М-ды системного реш-я проблем в обл кач-ва: диаграмма родственных связей, матричная диаграмма, древовидная диаграмма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

М-ды системного реш-я проблем в обл кач-ва: диаграмма родственных связей, матричная диаграмма, древовидная диаграмма



Диаграмма родственных связей Применяется для систематизирования большого числа ассоциативно связанной информации. Японский союз ученых и инженеров в 1979 г. включил диаграмму сродства в состав семи методов управления качеством. Суть метода:м-д представляет собой творческий инструмент, который помогает уяснить нерешенные проблемы, раскрывая ранее невидимые связи между отдельными частями информации или идеями, путем сбора из разных источников бессистемно изложенных устных данных и их анализа по принципу взаимного сродства (ассоциативной близости).Последовательность действий: 1)сформировать команду из специалистов, владеющих вопросами по обсуждаемой теме; 2) сформулировать вопрос или проблему в виде развернутого предложения; 3)провести "мозговую атаку", связную с основными причинами существования проблемы или ответов на поставленные вопросы; 4)зафиксировать все высказывания на карточках, сгруппировать родственные данные по направлениям и присвоить заголовки каждой группе. Попробовать объединить какие-либо из них под общим заголовком, создавая иерархию. Достоинства метода:раскрывает родство между различными частями информации. Процедура создания диаграммы сродства позволяет членам команды выйти за рамки привычного мышления и способствует реализации творческого потенциала команды. Недостаткомсчитают наличие большого числа объектов анализа (неск-ко 10-в).  

Матричная диаграмма позволяет определить наличие и важность связей м/у элем-ми - задачами, функц-ми или харак-ками объекта рассмотрения. Она предст-ет собой табл., включающую элем-ты, м/у кот. необходимо установить связь. Часть ячеек табл. содержит исследуемые элементы, а в других располагаются символы или числа, указывающие наличие и силу взаимосвязи.Наиболее полезным и эфф-ным инструм-м матричная диаграмма является в случаях, когда необходимо установить взаимосвязь по принципу «многие ко многим».

Матричная диаграмма мож. иметь неск-ко вар-в представления. Варианты получили названия по латинским буквам алфавита.

Выбор вар-та диаграммы зависит от колич-ва списков элементов, м/у кот-ми необх-мо установить взаимосвязь.

L – матрица применяется для опред-я взаимосвязи элем-ов одного списка с элем-ми 2-го списка.

T – матр. примен-ся для опред-я взаимосвязи элем-в 1-го списка с элементами двух других списков.

X – матр примен-ся для сравнения 4-ех списков и попарного определ-я взаимосвязи кажд. списка с 2-мя другими.

C – матр применяется для определения взаимосвязи элементов трех списков одновременно.

Y – матр примен-ся для определ-я взаимосвязи элем-ов 3-ех списков, кажд. список сопоставл-ся с двумя другими.

Матрица типа «крыша» применяется для определения взаимосвязи м/у элем-ми одного списка.

Матричная диаграмма строится след. образом:

1) Определ-ся проблема, для решения которой мож. понадобиться матричн. диагр. – сопоставление элем-в различн. списков, выявление взаимосвязи м/у ними и силы этой взаимосвязи. 2) Формируется команда (не м. 4-х чел.) для проведения анализа проблемы и составления матричной диаграммы. 3) Определ-ся, что необх-мо сопоставлять с пом-ю матричн. диагр-мы. В рез-те этого действия мог.появ-ся 1, 2 и более списков элем-в, м/у кот. необх-мо установить взаимосвязь. 4) Выбирается подходящий вариант матрицы – L, T, Y … 5) Выбирается сис-ма обознач-й для представления силы взаимосвязи м/у сравнив-ми элем-ми списков (сильная, средняя, слабая связь). Система обозначений мож.б. числовой /символьной. Если выбирается символьн. сис-ма, то для кажд. символа необх-мо назначить весовой коэф-т, определяющий силу взаимосвязи. 6) Элементы из списков, составленных на шаге 3, размещаются в строках и столбцах матрицы, и выполняется попарное сопоставление элементов. В случае если команда решит, что м/у элементами существует взаимосвязь, в ячейке матрицы проставляется символ или число в соответствии с выбранной на шаге 5 системой обозначений. 7) Провод-ся оц. и анал. матричн. диагр. – выявл-ся элем-ты, кот. имеют малое колич-во связей с другими элем-ми, определяются ключевые элем-ты (имеют большое количество связей с другими элементами), выявляются элем-ты, взаимосвязь кот-х требует дальнейш исследования. Преим-ва: графическое представление взаимосвязи м/у различн. элем-ми, возможность быстро оценить силу взаимосвязи, возможность проводить многомерное сравнение элем-в списков. Недостат.: ограниченность числа сопоставляемых эл-в при увелич-ии числа сравниваемых списков.

Древовидная диаграмма (ДД) - инструмент, предназнач. для систематизации причин рассматриваемой проблемы за счет их детализации на различных ур-нях. Визуально диаг-ма выглядит в виде «дерева» - в основании диаг-мы нах-ся исследуемая проблема, от кот. «ответвляются» две или более причины, кажд. из кот-х далее «разветвляется» еще на 2/ более причины и т.д. Применяется ДД когда необходимо определить и упорядочить все потенциальные причины рассматриваемой проблемы, систематизировать рез-ты «мозгового штурма» в виде иерархически выстроенного логического списка, провести анализ причин проблемы, оценить применимость рез-в различных реш-й проблемы, выстроить иерархическую взаимосвязь м/у элем-ми диаграммы сродства и пр. ДД строится след. образом:

1. Определяется исследуемая проблема. Эта проблема будет являться основанием «ветвей» ДД. Проблему необх-мо формулировать ясно и четко, таким образом, чтобы не возникало двоякого толкования формулировки.

2 Устанавл-ся причины, кот. приводят к возникнов-ю рассматр-мой проблемы. Для этой цели может применяться м-д «мозгового штурма». Причины размещаются на одном уровне диаг-мы. Связь м/у исследуемой проблемой и причинами 1-го ур-ня отображается в виде линий. При выполнении данного шага необх-мо проверять обоснованность размещения причин на 1-ом ур-не.

3. Кажд. из причин 1-го ур-ня разбив-ся на более простые составляющие. Эти элем-ты будут явл-ся 2-ым ур-нем причин. Далее пр-сс повторяется до тех пор, пока кажд. из причин более высокого ур-ня может быть детализирована как min на 2 составляющие.

4. Проводится проверка обоснованности размещения причин на соответствующих ур-нях детализации для всей диаг-мы целиком. Если все причины размещены правильно и обоснованно, то на этом построение ДД завершается.

Преим-ва: наглядность и простота применения и понимания. ДД может легко сочетаться с друг. инструм-ми кач-ва, дополняя их. Недостатки: субъективность расположения элем-в на том/ ином ур-не детализации

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.007 с.)