Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Доктрины организации государственного аппарата.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Доктрина тройственного разделения властей. В соответствии с этой доктриной все виды власти (законодательная, исполнительная и судебная) должны взаимно дополнять, сдерживать и контролировать друг друга. Создатель этой доктрины французский философ Шарль Монтескье (1689 – 1755). Он разделял взгляды Джона Локка (1632 – 1704), английского философа, который в работе «Два трактата о государственном правлении» в 1690 г. изложил теорию конституционно-парламентской монархии, обосновывая социально-политический строй, установившийся в Англии после переворота 1688 – 1689 гг. и осуществлявший разделение законодательной, исполнительной и судебной власти. Доктрина единства власти. Мандат на осуществление государственных функций дает представительная власть. Это значит, что исполнительные и судебные органы действуют лишь от лица власти, не являясь ее субъектами.
Вопросы для повторения: 1. Каковы основные теории возникновения государства? 2. Назовите и раскройте формы государства. 3. Каковы функции государства? 4. Какие элементы включает в себя механизм государства?
Тема 7.9. Гражданское общество и правовое государство.
Традиция отделения общества от государства оформилась в XVI веке в трудах Ж. Бодена. Однако еще в ХШ веке Ф. Аквинский обосновывал приоритет церкви над государством в вопросах заботы о жизни людей и спасения их душ. То есть борьба церкви и государства за приоритет в управлении подразумевала идею самостоятельности общества от обоих институтов. Государство, призванное защищать интересы всего общества, может на практике защищать интересы только самой могущественной группы. Эта группа монополизирует право на применение насилия для контролирования определенной территории, поддержания на ней соответствующего порядка и регулирования на ней социальных конфликтов. Угроза утраты возможности пользования ресурсами территории и населения должно заставлять эту группу защищать свою страну и от внешних посягательств. В любом случае в повседневной жизни абсолютное большинство людей занято самостоятельным удовлетворением своих разнообразных частных (личных и групповых) интересов. С этой целью индивиды образуют или вступают в имеющиеся производственные, потребительские, профессиональные, возрастные, религиозные, научные, идеологические, спортивные и другие корпорации и союзы. Все эти объединения и составляют сферу гражданского общества. Данные объединения носят политический характер в том смысле, который ему придавал Аристотель, говоря, что человек – это политическое, т.е. общественное существо. Каждое из этих объединений, так или иначе, вступает в отношения с другими такими же объединениями. Внешние для институтов гражданского общества отношения, а также рамки внутренних отношений и призвано регулировать государство. Так осуществляется равновесие и взаимосвязь общественных, групповых и индивидуальных интересов, и обнаруживается тесная взаимосвязь гражданского общества с государством. Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правового государства. Гражданское общество – это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы. Идея гражданского общества претерпела известную эволюцию, которая отразила процесс становления автономных от государства сфер жизни людей. Исторические концепции и практические модели гражданского общества возникли на основе идей и опыта, укорененных в различных традициях. Одна из моделей гражданского общества сложилась в итальянских городах – республиках эпохи Возрождения. Эту традицию выразил Н. Макиавелли, который сформулировал три важнейшие ценности гражданского общества: 1) мир и безопасность граждан; 2) наслаждение своим имуществом и богатством; 3) право каждого иметь и отстаивать свои убеждения. Другая традиция сложилась в германских государствах. Появлению свободного гражданина во многом способствовала гильдия, как форма объединения ремесленников, торговцев. Гильдия защищала своих членов и оказывала влияние на управление городами. Третья, либеральная традиция берет начало в теориях Дж. Локка, А. Смита и других мыслителей. Понятие «гражданское общество» было введено ими для отражения исторического развития человеческого общества, перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному состоянию. Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе: · Интересы личности стоят выше интересов общества и государства; свобода – наивысшая ценность; основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности – частная собственность; · Свобода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности; · Индивиды заключают между собой общественный договор, т.е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством. Таким образом, по Локку гражданское общество – это люди, добровольно объединённые в различные группы и самоуправляющиеся институты, огражденные законом от прямого вмешательства государства. Правовое государство призвано отрегулировать эти гражданские отношения. Способность отдельных граждан, различных организаций граждан отстоять свои частные интересы, возможность их удовлетворения по своему усмотрению, не нарушая при этом чужих частных и общественных интересов, характеризует зрелость гражданского общества. Права гражданина – это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством. Эта связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защита от незаконного ограничения. Права человека в современной трактовке различаются: • по времени возникновения (поколения прав человека); • по сферам активности: личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы. По времени возникновения, выделяют три поколения прав человека. Первое поколение включает традиционные ценности классического либерализма – это личные (гражданские) права, которые олицетворяли индивидуализм и низводили деятельность государства до функций «ночного сторожа», охраняющего эти права. Второе поколение прав человека опирается на идею социального реформирования общества в русле идеологий, которые призывают государство ограждать граждан от негативных последствий рыночной экономики и гарантировать всем людям достойное существование. Значительную роль во втором поколении прав играют социальные, экономические, культурные права. Это нашло отражение во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах человека. В современных условиях происходит формирование третьего поколения прав человека. Несмотря на дискуссионность их природы, общепризнанными являются коллективные права (права солидарности): право на мир, на незагрязненную окружающую среду, на всеобщую безопасность и другие, а не расширение спектра новых прав индивида. Права третьего поколения предполагают защиту личного статуса человека, включенного в целостность социальной общности. Взаимодействие прав индивида и коллективных прав опирается на принцип: коллективные права в своем проявлении не должны ущемлять права индивида. Права человека по сферам жизнедеятельности делятся следующим образом. Личные права и свободы человека, которые относят к правам первого поколения. Они обеспечивают автономность и относительную свободу индивида как члена гражданского общества. Эти права изначально имели статус «естественных и неотчуждаемых прав», поэтому не могли быть объектом притязаний государства. Этот блок прав является необходимым условием при формировании демократического политического режима. Политические права и свободыотносят к правам граждан, которые обеспечивают их участие в управлении политической жизнью общества. Блок данных прав и свобод охватывает взаимодействие гражданина, общества и государства. Экономические, социальные и культурные права и свободы человека относят к правам человека второго поколения. Современные социальные государства создают условия, при которых каждый имеет возможность пользоваться экономическими, социальными и культурными правами наряду с личными и политическими правами. К экономическим правамотносят: право на труд, на собственность, на свободу экономической деятельности, на забастовки и другие. Социальные праваобеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят: право на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), право на жилище и другие. Культурные праваобеспечивают духовное развитие человека. Это право на образование, на доступ к культурным ценностям, право свободного участия в культурной жизни общества, включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества, право на пользование результатами научного прогресса и другие. Задача демократического государства состоит не только в том, чтобы гарантировать права и свободы человека, но и в том, чтобы минимизировать неблагоприятные последствия своего вмешательства в социально-экономические процессы. Эта задача весьма противоречива. Излишняя активность государства во взаимоотношениях с гражданским обществом может привести к существенному сужению спектра прав и свобод граждан. Предельная ситуация – тоталитаризм, в условиях которого свобода индивидов и групп отсутствует, практически все общественные отношения регулирует государство. Уменьшение функций государства (и даже его уничтожение, как предлагают, например, анархисты) может привести к утрате стабильности политических отношений, конфликтам и кризисам. Поэтому необходима взвешенная политика, как государства, так и других участников политического процесса. Правовое государство – форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина. Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Локка, Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве в США и Франции в конце 18 века. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети 19 века. Базовыми принципами функционирования правового государства являются: • Господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе и над органами власти. • Признание и гарантирование прав и свобод человека (см.: Всеобщая Декларация прав человека). Эти права даны человеку фактом его рождения, а не дарятся правителями. • Взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено. Все, что не разрешено органам власти, им запрещено». • Разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране, а механизм сдержек и противовесов удерживает ветви власти в рамках конституционных полномочий. • Разграничение полномочий между органами власти различных уровней. • Контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, СМИ и других субъектов политики. Не каждое государство, в котором есть правовая система, законодательство можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом, лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти. Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Пакт о гражданских и политических правах и другие. Социальное государство – форма государства, важнейшей функцией которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоёв населения. Термин «социальное государство» введён в научный оборот в XIX веке. Впервые социальный характер государства был провозглашён в конституции ФРГ 1949 года. Концепция социального государства окончательно сформировалась во второй половине XX века. Социальное государство конструирует тип общества, который позволяет обеспечить возможно более равномерное распределение материальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Оно выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное образование и культура. Возможность практического воплощения идеи социального государства зависит от ряда факторов: высокого уровня экономического развития страны; наличия правового государства; соответствующего уровня политической культуры граждан. Статус социального государства официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и других государств. Конституция Российской Федерации 1993 года провозглашает, что «РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства: • Обеспечение социальной справедливости, равных стартовых возможностей для всех граждан; • Установление минимального размера оплаты труда; • Поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан; • Развитие системы социальных служб; • Установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты; • Недопущение резкого имущественного расслоения; • Осуществление перспективной демографической политики. Такие действия государства возможны в демократической политической системе и при наличии гражданского общества.
Вопросы для повторения: 1. сформулируйте основные принципы цивилизованных отношений в обществе по Дж. Локку. 2. Каковы исторические модели построения гражданского общества? 3. Каково содержание понятия «правовое государство»? 4. Назовите базовые принципы правового государства.
Тема 7.10. Выборы и избирательные системы.
Выборы – важнейший компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления на основе выражения политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются как для формирования органов государственной власти, так и в других демократических организациях: партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных обществах и т.д. Выборы всегда связаны с голосованием. Выборы изначально призваны служить демократии, неразрывно связаны с ее общей концепцией и ценностями. Их главное социальное назначение – адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах власти, а также сформировать эффективное правительство. Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь в том случае, если они базируются на определенных принципах. Можно выделить две группы таких принципов: • во-первых, принципы избирательного права, определяющие роль каждого гражданина на выборах; • во-вторых, общие принципы организации выборов, характеризующие социальные условия их демократичности. Демократические принципы избирательного права включают: 1. Всеобщность – все граждане имеют активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидатов) право на участие в выборах. Это право не зависит от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, образования, конфессии или политических убеждений. Всеобщность ограничивается лишь крайне небольшим количеством цензов, т.е. условий допуска граждан к участию в выборах. Возрастной ценз разрешает участие в выборах лишь с определенного возраста, как правило, по достижении совершеннолетия. Возраст кандидатов должен быть несколько выше. Ценз недееспособности ограничивает избирательные права психически больных, что должно быть подтверждено судебным решением. Моральный ценз ограничивает или лишает избирательных прав лиц, находящихся по приговору суда в местах лишения свободы. Широко распространен также ценз оседлости, выдвигающий в качестве условия допуска к выборам определенный срок проживания в данной местности или в стране. Всеобщее избирательное право утвердилось в демократических странах мира непосредственно после второй мировой войны. 2. Равенство – каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково, независимо от его принадлежности тому или иному человеку. При этом ни имущественное положение, ни должность, ни какие-либо другие свойства не должны влиять на положение гражданина как избирателя. Равенство избирательных прав предполагает также примерное равенство избирательных округов, которое необходимо, чтобы голоса избирателей имели приблизительно одинаковый вес при избрании депутата. 3. Тайна выборов – решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора, защищает граждан от возможных преследований, а также подкупа. Он действует применительно лишь к пассивному избирательному праву. Тайна выборов обеспечивается закрытой процедурой голосования (наличие специальных кабин, одинаковостью бюллетеней, включением в них имен всех кандидатов, опечатыванием избирательных урн), строгим наказанием за нарушение избирательной тайны и т.д. 4. Прямое (непосредственное) голосование – избиратель принимает решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность, голосует за реального человека. В случае, если граждане выбирают лишь выборщиков или специальный орган, непосредственно избирающий кандидата, имеют место непрямые (косвенные) выборы. На основе демократических избирательных прав сформировались принципы, характеризующие организацию избирательного процесса. К таким принципам относятся: 1. Свобода выборов. Это означает отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов. Примеры давления. Политическое – организация общественного воздействия на противников, активистов или сторонников партий-конкурентов. Административное – это угроза отставки от должности лиц, не сумевших обеспечить победу «нужной» партии, угроза увольнения работников, отказывающихся ставить подписи в поддержку выдвижения угодного кандидата. Социально-экономическое – подкуп, угрозы или реальные санкции в виде задержки или повышения оплаты труда, выплаты задержанных зарплат, пенсий, пособий, обещания льгот и привилегий для отдельных регионов. Психологическое – запугивание избирателей угрозой гражданской войны, массовыми репрессиями и т.п. в случае прихода к власти на выборах партии-оппонента. Информационное – это систематическая односторонняя и (или) искаженная подача информации. 2. Наличие выбора, альтернативных кандидатов. Сам термин «выборы» предполагает отбор из различных предложений. В случае если есть лишь один кандидат (или партия), речь может идти о его (ее) одобрении или неодобрении избирателями, но не о выборах в полном смысле этого слова. 3. Состязательность выборов. Различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей на выборах, знакомить и убеждать их в преимуществах своей предвыборной программы, недостатках идеологических платформ конкурентов. В западных демократиях чрезмерную остроту политической конкуренции призван сдерживать принцип лояльности, обязывающий терпимо, без нарушения этических норм относиться к политическим конкурентам, не допускать оскорблений в их адрес, фальсификаций и т.п. 4. Периодичность выборов. Выборы способны выполнять свои функции при условии, что носители мандатов избираются на определенный, не слишком большой срок. 5. Равенство возможностей политических партий и кандидатов. Оно предполагает, прежде всего, примерное равенство их материальных и информационных ресурсов. Такое равенство возможно за счет установления максимального для любой партии уровня расходов на проведение выборов, ограничения размера взносов организаций и отдельных лиц в избирательные фонды партий и кандидатов, предоставления им на принципах равенства бесплатного времени на государственном телевидении и радио и др. В некоторых странах существует государственное финансирование избирательных кампаний. Избирательный процесс осуществляется по определенным правовым нормам, содержащимся в конституции и избирательном законе. Главным регулятором выборов является избирательная система, представляющая собой принципы организации выборов и способы перевода голосов избирателей в право кандидатов на властные должности. Существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная). Мажоритарная система означает что, для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов, никаких мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаще используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум – 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.), где для победы достаточно просто опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены два кандидата, получивших наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума). Пропорциональная система. Ее суть в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы – представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от двух (Дания) до пяти (ФРГ) процентов всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата. Смешанная и консенсусная системы. В настоящее время многие страны применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая – по пропорциональной системе. Подобная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 годов. В последние десятилетия некоторые организации (ООН, партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т.е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. Так, например, если на пост президента претендуют 5 кандидатов, то голосующий определяет место каждого из них. За 1-е место дается 5 баллов, за 2-е – 4, за 3-е – 3, за 4-е – 2, за 5-е – 1 балл. После голосования полученные баллы суммируются, и по их количеству определяется победитель. В наши дни голосование осуществляется с помощью либо избирательных бюллетеней, либо специальных избирательных машин. Их первые образцы уже в конце XIX века начали использовать в США. Первый способ голосования распространен гораздо шире. Основным местом голосования служат избирательные участки, хотя в некоторых странах, например в Швеции, разрешается голосовать дома и по почте. В одних государствах (Австрия, Австралия, Бельгия, Италия, ФРГ и др.) голосование рассматривается не только как право, но и как обязанность граждан, а за неучастие предусматриваются денежные штрафы, общественное порицание или другие наказания. В других же странах (США) голосование – дело добровольное. Для того чтобы предотвратить фальсификации и обеспечить доверие граждан к результатам выборов, необходим надежный контроль над голосованием и подведением его итогов. Это обеспечивается формированием пользующейся доверием конкурирующих партий избирательной комиссии; использованием независимых, в том числе международных, наблюдателей; независимым параллельным подведением итогов голосования, которое могут осуществлять совместно или раздельно представители партий, СМИ, церкви, авторитетные отечественные или международные наблюдатели.
Вопросы для повторения: 1. Что представляют собой выборы как политическое явление? 2. Чем отличаются выборы от голосования? 3. Каковы принципы избирательного права? 4. Каковы принципы демократической организации выборов? 5. В чем суть мажоритарной избирательной системы? 6. В чем суть пропорциональной избирательной системы?
Тема 7.11. Политические партии и партийные системы.
Устойчивость демократической политической системе, баланс взаимодействию государства и гражданского общества придает активность различных участников политического процесса. Активность всевозможных ассоциаций, клубов, общественных движений, партий отражает наличие в обществе устойчивых групп интересов. Так или иначе, информация об их наличии доходит до представителей властных органов, которые призваны искать пути согласования интересов разнородных политических сил. В обществе всегда действуют различные политические силы – группы людей, объединенных общими интересами, которые они стремятся удовлетворить. Одни из них действуют открыто. Это союзы, общественные движения, партии, средства массовой информации, церковь и т.д. Другие силы предпочитают реализовывать свои групповые интересы, не привлекая всеобщего внимания. Поэтому их называют скрытыми или латентными политическими силами. К ним относятся, прежде всего, лобби и клиентелы. Слово «лобби» (англ. lobby – кулуары) первоначально обозначало проходы или крытые галереи в монастырях. В 40-х годах XVII века так назывались вестибюль и два коридора в здании палаты общин британского парламента, куда депутаты уходили голосовать и где они могли встретиться с заинтересованными лицами, которые не допускались на пленарные заседания. В современных условиях целенаправленное воздействие различных групп на органы власти с целью реализации специфических интересов получило название «лоббизм». Клиентела (лат. сliens – послушный) – это объединение лиц для поддержки каких-либо лидеров. Среди политических сил, открыто действующих, в обществе, самой влиятельной являются партии. С точки зрения представительства политических интересов политические партии выступают главными элементами гражданского общества. Они становятся связующим звеном общества с государством. Политическая партия – это институт, который выражает интересы определенной социальной группы и стремится к государственной власти для их реализации. Специфика партии как политического института заключается в том, что она не только формулирует частные социальные интересы, но и стремится к их реализации через государственные органы власти. Именно поэтому партии и их кандидаты становятся основными участниками политической борьбы в демократической политической системе. В различных политических системах, представленных в мировой истории, люди организовывались с целью защиты своих особых интересов и навязывания своей воли в качестве господствующей. В этом смысле политические партии существовали уже в Древней Греции. Аристотель говорил о нескольких партиях, аристократических группировках, которые по современным представлениям являлись клиентелами. В политической науке общепринята структура эволюции политических партий, предложенная М. Вебером: аристократические группировки, политические клубы, современные массовые партии. Все три ступени прошли только две партии Великобритании: либеральная (виги) и консервативная (тори). Политические клубы появлялись во многих европейских странах, как организации нарождающейся буржуазии, представляющие ее интересы. Массовые политические партии отличаются от политических клубов тем, что борются за увеличение своих рядов и политическую активность проявляют постоянно, а не только в период избирательной кампании. Выделяют четыре признака, наличие которых позволяют отличить политическую партию от других политических сил. 1. партия – это организация, т.е. специально созданная группа с четким разделением социальных статусов внутри ее. Этот признак отличает партию от клиентелы, которая исчезает вместе со своим лидером. Таким образом, партия представляет собой политический институт, который имеет центральный орган и периферийные организации. 2. партия – это носитель определенной идеологии, т.е. программы преобразований политической системы общества. Этим партия отличается, например, от лоббистских групп. 3. Ц ель партии – достижение государственной власти. Этот признак отличает партию от всевозможных общественных движений. 4. борьба за народную поддержку. Это выражается в стремлении привлечь в свои ряды широкие народные массы, к чему не стремятся политические клубы. Борьба за народную поддержку означает стремление накопить общественные ресурсы данной политической силы, увеличить ее политический «вес». В структуре политической силы, интересы которой представляет партия, выделяются три уровня. Низший уровеньсоставляют избиратели, голосующие за данную партию и ее представителей на выборах, но официально не являющиеся ее членами. Это социальная база партии. Основой среднего уровня являются первичные ячейки партии, формирующиеся, как правило, на основе избирательных округов. Эти ячейки состоят из партийных активистов. Их основной целью является мобилизация рядовых избирателей на выборах. Общее руководство осуществляет партийный аппарат, работающий на профессиональной основе. Высший уровень включает в себя партийных представителей, находящихся в органах государственной власти (если таковые имеются). Это – партийная элита, которая одновременно выступает частью административной и политической элиты государства. Политическая жизнь общества породила большое количество партий. В политологии применяются различные критерии их классификации. По происхождению партииподразделяются на парламентские и внепарламентские. Парламентские партии – это объединения, исторически возникшие из парламентских фракций и стремящиеся к победе на выборах в представительные органы власти. Свои усилия они сосредоточивают на проведении избирательных кампаний и деятельности во властных структурах. Внепарламентские партии считают активность представительных органов власти и борьбу за депутатские мандаты как второстепенные. Их происхождение связано с развитием массовых движений и расширением политического участия рабочего класса. В зависимости от положения в политической системе партииделят на правительственные и оппозиционные. Первые из них, победившие на выборах, играют ведущую роль в формировании правительства. Оппозиционные партии представляют интересы политического меньшинства. Они сосредоточиваются на критике правящих партий ими проводимой политики. В свою очередь, оппозиция подразделяется на системную и внесистемную. Системная оппозиция не ставит под сомнение существующие базовые ценности, политические нормы и процедуры. Ее расхождение с правительственной партией связано с вопросами тактики (размер налогов, характер социальных программ, степень государственного регулирования экономики и т.п.). Внесистемная оппозиция отрицает существующий политический порядок, характер приоритетов общественного развития в целом. Ее целью, как правило, является смена существующей политической системы. С точки зрения характера организации выделяют кадровые и массовыепартии. Кадровая партия – это группа известных людей для подготовки выборов, проведения избирательных кампаний, контактов с избирателями. В нее входят, во-первых, популярные и влиятельные лица, чьи престиж и связи способны оказать кандидату поддержку и привлечь на их сторону избирателей. Во-вторых, эксперты, специалисты в области проведения избирательных кампаний и политической рекламы. В-третьих, лица, обеспечивающие финансирование партии. Массовая партия – это хорошо организованное объединение, основными признаками которого являются: широкое, активное членство, определенная идеология, существование на основе членских взносов. Партия этого типа предполагает ответственность своих парламентских представителей перед избирателями за принимаемые решения и проводимую политику. Для нее характерны строгая дисциплина, соблюдение устава и программы ее приверженцами. В соответствии с идеологическими ориентациями выделяют либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, фашистские и другиепартии. В последние два-три десятилетия сформировался тип политической силы, который необоснованно называют партией. Это так называемая «универсальная партия» (партия всех избирателей). В отличие от традиционных партий, ориентирующихся на определенные электоральные группы, они стремятся привлечь на свою сторону различные группы избирателей. Для них характерны следующие черты: не обязательное фиксирование членства; особый тип лидера – интеллектуала, играющего роль мировоззренческого символа; отсутствие жестко фиксированны
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.5.216 (0.015 с.) |