ТОП 10:

Техника, методика и методология социологического исследования.



Проблема — это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему — значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать.

Для этого необходимо проделать специальную теоретическую работу:

1) установить реальное наличие данной проблемы: а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему; б) есть ли учет и статистика по этому показателю, в) достоверны ли учет и статистика по этому показателю;

Вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы.

3) вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учета);

4) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского
поиска;

5) проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу. Провести беседы с компетентными людьми — экспертами. В роли экспертов обычно выступают специалисты — ученые или опытные практики.

Производственная проблема может быть описана с помощью пяти основных характеристик: (только читать)

1) Сущность или содержание. Например, низкая эффективность
производства, высокая социально-психологическая напряженность в трудовом коллективе и т. д. При определении проблемы следует установить, с чем все это сравнивается и на каком основании. В данных примерах следует ответить на вопрос: почему мы считаем, что эффективность производства низкая, а социальная напряженность высокая? Низкая и высокая по сравнению, с какими
стандартами?

Организационное и физическое нахождение. В каком организационном подразделении (участках, отделах, филиалах) и физических объектах (заводы, здания, склады, конторы) была выявлена проблема. Насколько широко она распространена в организации. Какие подразделения она затронула.

Владение проблемой. Является ли проблема «открытой» (знакомой всем) или «закрытой» (то есть известной группе лиц)? Какие люди (управленцы, специалисты, рабочие и т. д.) затронуты проблемой и более всего заинтересованы в ее решении?

4). Абсолютная и относительная величина. Насколько важна проблема в абсолютных величинах? Например, объем потерянного рабочего времени или денег; объем неиспользуемых производственных мощностей. Насколько она важна в относительном выражении? Как она влияет на подразделения, в которых она обнаружена, и на людей, которые владеют ею? Насколько она важна для организации в целом? Что может получить организация от ее решения?

5). Временные рамки. С какого времени существует данная проблема? Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? Какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослабляется? В результате предварительного анализа проблемная ситуация получает четкое выражение в виде формулировки проблемы.

Правила выдвижения и проверки гипотез: (только читать)

Гипотеза должна согласовываться со всеми фактами, которых она касается. 2) Из многих противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число. 3) Для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать как можно меньше гипотез, и их связь должна быть максимально тесной. 4) При выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов. 5) Невозможно руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами.

(отсюда писать)

Задачи исследованияформулируются четко, в соответствии с целью и гипотезами и призваны ответить на вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы.

Вспомогательные документы:

1. Полевой документ –анкета, бланк интервью, бланк наблюдения и т.п.

2. Протоколсоотнесения полевого документа и программы исследования (кодификатор вопросов).

3. Инструкция к полевым работам, адресованная руководителям полевых работ и интервьюерам.

Отбор единиц анализа и определение объема выборочной совокупности.

Процесс выборки основан:

1. На взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов.

2. На правомерности выводов о целом на основании изучения его части, при условии, что по своей структуре часть является микромоделью целого.

Объект СИ –носитель социальной проблемы.

Генеральная совокупность –объект исследования, который территориально, производственно и по времени локализован и на который распространяются выводы исследования.

Выборочная совокупность –определенное число элементов генеральной совокупности, отобранных по строго заданному правилу (в момент исследования – микромодель генеральной совокупности).

Единицы анализа –элементы выборочной (обследуемой) совокупности (респонденты), подлежащие изучению.

Вероятностные выборки.

1. Метод собственно случайного отбора:все элементы генеральной совокупности (респонденты) по фамилиям или посредством кода (числа) заносятся на карточки, которые перемешиваются и из которых производится отбор до необходимой величины выборки.

Используется для генеральных совокупностей, не превышающих 800 – 1000 единиц.

2. Метод механической выборки: все элементы генеральной совокупности заносятся в единый список, и из него через равные интервалы отбирается соответствующее число респондентов.

Шаг отбора (K) определяется по формуле:

K= N:n, где

N – величина генеральной совокупности; n – величина выборочной совокупности.

3. Метод серийной выборки: если имеется возможность разбить генеральную совокупность на однородные части (серии) по заданному признаку, то отбор респондентов может быть осуществлен из каждой серии отдельно.

При этом число респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в ней.

Количество респондентов, подлежащих отбору из каждой серии, определяется из соответствия:

ni=Ni x n : N, где

 

N - объем генеральной совокупности;

n - объем выборочной совокупности;

i - число серий, выделенных в генеральной совокупности;

Ni - число единиц в серии.

 

Например, Г.с. – 2000 человек, в которой 300 человек в возрасте до 25 лет; 1000 – от 25 до 40 лет; 700 – от 40 лет .

Из каждой серии подлежат отбору и опросу:

n1= 300x200:2000=30

n2= 1000x200:2000=100

n3= 700x200:2000=700

4. Метод гнездовой выборки:предполагает отбор в качестве единиц исследования не отдельных респондентов, а групп или коллективов с последующим сплошным опросом в отобранных группах.

Например, из 200 бригад завода, в каждой из которых работает по 15 человек, могут быть отобраны на основе случайной выборки 30 бригад. Опросу будут подлежать 450 человек.

Гнездовая выборка репрезентативна (представительна) в том случае, если состав групп (бригад) в максимальной степени схож.

Целенаправленные выборки.

1. Метод стихийной выборки:почтовый опрос читателей журнала или газеты, при котором нельзя заранее определить структуру выборочной совокупности. Результаты опроса могут распространяться только на опрошенную совокупность.

2. Метод основного массива:используется в разведывательном исследовании для "зондажа" контрольного вопроса.

Например, в кружке по изучению английского языка опрашивается 60-70% студентов относительно времени занятий.

3. Метод квотной выборки: отбор людей с конкретным набором характеристик в соответствии с заданными пропорциями.

Необходимые характеристики закладываются в карту репрезентации. Учитываются характеристики, имеющие тесную связь с базисным принципом совокупности (пол, образование, доход, тип поселения, статус собственности, профессия и др.).

Метод используется в тех случаях, когда до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов Г.с. Данные о контрольном признаке – квота, а их отдельные числовые значения – параметры квоты. Число признаков, данные о которых выбираются в качестве квот, как правило, не превышают четырех.

По форме реализации различают выборки:

- одноступенчатые(использование одного метода);

- многоступенчатые(осуществляются в несколько ступеней путем применения на каждой из них единого или разных методов).

Например, на первой ступени – гнездовая выборка (отбор коллективов, поселений или целых районов), затем проводится случайный отбор респондентов в гнездах.

Совокупности.

1. Для пробных опросовдостаточна выборка в 25 – 100 человек.

2. При массовых опросах:

- если величина генеральной совокупности небольшая, до 1000 человек, выборка должна составить не менее половины + 1 от генеральной совокупности;

- если величина генеральной совокупности менее 5000 человек, то объем выборочной совокупности не менее 500 человек;

- если величина генеральной совокупности 5000 человек и более, то объем выборочной совокупности – 10% состава генеральной совокупности, но не более 2000 – 2500 человек.

Информации.

Вопросы:

1. Анкетные опросы интервью.

2. Наблюдение и его особенности.

3. Эксперимент.

4. Документальные источники.

 

Выбор метода осуществляется

- с учетом его познавательных возможностей,

- границ применения,

- способов получения, фиксации и выражения фактов.

Опрос –метод получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

Интервью –проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом.

Виды интервью:

1. По содержанию беседы – документальные, интервью мнений, интервью с экспертами.

2. По технике проведения – свободные и стандартизованные.

3. В зависимости от особенностей процедуры – "клинические", фокусированные, ненаправленные.

4. По способу организации – групповые и индивидуальные.

Анкетирование –

1. По содержанию и конструкции задаваемых вопросов –

открытые, закрытые и полузакрытые опросы.

2. По охвату респондентов – индивидуальные и групповые.

3. По характеру проведения – очные и заочные (почтовые, прессовые опросы).

Анкета –система вопросов, направленных на выяснение количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.

Вопросы, используемые в анкетах, можно классифицировать:

- по содержанию,

- по форме,

- по функции.

1. По содержанию:

- о фактах сознаниянаправлены на выяснение мнений, пожеланий, планов на будущее,

- о фактах поведениявыявляют поступки, действия, результаты деятельности людей,

- о личности респондентасоциально-демографический блок вопросов, выявляющих пол, возраст, образование, профессию, семейное положение и другие характеристики респондентов.

2. По форме:

- Закрытыев анкете приводится полный набор вариантов ответов.

Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные.

Альтернативные вопросы предполагают возможность выбора респондентами всего одного варианта ответа.

Неальтернативные вопросы – выбор нескольких вариантов.

- Открытые вопросыне содержат подсказок и не "навязывают" респонденту вариант ответа.

- Прямые и косвенные вопросы.В случае, если вопрос требует от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности, вопрос может остаться без ответа или ответ будет содержать неточную информацию.

3. По функции:

- Основные вопросынаправлены на сбор информации о содержании исследуемого явления.

- Неосновные вопросынаправлены на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры) и проверку искренности ответов респондента (контрольные вопросы).

Композиция и оформление анкеты.

Вступление:содержит обращение к респонденту о целях, задачах опроса, технике заполнения анкеты, организации, проводящей опрос.

Инструктивные указания –на полях или в тексте вопросов по технике заполнения анкеты (сколько можно выбрать вариантов ответов, как заполнять таблицы и т.п.).

Графическое оформление анкеты –четкий шрифт, место для ответов.

Принцип расположения вопросов– от простых вопросов в начале анкеты, к сложным – в середине и простым - в конце;

разделение вопросов по смысловым блокам;

четкая формулировка вопросов, их понятность каждому респонденту;

необходимость избегать скопления однотипных вопросов.

Виды экспериментов.

1. По характеру объекта и предмета исследования:

- социологический, экологический, педагогический, правовой, социально-психологический и т.п.;

- реальный (натуральный) - проводится на генеральной или выборочной совокупности;

- мысленный - проводится на математической модели;

- "экс-постфактум" - сбор данных для проверки гипотез об уже свершившихся событиях.

2. По специфике поставленной задачи:

- научный - направлен на получение нового знания;

- прикладной – направлен на получение практического эффекта;

- проективный (созидательный) – направлен в будущее (проектируется проявление определенных следствий при вводе определенной причины);

- ретроспективный – анализ информации и проверка гипотезы о свершившихся событиях;

- однофакторный – проверяется гипотеза о следствиях воздействия одной независимой переменной;

- многофакторный – проверяется гипотеза о следствиях воздействия комплекса переменных в их взаимодействии.

3. По характеру экспериментальной ситуации:

- контролируемый – предполагает выравнивание условий на экспериментальном и контролируемом объекте, кроме воздействия экспериментального фактора;

- неконтролируемый – на результаты оказывают влияние не экспериментальные факторы;

- лабораторный – искусственно создаются условия, приближенные к задачам исследования и к реальной ситуации;

- полевой – ситуация воздействия экспериментального фактора близка к естественным условиям, но и менее контролируема.

Полевой активно направленный – исследователь вводит в действие экспериментальный фактор, приводящий, по его гипотезе, к определенным следствиям.

Полевой естественный – воздействие экспериментального фактора вызвано самим ходом событий.

4. По логической структуре доказательств гипотезы:

- параллельный – участвуют две группы: экспериментальная и контрольная;

- последовательный – одна и та же группа выступает в качестве контрольной до введения экспериментального фактора и в качестве экспериментальной – после его введения.

Доказательство гипотезы опирается на сравнение состояний исследуемого объекта до и после воздействия изучаемого фактора.

 

Анализ документов.

Виды документов:

1. по статусу– официальные, неофициальные, материалы прессы;

2. по целевому назначениюналичные (созданы независимо от исследователя) и целевые (подготовленные в соответствии с программой и задачами исследования);

3. по прямому содержаниюлитературные данные, исторические и научные архивы, видеохроники общественных событий и др.

 

Информация, содержащаяся в документах, делитсяна первичную и вторичную.

Достоверность информации зависит:

1. от источника документа (первичные данные надежнее вторичных, т.к. не содержат оценки);

2. от четкого различения описания событий и их оценки;

3. от метода получения первичных данных (запись впечатлений или описание событий через какое-то время);

4. при работе с личными документами следует учитывать подлинность документа, анализ мотивов, побуждений, условий его составления, целевой установки автора, ситуации, в которой он действовал, характер окружения.

 

Методы анализа документов.

Неформализованный (традиционный)– основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования.

В зависимости от целей исследования в традиционном анализе документов могут преобладать специализированные приемы: источниковедческий, психологический, юридический, лингвистический и др.

Формализованный (контент-анализ) -перевод в количественные показатели массовой текстовой или записанной на пленку информации с последующей статистической ее обработкой.

Контент-анализ уместен если:

- требуется высокая степень точности при сопоставлении однопорядковых данных;

- материала настолько много, что нельзя обойтись без суммарных оценок;

- изучаемые характеристики появляются в документах с достаточной частотой.

Основу контент-анализа составляет выявление смысловых единиц, в качестве которых используют:

- понятия, выраженные в словах и отдельных терминах;

- тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях и т.д.;

- имена исторических личностей, политиков, выдающихся ученых и деятелей искусства, спортсменов, упоминание организаций, учреждений, общественных институтов;

- целостное общественное событие, документ, факт, произведение, случай.

Смысловые единицы анализа выявляются на основе содержания гипотез исследования.

Содержательная информация приводится к количественным показателям, которые вновь превращаются в содержательную социальную информацию более высокого уровня.

Анализ эмпирических данных.

Вопросы:

1. Подготовка информационных носителей к обработке.

2. Методы обработки первичной информации.

3. Подготовка итоговых документов.

 

Подготовка информационных носителей к обработке.

1этап. Проверка методического инструментария на точность, полноту, качество заполнения.

Производится выбраковка тех анкет, в которых отсутствуют ответы более чем на 30% основных вопросов, если не содержится информация о личности респондента, если анкета заполнена нечетко, небрежно, неверно обведены коды ответов и т.д.

2этап. Создание переменных.Если информация прямо не отвечает задачам исследования, необходимо преобразовать собранные данные. (Например, получение сведений о среднедушевом доходе семьи).

3 этап. Кодирование информации: процесс формализации ответов на вопросы.

Кодирование информации – связующее звено между качественной и количественной информацией. Принцип кодирования в переводе содержательной информации на язык формальной логики, т.е. кодируется не само содержание ответов, а только факт их наличия или отсутствия. Процедура кодирования состоит в присвоении каждому варианту ответа условного числа, называемого кодом.

Кодирование осуществляется двумя способами:

1. Порядковая система кодирования –сплошная нумерация всех позиций.

26. Участвуете ли Вы в общественной работе?

порядковый код вариант ответа

098 Выполняю постоянные поручения

099 Выполняю временные поручения

100 В общественной работе не участвую

 

вариант ответа позиционный код

Выполняю постоянные поручения 1

Выполняю временные поручения 2

В общественной работе не участвую 3

Дополнительный код фиксирует не ответивших на данный вопрос.

При кодировании открытых вопросов суждения сводятся в 10-15 смысловых групп и кодируются при помощи специально разработанного кодификатора. Каждой смысловой группе присваивается отдельный код, в результате чего получаем формализованный список вариантов ответов – кодификатор.

4 этап. Обработка информации (вручную или через специальный пакет программ).

Техника, методика и методология социологического исследования.

Общественное мнение –это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в эмоциях и суждениях, а затем в действиях.

Используется в двух смыслах: как мнение, поддерживаемое реальным числом людей, представителями отдельной социальной группы и субкультуры в данном обществе; как доминирующее мнение всех представителей общественности.

Функции ОМ:

1. Контрольная (экспрессивная) – выражение определенной позиции по вопросу и стремление к тому, чтобы ей отвечала соответствующая деятельность официальных организаций и лиц. (Стремление встать над институтами власти).

2. Консультативная – в случае необходимости, дает консультацию, совет относительно способов разрешения тех или иных проблем. (Требует от субъекта ОМ определенных способностей, умения анализировать).

3. Директивная (предписывающая) – результатом ОМ выступают решения, касающиеся различных сторон жизнедеятельности общества. (Волеизъявление народа во время референдума).

4. Оценочная – выражение определенного отношения к тем или иным фактам, событиям, проблемам социальной действительности. (В оценочном мнении больше эмоций, чем аналитических выводов).

5. Информационная – расширение информационной базы выработки и принятия решений увеличивает потребность во включении в нее сведений, исходящих от широких масс. (ОМ аккумулирует в себе различные виды социальной информации, связанной с живым опытом населения).

Анализ общественного мнения социологическими методами позволяет уловить малейшие его оттенки, тенденции изменения, уточнить количественное соотношение между различными его оценками, узнать реальную расстановку различных сил.

Вопросы:

1. Понятие социологического исследования, его этапы и виды.

2. План, программа и вспомогательные документы.

3. Отбор единиц анализа и определение объема выборочной совокупности.

Социологическое исследование –

система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единственной целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.

Социологическое исследование осуществляется в результате решения задач на каждом из четырех последовательных этапов:

1. Подготовка СИ.

2. Сбор первичной социологической информации.

3. Подготовка собранной информации к обработке и ее обработка.

4. Анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.

Теоретико-прикладное социологическое исследование– направлено на анализ актуальных общественных проблем, ориентировано теоретически.

Выполняется в рамках перспективной исследовательской программы, в которой предусмотрены направления и наиболее важные стадии разработки достаточно крупной социальной проблемы.

Например, исследование уровня жизни населения Иркутской области.

Прикладное социологическое исследование –

направлено преимущественно на непосредственное решение конкретных социальных проблем.

Цель: решение социальных проблем в их строго фиксированной пространственно-временной локализации. Завершается детальной проработкой управленческих решений и внедрением в практику социальных нововведений.

Например, низкая производительность труда работников предприятия.

(Отличия – можно не переписывать, прочитать)

(1) В прикладном исследовании, в отличие от теоретико-прикладного, четко определен объект и неявно — его предмет. Предмет изучения зависит здесь от общей социальной ситуации на данном объекте и тех особых проблем, с которыми сталкиваются органы его управления. Они могут поставить перед исследователем четкую задачу, связанную с необходимостью разработки определенных решений, но могут выдвинуть и общую проблему: выявить возможные трудности, которые возникнут после реализации тех или иных нововведений и т.д.

(2) Время на проведение теоретико-прикладных исследований рассчитывается с учетом сложности и значимости изучаемых проблем, В прикладном же исследовании, какими бы ответственными и сложными ни были поставленные задачи, их решение должно быть найдено в сроки, устанавливаемые заказчиком, исходя из времени, отпущенного для принятия соответствующих решений.

(3) Положение социолога в прикладном исследовании облегчается тем, что ему предстоит изучать типичные социальные проблемы и процессы, которые в другое время и в другом месте уже были предметом теоретико-прикладного или прикладных исследований. Поэтому целесообразно воспользоваться уже разработанными методиками или же их модификациями. В теоретико-прикладном исследовании, напротив, оригинальность программы диктует нестандартность методик сбора первичных данных и логики их анализа.

(4) Немаловажная особенность прикладного исследования состоит и в том, что, выполняя социальный заказ, социолог концентрирует внимание на практическом решении определенных проблем, поэтому глубина их теоретического осмысления в собственно социологических категориях отступает на второй план. Если имеются удовлетворительные объяснения, предложенные экономистами, юристами, психологами, специалистами-управленцами, другими компетентными лицами, все должно быть принято во внимание. Работающий же по программе теоретико-прикладного исследования социолог, напротив, должен не только стремиться к обоснованности своих выводов, но и к строгости их социологической интерпретации.

(5) Порядок действий, этапы работы определяются здесь, в первую очередь, логикой практического использования информации для управленческих решений, тогда как в теоретико-прикладном поиске это, прежде всего, логика осмысления социальных закономерностей, а затем уже практического приложения добытых знаний.

(6) Итоговый "продукт" теоретико-прикладного исследования — научная публикация, прикладного — рабочий документ, в котором содержится минимум сведений о состоянии объекта и найденных взаимосвязях, максимум — о способах реализации предлагаемых решений, обоснованию которых должно быть уделено главное внимание.

(отсюда писать)

Конкретный вид социологического исследования зависит от характера поставленных в нем целей и задач.

Разведывательное (пилотажное) СИ:

решает ограниченные по своему содержанию задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. Как правило, выступает предварительным этапом глубоких и масштабных исследований. Поставляет оперативную социологическую информацию.

Например: экспресс-опрос об отношении людей к актуальным событиям и фактам.

Описательное СИ:получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении.

Используется при изучении относительно больших общностей людей, отличающихся разнообразными характеристиками. Осуществляется поочередная оценка, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик по относительно однородным группам.

Например, коллектив крупного предприятия.

Аналитическое СИ:описание структурных элементов объекта и установление связи между характеристиками исследуемого объекта и изучаемой проблемой.

По используемым методам носит комплексный характер.

Например, чем обусловлено невыполнение плана по темпам роста производительности труда? Недостаточно сознательное отношение к работе или просчеты в организации труда?

В зависимости от применяемого метода сбора эмпирических данных: опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент.

 

В зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя предмет в статике или в динамике, выделяют виды СИ:

 

Точечное (разовое) – дает информацию о состоянии объекта анализа, о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения.

Полученная информация может быть названа статистической, дает представление о количественных характеристиках объекта в данный момент, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени.

Данные, отражающие изменение объекта, могут быть получены в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называются повторными.

Повторное СИ – средство сравнительного анализа, который направлен на выявление динамики изучаемого объекта.

Например, если изучается тенденция реализации жизненных планов выпускников вуза, сотрудников фирмы и т.п.

Панельное СИ: особый вид повторного исследования, при котором проводится неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени.

Для панельного исследования целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранить стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу.

Например, ценностные ориентации студенческой молодежи.

 

Рабочий план исследования отражает основные этапы и различные по форме процедуры и операции, которые могут быть сгруппированы в соответствии с последовательностью их осуществления в 4 блока.

 

1. Определяется порядок обсуждения и утверждения программы, инструментария; формирование и подготовка группы сбора первичной информации; размножение инструментария.

2. Фиксирует организационные и методические виды работ, обеспечивающие сбор первичной информации: выбор места и времени опроса, предварительное информирование опрашиваемых о цели и задачах исследования, централизованный сбор заполненных анкет.

3. Охватывает совокупность операций, связанных с подготовкой первичной информации к обработке и ее обработкой.

4. Включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, подготовкой текстов предварительного и итогового отчетов, выработкой практических рекомендаций.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН (не переписывать, посмотреть)

подготовки и проведения социологического исследования состояния производственной дисциплины на предприятии

 

 

 

 

Ml п/п Наименование Сроки Ответствен- Примечание
мероприятий исполне- ные за испол-
  ния нение  
  Этап подготовки      
  к полевому      
  исследованию      
1. Обсуждение и ут- 10 ян- Руководитель, Консульта-
  верждение прог- варя — члены исследо- ция со специ-
  раммы и методи- 10 фев- вательской алистами по
  ческого инстру- раля группы, заня- теме исследо-
  ментария иссле-   тые на отдель- вания, с мате-
  дования   ных видах ра­бот матиком — по кодировке анкеты
2. Составление про- 20 ян- » Совместно с
  екта выборки и варя —   математика-
  бланка ее кор- 1 февра-   ми
  ректировки ля    
3. Разработка ин­струкций для группы сбора первичной инфор­мации 1-10 февраля »  
4. Тиражирование 11-15 Начальник по- 150 экз. анкет
  методического ин- февраля лиграфичес- (ротапринт)
  струментария для   кой базы,  
  проведения проб-   член исследо-  
  ного исследова-   вательской  
  ния   группы  
б. Проведение 18—20 Руководитель, Пробный оп-
  пробного иссле- февраля члены иссле- рос в помеще-
  дования   довательской группы нии красного уголка пред­приятия
6. Анализ результа­тов пробного ис­следования 21-26 февраля »  
7, Внесение коррек- 27 фев- Руководитель,  
  тивов в програм- раля — члены иссле-  

(отсюда писать)

Программа социологического исследованиясодержит всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса и включает в себя 2 части:

1. Методологическая часть –формулировка и обоснование проблемы; указание цели; определение объекта и предмета исследования; логический анализ основных понятий; формулировка гипотез и задач исследования.

2. Методическая часть –определение обследуемой совокупности; характеристика используемых методов сбора первичной информации и приемов ее обработки.

Формулировка и обоснование проблемы. (только прочитать)

Проблема — это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему — значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать.

Для этого необходимо проделать специальную теоретическую работу:

1) установить реальное наличие данной проблемы: а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему; б) есть ли учет и статистика по этому показателю, в) достоверны ли учет и статистика по этому показателю;







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.106.44 (0.045 с.)