Средства измерений. Метрологические характеристики средств измерений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства измерений. Метрологические характеристики средств измерений.



Виды и м-ды измерений

В соотв-ии с межгосуд-ми реком-ями РМГ 29 м-д изм-ний- это прием или сов-сть приемов сравнения измер-ой вел-ны с ее единицей в соотв-ии с реализованным принципом измернияия.

Измерения классиф-ся: 1)по числу измер-ий в ряду измер-ий: однократные, многократные; 2)по характеру изменения получаемой инф-ции: статические, динамические, статистические; 3)по способу получения результатов измерений: абсолютные, относительные; 4)по способу получения информации: прямые, косвенные; 5)по способу комбинирования измеряемых величин: совокупные, совместные; 6)по характеристике точности: равноточные, неравноточные.

Прямые -это изм-ия, при кот-х искомое знач-е ФВ находят непосредственно из опытных данных. Q=X, где Q-искомое знач-е изм-ой вел-ны, а Х-знач-е, непосредственно получаемое из опытных данных. При прямых изм-ях экспериментальным операциям подвергают измеряемую вел-ну, кот-ю сравнивают с мерой непосредственно или же с помощью измер-ных приборов, градуированных единицах. Косвенные - это измер-ия, при кот-х искомую вел-ну опр-ют на основании известной зависимости между этой вел-ной и вел-ми, подвергаемые прямым измер-ям. При кос-ных измер-ях измеряют не собственно опред-мую вел-ну, а другие вел-ны, функционально с ней связанные.Q=f(X1,X2,X3,…),где Q-искомое знач-е косвенно измер-ой вел-ны, f-знак функциональной зависимости, форма которой и природа связанных ею вел-н заранее известны; X1,X2,X3,…-знач-е ве-н, измеренных прямым способом. Кос-ые измер-ия широко распрост-ны в тех случаях, когда искомую вел-ну невозможно или слишком сложно измерить непосредственно или когда прямое измер-ие дает менее точный рез-т. Совокупные- это производимые одновременно измер-ия нескольких одноименных вел-н, при кот-х искомую вел-ну определяют решением сис-мы управлений, получаемых при прямых измерениях различных сочетаний этих вел-н. Совместные - это производимые одновременно измерения 2-х или нескольких неодноименных величин для нахождения зависимостей между ними.

Основными характеристиками измерений являются: принцип измерений, метод измерений, погрешность, точность, правильность и достоверность измерений.

Принцип измерений - физическое явление или совокупность физических явлений, положенных в основу измерений. Например, измерение массы тела при помощи взвешивания с использованием силы тяжести, пропорциональной массе.

Метод измерений- совокупность приемов использования принципов и СИ. СИ являются используемые технические средства, имеющие нормированные метрологические свойства.

Погрешность измерений - разность между полученным при измерении X’ и истинным Q значениями измеряемой величины(∆=X’-Q). Погрешность измерения вызывается несовершенством методов и СИ, непостоянством условий наблюдения, а также недостаточным опытом наблюдателя или особенностями его органов чувств.

Точность измерений - это характеристика измерений, отражающая близость их результатов к истинному значению измеряемой величины. -1.

Правильность измерения определяется как качество измерения, отражающее близость к нулю систематических погрешностей результатов(т.е. таких погрешностей, которые остаются постоянными или закономерно изменяются при повторных измер-х одной и той же величины).Правильность измерений зависит от того насколько действительный размер единицы, в которой выполнено измерение, отличается от ее истинного размера, т.е. от того, в какой степени были правильны СИ, исп-ные для данного вида измерений.

Важнейшая хар-ка качества измер-й достоверность; она харак-ет доверие к рез-ам измерений и делит их на 2 категории: достоверные и недостоверные, в зависимости от того, известны или неизвестны вероятностные хар-ки их отклонений от истинных значений соотв-щих величин.

М-д непосредственной оценки - м-д измер-й, при котором зн-ние величины опр-ют непосредственно по показывающему СИ, т.е. по отсчетному устр-ву прибора прямого действия. Суть м-да: проводиться сравнение измер-ой вел-ны с мерой, принятой за ед-цу, но в данном случае мера заложена в измерительный прибор опосредованно, т.е. в явном виде меры нет. Прибор осущ-ет преобразование входного сигнала измер-ой инф-ции соотв-щего всей измер-ой вел-не. После чего и происходит оценка ее знач-ия. Q=x, где Q-измеряемая величина, х-показания прибора.

М-д сравнения с мерой хар-ся тем, что прибор исп-ют для сопоставления измеряемой величины с известной величиной, воспроизводимой мерой. Q=x+Xm, где Xm-вел-на, воспоизводимая мерой.

Разновидности м-да сравнения с мерой: 1) дифференциальный м-д: измеряемая вел-на сравнивается с однородной вел-ой, имеющей известное значение, незначительно отличающееся от значения измер-ой вел-ны и при котором измер-ся разность между этими двумя вел-ми. Формально в выражении Q=x+Xm, x≠0 => Q=Xm; 2) нулевой м-д измерения - м-д сравнения с мерой, в котором результирующий эффект воздействия измер-ой вел-ны и меры на прибор сравнения доводят до нуля. Формально Q=x+Xm, x=0 => Q=Xm. 3) м-д совпадений -м-д сравнения с мерой в которой значение измеряемой вел-ны оценивают используя совпадение ее с вел-ой, воспроизводимой мерой, т.е. с фиксированной отметкой на шкале ФВ.

В зависимости от одновременности или неодновременности возд-ия на прибор срав-ния измер-ой вел-ны и вел-ны воспроизводимой мерой, различают м-д измер-ий замещением и м-д противопоставлений. 4) М-д измерений замещением –м-д сравнения с мерой, в кот-м измеряемую вел-ну замещают мерой с известным значением вел-ны. 5) м-д замещения - это м-д сравнения с мерой, в кот-м известную вел-ну, воспроизводимую мерой после настройки прибора замещают измер-ой вел-ной, т.е. эти вел-ны возд-ют на прибор последовательно. 6) м-д противопоставления - м-д сравнения с мерой, в котором измеряемая вел-на и вел-на, воспроизводимая мерой одновременно воздействует на прибор сравнения, с помощью которого устанавливают соотнош-ие между этими вел-ми. 7) м-д измер-ий дополнением -м-д сравнения с мерой, в котором значение измер-ой вел-ны дополняется мерой этой же вел-ны с таким расчетом, чтобы на прибор сравнения воздействовала их сумма, равная заранее заданному значению. М-д может быть реализован как при замещении, так и при противопоставлении измер-ой вел-ны и меры.

Поверка и калибровка СИ

СИ- техническое средство, предназначенное для воспроизведения или измерения ФВ, имеющая МХ, воспроизводящая и/или хранящая единицу ФВ размер которой принимается неизменным,в пределах установленной погрешности, в течении известного интервала времени.

Поверка -совокупность операций, выполненных органами госуд-й метрологической службы и субъектами хозяйст-я, с целью определения и подтверждения соответствия СИ установленным требованиям.

Проводится государственной метрологической службой (ГМС), метрологическими службами государственных органов управления (ведомств, министерств и т.п.) и субъектов хозяйствования (предприятий, организаций - МСП) как для эталонных, так и для всех тех рабочих СИ, для которых она является обязательной. Организация и порядок проведения поверок СИ регламентируется ТКП 8.003-2011 «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Поверка средств измерений. Правила проведения работ».

Виды поверок:1 первичная ( проводится при выпуске СИ из производства или после ремонта или для ввозимых по импорту партий СИ )

2 периодическая (проводится через межповерочный интервал)

3 внеочередная( пров-ся до окончания срока действия периоди-ой поверки в случаях: если СИ вводится в эксплуатацию; при повреждении поверительного клейма,пломбы и др; )

4 инспекционная( проводится при осуществлении госуд-го метрол-го надзора или метрол-го контроля за состоянием и применением СИ )

5экспертная( при возник-ии спорных вопросов по МХ )

СИ, подлежащие поверке, делятся на две категории: СИ, подлежащие обязательной поверке, и СИ, подлежащие поверке по желанию владельца СИ.

Обязательной поверке с установленной периодичностью (межповерочным интервалом) подлежат СИ, применяемые в сфере законодательной метрологии. Такую поверку проводят юридические лица, входящие в государственную метрологическую службу. Обязательной поверки подлежат СИ, применяемые в отраслях торговли, здравоохранения, защиты и безопасности государства, строительства, с/х, и др. Первичной поверке подлежат СИ, перечисленные выше, за исключением:

- СИ, подлежащих метрологической аттестации;

- импортируемых СИ при наличии соглашения о взаимном признании результатов поверки, участницей которого является Республика Беларусь.

Перечень СИ подлежащих обязательной поверки содержится в Постановлении Госстандарта № 17

Также обязательной поверки подлежат СИ которые применяются при МА, поверки, калибровки СИ.

Межповерочные интервалы для указанных СИ устанавливает государственная метрологическая служба (ГМС) (в настоящий момент установлены в Постановлении Госстандарта № 17 от 16.03.2007).СИ не вошедшие в данный перечень могут подвергаться поверки или калибровки в порядке установленном владельца СИ.

Результаты поверки оформляются протоколом. Положительные результаты поверки удостоверяются нанесением оттиска поверочного клейма на СИ. Может выдаваться свидетельство о поверки.Если по результатам поверки СИ не удовлетворяет предъявленным к нему требованиям, то оно бракуется и выдается заключение о непригодности с перечислением причин. Если на СИ стоял оттиск поверительного клейма, он подлежит погашению, свидетельство аннулируется.

Поверка производится по определенной методике поверки. Методика поверки СИ состоит из основной и вводной части. В водной части указывают межповерочный интервал, объект регламентации и др. Основная часть состоит из разделов: операции поверки;- средства поверки;- требования безопасности;- условия поверки;- подготовка к поверке;- проведение поверки;- обработка результатов измерений;- оформление результатов поверки.

 

Калибровка- совокупность операций, которые служат для установления, при определённых условиях, соотношения м/у значениями величины полученной с помощью данного СИ и соответствующими значениями величины, воспроизв-х эталоном.

Задача калибровки -это передача СИ подвергнутому калибровки шкалы измерений от рабочего эталона в интересующем заказчика диапазоне при приемлемой неопределённости. Калибровка добровольная операция её могут выполнять не только органы госуд-ой метрол-ой службы, но и метр-ие службы предприятия, аккред-е на право выполнения калибровочных работ.При проведении калибровки применяются необходимые эталоны, кот. Должны использоваться только для этих целей. Периодичность калибровки СИ устан-ся владельцем с учётом рекомендаций аккред-й калиб-ой лабор-ии. Межкалибровочный интервал уста-ся в графиках калибровки СИ.

Оценка неопределённости результата измерений является одной из отличительных особенностей калибровки от поверки.

Порядок проведения калибровки:- рассмотрение предст-й документации;-разработка и согласование методики калибровки с заказчиком.;-проведение калибровки;-оформление результатов калибровки.

 

Результаты калибровки регистрируются в протоколах.Затем эти результаты переносятся в свидетельство о калибровки. Положительные результаты оформляются нанесением калибровочной этикетки или оттиска калибровочного клейма на СИ и эксплуатационные документы и выдаётся свидетельство о калибровки. При отрицательных результатах калибровки выдаётся протокол. Сроки проведения калибровки уст-ся на договорной основе, а при поверки они регламентируются Госстандартом.

 

Регистрация типов СИ.

Гос. реестр СИ организован с целью осуществления учета утвержденных типов СИ и содержание централизованного гос. информационного фонда. Ведет реестр БелГИМ.

Регистрации подлежат все СИ, СО состава и св-в, прошедших утверждение типа и допущенные к серийному производству. Здесь же регистрируются решения Госстандарта РБ о признании рез-тов испытаний и утверждении типа СИ, проведенных в др. государствах.

Формирование фонда позволяет проводить публикацию сведений об этих СИ и информировать о них заинтересованные предприятия и организации.

Основанием для исключения типа СИ из реестра явл-ся решение научно-технической комиссии по метрологии Госст-та, которое принимается, если СИ не освоено в серийном производстве более 3-х лет, либо в случае введения новых ТНПА, согласно которым СИ не удовлетворяет установленным требованиям.

13. ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ТОВАРОВ. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ.

Э –это исследование специалистом-экспертом каких-либо вопросов решение, кот-ых требует спец-ых познаний в области техники, науке, экономике, торговле и др.

Цель: на основе анализа кач-ва тов-ов опр-ть их потребительскую ценность, т.е. соц-ую эффект-сть, удобство пользования, безоп-сть потребления, эстетическое совершенство, надёжность в эксплуатации и др.

Э явл-ся элементом управления кач-ом и служит борьером на пути к потребителю некачественных, морально устаревших, неконкурентосп-ых товаров. (это задача Э).

Классификацию видов Э осуществляют по ряду признаков.

1. По объёму и анализу оценки: комплексная (проводится для всестороннего изуч-я и оценки кач-ва группы однотипных тов-ов, выпускаемых серийно для массового потреб-я) и оперативная (основ-ется на рез-ах предварительно провед-ых комплекс-ых Э).

2. По целям и задачам выделяют: экономич-я; технологическую; экологическую; товарную; судебно-правовую; Э в об-сти сертиф-ции.

В зависимости от объектов товарная Э бывает: продовольственная и непродов-ая.

В зависимости от цели проведения товарная Э бывает: контрактная; таможенная; страховая; банковская; консультационная; потребительская; оценочная.

Общий алгоритм, т.е. перечень и последовательность работ комплексной оценки кач-ва: 1) подача заявки 2) формирование требований к качеству товара 3) выбор номенклатуры ППК 4) выбор критериев оценки 5) выбор методов оценки ППК 6) оценка ПК 7) определение фактических значений ПК 8) расчёт относит-ых и удельных* значений (взвешенных) 9) расчёт комплексного ПК 10) оформление результатов экспертизы. *удельные значения опр-ся путем умножения относит-х знач-й на коэф-т весомости.

При проведении Э кач-ва тов-ов эксперты должны соблюдать принципы объективности, компетентности, независимости, системного подхода (заключается в обобщении, группировке и приведении в опред-ю сис-му данных необходимых для провед-я Э), эффективности, безопасности для потребителя и окр-й среды.

Заключение эксперта сост-т из трёх частей – вводной, исследовательской, выводов.

Во вводной части указ-ся номер и наименование дела, по кот-ому назначена Э, даётся краткое изложение обст-в, обусловивших назначение Э (фактич-е основание), приводятся: № и наимен-е Э; сведения об органе, назначившем Э; правовое основание проведения Э; дата поступления мат-ов на Э и дата подписания заключения; сведения об Э или экспертах; наимен-е поступивших на Э мат-ов; способ доставки, вид упаковки и реквизиты исследуемых объектов; вопросы, поставленные на разрешение эксперта.

В исслед-ой части заключения излагаются пр-сс экспертного исслед-я и его рез-ты и даётся научное обоснование установленных фактов. Здесь, в частности должны быть указаны состояние объектов исслед-я. Методы исслед-я и ТУ их применения, ссылка на спрравочно-нормативные мат-лы и литературные источники.

При идентифицированных исследованиях выделяются аналитическая стадия (раздельное исслед-е св-в объектов), сравнительная (установление совпадений и различий св-в объектов) и интегрирующая (комплексная оценка рез-ов исслед-я).

Вывод представляет собой ответы на поставленные перед экспертом вопросы. Вывод – это умозаключение эксперта, сделанное по результатам проведённых исслед-й на основе выявленных или предст-ых ему данных об исследуемом объекте и общего научного положения соответ-щей отрасли знания.

Основ-е треб-я, кот-м должен удовлет-ть вывод эксперта, можно сформулировать в виде след-х принципов: принцип квалифицированности; принцип определённости; принцип допустимости.

Для идентификац-х исслед-й хар-ны два вида выводов: об индивидуальном тождестве и о родовой (групповой) принадлежности.

При классиф-ых исслед-ях, т.е. когда устанавливается принадлежность объекта к какому-то классу, категории, даётся классификационный вывод.

При ситуалогических исслед-ях даются выводы о мех-ме события или его отдельных фрагментах, условиях и обстоятельствах.

Наиболее распространено деление логических форм выводов эксперта на след-е виды: категорические и вероятностные; о возможности и действительности; однозначные и альтернативные; условные и безусловные; утвердительные и отрицательные.

 

Виды ТНПА в области ТН и С

Законом РБ о ТН и С принятом в 2004 г. устанавливаются следующие основные виды ТНПА: 1) ТР 2) ТКП 3) стандарты, в том числе государственные стандарты, стандарты организаций 4) ТУ.

 
 

 


Госстандарт Минстройархитектуры    
ЮЛ и ИП

 
 

 

 


ТР -ТНПА, разработанный в процессе ТН, устанавливающий непосредственно и (или) путем ссылки на ТКП и (или) гос. стандарты РБ обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг;

ТКП –ТНПА, разработанный в процессе ст-ции, содержащий основанные на результатах установившейся практики технические требования к процессам разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг;

стандарт – ТНПА, разработанный в процессе ст-ции на основе согласия большинства заинтересованных субъектов ТНиС и содержащий технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг; международный стандарт – стандарт, утвержденный (принятый) международной организацией по ст-ции; межгосударственный (региональный) стандарт – стандарт, утвержденный (принятый) межгос-нной (региональной) организацией по ст-ции; государственный стандарт РБ – стандарт, утвержденный Государственным комитетом по ст-ции РБ; стандарт организации – стандарт, утвержденный ЮЛ или ИП;

ТУ –ТНПА, разработанный в процессе ст-ции, утвержденный ЮЛ или ИП и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или оказываемой услуге, включая правила приемки и методы контроля;

Вид стандарта –характеристика стандарта опред-щая его содержание в зависимости от объекта ст-ции.

Стандарты классиф-ся по видам: 1) основопологающий- стандарт, имеющий широкую область распространения и/или содержащий общие положения для определенной области. Основоп-щий стандарт может применяться непосредственно в качестве стандарта или служить основой для разработки других стандартов и ТНПА. Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-методические требования для определенной области деятельности и/или общетехнические требования и правила обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания продукции, процессов ее разработки и/или другие общие технические требования. 2) терменологический- основопологающий стандарт распространяющийся на термины к которым приводятся определения, а в некоторых случаях иллюстрации, примеры и т.д. 3) Стандарт на продукцию- стандарт, уст-щий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции, с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению. 4) стандарт на процесс -уст-щий требования которым должен удовлетворять процесс с тем чтобы обеспечить соответствие процесса его назначению. 5) Стандарт на услугу устанавливает требования, которым должна удовлетворять группа однородных услуг (услуги туристские, услуги транспортные) или конкретные услуги (классификация гостиниц, грузовые перевозки) с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению. 6) стандарт на методы контроля- стандарт уст-щий методы испытания иногда доплненые другими требованиями касающиеся испытаний, например отбор проб, использование статестических методов и порядок проведения испытаний. 7) стандарт на совместимость -уст-щий требования касающиеся совместимости продукции или системы. 8) стандарт с открытыми значениями- содержащий перечень характеристик для которых должны быть указаны значения или другие данные для конкретизации продукции, процесса или услуги.

ТР применяется одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции. Требования утвержденного ТР являются обязательными для соблюдения всеми субъектами ТНиС.

Гос-ные стандарты являются добровольными для применения. Гос-ные стандарты могут применяться на стадиях разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, а также при оказании услуг.

Гос-ные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки ТР, ТКП. Гос-ные стандарты полностью либо частично (или в виде ссылки на них) могут приводиться в тексте ТР, ТКП.

Если в ТР дана ссылка на гос-ный стандарт, то требования этого гос-ного стандарта становятся обязательными для соблюдения.

Если производитель или поставщик продукции (услуги) в добровольном порядке применили гос-ный стандарт и заявили о соответствии ему своей продукции (услуги) (использовав обозначение гос-ного стандарта в маркировке продукции, транспортной или потребительской таре, эксплуатационной или иной документации), а также если продукция (услуга) производителя или поставщика сертифицирована на соответствие требованиям гос-ного стандарта, соблюдение требований гос-ного стандарта для них становится обязательным.

Международные и межгосударственные (региональные) стандарты применяются в РБ, если их требования не противоречат законодательству РБ.

Международные и межгосударственные (региональные) стандарты вводятся в действие в качестве гос-ных стандартов в порядке, предусмотренном для гос-ных стандартов.

 

 

Правила разработки ТУ

ТУ- это ТНПА, разраб-ый в процессе станд-ции, утвержд-ый юр лицом или ИП и содерж-ий технич-ие треб-ия к конкр-му типу, марке, модели, виду реал-ой ими прод-ии или оказ-ой услуге, вкл правила приемки и методы контроля. Необх-сть разр-ки ТУ определяет разр-чик и/или изгот-ль прод-ии с учетом треб-ний заказчика. Треб-ия, устанав-мые в ТУ, не должны против-ть обязат-ым для собл-ия треб-ям НПА, распростр-хся на данную прод-ию. Срок действия ТУ устан-ет держатель подл-никаТУ, но он не может превышать 5 лет. Срок действия ТУ на опытную партию устан-ет прием-я комиссия или держатель подл-ка он не может превышать 2 года. Юр лицами или ИП при изгот-ии прод-ии могут прим-ся учтенные копии ТУ, держат-ми подл-ов кот-ых явл иные юр л или ИП.ТУ, держ-ми подлин-ов кот явл юр лица или ИП др гос-в - участн СНГ, по кот предпол-ся изгот-ть прод-ию, могут прим-ся изгот-ми только при наличии контракта (дог-ра) на приобр-ие комплекта технич докум-ии на данную прод-ию. Разработка ТУ: 1 Постр-е, излож-е, оформл-е в соотв-ии с ГОСТ 2.114, 2.105,2.602,СТБ 1221. Допускается оформлять ТУ на листах формата А4 без основной надписи и допол-ых граф. В этом случае обозн-ие ТУ указ-ют на каждом листе в правом верхнем углу, за искл тит-го листа. На тит-ом листе в правом ниж углу должно быть пред-но своб-ое место для оттиска штампа гос-ой рег-ии ТУ, кот содержит наим-ие органа гос-ой рег-ии, регист-ый № и дату рег-ии. В разделе «Методы кон-ля» должны указ-ся методы и средства контроля каждого пар-ра, нормы, требования и харак-ки прод-ии, кот-е устан-ны в разделах «Технич треб-я», «Треб-я безоп-ти» и «Треб-я охр окр среды». 2 Соглас-е: соглас-е ТУ с республ-ми орг-ми госуд-го управ-я пров-ся в случае, если это устан-но зак-ми РБ, декретами и указами През-та РБ или постанов-ми Совета Мин-ов РБ. Согл-ие ТУ осущ-ся в соотв-ии с перечнями админис-ых процедур, соверш-ых республ-ми органами госуд-го управ-ия в отношении юр лиц и ИП. Необх-ть соглас-ия ТУ с заинт-ми орган-ми опред-ся в ТЗ на разр-ку прод-ии либо в док-те, замен-ем его, а при их отсутствии – разраб-ком. Согл-ие ТУ подтв-ся подписью рук-ля согл-ей орган-ии на тит-ом листе под грифом «СОГЛ-НО». 3 Утвердж-е: Утв-ет ТУ рук-ль орг-ции изг-ля прод-ии, явл-ся юр лицом или ИП(держатель подл-ка ТУ) путем прост-ния подписи на тит-ом листе под грифом «УТВ-ДАЮ». При утв-ии и согл-ии ТУ указ-ся факт-ая долж-ть лица, утверд-го или соглас-го их,подписи должны быть заверены печатью. 4 Гос регист-я: в срок не более 6 мес с даты их утв-ия, осущ-ет Госстандарт или по его пор-ю уполн-ые им орган-ии. Держат-ем подл-ка (юр лица или ИП РБ) вместе с сопровод-ым письмом предост-я: подл-ик и копию ТУ;каталожный лист прод-ии, а если держат пол-ка юр лицо или ИП др гос-ва предост: учтенную копию ТУ,выданную держ-ем подл-ка ТУ, каталож лист прод-ии, копию контр-та на приобр-ие компл-та технич-ой докум-ии. ТУ подвер-я пров-ки в теч 9 раб дней, при положит результ ТУ присваив регистр №, держ-лю подл-ка ТУ, кот присвоен №гос регистр, возвращ подл-к с оттиском штампа гос рег-ии в правом нижнем углу тит-го листа. Обознач-е ТУ: Обоз-ие ТУ присв-ет разр-чик, сотоит:индекса вида ТНПА -ТУ;межд-го букв-го кода РБ – BY;кода держ-ля подл-ка ТУ по Ед-му госуд-му регистру юр лиц и ИП - 9 знаков; разд-го знака -точка; поряд-го регист-го № ТУ, присв-го держ-ем подл-ка (3 циф-х знака;разд-го знака – тире;года утвержд –4 цифры. Для обесп-я соотв-ия ТУ совр-му н-т ур, закон-ым и НПА держатель подл-ка ТУ проводит их период-ую пров-ку, не реже 1 раза в 5 лет. При необх-ти изм-ия или допол-ия треб-ий ТУ, продл-я,огранич срока их дейст-я, изм-ия их стр-ры и содер-ия держатель подл-ка ТУ осущ внес-е изм-й в на основ-ии извещ-я. Измен вносят путем замены листов, добав-я новых листов или искл-я отд-х листов, кроме тит-го листа,на нем исправ-я вносят рук-м или маш-ым спос-ом. Срок дейс-я ТУ продл-ся не более чем на 5 лет с даты введ извещ-я в дейс-ие, кроме ТУ на оп-ю пар-ю. В случ отмены ТУ организ-распоряд-м док-ом держатель подл-ка в теч 1 месяца пред-ет в Госстандарт или в уполн-ую им орган-ию инф-ию: об отмене ТУ; об увед-ии изгот-ей, примен-х учтенные копии ТУ для изг-ия прод-ии, об отмене ТУ. Дата введения ТУ в действие должна быть не ранее даты их го-суд рег-и. ТУ не разраб-я на: еденич прод-ю; состав-ые части изд-я, посатвл-е заказ-ом изд-я и изгот-ые по его констр-ой док-ии, запасн-е части изд-я; в-ва и мат-лы и полуфабр-ты, выпуск-ые в устан-ом объеме по прямому зак-у; прод-ю, предназ-ю только для экспорта,если налич ТУ не предус-о контактом; прод-ю прох-ю только проц фасов-я; прод-я по индивид-у зак-у; непродов-ые тов-ы народ-го потреб-я; отремонтир-ю прод-ю; сувениры и изд-я народ-х худож-х промыслов; наборы, в сос-в кот-х входят изд-я изгот-е по ТНПА. Гос реистр не подл ТУ: опыт-е обр-ы и опыт партии (за иск прод пит-я); технол-ие промыш-е и быт-ые отходы сырья, мат-во, полуфаб-ов; состав-ые части изд-я, полуфаб-ов, в-ва и м-лы, не предназ-е к самост-ой поставке; ед-ую прод-ю; простеш-е тов-ы народ-го потреб-я.

 

.

 

Система аккредитации Республики Беларусь(СА РБ)

Осущ-ние аккр-ции

Аккр-цию осущ-ют Государственный комитет по стандар-ции РБ или ОпоА.

Положительные рез-ты аккр-ции удостовер-ся аттестатом аккр-ции, кот.выдается аккр-ному ОпоС или аккр-ной ИЛ Госуд-ным комитетом по стандар-ции РБ или ОпоА.

Правила аккр-ции утверждаются Госуд-ным комитетом по стандар-ции РБ.

Аттестат аккр-ции -документ,удостовер-щий компетент-ть ЮЛ в выполн-и работ по ПС/провед-и испыт-й объектов ОС в определенной обл-ти аккр-ции.

В соотв-вии с нов.з-ном Нац.с-ма аккр-ции РБ - это совокупность уполномоченных госуд-ных органов, ОпоА, аккр-ных ОпоС и аккр-ных ИЛ (ц), НПА, в том числе ТНПА в обл-ти ТН и С, опред-щих процедуры аккр-ции и функционирование сис-мы в целом.

Задачи СА РБ:1)разраб-ка правил и процедур СА;2)приёмка уполномо-х ОпоА;3)аккр-ция ОпоС и ИЛ;4)установл-е общих принципов и критериев к оц-ке технич.компит-ти объекта по аккр-ции;5)провед-е инспекционного надзора и контроля за деят-тью аккр-го ОпоС и ИЛ;6)созд-е информацион.базы данных об объектах аккр-ции,их сферы деят-ти и технич.возмож-тях;7)созд-е и ведение реестра(это совокуп-ть данных о выданных аттестатах аккр-ции, внесении в них изменений и (или) дополнений, приостановл-и,возобновл-и,отмене,прекращении, продлении сроков их дей-я);8)аттестация экспертов по аккр-ции; 9)признание аккр-ции ОпоС и ИЛ,выполн-х ОпоА др.гос-в.

СА имеет свой знак наносимый на её документы.

Стр-ра НСА РБ: Сов. мин-в РБ, Гос-й комитет по станд-ции РБ, Нац. орган по аккр-ции РБ(БГЦА),Эксперты по оценке, технич. эксперты, аккредитованные орг-ции, совет по аккр-ции, комиссия по аппеляциям

Функции Нац.ОпоА (БГЦА):1)установл-е осн.полож-й и определ-е политики СА;2)орг-ция ведения,издания реестра СА; 3)провед-е аккр-ции ОпоС и ИЛ и инспекц-го надзора и контроля за ними;4)орг-ция подгот-ки аттестации экспертов по аккр-ции в соотв-вии с устан-ными треб-ями;5)взаимодей-е с м/унар.,регион.,госуд-ными и обществен.орг-циями;6)принятие реш-я о признании аккр-ции органов по ОС,выполн-х Нац.органами др.стран.

Совет по аккр-ции вырабатыв-т рекомендации по вопросам деят-ти СА.

Комиссия по апелляциям рассм-т поступившие жалобы и принимает по ним обоснованные реш-я.

Научно-технич. центр осущ-т ф-ции: разраб-ка, анализ и совершенствование СА; разраб-ка критериев оц. объектов аккр-ции; проведение экспертизы док-в по аккр-ции ведение реестров СА.

Аккредитованная ИЛ (ц) – юр. л., аккредитованное для проведения испытаний объектов ОС в определенной области аккредитации;(рассматр. заявки, формир-т комисси по аттестации ИЛ и ведет учет аттестованных ИЛ

Аккредитованный орган по сертификации - юридическое лицо, аккредитованное для выполнения работ по ПС в определенной области аккредитации;

Заявитель на аккредитацию - юридическое лицо, обратившееся с заявкой на аккредитацию;

Мероприятия, связанные с процедурами аккредитации, - осуществляемые Государственным комитетом по стандартизации РБ и органом по аккредитации мероприятия по контролю за выполнением аккредитованными органами по сертификации и аккредитованными ИЛ (центрами) требований Национальной системы аккредитации РБ и НСПСРБ;

Орган по аккредитации - государственная организация, подчиненная Государственному комитету по стандартизации РБ, которой в соответствии с настоящим Законом делегированы функции по аккредитации;

Процедуры

О по С должен обеспечивать проведение оценки соответствия продукции тем требованиям, которые предъявляются действующими стандартами при сертификации конкретной продукции.

О по С должны быть определены соответствующие стандарты или их отдельные положения, а также другие требования, касающиеся отбора образцов, испытаний и контроля, которые являлись бы основой для проведения сертификации по выбранной схеме.

При проведении процедур сертификации О по С должен, при необходимости, анализировать компетентность организаций или лиц, осуществляющих испытания, контроль и сертификацию систем качества.

Заключение договора с субподрядчиком

В том случае, когда О по С принимает решение о заключении договора на субподрядные работы, связанные с сертификацией, со сторонним органом или лицом (например, проведение испытаний или контроля), должен быть составлен и надлежащим образом оформлен договор, предусматривающий также вопросы конфиденциальности и разрешения конфликтных ситуаций.

О по С должен:

а) взять на себя полную ответственность за работу по субподряду и нести ответственность за выдачу, подтверждение, продление, приостановление или отмену действия сертификата;

б) предоставлять гарантии того, что сторонний орган или лицо, с которыми будет заключен договор, являются компетентными и отвечают требованиям стандарта;

в) получить согласие заявителя.

Руководство О по С, несущее ответственность за систему качества, должно определить и документально оформить политику в области качества, включая задачи и обязательства по обеспечению качества. Руководство О по С должно гарантировать, что его политика в области качества понимается, реализуется и поддерживается на всех уровнях организационной структуры.

О по С должен применять эффективную систему качества согласно стандарту, соответствующую характеру, срокам и объемам выполняемых работ. Система качества должна быть документирована, а документация должна быть доступна для использования персоналом О по С.

О по С должен гарантировать эффективную реализацию процедур и положений документированной системы качества.

О по С должно назначаться лицо, наделенноеполномочиями прямого доступа к руководству, которое, независимо от других обязанностей, должно иметь определенные полномочия, дающие ему право:

а) гарантировать, что система качества создана, реализуется и поддерживается; б) отчитываться о функционировании системы качества перед руководством О по С с целью анализа и внесения предложений по ее усовершенствованию.

Система качества должна быть документально оформлена в руководстве по качеству.

Персонал О по С должен быть компетентным при выполнении тех функций, которые на него возлагаются.

У персонала должны быть конкретные документированные инструкции, определяющие их обязанности и ответственность.

Для обеспечения эффективного и единообразного процесса оценки и сертификации О по С должны быть установлены требования к квалификации персонала.

О по С должен требовать от персонала, подписания договора, в соответствии с которым он берет на себя обязательства: а) соблюдать правила, касающиеся конфиденциальности и независимости от коммерческих или других интересов; б) сообщать о прошлых и (или) существующих связях с поставщиком или разработчиком продукции, представленной для сертификации.

О по С должен располагать полной информацией о квалификации, подготовке и профессиональном опыте каждого специалиста.

33.УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.30.41 (0.109 с.)