Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Формула: развитие вещи происходит путём количественных изменений, которые, накапливаясь, превышают определенную меру и вызывают качественные изменения, а они в свою очередь, порождают новые возможности количественных изменений. Основные понятия и характеристики данного закона таковы: • исходным понятием данного закона служит понятие «свойство». Это понятие обозначает наличие и характер изменчивости объекта, которые проявляется в отношениях с другими объектами. Свойства показывают сходство или различие объектов. Любой объект обладает множеством разнообразных свойств. • качество – совокупность основных свойств объекта, которая определяет его состояние тождественной совместимости с самим собой. Благодаря набору этих свойств вещь существует как таковая и отличается от других. С потерей хотя бы одного из таких свойств вещь перестает быть собой, теряет свою исходную определенность и приобретает другой статус. Например, флаг красный – символ коммунистов, выцвел, стал белым – символ капитуляции; • количество – это объем изменения объекта. Часто, но не всегда, этот объем можно выразить численно. Например: оценка знаний студента; • мера – это граница, при переходе которой количественные изменения вызывают изменения качественные. Внутри границ меры качество остаётся неизменным, а количество меняется. Например, лёд – (0 о С) вода (100 о С) – пар. • переход от одного качества к другому называется «скачок». Таким образом, через связь количественных и качественных изменений происходит развитие всех объектов мира. Если люди хотят добиться качественных изменений в общественном устройстве, технике или формировании собственных свойств, то нет другого пути, как соответствующие количественные изменения, т.е. постепенное изменение культуры общества, накопление научных знаний, личная тренировка и упорный труд. А для достижения высоких количественных показателей в любой сфере жизни общества нужно сначала выйти на определённый качественный уровень развития. Например, хочешь быстро бегать – научись сначала ходить; хочешь накопить научные знания – научись сначала читать и писать. Развитие – это выход на новый качественный уровень, иначе – это не развитие, а просто количественное изменение свойств объекта.
Закон отрицания отрицания. Формула:развитие происходит путем диалектического отрицания старого состояния объекта новым, нового новейшим, в результате чего развитие сочетает в себе преемственный и циклический характер. Категория «отрицание» выражает определённый тип смены состояния объекта. Любой объект, развиваясь, неизбежно достигает стадии отрицания, т.е. становится качественно иным. Полное отрицание – это смена качества на противоречащее. Цепь отрицания старого и возникновения нового не имеет ни начала, ни конца. Отрицание может выступать в виде простого уничтожения объекта. Тогда о развитии говорить уже не приходится. Диалектическое отрицание предполагает уничтожение только части свойств объекта, которые уже не нужны или даже вредны. (Пример: хирургия). При этом сохраняются другие свойства, те, что определяют существование системы в настоящее время, а также появляются принципиально новые свойства, что в итоге и определяет качественный скачок. Двойное полное отрицание (отрицание отрицания) представляет собой ситуацию «якобы возврата» к старому: всякое явление, превращается в свое отрицание, но потом опять происходит отрицание; в результате третья фаза имеет формальное сходство с первой. Если нет развития, то изменение идёт по кругу. При наличии развития к похожему состоянию объект возвращается на другом уровне. Поэтому о диалектическом развитии говорят как о движении по спирали. Таким образом, данный закон демонстрирует связь старого и нового в развитии, их борьбу и взаимное превращение. Всякое возникающее новое рано или поздно стареет и исчезает. Людям, если они заинтересованы в развитии каких-либо систем, в том числе себя, никуда не деться от отказа (отрицания) от каких-то старых свойств, связей, состояний и приобретении прямо противоположных, новых свойств, связей, состояний. Старое – это разрушающиеся элементы и связи, они влекут разрушение всей системы, снижение ее функциональных возможностей. Новое – это совершенствующиеся элементы и связи, они совершенствуют систему в целом, увеличивают ее функциональные возможности. Законы диалектического развития обладают специфичностью и не сводятся друг к другу, но они и не разделены непроходимой стеной. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга в описании развития. Развитие есть разрешение противоречий, оно же есть смена качественного состояния, оно же есть диалектическое отрицание старого новым. Рассмотрим проявление данных законов как смену этапов развития указанных сфер общества. Экономическая сфера общества включает в себя отношения людей по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, а также отношения собственности. На заре развития общества люди имели возможность выжить, только приспосабливаясь к условиям окружающей среды. Первоначально они использовали для пропитания, одежды и жилья, только то, что могли найти в природе в готовом виде. В настоящее время такой способ жизни называют присваивающей экономикой. Эта экономика была представлена отношениями общинной собственности, распределения и потребления. Качественным скачком явился переход к производству материальных благ, которое разделилось на производство продуктов питания и производство орудий труда. Это привело к появлению отношений по поводу производства. Данные отношения проявлялись в разделении общественного труда на различные формы, самые крупные из них – ремесленничество, земледелие, скотоводство. Дальнейшее развитие производства привело лишь к количественному росту профессий и увеличению возможностей потребления различных продуктов. Теперь подведем итоги данной темы. Общество развивается под воздействие двух групп факторов. Объективные – это факторы, действующие независимо от сознания людей. К ним относятся природные факторы и естественные зависимости между социальными субъектами, которые реализуются, в том числе, в соответствии с законами диалектики. Субъективные – это факторы, являющиеся актом творчества и волевых усилий людей. Вся история человечества показывает, что активность является способом существования общества. Только активное противостояние стихиям природы, стремление к преобразованию окружающей среды позволило группам человекообразных животных превратиться в общество. Дальнейшее развитие общества также зависит от упорной духовной и практической активности людей. Общество подобно велосипеду. Оно существует в своем качестве, пока движется. Неподвижный велосипед – это всего лишь странная железяка, которая, если ее не поддерживать, обязательно упадет. Только человеческая активность делает из него средство передвижения. Так и с обществом. Единственным способом его существования и развития является человеческая активность. Возможность выбора тех или иных решений создает условие для альтернативности общественного развития, т.е. вариантов развития, которые исключают друг друга. История – это цепь уникальных событий, поскольку нет ни одного народа, государства с одинаковой исторической судьбой. Ступени человеческой истории характеризуются многообразием путей и форм общественного развития. В ХХ столетии социологи уделяют особое внимание обществу. И это закономерно, так как именно общество, как уже отмечалось, его элементы, связи и отношения являются объектом социологии как науки. Что можно выделить наиболее существенного во взглядах современных социологов на общество? На наш взгляд, во-первых, это стремление классифицировать общества и дать характеристику каждому типу. В качестве основания для классификации предлагаются религия, язык, способ производства: мусульманское общество, франкоязычное общество, капиталистическое общество. Немецкий социолог Ф.Тëннис в качестве оснований для классификаций обществ брал уровень развития производства и соответствующие ему социальные институты. Все общества он подразделял на допромышленные и современные промышленные. Американские социологи Г.Ленски и Дж.Ленски классифицировали общества в соответствии с основными, характерными для них способами получения средств к существованию. В результате они выделили следующие типы обществ: 1) общества, живущие охотой и собирательством; 2) садоводческие общества; 3) аграрные общества; 4) промышленные общества. Уже по названиям можно судить о характерных чертах каждого из данных обществ. Уровень развития индустрии лежит в основе классификации общества в концепции «постиндустриального общества», предшественником которой явилась теория «индустриального общества». Следует заметить, что термин «индустриальное общество» ввел еще Сен-Симон. Однако теория индустриального общества получила широкое распространение в США и Западной Европе лишь в 50 – 60-х годах нынешнего столетия в работах Дарендорфа, Ростоу, Белла и др. В 70 – 80-е годы теория «индустриального общества» была трансформирована американским социологом Д.Беллом в теорию «постиндустриального общества». В ее основе лежит разделение всего общественного развития на три этапа: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное. В доиндустриальном обществе определяющим элементом являлась сельскохозяйственная сфера, главными институтами общества – церковь и армия; в индустриальном обществе – промышленность (корпорация с фирмой во главе); в постиндустриальном обществе – теоретические знания (университет – главное место их производства и сосредоточения). Возникновение постиндустриального общества связано прежде всего с изменениями, происходящими в социальной структуре общества, то есть изменениями в экономике и профессиональной системе, обусловленными новой ролью науки и техники. В постиндустриальном обществе, утверждает Белл, исчезает класс капиталистов, а его место занимает новая правящая элита, обладающая высоким уровнем образования и знания. Собственность как критерий социальной стратификации общества теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания. В отличие от индустриального общества, где основной конфликт между трудом и капиталом обусловлен сосредоточением собственности в руках капиталистов, в постиндустриальном обществе основной конфликт проявляется в борьбе между знаниями и некомпетентностью. В настоящее время западные социологи все чаще говорят об информационном обществе, базирующемся на информационных процессах и основанных на них новых технологиях. Что касается представителей постсоциалистической социологии, в том числе и в России, большинство из них отказывается от типологизации обществ на основе так называемых «измов» – капитализма, социализма. Они утверждают, что в постсоциалистических странах строится гражданское общество, в основу которого закладываются частное предпринимательство (владение собственностью), законность и демократия. Таким образом, в ХХ столетии социологи активно стремились осуществить типологизацию обществ и дать характеристику каждому типу в соответствии с выдвинутой ими концепцией. Российские ученые признаками общества (понятия «условия» и «критерии» общества у нас не применяются) считают следующие: 1) территорию. Территория – это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами; 2) способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей. Главным стабилизирующим фактором выступают социальные структуры, под которыми понимаются устойчивые социальные образования, связи, отношения. Это могут быть социальные институты, социальные общности. Общество обретает устойчивость благодаря прежде всего таким свойствам социальных структур, как их относительное постоянство и функциональная целесообразность, которая должна быть принята большинством населения, то есть быть легитимной; 3) автономность и высокий уровень саморегуляции. Автономность и самодостаточность общества проявляются именно в отсутствии внешних управленческих импульсов. Общество регулируется и управляется исключительно теми институтами и организациями и на основании тех норм и принципов, которые возникают и создаются внутри него самого. Саморегуляция – важное свойство общества, обеспечивающее его самостоятельность независимо от размера; 4) интегрирующую силу. Она социализирует каждое новое поколение людей, включает его в сложившуюся систему отношений, подчиняет общепринятым нормам и правилам. Благодаря указанному качеству общество оказывается восприимчивым к нововведениям, ибо органично вбирает в себя новые социальные образования, институты, нормы, обеспечивая тем самым обновление и преемственность развития. И сами люди, связанные с обществом невидимыми нитями общности языка, культуры, происхождения, тяготеют к нему. Оно представляет им возможность использовать привычные образцы поведения, следовать устоявшимся принципам, создает неповторимую атмосферу духовного единения.
Вопросы для повторения: 1. что такое развитие? 2. в чем смысл философского понятия «закон»? 3. каковы объективные факторы развития общества? 4. как пояснить, что активность является способом существования общества? 5. каковы субъективные факторы развития общества? 6. что означает альтернативность общественного развития? 7.основные критерии типологии обществ?
Тема 1.3. Общество и природа.
Одна из актуальных тем социальной философии – взаимоотношения общества и природы. И природа, и общество всегда вызывали интерес у философов. В отечественной науке примерно до середины ХХ века эти объекты рассматривались, преимущественно, в 2-х аспектах. Исторический аспект означает анализ условий и путей возникновения и развития общества. Экономический аспект подразумевает изучение ресурсов природы и возможности их использования для удовлетворения потребностей людей. Но во второй половине ХХ века заметно усилилось внимание к негативному для человека воздействию промышленного производства на природную среду. В этой связи становится всё более актуальным третий – природоохранительный аспект. Разумеется, эта проблема существовала и раньше, но она не носила столь острого и повсеместного характера (аварии трубопроводов, танкеров, химических и других опасных производств и т.п.) Поэтому и возникла острейшая глобальная проблема: «Возможно ли выживание человечества в современных условиях?». Прежде, чем рассматривать эту проблему, определим основные понятия. В научной литературе понятие «природа» используется в нескольких смыслах. В широком смысле природа – это весь мир, Вселенная. В узком – это весь материальный мир, за исключением общества. Существует ещё более узкое понятие. Это часть мира, с которой вступает во взаимодействие общество, в этом смысле говорят об окружающей среде. Понятие «общество» также употребляется в узком и широком смысле. Общество (узкий смысл) – это совокупность людей, объединенных многообразными связями (материальными и духовными). В этом смысле понятие «общество» имеет синоним «антропосфера». В широком смысле общество – люди и часть природы, с которой они взаимодействуют. Здесь синоним – «социосфера». В понятие «социосфера» включаются предметы как естественной, так и искусственной природы. Таким образом, общество одновременно и включено в природу, и противостоит ей. Это противоречивое положение явилось источником различных позиций человека по отношению к природе. В философских воззрениях на природу, на её сущность можно выделить две крайние, противоположные точки зрения. Одна из них рассматривает природу лишь как хаос, царство слепых стихийных сил, случайности. Другая исходит из того, что в природе господствуют строгие закономерности. Эволюция философских представлений о взаимоотношениях общества и природыопределялась степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими, религиозными и иными воззрениями. В античности природа рассматривалась как образец совершенства, как образование более высокое, превосходящее человека и его творения. Естественная гармония природы вызывала восхищение и желание во всем подражать ей. Человек и природа мыслились как единое, гармонически взаимосвязанное целое. Идеалом общества было познать природу и стремление жить в согласии с ней (эпикуреизм, стоицизм). В средние века взгляды поменялись. Природа и человек, рассматривались как творения Божьи. Человек, как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенный бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. И речь идёт уже не о слиянии человека с природой, а об их противопоставлении и возвеличивании человека над природой. Падает и не поощряется интерес к изучению материального мира. В эпоху Возрождения природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения и противопоставляется разрушающей и порочной цивилизации. В XVII – XVIII веках начинают бурно развиваться науки, ставятся и проводятся многочисленные опыты и эксперименты, направленные на становление и развитие производства. В философских воззрениях Нового времени, и в практических действиях всё более отчетливо обозначается новый тип взаимоотношений человека и природы. Центральная идея – человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. Появлению и доминированию таких идей способствовала всё увеличивающаяся техническая и энергетическая мощь общества. Подход к природе лишь как к средству достижения человеческих целей сохранился и всё более усиливался, вплоть до середины XX века. И лишь уже на рубеже потенциальной глобальной экологической катастрофы, стала очевидной задача поиска разумного баланса в отношениях общества и природы, соответствующего осмысления происходящих процессов. Взаимодействие людей с природой рассмотрим с помощью соответствующих понятий. Географическая среда – это растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли, т.е. та часть природы, которая вовлечена в сферу жизни общества. Она оказывает существенное влияние на самые различные стороны жизни общества и, прежде всего, на развитие материального производства. Многообразие природы издавна стало естественной основой разделения труда человека (охота, рыбная ловля, земледелие, скотоводство, добыча полезных ископаемых и т.д.). От особенностей природной среды зависят конкретные направления человеческой активности, в частности развитие тех или иных отраслей производства в различных странах и на континентах. Большое значение в жизни общества играет окружающая среда. Это более широкое понятие, чем географическая среда. В структуру окружающей среды входят две важнейшие составляющие: естественная и искусственная среды обитания. Под естественной средой обитания подразумевают неживую и живую части природы, т.е. геосферу и биосферу. Биосфера есть сфера бытия всего живого. Она включает в себя как сами живые организмы, так и сферу их обитания (верхняя часть земной коры, вода, атмосфера). Положительные для человека результаты освоения и преобразования естественных природных богатств неоспоримы. Это, прежде всего, рост материальных и духовных ценностей общества, более высокий уровень жизни. И всё это было взято человеком у природы непосредственно или в преобразованном виде. Но человек не смог бы стать разумным существом, если бы не научился создавать и нечто своё, то, чего нет в природе. Искусственная среда обитания – это всё то, что создано самим человеком: самые разнообразные предметы, а также выведенные им в результате селекции и одомашнивания животные и растения. С развитием общества значение для человека искусственной среды обитания все более растет. Однако динамика роста искусственной среды обитания и её влияния на окружающую природу не могут не беспокоить. Объем технической массы (вес всего созданного человеком) уже на порядок превышает биомассу (вес всех живых организмов). Растущее влияние общества на природу получило своё отражение в учении В.И. Вернадского о ноосфере. До настоящего времени история взаимодействия природы и общества прошла два главных периода. Сейчас человечество встало перед необходимостью перехода к третьему периоду. Основанием для периодизации служит фактор, определяющий это взаимодействие. Общая периодизация такова. 1. Биогенный (адаптационный) период, около 2 млн. – около 30 тыс. лет назад. 2. Техногенный (преобразовательный) период продолжается до настоящего времени. 3. Ноогенный (системно-преобразовательный) период. Первый и самый продолжительный период охватывает время: «человек умелый» (примерно до 2 млн. лет назад), «человек прямоходящий» (примерно до 1 млн. лет назад) и «человек разумный» (примерно до 30 тыс. лет назад). Определяющим фактором в жизни людей в то время была биосфера. Отсюда и название периода. Древние люди вынуждены были приспосабливаться (адаптироваться) к природным условиям. Уже тогда они наносили ущерб окружающей их среде. В основном это были лесные пожары, истребление некоторых видов животных и растений в местах проживания. Конечно, эти явления носили локальный характер и довольно быстро компенсировались естественными процессами. Эти проблемы отчасти разрешились при переходе от присвоения природных продуктов к их производству. Речь идёт о развитии земледелия и скотоводства. С этими изменениями связано начало второго этапа в отношении общества к природе. Поскольку определяющим фактором здесь стали искусственные орудия (техника), постольку так и называется период. В этот период преобразование природы приняло большие масштабы (уничтожение лесов ради пашни, селекция животных и растений, появление искусственных сооружений и т.д.). Отсюда и второе название данного периода. Положение людей в борьбе со стихийными силами природы значительно упрочилось. Однако преобразования природы носили стихийный характер, поэтому возрос ущерб окружающей среде. Учащались пожары лесов и степей, всё живое там гибло; пастбища деградировали, пахотные земли подвергались эрозии. Именно к этому времени относится появление пустынь в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Эти изменения связаны с аграрным этапом техногенного периода. Возникновение мануфактурного производства дало начало индустриальному этапу техногенного периода. Промышленность в массовом масштабе стала производить вещи и процессы, которых в естественных условиях не существует. При этом создаются не только нужные человеку продукты, но и множество побочных продуктов производства – отходов. Эти отходы с усложнением промышленных технологий всё чаще становятся не просто лишними, но и очень опасными. Таким образом, загрязнения окружающей среды из локальных превращаются в региональные, а затем и в глобальные. Человечество из-за своих несбалансированных отношений с природой становится на грань экологической катастрофы. Что такое экология? Этот термин впервые употребил в 1866 году немецкий биолог Э. Геккель(1834-1919), обозначая им учение о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Учёный полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания. Этот термин прочно вошёл в нашу жизнь в 70-х годах XX столетия. Однако сегодня мы фактически говорим уже о социальной экологии – науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды. Экологическую ситуацию в мире охарактеризуют как близкую к критической. К глобальным экологическим изменениям относят следующие: • уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных; • в значительной мере истреблен лесной покров; • стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых; • мировой океан истощается из-за уничтожения живых организмов и перестаёт быть регулятором природных процессов; • атмосфера загрязнена настолько, что чистый воздух становится дефицитом; • частично нарушен озоновый слой, защищающий все живое от космического излучения; • загрязнена поверхность и обезображены природные ландшафты. Стала совершенно очевидной пагубность потребительского отношения общества к природе. Для человечества становится жизненно необходимым изменение отношения к природе. Эти отношения должны стать гармоничными. Необходимо совместное развитие биосферы и человечества. А для этого нужны новые знания и новая нравственность. Эти новые знания представлены в учении о ноосфере. Впервые термин «ноосфера» (букв. – сфера разума) использовал в 1927 году французский исследователь Э. Леруа (1870-1954). В.И. Вернадский основные идеи учения о ноосфере начал разрабатывать и высказывать в начале XX века. Уже тогда им осмысливались возможности человеческого разума в глобальном преобразовании мира, перспективы влияния человека на природу, необходимость скорейшей гармонизации их взаимоотношений. Ноосфера означает новый этап существования биосферы и всей планеты в целом, когда сознательная деятельность человека, Разума становится не только решающим фактором эволюции биосферы, но одновременно и фактором её сохранения. При этом общество выходит на уровень сознательного регулирования стихийного сейчас развития промышленности, адекватного вмешательства в природные процессы. На этапе ноосферы потребности общества должны стать соизмеримы с возможностями гео- и биосферы. Расширение ноосферы будет означать наступление ноогенного периода в истории взаимодействия общества и природы. В настоящее время, важно хотя бы не ухудшать существующее состояние окружающей среды. Нужно не только любить природу, стремиться к сохранению окружающей среды, но и уметь делать это. Для этого необходимо обладать соответствующими знаниями и навыками, владеть экологическим образованием. Основные положения здесь таковы. 1. Природа – не враг, а друг человека. С ней нужно не бороться, а постоянно заботиться о сохранении её богатств. Охрана окружающей среды есть охрана самого человека. 2. Необходимо отказаться от идеи о неисчерпаемости богатств природы. 3. Требуется поддерживать и развивать различные совокупности животных, растений и микроорганизмов (биоценозы). Человек составляет с ними единую систему, связан различными круговоротами. Таким образом, необходима система ограничений и запрещений в преобразующей активности людей. Кроме названых выше угрожающих изменений в окружающей среде, достойной реакции на которые еще не найдено, человечеству предстоит найти ответы еще на две группы глобальных проблем. Первая связана с необходимостью установить цивилизованные отношения между государствами. Здесь требуется устранить угрозу мировой войны и достигнуть справедливого мирового политического устройства. С этим связана необходимость установить справедливый экономический порядок: преодолеть или значительно сократить разрыв в благосостоянии стран Севера и Юга, Запада и Востока. Нерешенность указанных проблем порождает новые кризисные ситуации, в частности, необходимость борьбы с международным терроризмом. Вторая группа связана с необходимостью установить гармонические отношения между обществом и личностью. Здесь требуется устранить демографические перекосы в различных странах, найти способы лечения широко распространенных болезней, покончить с абсолютной безграмотностью и недостаточной образованностью, которая недопустима в век сложнейшей техники и технологий. Глобальные проблемы образуют некую целостность, решение любой из них невозможно без решения других. Приоритетные глобальные цели человечества определены (стратегия выживания): • в политической сфере – уменьшение вероятности и в перспективе полное исключение военных конфликтов, предотвращение насилия в международных отношениях; • в экономической сфере – развитие и внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, переход на нетрадиционные источники энергии, развитие и повсеместное использование природоохранных технологий; • в социальной сфере – повышение уровня жизни, глобальные усилия по сохранению здоровья людей, создание мировой системы продовольственного обеспечения; • в духовной сфере – перестройка массового нравственного сознания в соответствии с сегодняшними реалиями.
Вопросы для повторения: 1. каково содержание понятия «природа»? 2. в чем отличие естественной и искусственной окружающей среды? 3. в чем смысл понятия «ноосфера»? 4. какие периоды взаимодействия общества и природы вам известны? 5. какие группы глобальных проблем вам известны? 6. в чем состоит стратегия совместного выживания человечества?
Тема 1.4. Культура и цивилизация .
Системный характер существования и развития общества часто выражается в понятиях культуры и цивилизации. Понятие «культура» ведет происхождение от латинского глагола colo, который означал «обрабатывать, возделывать почву». Оно используется для характеристики специфически человеческого способа существования, связанного с преобразованием природы, созданием «очеловеченной» окружающей среды, «второй природы». В современном языке понятие культуры употребляется в разных значениях. Под культурой подразумевают: • степень развития личности, приобщения человека к современным достижениям науки, искусства, права, нравственности и других областей духовности (личностное понимание); • область творческой активности, которая связана с искусством (это обиходное, узкое понимание); • совокупность достижений человечества в материальной и духовной сферах общественной жизни (накопленные человечеством материальные и духовные ценности); • специфический способ организации общественных отношений, представленный в системе официальных и неофициальных социальных институтов. В истории общественной мысли существовали различные оценки значения культуры для человека и общества. Некоторые ученые называли культуру средством облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества, а этапы развития культуры рассматривались ими как ступени прогрессивного развития человечества. Другие считали, что культура – это зло, которое создано для подавления и порабощения человека. Однако, несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали, что культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта, что культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности отдельной личности и общества в целом. Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную. К достижениям (результатам развития) материальной культурой относят технику, технологию, материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственные условия и средства человеческого существования. Достижениями духовной культуры считают науку, искусство, религию, мораль, философию, право. Каждая из перечисленных форм в свою очередь состоит из совокупности многих элементов: нормы и эталоны поведения, законы, обычаи, традиции, знания, идеи, образы, символы и язык. Разграничение материального и духовного в культуре весьма условно, поскольку касается не сущности культуры, а ее форм воплощения. Они могут влиять друг на друга и даже вступать в конфликты, но только в совокупности они составляют программы общественных отношений. С учетом исторического развития культуры в ней различают три слоя, уровня. Первый составляют остатки, «осколки» прошлых культур. Во второй входят программы отношений, присущие современному обществу. Третий образуют «зародыши» культур будущего. Все уровни объединяются в единую систему общими мировоззренческими представлениями и понятиями, которые называются мировоззренческими универсалиями культуры. Исторически складываются определенные системы универсалий, составляющих совокупность знаний о мире, месте человека в нем, добре, зле и т.д. В этих системах проявляются черты, общие для всякой культуры. Вместе с тем в культуре имеются черты, присущие отдельным народам, нациям. Поэтому говорят о специфике русской, немецкой, американской культур как присущих каждому народу способах существования, которые могут влиять друг на друга. Культурными особенностями обладают определенные социальные общности, группы (юристы, врачи и т.д.) и даже отдельные люди. Каждый человек как личность является творением культуры, вернее, он становится личностью, усваивая достижения культуры в процессе социализации. Рассматривая ход человеческой истории, можно увидеть, что никакие крупные социальные преобразования не происходят без соответствующего изменения культуры. Примером могут служить неоднократные переходы российского общества к качественно изменяющимся показателям культуры в течение одного только ХХ столетия. Анализ общественного развития через рассмотрение исторических типов культур называют культурологическим подходом. Одним из основоположников такого подхода стал в ХIХ веке русский философ Н.Я. Данилевский. Он выделил десять типов социальной культуры. Последователь Данилевского, известный немецкий философ и историк О. Шпенглер с позиций концепции культурно-исторических типов подверг критике взгляды о единстве всемирной истории. С его точки зрения, каждый исторический тип культуры, пройдя предназначенный ему путь развития, умирает, и никакой преемственности культур не существует. Наблюдаемая иногда в истории попытка повторения, возрождения образцов ушедшей культуры является всего лишь видимостью, внешней оболочкой, за которой скрывается совершенно другой, новый тип культуры. Шпенглер выделил восемь основных типов культур. Понятие «цивилизация» является одним из наиболее часто употребляемых понятий в современной науке и публицистике. Оно имеет латинский корень, происходит от слова «civilis», что означает «городской, государственный, гражданский». В современной научной литературе «цивилизация» трактуется как: • синоним понятия культуры; • материальная культура – противоположность духовной культуры; • ступень общественного развития, следующая за дикостью и варварством, и отличающаяся общественным разделением труда, письменностью и развитой системой государственно-правовых отношений; • тип общества с характерной только для него материальной и духовной культурой. Современное обществоведение отдает предпочтение, по преимуществу, последней трактовке, хотя и не противопоставляет ее другим смыслам этого понятия. Таким образом, понятие «цивилизация» имеет два основных значения: как отдельное общество и как стадия зародившегося в древности и продолжающегося в настоящее время развития человечества. Исследование истории общества на основе этого понятия получило название «цивилизационный подход». В рамках этого подхода существует несколько теорий, среди которых выделяются две основные: 1. теория локальных цивилизаций; 2. концепция мировой, общечеловеческой цивилизации. Теория локальных цивилизаций изучает исторически сложившиеся об
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.21.209 (0.019 с.) |