Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Изучение основных свойств внимания.

Поиск

 

Семинарское занятие № 4.

Вопросы:

 

1. Определение объема внимания на словесном и цифровом материале, а также на произвольно выбранных объектах.

2. Охарактеризуйте единицу объема внимания.

3. Дайте характеристику концентрации внимания на слуховом материале, приведите пример из обыденной жизни.

4. Охарактеризуйте внимание школьников и метод анализа результатов учебной деятельности.

 

Вопросы для рефератов и докладов:

 

1. Природа внимания и его роль в учебной деятельности.

2. Возрастные особенности внимания школьников.

3. Формирование внимания и учет его индивидуальных особенностей в учебно-воспитательной работе со школьниками.

4. Физиологические механизмы внимания.

5. Связь внимания и неуспеваемости школьников.

 

Форма контроля: Заслушивание рефератов и ответов на вопросы на семинаре.

 

 

Тема 10. Изучение основных свойств мышления.

 

Семинарское занятие № 5.

Вопросы:

 

1. Раскройте классические методы изучения мышления: Вюрцбургская школа, Н.Ах, К.Дункер.

2. Охарактеризуйте методику и выводы исследований Выготского-Сахарова.

3. Дайте характеристику опытов и метода А.Н.Леонтьева-А.Я.Пономарева-Ю.Б.Гиппенрейтер.

4. Охарактеризуйте и метод С.Л.Рубинштейна.

 

Вопросы для рефератов и докладов:

1. Природа мышления и его роль в учебной деятельности.

2. Роль мыслительной задачи в развитии мышления.

3. Единство интеллектуального, эмоционального и волевого при решении мыслительной задачи.

4. Основные структурные компоненты мышления.

5. Проявление различных качеств ума при решении мыслительных задач.

 

Форма контроля: Заслушивание рефератов и ответов на вопросы на семинаре.

 

Тема 11. Изучение ощущений и восприятия.

Лабораторное занятие № 3.

Закономерности процессов чувственного познания.

 

Цель: ознакомление с методами изучения процесса восприятия, яти явлением последовательного цветового контраста, выделением фиг фигуры из фона.

Оборудование: листы цветной бумаги; рисунки с двойным изобра бражением: ваза и два профиля, старая и молодая женщина; унд секундомер.

Порядок выполнения. Исследование свойств восприятия цвета, и в выделения фигуры из контекста.

В первой части опыта демонстрируют полоски бумаги разных цве цветов. Опыт завершается выводом: одновременный цветовой кон контраст выражается в изменении цветового тона под влиянием окр окружающего цвета в сторону цвета, дополнительного к цвето-

вому фону.

Во второй части опыта студенты смотрят на картинку, замечая вре время смены изображений.

После обработки результатов студентам предлагаются вопросы для обсуждения.

Вопросы:

1. Закономерности возникновения и динамика существования образа на уровне ощущения, восприятия, представления.

2. Выделить влияние сенсорно-перцептивной организации личности на восприятие явлений окружающего мира.

Тема 12. Изучение воображения и речи.

Лабораторное занятие № 4.

Особенности воссоздающего воображения.

 

Цель: подтвердить положение о том, что воссоздающее во- ображение может проявляться у человека на основе восприятия слов, связного текста.

Оборудование: художественный и научный тексты.

Порядок выполнения. Испытуемым зачитываются два текста. Задача – внимательно слушать и представлять их содержание. Затем нужно проанализировать особенности приведенных текстов и ответить на вопросы: влияет ли текст на характер воссоздания содержания? Если да, то с чем это связано? Какой вид воображения представлен в данном случае?

После обработки результатов студентам предлагаются вопросы для обсуждения.

Вопросы:

1. Виды воображения и способы его исследования.

2. Особенности устной и письменной речи. Методы исследования речи.

3. Привести примеры деятельности творческого воображения из художественной литературы и обыденной жизни.

Тема 13. Черты личности как предмет психологического исследования.

Семинарское занятие № 6.

 

Вопросы:

1. Определить понятие «черты личности», дать характеристику изучения личности с позиций этого подхода.

2. Охарактеризовать черты личности, выделяемые в классических работах Айзенка и Кеттела.

3. Дать характеристику факторам второго порядка по Кеттеллу.

4. Выделить отличие типологического подхода и анализа черт личности.

 

Вопросы для рефератов и докладов:

 

1. Основные виды личностных опросников и их характеристика.

2. Связь выбора диагностического опросника с теоретической платформой исследователя.

3. Особенности личностного опросника MMPI, основные правила анализа и интерпретации данных в рамках данного подхода.

4. Теоретические основы опросника Х.Шмишека и ПДО.

5. Особенности опросников самоотношений В.В.Столина и С.Р.Пантелеева.

 

Форма контроля: Заслушивание рефератов и ответов на вопросы на семинаре.

 

Тема 14. Состояния личности и их диагностика.

Семинарское занятие № 7.

 

Вопросы:

1. Определить соотношение категорий состояний и черт личности.

2. Охарактеризовать функциональные состояния с которыми работают психологи.

3. Дать характеристику прикладных задач, связанных с функциональными состояниями личности.

4. Охарактеризовать основные методы диагностики функциональных состояний личности.

 

Вопросы для рефератов и докладов:

 

1. Основные виды методик, диагностирующих состояния личности: опросник САН, Спилбергера и Тейлора.

2. Связь выбора диагностического опросника с теоретической платформой исследователя.

3. Содержательная валидность и сферы применения опросника САН.

4. Состояния как психологическая категория.

5. Связь состояний личности с самоотношением.

 

Форма контроля: Заслушивание рефератов и ответов на вопросы на семинаре.

 

Тема 15. Изучение и диагностика темперамента и характера.

Лабораторное занятие № 5.

Исследование характерологических тенденций

 

Цель: установить преобладающие характерологические тенден- ден ции личности.

Оборудование: перечень 128 черт, предложенных Т.Лири для сос представления характерологического портрета человека, два рег регистрационных бланка.

Порядок выполнения. Исследование характерологических тен ден денций состоит из двух методик. На первом этапе используется мет методика самооценки испытуемым собственных свойств, а на ВТ втором – методика взаимооценки.

После выполнения методик студентам предлагаются вопросы сы для обсуждения.

Вопросы:

1. Что такое характер и как он связан со свойствами нервной системы?

2. Основания для выделения характера.

3. Привести примеры методов определения характера.

Тема 18. Составление индивидуальных и групповых психолого-педагогических коррекционных программ.

Лабораторное занятие № 6.

Технология составления коррекционных программ

 

Вопросы:

 

1. Составляющие коррекционной ситуации, их характеристика.

2. Технология разработки психолого-педагогических коррекционных программ.

3. Принципы построения программы.

4. Виды психолого-педагогических коррекционных программ.

5. Возможности включения психологической коррекции в учебный процесс.

 

 

Примерная структура составления коррекционной программы

 

 

  1. Цель. Развитие уверенности в себе у детей 7-9 лет.
  2. Задачи: - снятие страхов и тревожности; - развитие самостоятельности; - формирование умения отстаивать свою позицию; - развитие памяти; - развитие произвольного внимания; - снятие враждебности.
  3. Критерии отбора в коррекционную группу. Оценка памяти, мышления, внимания (в баллах). Предварительное тестирование. Выявление педагогически запущенных.
  4. Направления коррекционной работы и ее этапы. Вначале снятии е активных страхов и тревожности, затем – формирование положительного отношения к окружающим.
  5. Организация занятий. В группе не более 8 человек, весь учебный год.
  6. Тип занятий. Занятия проводятся 3 раза в неделю, по 45 мин., в групповой форме (индивидуальные по необходимости).
  7. Игры и упражнения. 7.1. Воспитание уверенности в себе. Упражнения: - рисование спиралеобразных линий для формирования уверенности руки; - «Клавиатура»; - пластилиновая живопись; - изображение настроения. 7.2. Коррекция зависимости от окружающих: - пальцевая живопись (пуантилизм); - кляксография; - обозначение предметов символами; - «Пиктография». 7.3. Развитие памяти: - игры на развитие памяти: «Пары слов», «Разведчики», «Недостающие картинки». 7.4. Развитие внимания: «Заметь все», «Пуговицы», «Маленькие обезьянки». 7.5. Снятие враждебности: - рисование самого себя; - «В магазине зеркал»; - «Встреча с другом».
  8. Оценка эффективности проведенной коррекционной работы. Повторное использование психодиагностической методики.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.71.21 (0.007 с.)