Лекция 8-9. Психометрические основания диагностики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 8-9. Психометрические основания диагностики



8.1. Общее понятие о дифференциальной психометрии и области ее применения

Психометрия – область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений. Более узкая трактовка – математизированная технология создания стандартизированных, измерительных психодиагностических методик. Психометрия описывает требования, которым должны удовлетворять измерительные психодиагностические методы, обосновывает процедуры и правила их разработки и применения.

Дифференциальная психометрия – область психометрии, определяющая и обосновывающая требования к измерению индивидуально-психологических различий в психологической диагностике.

Требования к психологическому тесту:

- использование шкалы интервалов;

- надежность;

- валидность;

- дискриминативность;

- наличие нормативных данных.

8.2. Характеристики эффективных психологических тестов

Валидность (обоснованность) инструмента – это его способность измерять те характеристики объекта, которые и нужно измерить.

: Основные виды валидности:

1. Конструктная:

1.1. Факторная;

1.2. Конвергентная;

1.3. Согласующаяся с теорией поведения переменной.

2. Критериальная:

2.1. Диагностическая (текущая, конкурентная);

2.2. Прогностическая;

2.3. Ретроспективная.

3. Содержательная:

3.1. Лицевая (очевидная)

 

Надежность теста -характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов.

Виды надежности:

1. Надежность по внутренней согласованности.

2. Надежность параллельных форм.

3. Надежность частей теста.

 

Дискриминативность – это способность отдельных заданий теста и теста в целом дифференцировать обследуемых относительно «максимального» и «минимального» результатов теста. Дискриминативность измеряется показателем дельта Фергюсона и принимает максимальное значение при равномерном (прямоугольном) распределении показателей.

 

Достоверность – особая разновидность валидности, требующая специальных процедур по ее обеспечению. Способность теста защищать информацию от мотивационных искажений испытуемого и есть достоверность.

 

 

8.3. Обобщение и представление результатов исследования

Способы представления научных исследований:

1) научные тексты (устные и письменные изложения);

2) графическое или пространственно-образное представление: графики, схемы, диаграммы, гистограммы, профили, графы;

3) знаково-символические (знаки, формулы, таблицы).

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: Учебное пособие. М.: Владос-Пресс, 2009.- 464 с.

2. Анисимова, Н.П. Метод наблюдения. – М.: Логос, 2007.- 365 с.

3. Гусев, А.Н., Измайлов.Ч.А и др. Общий психологический практикум: Уч. пособ.- М.: МГУ, 2009.- 420 с.

4. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебник. – М.: Логос, 2010.- 630 с.

5. Практикум по общей психологии: Учебник /Под ред. А.И.Щербакова, 2-е изд. –М.: Логос, 2009.- 467 с.

6. Практикум по психодиагностике /Под ред. М.М.Карлинской - М.: МГУ, 2010.- 413 с.

7. Практикум по психологии: Учебник для педагогических вузов /Под ред. Н.Д.Твороговой. – М.: Юрайт-Издат., 2008.- 632 с.

8. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебн.пособ. / Под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2010.- 368 с.

 

Дополнительная литература:

9. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности: Учебн.пособ. – СПб.: Питер, 2010, - 350 с.

10. Корнилова, Т.В. Введение в психологию эксперимента. – М.: МГУ, 2009.- 430 с.

11. Крылов, В.Ю. и др. Математические методы в современной психологии. – М.: ИП РАН, 2008. – 360 с.

12. Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – СПб.: Питер, 2010, - 560 с.

13. Логвиненко, А.Д. Измерения в психологии: математические основы. – М.: Юройт-Издат., 2008. – 470 с.

14. Методы исследования в психологии: Учебное пособие /Под ред. Т.В.Корниловой. – М.: Логос-М, 2009.- 420 с.

15. Мощенко, А.В. Корреляционные исследования и квазиэкспериментальные планы: Уч.пособ. – М.: Логос-М, 2008.- 560 с.

16. Турусова, О.В. Практикум по экспериментальной психологии. – М.:НПО «МОДЕК», 2008. – 340 с.

СЕМИНАРСКИЕ И ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Методологические и теоретические аспекты психолого-педагогического исследования.

Семинарское занятие № 1.

Вопросы:

1. Зарождение и основные этапы развития психологии как естественной науки.

2. Вскройте основные подходы к решению вопроса о предмете и объекте психолого-педагогической диагностики.

3. Дайте характеристику основных этапов планирования научного эксперимента.

4. Зависимые и независимые переменные. Ведение протокола. Контроль за чистотой эксперимента.

5. Охарактеризовать модель ведения исследований в первых психологических лабораториях на Западе и в России.

Вопросы для рефератов и докладов

1. Методологические проблемы современных психолого-педагогических исследований.

2. Проблема психологической стратификации и типологизации изучаемых явлений психологии.

3. Проблема взаимосвязи показателей выборки психологических исследований.

4. Зависимые и независимые переменные в экспериментальном исследовании.

 

Форма контроля: Заслушивание рефератов и ответов на вопросы на семинаре.

 

Тема 2. Психологический анализ документов.

 

Семинарское занятие № 2.

Вопросы:

 

1. Охарактеризуйте основные направления и область применения анализа документов.

2. Охарактеризуйте биографический метод.

3. Дайте характеристику основным структурным элементам анализа продуктов деятельности.

4. Охарактеризуйте метод количественно-качественного анализа.

 

Вопросы для рефератов и докладов:

 

1. Анализ документов в деятельности социального педагога-психолога.

2. Задачи биографического метода при изучении личности, возможности его применения в деятельности социального педагога-психолога.

3. Становление метода анализа продуктов деятельности, первые исследования в этой области.

4. Контент-анализ как метод изучения текстовой информации.

5. Проблема формализации психологических показателей в исследовании.

 

Форма контроля: Заслушивание рефератов и ответов на вопросы на семинаре.

 

Лабораторное занятие № 1.

Статистическая обработка результатов психологических исследований

 

Цель: овладение навыками вычисления основных стати стических параметров для количественных данных.

Оборудование: наборы данных для обработки (можно использовать данные выполненных заданий по психологическим исследованиям)

Порядок выполнения. Студентам после предваритель- ного знакомства с содержанием методических указаний предлагается рассчитать по своим данным:

1. Меры центральной тенденции (среднее арифметическое или медиану, в зависимости от характера данных).

2. Меры рассеивания (размах или стандартное отклонение, в зависимости от характера данных).

3. Вычислить доверительный интервал среднего арифметического или медианы.

4. Определить достоверность различий двух средних арифметических или медиан.

 

Тема 5. Личностные опросники.

Лабораторное занятие № 2.

Исследование свойств темперамента.

Цель: освоить метод личностных опросников, определить уро уровни эргичности, пластичности, темпа и эмоциональности как свойств темперамента.

Оборудование: тест-опросник В.М.Русалова, состоящий из 105 105 вопросов, бланк ответов.

Порядок выполнения. Исследование свойств темперамемента с по помощью тест-опросника проводится в групповой форме.

Данные группируются в 4 блоковую структуру функциональной сис темы человека:

- блок афферентного синтеза, которому соответствует эргич- нос ность;

- блок программирования, который представлен пластич- нос ностью;

- блок исполнений, которому соответствует темп;

- блок обратной связи, которому соответствует эмоциональная чув чувствительность.

После обработки результатов студентам предлагаются вопросы для обсуждения.

Вопросы:

1. В чем суть опросников, что они измеряют?

2. Перечислите основные характеристики личностных опросников.

3. На примере личностного опросника Русалова опишите достоинства и недостатки данного метода.

 

 

Тема 6. Тестирование.

Семинарское занятие № 3.

Вопросы:

 

1. Охарактеризуйте репрезентативность психодиагностических норм.

2. Определите понятие «надежность теста».

3. Дайте характеристику валидности методов, перечислите виды валидности.

4. Охарактеризуйте внутреннюю согласованность пунктов теста.

 

Вопросы для рефератов и докладов:

1. Проблема применения психометрических характеристик к методу.

2. Оценка надежности психодиагностического инструмента.

3. Психологический смысл понятия валидности.

4. Основной смысл корреляционного анализа показателей различных шкал.

 

Форма контроля: Заслушивание рефератов и ответов на вопросы на семинаре.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.025 с.)