. Наука не может прогрессировать без решения все новых и новых проблем. Отсутствие проблем привело бы к прекращению исследований, т.е. к прекращению производства новых знаний. Поэтому, задача пытливого ума – ставить и решать научные проблемы.

Постановка проблемы предусматривает:

1. отделение фактов объяснённых (известных) от фактов, требующих объяснения;

2. формулировку вопроса, выражающего основной смысл проблемы;

3. постановку конкретных задач по её решению.

Решение научной проблемы начинается с выдвижения гипотезы.

Гипотеза – это обоснованное предположение, не противоречащее достоверным фактам, законам, доказанным положениям науки. Поскольку гипотеза наряду со старым содержит и новое знание, то она должна подлежать проверке. Практическая проверка – это соотнесение гипотетического значения с реальной действительностью или с результатом эксперимента. Теоретическая проверка – это соотнесение с известными фактами как можно большего количества логически выведенных из гипотезы следствий. Доказанное гипотетическое знание составляет научное открытие. Оно становится новым элементом старой теории или образует новую теорию. Она представляет собой систематизированное доказанное знание о каком-либо фрагменте действительности. Развитие теории осуществляется в ходе постоянного уточнения её положений на основе вновь получаемых фактов. Цикл завершается: чтобы подтвердить или опровергнуть новую теорию, нужны новые факты.

Такой характер развития присущ всем научным знаниям. Оно, как уже указывалось, невозможно без опоры на соответствующие методы.

Слово «метод» в переводе с греческого языка означает путь к цели. По отношению к познанию его употребляют в смысле «путь к знанию», «путь к истине». Понятие «метод» определяется как способ действий, вид приёмов и операций, направляющих познание. Такой способ всегда отражает свойства объекта и субъективные возможности исследователя.

Для решения научных задач применяется множество методов, которые можно по-разному классифицировать. Наиболее распространённое основание классификации – степень общности. По этому основанию выделяют три группы методов:

1. философские методы;

2. общенаучные методы;

3. специфические (частно научные) методы.

Философский метод – это фундаментальный принцип, регулирующий всякую познавательную и практическую активность. В отечественной науке господствующим считается метод материалистической диалектики. Возможны и другие сочетания фундаментальных философских принципов.

Общенаучные методы – это те приемы и операции, которые выработаны усилиями всех или больших групп наук и которые применяются для решения общих познавательных задач. Эти методы разделяются методы-подходы и методы-приемы. К первой группе относятся субстратный (содержательный), структурный, функциональный и системный подходы. Эти подходы ориентируют исследователя на соответствующий аспект рассмотрения изучаемого объекта.

Вторая группа методов делится на эмпирические и теоретические. Универсальным эмпирическим методом является наблюдение, под которым понимается целенаправленное чувственное восприятие фактов действительности. Данному методу свойственна относительная ограниченность и пассивность. Эти недостатки преодолеваются при применении другого эмпирического метода. Эксперимент – метод, при котором по воле исследователя формируется как объект познания, так и условия его функционирования. Этот метод позволяет воспроизводить процессы необходимое число раз.

Далее будут представлены теоретические общенаучные методы:

анализ – это метод мысленного расчленения изучаемого объекта на определённые элементы с целью углубленного и последовательного познания их и связей между ними;

• синтез – это метод мысленного воссоздания целого на основе познанных частей и их отношений;

• абстрагирование – это мысленный отрыв отдельных элементов, свойств, отношений объекта и рассмотрение их изолированно как от объекта в целом, так и от других его частей;

• конкретизация – соотнесение абстрактных представлений и понятий с действительностью;

• дедукция – это достоверное заключение от знаний большей степени общности к знаниям меньшей степени общности;

• индукция – это вероятностное заключение от знаний меньшей степени общности к новому знанию большей степени общности;

• аналогия – заключение о принадлежности определённого признака изучаемому предмету на основе сходства в существенных признаках с другим предметом;

• моделирование – метод опосредованного познания объекта с помощью его модели.

Такова, вкратце, характеристика общенаучных методов-приемов.

Специфические (частнонаучные) методы представляют собой конкретизацию общенаучных методов применительно к изучению объектов отдельных наук. Например, в законотворчестве может использоваться метод правового эксперимента, посредством которого эффективность правовых норм проверяется на опыте отдельного региона. В политологии существует направление исследования под названием «компаративистика». В ее основе лежит метод сравнения политических систем, систем права и т.д. различных стран.

Научное знание не может, конечно, всякий раз непосредственно проверяться практическим опытом, хотя практика как было сказано в предыдущей теме является критерием истины. Научная теория считается состоятельной и в том случае, если её истинность подтверждается логически.

Практика, как способ преобразования мира, также подчинена всеобщим диалектическим законам и подвергается соответствующему отрицанию.

Одна из особенностей социального познания состоит в том, что оно нацелено на осмысление будущего. Общество и каждый человек крайне заинтересованы не только в предвосхищении войн, экономических потрясений, природных или техногенных катаклизмов, но и в повседневном просчитывании «естественного» хода вещей: цен на рынке, запасов сырья, энергетических ресурсов и т.д. Длительное время в истории эти потребности удовлетворялись только в области явлений большого масштаба (предвидение социальных революций) на основе общих оценок; что же касалось конкретных предположений, они основывались на эмпирических, часто донаучных приемах.

В XX веке, когда стала очевидной многозначность общественного развития, сложились научные основы социального предвидения в виде зарождавшейся науки – футурологии (этот термин предложил немецкий социолог О. Флехтхейм). Исследования проблем будущего разворачивались по многим направлениям: влияние научно-технического прогресса на общественную жизнь, экология, развитие личности и др. Общие оценки (предвидения) нуждались в дополнении конкретными исследованиями, основанными на четко осмысленных количественных приемах, методах. Область исследований будущего, основанная на применении научных методов, получила название – прогнозирование.

Современное социальное прогнозирование ведет отсчет от работ, появившихся в конце 40-х годов. В этот период была осознана эффективность использования различных прогнозов при управлении социальными процессами. В конце 50-х и в 60-х годах прокатилась волна прогнозов – научно-технических, социально-экономических, демографических, военно-политических. К началу 80-х годов прогнозы во все большей мере стали смещаться в область поиска контуров «новой цивилизации», обосновывались способы разрешения глобальных проблем. В 90-е годы прогнозы стали развиваться в рамках концепции устойчивого мирового развития, под которым стали понимать самоподдерживающееся развитие мировой цивилизации без ущерба для природы, обеспечивающее равный доступ к материальным и духовным благам и справедливое их распределение.

Под прогнозом следует иметь в виду вероятностное суждение о будущих событиях с относительно высокой степенью достоверности. Цель прогнозирования – на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения тенденций изменения воздействующих факторов определить возможности ее развития в перспективе, раскрыть варианты ситуации, в которой окажется социальная система.

В современном обществознании существует большое многообразие путей познания и форм знания. Можно выделить такие пути, как практический и духовный, рациональный и иррациональный. По-видимому, возможны и другие классификации. Что касается форм человеческого знания, то здесь также можно указать классификации по различным основаниям: мифологическое, религиозное, обыденное и научное; эмпирическое и теоретическое; фундаментальное и прикладное и другие.

Особое место в познавательной активности занимает самопознание (рефлексия) – осмысление человеком состояния и развития собственной духовности и внешней активности. Цель самопознания – понять собственную сущность. Поскольку сущность – это основные свойства и связи объекта, то человек не может познать себя в отрыве от окружающего мира. Познавая себя, человек познает мир, так как является его элементом, познавая мир, он яснее сможет понять себя.

 

Вопросы для повторения:

1. в чем состоят особенности научного познания?

2. каковы формы научного знания?

3. как строится система методов научного познания?

4. что такое истина, и что такое заблуждение?

5. каково различие между абсолютной и относительной истиной?

6. в чем состоят особенности социального познания?


Раздел 4. «Духовная жизнь общества».

Тема 4.1. Культура и духовная жизнь.

Тема 4.2. Мораль как регулятор социального поведения.

Тема 4.3. Религия как феномен культуры. Мировые и национальные религии.

Тема 4.4. Искусство.

Тема 4.5. Наука.

Тема 4.6. Образование.

 

 

Общество – это сложная система, образуемая разумными живыми существами, то есть людьми. Являясь разумным существом, человек стремится удовлетворять не только жизненные материальные потребности. Его отношения с окружающей средой зависят и от удовлетворения духовных потребностей. Это потребности в построении жизни в соответствии идеями Истины, Добра и Красоты. Данные идеи, образы, соответствующие нормы жизни являются духовными благами. Совокупность отношений, которые возникают между людьми при создании и движении духовных благ, составляет духовную сферу жизни общества. Основные явления, относящиеся к данной сфере общества, ее отдельные отрасли рассматриваются в этом разделе.

 

 

Тема 4.1. Культура и духовная жизнь.

 

В разделе «Общество» уже было указано, что духовная сфера жизни общества есть совокупность отношений, которые возникают между людьми при появлении духовных благ. Жизнь любого существа, в том числе общества, основано на обменных процессах с окружающей средой. В духовной сфере жизнь общества обеспечивается обменом духовными благами, т.е. знаниями, верованиями, социальными нормами, художественными образами и т.д. Поскольку все эти обмениваемые объекты не появляются естественным путем, то человек их вынужден производить. Поэтому наряду с экономическим говорят и о духовном производстве. Но произведенный духовный продукт также подвергается распределению, обмену и потреблению. При этом важна принадлежность производимого продукта. Активность людей, связанная с производством и обменом духовными продуктами (элементами духовной культуры), составляет духовную жизнь общества. Она организуется посредством специально созданных социальных институтов, хотя может осуществляться и в соответствии с неформальными отношениями.

О каких конкретных отношениях (активности и пассивности) может идти речь в духовной сфере? Борьба за приоритет в области производства идей, за авторские права характеризуют отношения собственности. Поддержка или критика авторов стимулируют или закрывают путь к производству духовных продуктов. Пропаганда, внедрение в систему образования или наоборот утаивание, запрет на распространение идей и других духовных продуктов отражают отношения распределения. Участие в конгрессах, конференциях, диспутах, фестивалях, выставках и т.п. способствуют отношениям обмена духовными ценностями. И, наконец, изучение, опора в своих убеждениях на произведенные духовные ценности, ссылка на них при аргументации своей позиции представляют собой отношения потребления.

Продукты духовного производства, а также весь комплекс отношений, возникающих при их создании, определении авторства, распределении, обмене и потреблении, представляют собой культуру общества. Основные понятия, относящиеся к культуре общества, отдельные отрасли духовного производства рассматриваются в этом разделе.

В истории общественной мысли существовали различные оценки значения культуры для человека и общества. Некоторые учёные называли культуру средством облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества, а этапы развития культуры рассматривались ими как ступени прогрессивного развития человечества. Другие считали, что культура – это зло, которое создано для подавления и порабощения человека. Однако, несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали, что культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта, что культура служит одной из важнейших характеристик жизни отдельной личности и общества в целом. Для понимания сущности культуры важно отметить следующее:

• понятие культуры не оценивает какие-либо взгляды, вкусы или вещи как некультурные, к культуре не относящиеся; любые ценности, верования, принципы, разделяемые какой-то группой людей, формируют конкретное культурное пространство;

• культура усваивается через общение, посредством обмена идеями и оценками; согласие относительно базовых идей и оценок придаёт обществу устойчивость;

• культура постоянно меняется, она всегда отражает историческую эпоху.

Прежде всего, в культуре разделяют материальные и духовные элементы.

К материальной культуре относят все созданные людьми физические объекты. Их значения и смыслы зависит от знания и опыта людей, которые с ними сталкиваются. Например, компакт-диск для одних людей – носитель информации, которую можно извлечь с помощью определённых устройств, для других людей – хорошая подставка для посуды или козырёк от солнца в кабине автомобиля. Искусственные материальные объекты получили название артефакты.

К духовной культуре обычно относят идеи, образы и образцы поведения в области политики, науки, искусства, религии, морали, философии, права. Каждая из перечисленных форм в свою очередь состоит из совокупности многих элементов: нормы поведения, законы, обычаи, традиции, знания, верования, мифы, символы и язык.

Необходимо различать культуру общности и личную культуру.

Личная культура индивида – это совокупность личных ценностей, образцов поведения, мотивов и идей, которые, зачастую, другим людям неизвестны.

Культура общности – это совокупность ценностей и образцов поведения, признанная всеми членами общества.

Понятие «ценность» представлено в разделе «человек». Здесь же можно выделить следующие типы ценностей:

универсальные ценности, к которым относят жизнь, здоровье, благосостояние и т.д.;

ценности престижа (должность, социальное положение и пр.);

политические ценности (свобода слова, совести; правопорядок и т.д.);

моральные ценности;

эстетические ценности и др.

В каждом обществе складывается свой набор базовых ценностей. Они образуются на протяжении всей его истории. На их основе формируются ценностные отношения и ценностные установки (поступки и настрой на них). Эти образцы поведения фиксируются в виде социальных норм (юридических, моральных, религиозных и др.).

Различают нормы общечеловеческие, национальные, групповые и межиндивидуальные. Эти нормы могут противоречить друг другу. Например, группа может требовать от своих членов действий, которые осуждаются в обществе. В результате многократного повторения поступков возникают привычки – это установившиеся схемы активности в схожих ситуациях. На привычках основаны манеры – это внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Манеры отличают светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры необходимо воспитывать. По отдельности манеры составляют элементы культуры, а вместе – этикет, т.е. принятая в особых кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры. Широкие массы людей опираются не на манеры, а на обычаи – этоодобряемые обществом массовые образцы поведения, это коллективная привычка и рекомендуемое поведение для новых поколений. Образцы поведения, закреплённые в нескольких поколениях, называют – традиции. Обычаи и традиции проявляются в обрядах и ритуалах. Это стереотипные символические действия (индивидуальные и коллективные), которые сопровождают наиболее важные жизненные события.

Важнейшей чертой культуры человека является его ментальность.

Ментальностьустойчивая система оценок восприятий предметов и процессов мира. Она выражается в предпочтениях по отношению к различным ценностям. Существует масса вещей и процессов, которые мы воспринимаем одинаково, а оцениваем по-разному или вообще не придаём им никакого значения. Другой человек может болезненно реагировать на то, на что мы не обращаем внимания. Отсюда различный настрой на явления окружающего мира, различные оценки идей, образов, событий. Это разнообразие проявляется, в том числе, и в продуктах духовного производства.

Выделяют различные формы культуры. По характеру творений можно выделить культуру, представленную в единичных образцах творений, и массовую культуру. Первая форма по характерным признакам творцов подразделяется на народную и элитарную культуру.

Народная культура представляет собой единичные произведения анонимных авторов, которые, как правило, не имеют специального или вообще какого-то ни было образования. Эта форма культуры включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы и т.п.

Элитарная культура – это совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по её заказу профессиональными творцами. Здесь речь идет о творцах, имеющих высокий уровень образования и хорошо известных просвещенной публике. Данная культура включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку и т.д.

Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, выпускаемые большими тиражами. Она возникла в середине ХХ века благодаря средствам массовой информации. Ее целью не является удовлетворение изысканных вкусов элиты или духовных поисков народа. Главное для нее – развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т.п. (Яркий пример – современная эстрадная музыка, телесериалы и т.п.). Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека. При этом часто использует упрощение элитарной и народной культуры (так называемые «ремиксы»). Массовая культура усредняет и консервирует духовное развитие людей.

Термином «доминантная культура» обозначают ценности, традиции, взгляды и т.п., разделяемые лишь частью общества. Но эта часть имеет возможность навязывать их всему обществу либо в силу того, что она составляет этническое большинство, либо в силу того, что располагает механизмом принуждения. На её фоне может появляться ряд субкультур.

Субкультура – это культура какой-либо социальной группы. Она, как правило, не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет специфические особенности (конфессиональная, профессиональная, фирменная и т.п.). Признаками субкультуры становятся особый словарь, правила поведения, символика. Каждое общество имеет свой набор субкультур: молодёжной, профессиональной, этнической, религиозной, в том числе нетрадиционной, диссидентской и т.д. Субкультура, которая противостоит доминантной культуре, называется контркультурой. Этот термин введен в научный оборот в 60-е годы ХХ века американским социологом Т. Роззаком. Социальной основой контркультуры, по его мнению, являются страты, оказавшиеся в определенной мере отчужденные от общества. Исследование контркультуры позволяет понять культурную динамику, становление и распространение новых ценностей.

Склонность оценивать культуру своей нации как хорошую и правильную, а другую культуру – как странную и даже аморальную получила название «этноцентризм». Многие общества этноцентричны. С точки зрения психологии это является фактором единения и стабильности данного общества. Однако этноцентризм является источником межкультурных конфликтов. Крайние формы проявления этноцентризма представляют национализм или групповое чванство. Противоположностью такой позиции выступает культурный релятивизм.

В настоящее время принято выделять три основные модели культуры.

Классическая модель культуры (модель культуры Нового времени) характеризуется стремлением к новизне, пересмотру традиционных ценностей и конструированию качественно другой культуры. Старая культура не улучшается, а заменяется. Для классической модели характерен также универсализм как претензия на единственность трактовки культурных ценностей. В политике, например, это нашло отражение в виде тоталитаризма. Всякая множественность, несводимость друг к другу культурных форм чужды классической модели культуры. Существует одна истина, мораль, понятие о совершенстве.

Неклассическая, или модернистская, модель культуры строится на других принципах. Теряют почву претензии на универсальные построения в сфере науки, искусства, политики и других сферах. Действительность оказывается принципиально множественной. Идеи истины, добра, красоты, веры как компоненты человеческой духовности лишаются единого фундамента. Господство идей о едином культурно-историческом процессе сменяется влияниемконцепций замкнутых, самобытных культурных организмов. Идея единства культуры превращается в идеал, который становится все менее осуществимым. А как принцип действий эта идея только разрушает богатство общечеловеческой культуры.

Постмодернистская модель культуры отказывается от самой мечты о единстве. Это примирение с множественностью, которая не была в полной мере осознана и поэтому не была принята в модерне. В этой модели преобладает радикальная установка на множественность культурных форм, отказ от мировоззренческого однообразия, от идеи иерархического построения культур. Разрушается основа для искусственного конфликта культуры и общества. Культур столько, сколько общностей. Бессмысленно противопоставлять одну другой. Как и в отношении к природным процессам, попытки искусственно «окультуривать» культуру могут привести к непредвиденным последствиям.

Состояниедуховной жизни современной России можно охарактеризовать как переходное от отстаивания ценностей, связанных с попытками построения коммунистического общества, к поиску нового смысла общественного развития. Мы вышли на очередной виток исторического спора между западниками и славянофилами.

Российская Федерация – многонациональная страна. Ее развитие обусловлено особенностями национальных культур. Уникальность духовной жизни России заключается в многообразии культурных традиций, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов и т.д., что связано со спецификой культурного наследия разных народов.

В настоящее время в духовной жизни нашей страны наблюдаются противоречивые тенденции. С одной стороны, взаимное проникновение различных культур способствует межнациональному пониманию и сотрудничеству, а с другой, развитие национальных культур сопровождается межэтническими конфликтами. Последнее обстоятельство требует взвешенного, терпимого отношения к культуре других общностей.

 

Вопросы для повторения:

1. что такое духовная жизнь общества?

2. что относится к духовной культуре?

3. какие формы культуры вам известны?

4. что означают понятия «доминантная культура», «субкультура», «контркультура»?

5. каковы исторические модели культуры?

6. каковы тенденции духовной жизни современной России?

 

 

Тема 4.2. Мораль как регулятор социального поведения.

 

Мораль – это форма общественного сознания, регулирующая отношения между людьми и опирающаяся на самосознание человека и силу общественного мнения.

Термин «мораль» по содержанию есть латинский аналог термина «этика». В латинском языке это слово соответствует древнегреческому «этос» и обозначает нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. На его базе Цицерон с прямой ссылкой на Аристотеля образовал прилагательное «моральный» для обозначения этики. В русском языке есть самобытный термин «нрав», являющийся эквивалентом латинского слова «мораль». В социальных науках термины «мораль» и «нравственность» употребляются как синонимы. А наука о морали (нравственности), о должном отношении между людьми называется этикой.

Сущность моральной регуляции раскрывается через следующие черты.

1. По способу своего существования мораль – это система норм, принципов, правил, которыми руководствуются люди в своём обычном поведении. Эти принципы носят оценочно-предписывающий характер. Т.е. мораль всегда одобряет или порицает поступки людей. Например, нормально, т.е. в рамках норм, и хорошо быть добрым, честным, трудолюбивым, бескорыстным. Ненормально и плохо быть злобным, лживым, ленивым, жадным. Одобряя или порицая, мораль предписывает как себя вести, чтобы считаться культурным человеком.

2. В центре внимания морали стоит соотношение должного и сущего. Т.е. мораль постоянно сравнивает наличное поведение (сущее) с идеалом, образцом, достижение которого сделает мир прекраснее и гармоничнее. К таким идеалам относятся, прежде всего, Добро, Достоинство, Справедливость, которые, в полной мере, никогда не присутствуют в обыденной жизни.

3. В процессе воспитания моральные нормы становятся привычкой и действуют изнутри человеческого сознания. В простых ситуациях культурный человек соблюдает эти нормы без лишних раздумий (помочь слабому, уступить место больному, защитить ребенка и т.п.). Но привычки бывает не достаточно в противоречивых ситуациях. Например, стоит ли напоминать человеку о его физических недостатках при объяснении его неудач? Прямота требует одного решения, милосердие – другого. Необходимо размышлять. А если размышлять некогда? Тогда приходится полагаться на опыт и интуицию. Здесь решение приходит на основе прошлых размышлений и привычек.

4. Мораль, в отличие от других регуляторов поведения, распространяется на все сферы жизни и на все виды отношений между людьми, например, дружить с кем-то или не дружить. Поэтому мораль более подвижна и часто охватывает такие области отношений, под которые ещё не подведена юридическая база.

Нравственность присутствует везде, где можно усмотреть общение. Прежде всего – это отношения между людьми, в том числе, отношение к самому себе. Человек может видеть душу, а, следовательно, равного себе существа в общении в любом предмете. Тогда и на эти предметы распространяется его мораль. А некоторые люди к другим людям относятся как к бездушным предметам. Такое поведение считается безнравс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 647; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.077 с.)