Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 8-9. Психометрические основания диагностикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
8.1. Общее понятие о дифференциальной психометрии и области ее применения Психометрия – область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений. Более узкая трактовка – математизированная технология создания стандартизированных, измерительных психодиагностических методик. Психометрия описывает требования, которым должны удовлетворять измерительные психодиагностические методы, обосновывает процедуры и правила их разработки и применения. Дифференциальная психометрия – область психометрии, определяющая и обосновывающая требования к измерению индивидуально-психологических различий в психологической диагностике. Требования к психологическому тесту: - использование шкалы интервалов; - надежность; - валидность; - дискриминативность; - наличие нормативных данных. 8.2. Характеристики эффективных психологических тестов Валидность (обоснованность) инструмента – это его способность измерять те характеристики объекта, которые и нужно измерить. : Основные виды валидности: 1. Конструктная: 1.1. Факторная; 1.2. Конвергентная; 1.3. Согласующаяся с теорией поведения переменной. 2. Критериальная: 2.1. Диагностическая (текущая, конкурентная); 2.2. Прогностическая; 2.3. Ретроспективная. 3. Содержательная: 3.1. Лицевая (очевидная)
Надежность теста -характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов. Виды надежности: 1. Надежность по внутренней согласованности. 2. Надежность параллельных форм. 3. Надежность частей теста.
Дискриминативность – это способность отдельных заданий теста и теста в целом дифференцировать обследуемых относительно «максимального» и «минимального» результатов теста. Дискриминативность измеряется показателем дельта Фергюсона и принимает максимальное значение при равномерном (прямоугольном) распределении показателей.
Достоверность – особая разновидность валидности, требующая специальных процедур по ее обеспечению. Способность теста защищать информацию от мотивационных искажений испытуемого и есть достоверность.
8.3. Обобщение и представление результатов исследования Способы представления научных исследований: 1) научные тексты (устные и письменные изложения); 2) графическое или пространственно-образное представление: графики, схемы, диаграммы, гистограммы, профили, графы; 3) знаково-символические (знаки, формулы, таблицы).
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Основная литература 1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: Учебное пособие. М.: Владос-Пресс, 2009.- 464 с. 2. Анисимова, Н.П. Метод наблюдения. – М.: Логос, 2007.- 365 с. 3. Гусев, А.Н., Измайлов.Ч.А и др. Общий психологический практикум: Уч. пособ.- М.: МГУ, 2009.- 420 с. 4. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебник. – М.: Логос, 2010.- 630 с. 5. Практикум по общей психологии: Учебник /Под ред. А.И.Щербакова, 2-е изд. –М.: Логос, 2009.- 467 с. 6. Практикум по психодиагностике /Под ред. М.М.Карлинской - М.: МГУ, 2010.- 413 с. 7. Практикум по психологии: Учебник для педагогических вузов /Под ред. Н.Д.Твороговой. – М.: Юрайт-Издат., 2008.- 632 с. 8. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебн.пособ. / Под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2010.- 368 с.
Дополнительная литература: 9. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности: Учебн.пособ. – СПб.: Питер, 2010, - 350 с. 10. Корнилова, Т.В. Введение в психологию эксперимента. – М.: МГУ, 2009.- 430 с. 11. Крылов, В.Ю. и др. Математические методы в современной психологии. – М.: ИП РАН, 2008. – 360 с. 12. Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – СПб.: Питер, 2010, - 560 с. 13. Логвиненко, А.Д. Измерения в психологии: математические основы. – М.: Юройт-Издат., 2008. – 470 с. 14. Методы исследования в психологии: Учебное пособие /Под ред. Т.В.Корниловой. – М.: Логос-М, 2009.- 420 с. 15. Мощенко, А.В. Корреляционные исследования и квазиэкспериментальные планы: Уч.пособ. – М.: Логос-М, 2008.- 560 с. 16. Турусова, О.В. Практикум по экспериментальной психологии. – М.:НПО «МОДЕК», 2008. – 340 с. СЕМИНАРСКИЕ И ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ Тема 1. Методологические и теоретические аспекты психолого-педагогического исследования. Семинарское занятие № 1. Вопросы: 1. Зарождение и основные этапы развития психологии как естественной науки. 2. Вскройте основные подходы к решению вопроса о предмете и объекте психолого-педагогической диагностики. 3. Дайте характеристику основных этапов планирования научного эксперимента. 4. Зависимые и независимые переменные. Ведение протокола. Контроль за чистотой эксперимента. 5. Охарактеризовать модель ведения исследований в первых психологических лабораториях на Западе и в России. Вопросы для рефератов и докладов 1. Методологические проблемы современных психолого-педагогических исследований. 2. Проблема психологической стратификации и типологизации изучаемых явлений психологии. 3. Проблема взаимосвязи показателей выборки психологических исследований. 4. Зависимые и независимые переменные в экспериментальном исследовании.
Форма контроля: Заслушивание рефератов и ответов на вопросы на семинаре.
Тема 2. Психологический анализ документов.
Семинарское занятие № 2. Вопросы:
1. Охарактеризуйте основные направления и область применения анализа документов. 2. Охарактеризуйте биографический метод. 3. Дайте характеристику основным структурным элементам анализа продуктов деятельности. 4. Охарактеризуйте метод количественно-качественного анализа.
Вопросы для рефератов и докладов:
1. Анализ документов в деятельности социального педагога-психолога. 2. Задачи биографического метода при изучении личности, возможности его применения в деятельности социального педагога-психолога. 3. Становление метода анализа продуктов деятельности, первые исследования в этой области. 4. Контент-анализ как метод изучения текстовой информации. 5. Проблема формализации психологических показателей в исследовании.
Форма контроля: Заслушивание рефератов и ответов на вопросы на семинаре.
Лабораторное занятие № 1. Статистическая обработка результатов психологических исследований
Цель: овладение навыками вычисления основных стати стических параметров для количественных данных. Оборудование: наборы данных для обработки (можно использовать данные выполненных заданий по психологическим исследованиям) Порядок выполнения. Студентам после предваритель- ного знакомства с содержанием методических указаний предлагается рассчитать по своим данным: 1. Меры центральной тенденции (среднее арифметическое или медиану, в зависимости от характера данных). 2. Меры рассеивания (размах или стандартное отклонение, в зависимости от характера данных). 3. Вычислить доверительный интервал среднего арифметического или медианы. 4. Определить достоверность различий двух средних арифметических или медиан.
Тема 5. Личностные опросники. Лабораторное занятие № 2. Исследование свойств темперамента. Цель: освоить метод личностных опросников, определить уро уровни эргичности, пластичности, темпа и эмоциональности как свойств темперамента. Оборудование: тест-опросник В.М.Русалова, состоящий из 105 105 вопросов, бланк ответов. Порядок выполнения. Исследование свойств темперамемента с по помощью тест-опросника проводится в групповой форме. Данные группируются в 4 блоковую структуру функциональной сис темы человека: - блок афферентного синтеза, которому соответствует эргич- нос ность; - блок программирования, который представлен пластич- нос ностью; - блок исполнений, которому соответствует темп; - блок обратной связи, которому соответствует эмоциональная чув чувствительность. После обработки результатов студентам предлагаются вопросы для обсуждения. Вопросы: 1. В чем суть опросников, что они измеряют? 2. Перечислите основные характеристики личностных опросников. 3. На примере личностного опросника Русалова опишите достоинства и недостатки данного метода.
Тема 6. Тестирование. Семинарское занятие № 3. Вопросы:
1. Охарактеризуйте репрезентативность психодиагностических норм. 2. Определите понятие «надежность теста». 3. Дайте характеристику валидности методов, перечислите виды валидности. 4. Охарактеризуйте внутреннюю согласованность пунктов теста.
Вопросы для рефератов и докладов: 1. Проблема применения психометрических характеристик к методу. 2. Оценка надежности психодиагностического инструмента. 3. Психологический смысл понятия валидности. 4. Основной смысл корреляционного анализа показателей различных шкал.
Форма контроля: Заслушивание рефератов и ответов на вопросы на семинаре.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 848; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.18.135 (0.006 с.) |