Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1-2. Методологические и теоретические аспекты психолого-педагогического исследования.

Поиск

.

 

1.1. Методология психологического исследования.

Методология – учение о методах, способах, приемах и принципах построения научного знания. Уровни методологии: философский, общенаучный, частнонаучный.

Исследовательская деятельность включает следующие функциональные подсистемы:

- подсистема научной информации, включающая философские достижения и основные теории других наук;

- подсистема практической психолого-педагогической деятельности, которая занимается сбором эмпирических данных;

- подсистема экспериментальных исследований в области педагогики и психологии, которая интегрирует данные двух других подсистем.

Современный уровень профессиональной подготовки заключается в органическом объединении трех подсистем.

Каждое исследование с точки зрения методологии включает в себя ряд этапов: постановки проблемы, выбора методов, проведения исследования, внедрения полученных результатов в практику.

Каждое исследование на любом этапе содержит при типа моделей: концептуальную, процедурную и эмпирическую.

Концептуальная модель (КМ)- целостная система понятий, законов, категорий, раскрывающая сущность данного явления и позволяющая его описывать, объяснять или непосредственно управлять им.

Процедурная модель (ПМ)- определенные правила, алгоритмы, методики, методы конкретной науки по получению и переработке информации.

Эмпирическая модель (ЭМ) – целостная система количественных и качественных характеристик интересующего нас явления в конкретных пространственно-временных рамках.

Основой развития психологии являются концептуальные модели, на них строятся процедурные и эмпирические.

В ходе психологического исследования регистрируются различные факты, количественные и качественные характеристики психологических явлений. Все это составляет эмпирическую модель или в более широком смысле информационную базу исследования.

Для повышения эффективности использования информационной базы необходимо автоматизировать процесс ее создания и использования, т.е. создать систему, которая осуществляет автоматический сбор, хранение, поиск и выдачу информации исследования.

1.2. Система методов психологического исследования.

 

1.2.1. Личностно-социально-деятельностный подход

В процессе исследования необходимо опираться на основные методологические принципы психологии: детерминизма, активности сознания, единства психики и деятельности, системности и развития. Конкретная реализация этих принципов психологии при изучении личности выражается в личностно-социально-деятельностном подходе.

Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий развития, по мнению С.Л.Рубинштейна, требует подхода к познанию внутреннего содержания личности, ее переживаний, сознания, исходя из внешних данных ее поведения, из дел и поступков.

Принцип единства психики и деятельности требует рассматривать психические явления через призму деятельности личности.

Принцип развития предусматривает, что психические явления находятся в постоянном изменении, движении, разрешении противоречий под влиянием системы внутренних и внешних факторов.

Личностно-социально-деятельностный подход лежит в основе исследования личности и позволяет применить в системе все основные принципы психологии. Такой подход ориентирует психолога-исследователя на целостное изучение личности в единстве основных факторов ее становления и развития; социальной среды, общения, формирования, всесторонней подготовки, ее внутренней активности.

 

1.2.2. Объективный и субъективный подход

 

Система психологических методов изучения личности конкретизируется в двух основных диагностических подходах, которые практически охватывают все множество имеющихся методик.

Объективный подход – подход, при котором диагностика осуществляется на основе выявления и анализа успешности результативности и способа выполнения деятельности.

Субъективный подход – поход, при котором диагностика осуществляется на основе описания особенностей личности, поведения и деятельности в тех или иных ситуациях, а также сведений, сообщаемых испытуемым о себе в различных опросниках и анкетах.

 

1.2.3. Методы получения «L-», «Q-», «T»-данных

С «L»- данных начинается предварительное исследование. Эти данные получают путем регистрации реального поведения в процессе деятельности. Они регистрируются с помощью методов психологического анализа документов, наблюдения, индивидуальной беседы и экспертных оценок.

«Q»- данные получают с помощью методов анкетирования, личностных опросников и тестирования (личностные тесты). Благодаря простоте инструментальных конструкций и легкости получения информации, эти данные в исследовании свойств личности занимают важное место. Они в довольно сильной степени подвержены воздействию познавательных и мотивационных искажений.

«T»-данные представляют собой истинно объективный подход к изучению психических явлений, в основном освобожденный от субъективных оценок. «T»- данные получают в результате объективного измерения поведения без обращения к самооценке или оценкам экспертов. Они регистрируются с помощью методов тестирования, психологического эксперимента и социометрического опроса.

 

Лекция 3. Психолого-педагогический анализ документов

3.1. Основное назначение и область применения анализа документов.

Психолого-педагогический анализ документов – это метод систематического анализа информации, направленный на получение информации, значимой для целей психологического исследования.

Основные нормативные требования к анализу документов:

- четкая и достаточно полная оценка значимости документа;

- его надежность и достоверность содержащейся в нем информации;

- перевод языка документов на язык концепции исследования, его гипотез;

- систематичность в процедурах сбора информации;

- недопустимость субъективизма при восприятии и осмыслении содержания документа;

- однозначность толкования регистрируемых признаков и точность регистрации;

- ориентация на возможности измерения документальной информации.

Документ как объект анализа - специально созданный автором (коммуникатором) материальный предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации.

Коммуникатор (автор документа) – лицо, создавшее документ, передающее в нем информацию, а именно: свое изложение событий, содержание ранее составленных документов, отношение к передаваемому.

 

3.2. Биографический метод.

Биографический метод – приемы сбора и анализа материалов биографического характера, проливающих свет на психологические особенности испытуемого и условия его развития. Основные источники биографических данных: автобиография, биографическая анкета, переписка и индивидуальная беседа.

Изучая биографические данные, важно выделить основные события биографии, с которыми связаны наиболее кардинальные изменения в жизни. При рассмотрении социальных условий воспитания и развития личности изучению подлежат социальное происхождение, социальное положение, особенности непосредственного социального окружения в семье, школе, среди сверстников.

3.3. Метод анализа продуктов деятельности.

 

Метод анализа продуктов деятельности – приемы получения психологической информации об испытуемом, основанные на анализе результатов трудовой и учебной работы, общественной деятельности. Очень важную информацию для анализа дают черновики. Сопоставление черновика с окончательным результатом деятельности может дать представление о самом процессе, способах и приемах его достижения.

При проведении анализа продуктов деятельности применяются следующие типы исследований: ретроспективное, актуальное и перспективное. В ретроспективном исследовании после фиксации какого-либо события по документам восстанавливают предысторию с целью выделить факты, которые могли стать причиной такого события. В актуальном - отразить те или иные психологические данные, которые характеризуют личность на данном этапе, в данный момент времени. В процессе перспективного исследования – прогнозируется развитие личностных качеств после какого-либо фиксированного события.

 

3.4. Метод количественно-качественного анализа

Метод количественно-качественного анализа (контент-анализ) – приемы систематизированной фиксации отдельных единиц изучаемого содержания. Контент-анализ – строго формализованный метод анализа текстовой информации. Его процедура включает:

- выделение в тексте смысловых единиц (категорий анализа);

- установление соотношений различных элементов текста друг с другом;

- установление соотношений элементов текста с общим смыслом, назначением информации.

Текст в контент-анализе – определенная коммуникативная система элементов (совокупность сведений, оценок), имеющая относительно замкнутую структуру в соответствии с концепцией или замыслом автора. Текст может рассматриваться как определенная наблюдаемая реальность, как проблемная ситуация, где условно могут быть выделены, во-первых, субъекты - действующие лица; во-вторых, действия субъектов, свойства и результаты их действий.

Основными задачами контент-анализа могут быть:

- изучение содержания сообщений о психологических особенностях типов личности, их интересах, ценностных ориентациях;

- анализ социально-психологических явлений и процессов в группах и коллективах;

- изучение содержания сообщений о психологических основах обучения и воспитания, воздействия на коллективное мнение, настроения и традиции;

- исследование индивидуально-психологических особенностей путем анализа документов, анкет, отзывов, характеристик и т.п.

 

Лекция 4. Экспертная оценка.

 

Это диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок. Суть экспертного оценивания состоит в формализованном выражении субъективных мнений и оценок. Этот метод может быть широко использован для оценки качеств личности при составлении психологических характеристик.

Метод экспертных оценок – формализованная процедура сбора, анализа и интерпретации независимых суждений достаточного количества экспертов о степени выраженности каждого из подлежащих оценке психологических качеств со стороны хорошо знакомых людей, которые имели возможность общаться с личностью релевантно.

В процедуре проведения экспертного опроса можно выделить следующие этапы:

- определение цели получения экспертных оценок;

- формирование рабочей группы и подбор экспертов;

- проведение опроса экспертов;

- обработка и анализ результатов экспертного оценивания.

4.1. Определение цели получения экспертных оценок

Общая цель применения метода – выявление значимых для совершенствования учебно-воспитательного процесса индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей личности. Экспертному оцениванию могут подлежать характеристики мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности.

При определении цели должен быть решен вопрос о том, какой из аспектов (исследовательский или прикладной) является более значимым. Исследовательский аспект – уточнение на основе экспертных данных индивидуально-психологических особенностей и построение профиля личности. Прикладной аспект – разработка практических рекомендаций, касающихся способов эффективного управления деятельностью данного человека или принципов стимулирования его личностного и профессионального развития.

 

4.2. Формирование рабочей группы и подбор экспертов

Требования к подбору экспертной группы:

- компетентность экспертов;

- положительное отношение к участию в сборе данных;

- рабочая мотивация экспертов;

- освобождение от основной работы во время проведения экспертного обследования;

- индивидуальные особенности: аналитичность и широта мышления, объективность и деловитость, оперативность, обоснованность суждений, собранность и самокритичность.

Рабочая группа будет осуществлять планирование, организацию, контроль всех мероприятий; проводить сбор, обобщение, анализ и интерпретацию данных; вырабатывать практические рекомендации.

 

 

4.3. Проведение опроса экспертов

Приемы сбора экспертных данных:

v фиксированная оценка экспертами качеств испытуемого;

v формирование оценки и ее критериев в ходе опроса;

v способы экспертного шкалирования: прямое или косвенное, ранжирование, парное сравнение, сортировка;

v количество видов оценивания;

v способы оформления результатов экспертной оценки: оценочные и ранговые шкалы.

 

4.4. Оценочные шкалы

Оценочные шкалы – способ оформления результатов экспертной оценки психических явлений с помощью баллов по заранее обусловленным критериям.

Для оформления результатов экспертного оценивания используется метод балльных оценок. Число возможных балльных оценок не должно превышать 5 – 7 градаций.

Балльные оценки могут использоваться и без описания признаков поведения, когда каждой величине балла ставится в соответствие только определенная интенсивность качества.

Виды шкалирования:

1. Прямое шкалирование по биполярным признакам (задает семантическое понимание сущности шкалируемого предмета).

2. Косвенное шкалирование – сравнение с некоторым образцом выраженности качества, принимаемое за эталон шкалирования.

4.5. Ранговые шкалы

Ранговые шкалы образуются путем сравнения испытуемых друг с другом по одному из качеств личности. Применение метода ранжирования позволяет выделить группы с контрастирующими свойствами личности.

Способы ранжирования:

- оценка по перечню признаков;

- упорядочивание списка качеств по степени присутствия.

Сортировка – прием опроса экспертов, заключающийся в выполнении простой операции выбора присущих испытуемому качеств из списка и исключения тех, которые ему не свойственны.

 

 

4.6. Обработка и анализ результатов экспертного оценивания

Полученные экспертные оценки обрабатываются путем подсчета среднего значения по каждому оцененному критерию, по каждому испытуемому и по группе в целом. По оси абсцисс отмечают названия качеств, сгруппированные по сферам, а по оси ординат – среднее значение по группе экспертов и зона разброса (дисперсия) для каждого испытуемого. На этом же графике может быть отмечено и общее среднее значение.

Проведя анализ графика можно сделать выводы о специфике индивидуально-психологического облика личности по сравнению с другими, о преимущественном развитии определенных сфер личности и степени устойчивости и сформированности каждого из качеств (оценивается по величине дисперсии).

Полученный на основании экспертных оценок результат поможет организовать психологическое сопровождение развития личности.

Лекция 5. Метод анкетирования

5.1. Основное назначение и область применения метода анкетирования

Метод анкетирования – способ получения психологической информации с помощью составленной в соответствии с определенными правилами системы вопросов (анкеты), каждый из которых логически связан с целью исследования.

Опрос – метод сбора психологической информации об объекте изучения в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) психологического общения интервьюера с респондентом.

Основное назначение анкетного опроса – получить информацию о состоянии группового или индивидуального мнения, а также отраженную в сознании опрашиваемых информацию о фактах, событиях, оценках, связанных с их жизнедеятельностью.

Опрос является ведущим методом в изучении сферы сознания людей. Этот метод помогает исследовать социально-психологические явления и процессы, которые малодоступны непосредственному наблюдению или когда изучаемая сфера является малообеспеченной документальной информацией.

Требования к опросу:

- четкое выделение исследовательских задач;

- доступность формулировок пониманию респондентов;

- соблюдение в ходе опроса принципов социально-психологического общения;

- учет особенностей и компетенции респондентов и интервьюеров;

- побуждение интереса респондентов и интервьюеров к результатам опроса;

- точность фиксации ответов респондентов;

- стандартизация условий проведения опроса.

 

5.2. Групповое и индивидуальное анкетирование

Анкетирование может быть групповым и индивидуальным.

Групповое анкетирование применяется при обследовании респондентов в целях изучения профессиональной направленности, интересов, ценностных ориентаций и других свойств и качеств личности. Анкеты раздаются респондентам для заполнения в аудитории. Обычно работают с группой численностью от 25 до 30 человек. Респонденты имеют возможность получить дополнительную информацию по технике заполнения, интервьюер контролирует качество заполнения анкет.

При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются респондентам, а время возврата заранее обговаривается.

Все вопросы, используемые в анкете, можно классифицировать:

- по содержанию (вопросы о фактах сознания, поведения и биографии);

- по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные);

- по функциям (основные и неосновные).

 

5.3. Закрытые и открытые вопросы

При разработке анкеты следует использовать вопросы различных типов: закрытые (когда респонденту предлагается на выбор несколько заранее сформулированных вариантов ответов) или открытые (опрашиваемый свободно отвечает на поставленный вопрос, без каких-либо ограничений).

Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Такая форма вопроса в значительной степени сокращает время для заполнения анкеты и ее подготовки для обработки на ЭВМ. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные.

Полузакрытую форму вопроса используют в том случает, если не уверены в полноте известных вариантов ответов на поставленный вопрос и предоставляют опрашиваемому возможность самому дополнить их.

В отличие от закрытых вопросов открытые не содержат подсказок и не навязывают опрашиваемому вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей.

Выбор формы вопроса обусловлен, с одной стороны, его познавательной задачей, т.е. зависит от содержания информации, которую хотят получить, а с другой – знанием или незнанием всех возможных вариантов ответов на поставленный вопрос.

Выбирая форму вопроса, целесообразно учитывать особенности обработки полученных данных. Все ответы на открытые вопросы придется кодировать самому интервьюеру, сводя их в конечном счете к некоторому ограниченному числу наиболее часто повторяющихся ответов. Закрытая форма позволяет избежать этого.

 

5.4. Прямые и косвенные вопросы

Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, к окружающим, оценки негативных явлений действительности. Такие прямые вопросы в ряде случаев остаются без ответа или содержат неточную информацию. Тогда прибегают к вопросам, сформулированным в косвенной форме: опрашиваемому предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.

При конструировании закрытых вопросов исходят из предположения о том, что отвечая на них, опрашиваемые опираются на собственный опыт, однако сообщают о нем в безличной форме, что снимает остроту критических оценок, характерную для высказывания от первого лица.

 

5.5. Основные и неосновные вопросы

Основные вопросы – вопросы, которые направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления.

Неосновные вопросы – вопросы, направленные на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры) или на проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

К контрольным вопросам прибегают тогда, когда хотят проверить искренность ответов опрашиваемого. Они могут ставиться и перед, и после основных вопросов.

Информированность респондента проверяется с помощью вопросов-фильтров. Их функция состоит в выявлении респондентов, некомпетентных в данной проблеме.

Конструкция анкеты. Начинать с короткого вступления, где сообщается тема, цели, задачи опроса, а также объясняется техника заполнения анкеты. Простые и интересные вопросы должны находиться в начальной части анкеты, трудные и сложные – в середине анкеты, а простые и неинтересные для опрашиваемого – в заключительной части.

 

5.6. Логический контроль и апробация анкеты

Логический контроль заключается в том, что каждый вопрос анкеты проверяется по следующим критериям:

- есть ли вопросы, позволяющие респонденту уклониться от ответа, если он считает это нужным;

- больше задавать вопросов не закрытых, а полузакрытых;

- добавлять вопросы-фильтры, чтобы избежать затруднений на стадии обработки информации на ЭВМ и в связи с отсутствием четкого выделения носителя нужной информации;

- ясность и четкость объяснения техники заполнения анкеты;

- в формулировке вопроса использовать только известные опрашиваемому термины;

- учитывать в вопросе компетентность респондента;

- учитывать возможности памяти;

- задавать блок тематических вопросов;

- учитывать эмоции, которые может вызвать тот или иной вопрос.

Ограничение применения анкетного метода:

- он не позволяет полностью охарактеризовать все сферы личности опрашиваемого;

- с его помощью трудно рассчитывать на глубокое проникновение в ситуацию;

- трудно рассчитывать на полные, правильные, точные ответы, так как различные респонденты на вопросы могут отвечать по разному;

- ответы не всегда являются достаточным условием для окончательных выводов;

- в анкетный опрос нельзя вмешиваться, изменять что-либо, поэтому данный метод нельзя назвать гибким;

- объективность ответов не всегда высокая, так как респонденты могут отнестись к ответу недобросовестно;

- жесткий список вариантов ответов может ограничить круг мыслей опрашиваемых и заставить ответить не на то, что они думают в действительности.

 

Лекция 6.Метод тестирования

Тестирование – метод психологической диагностики, в котором используют стандартизированные вопросы, утверждения, картинки, схемы, фрагменты задач (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Тестирование позволяет с известной вероятностью оценить уровень развития у испытуемых требуемых для той или иной деятельности качеств личности.

С помощью тестов проводят измерения:

- отдельных параметров психических процессов;

- уровня интеллектуального развития, знаний в определенных дисциплинах, осведомленности в определенной области;

- степени развития навыков и умений.

6.1. Объективные тесты

Объективные тесты – тесты, ориентированные на «Т»-данные, основой которых является объективное изучение особенностей деятельности и поведения испытуемого; психофизиологических функций и реакций в экспериментальной ситуации.

Объективные тесты отличает то, что они основаны на «Т»-данных, без опоры на «Q»-данные, как при использовании опросников или «L»-данных и индивидуальной беседы. Их использование предполагает создание ситуаций, в которых могли бы проявиться те или иные свойства личности.

Тесты сконструированы таким образом, что для испытуемого остается неясным, какие стороны его поведения и личности подвергаются измерению и как оцениваются результаты. Это уменьшает возможность сознательного искажения результата тестирования.

 

6.2. Проективные тесты

В проективных тестах испытуемый всегда преобразует ситуацию, в которой он оказался, «насыщает» ее собственными проблемами, «проецирует» на нее содержание своей личности.

Достоинства проективных тестов:

1. Естественность ситуации для испытуемого, воспринимающего подобные тесты как игру и не осознающего истинной цели исследования.

2. Поддаются изучению те глобальные личностные черты, к которым нельзя применить точный количественны анализ и которые испытуемой не может или не хочет раскрывать.

 

Недостатки проективных тестов:

1. Требуют большой специальной теоретической и практической подготовки, опыта работы от психолога.

2. Возможны проективные искажения в интерпретации результатов.

3. Сложность учета в интерпретации результатов индивидуально-личностной символики.

 

6.3. Тест Роршаха

В тесте Роршаха в качестве стимулов используются 10 таблиц с полихромными одноцветными пятнами различной формы. Таблицы последовательно демонстрируются испытуемому, который должен ответить на вопросы: «Что это может быть? На что похоже?». На вопросы испытуемый отвечает самостоятельно, не получая никакой дополнительной информации. Ответы записываются с помощью диктофона или дословно протоколируются. После обследования проводится анализ высказываний в соответствии с определенной схемой. Метод позволяет выявить признаки нервно-психической неустойчивости.

 

6.4. Тематический апперцепционный тест

Тематический апперцепционный тест включает 20 картинок, изображающих людей в неопределенных ситуациях, и одной белой карты. Обычно предъявляется 20 картинок в 2 сеанса. Испытуемый должен по каждой картинке составить небольшой связанный рассказ (продолжительностью не более 5 минут), в котором есть прошлое, настоящее и будущее. При предъявлении белой карты испытуемому предлагается вообразить на ней любую картинку и рассказать. Ответы записываются дословно, фиксируются паузы, интонации, выразительные движения. Затем проводится анализ и интерпретация ответов с использованием определенной схемы.

 

6.5. Методика незаконченных предложений

В методике незаконченных предложений испытуемый должен завершить ряд предложений. Например:

«Когда мне говорят что-то обидное в резкой форме, то...»

«Если все против меня, то …»

«Я всегда хотел …»

Методика позволяет выявить признаки внутриличностных и межличностных конфликтов, нарушение отношений личности, характер которых может затем уточняться в индивидуальной беседе.

В отличие от других методов проективные тесты менее стандартизированы, анализ и обработка результатов более субъективны. Поэтому методики данной группы могут с успехом использоваться только высококвалифицированными специалистами, требуют использование объективных тестов, беседы, наблюдения.

 

6.6. Принципы конструирования тестов

Конструирование тестов представляет процесс создания инструментов измерения, удовлетворяющих основным психометрическим требованиям. Всякий тест должен быть надежным, валидным и стандартизированным.

Надежность характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к воздействию посторонних случайных факторов.

Три метода оценки надежности теста:

1. Повторное тестирование.

2. Параллельное тестирование.

3. Расщепление.

 

Валидность теста информирует о том, что должен измерять тест и насколько хорошо он это делает. Выделяют три вида валидности: 1) содержательная (логическая); 2) эмпирическая; 3) конструктная (концептуальная).

Стандартизация представляет собой линейное или нелиненое преобразование тестовых оценок. Смысл преобразований исходных тестовых оценок заключается в изменении характера их распределения, с тем чтобы облегчить понимание и интерпретацию тестовых результатов. Чаще всего используется три основных вида преобразований: 1) приведение к нормальному виду; 2) приведение к стандартной форме и 3) квантильная стандартизация.

Специализированная методика конструирования психодиагностических тестов включает следующие этапы:

1) формирование информационной базы исследования;

2) конструирование интегральных показателей;

3) классификация испытуемых на однородные группы.

 

 

Лекция 7.Личностные опросники

Личностные опросники – диагностический метод, представляющий собой ряд шкал или факторов, измеряющих черты (качества) или типы личности.

В каждый личностный опросник заложен ряд шкал или факторов, измеряющих те или иные черты или типы личности. На каждую шкалу «работает» несколько вопросов, хотя и в разной степени. Кроме того, один и тот же вопрос может быть представлен в нескольких шкалах или факторах.

По содержанию вопросов или утверждений личностные опросники подразделяются на: опросники черт личности, мотивов, интересов, ценностей, установок и типологические опросники.

7.1. Опросники черт личности

Опросники черт личности разработаны на основе выделения черт (качеств) личности. В этом случае непосредственно наблюдаемые черты личности выступают как исходный материал для построения опросника. Такой подход требует группировки личностных признаков, а диагностика осуществляется по степени выраженности черт (качеств) личности. Факторы опросника Р.Кеттелла (16 ФЛО) получены в результате факторного анализа.

.

 

7.2. Опросники мотивов

Опросники мотивов – метод, предназначенный для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности, которые позволяют установить, на что направлена активность испытуемого.

Для психодиагностики мотивации широко используют мотивационный личностный опросник (МЛО), в котором используются «закрытые» вопросы, создающие лучшие условия для обработки и исключающие различия в их интерпретации. Поэтому для более точной диагностики мотивации выбора профессии необходимо получить дополнительную информацию по неясным вопросам, возникающим после обработки МЛО. Необходимо непосредственное общение с испытуемым – индивидуальная беседа.

7.3. Опросники интересов, ценностей и установок

Опросники интересов, ценностей, установок- метод, предназначенный для изучения интересов к различным видам деятельности; ценностных ориентаций личности; степени влияния установок на поведение личности.

Ценности формируются в процессе усвоения социального опыта и обнаруживаются в интересах, установках и других проявлениях личности. Эти виды личностных опросников применяются преимущественно в социально-психологических исследованиях.

7.4. Типологические опросники

Типологические опросники – метод, разработанный на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт или факторов.

Такой подход требует группировки самих испытуемых, а не личностных признаков. В типологических опросниках диагностика осуществляется на основе сопоставления с соответствующими типами личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.19.89 (0.013 с.)