Выбор темы и постановка проблемы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор темы и постановка проблемы.



Общие положения

Курсовая работа представляет собой:

· изложение результатов исследования с учетом вопросов теории и практики в пределах выбранной темы;

· авторский труд, самостоятельное творчество учащегося, формирование его личной позиции и практического подхода к выбранной теме;

· проявление и демонстрация учеником умения логично, аргументированно, ясно, последовательно и кратко излагать свои мысли.

· Цель написания курсовой работы: систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний ученика по учебной дисциплине.

Руководство и контроль за ходом написания, а также консультационную и методическую помощь ученику оказывает научный руководитель.

Работа над избранной темой требует от учащегося знаний основ методологии исследования, творческого мышления, прилежания. В курсовой работе должно найти отражение взаимосвязи теоретических положений с практикой, повседневной жизнью и деятельностью.

Написание курсовой работы - процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов:

· выбор темы;

· разработка рабочего плана;

· сбор, анализ и обобщение материалов исследования:

· оформление курсовой работы и её представление для проверки и получения отзыва;

· защита курсовой работы.

 

Выбор темы и постановка проблемы.

 

Тема курсовой работы выбирается в соответствии с интересами учащегося и согласовывается с преподавателем. Следует иметь в виду, что темы могут быть узкими и широкими. Выбирая узкую тему, ученик должен быть нацелен на глубокое исследование, обращение к специализированным источникам, анализ и обобщение информации по конкретной проблеме. Широкая тема предполагает исследование ряда смежных проблем. В обоих случаях исследовательская деятельность ученика выходит на первый план. При затруднении в выборе темы ученик может обратиться за помощью к преподавателю. Тема школьной курсовой работы не должна быть слишком широкой («Запорожское казачество») или слишком узкой, посвященной лишь каким- то частным проблемам.

Одновременно с темой курсовой работы продумывается и ее проблематика. Как известно, главный вопрос исторического исследования, это вопрос почему. Школьная курсовая работа также должна содержать попытку ответа на этот вопрос в рамках заданной темы. Например, если тема курсовой работы «Начальный период Великой Отечественной войны», то главной проблемой данной работы должен быть поиск ответа на вопрос о причинах поражения Красной Армии в начале войны.

 

3. Разработка рабочего плана

Следующим этапом подготовки к написанию курсовой работы является составление рабочего плана, позволяющего ученику четко организовать свою работу. Предварительно должны быть продуманы цели работы, ее структура, методика исследования, направления раскрытия вопросов. Рабочий план составляется в произвольной форме, представляется руководителю и с учётом сделанных им замечаний и предложений корректируется и уточняется.

Основные разделы плана: подготовительный этап, рабочий этап, заключительный этап.

На подготовительном этапе ученик решает задачу определения объема информации для написания курсовой работы, ее поиска и сбора. Поэтому в первый раздел плана должны быть включены пункты:

− выписки, конспектирование, ксерокопирование

информационных материалов;

− систематизация отобранного материала, его изучение;

− составление плана курсовой работы для его представления

научному руководителю.

− написание чернового варианта курсовой работы;

− работу над выводами по главам, параграфам;

− формулировку личностного отношения студента к исследуемой проблеме (на базе определения точек зрения различных авторов на проблему);

− определение и оформление научно-справочного аппарата работы (библиографии, цитат, сносок и т.д.);

 

 

Сбор материала по выбранной теме.

После выбора темы и определения проблемы составляется список литературы, содержащей необходимые сведения.Для этого целесообразно ознакомиться с обзорами литературы в периодических изданиях, историческими сайтами в интернете. После отбора необходимых для работы материалов следует наметить последовательность их изучения, что позволит более точно определить примерное содержание и структуру курсовой работы. При работе с источниками и литературой целесообразно на отдельных карточках или в тетради выписывать основные положения, примеры, выводы изученных произведений, точно указывая их авторов, названия, страницы. Необходимо отметить, что в случае возникновения сомнений в авторстве курсовой работы преподаватель имеет право потребовать предъявить эти подготовительные материалы.

 

5. Составление плана.

Определение содержания курсовой работы позволяет составить черновой вариант плана. Он состоит, как правило, из введения, двух-пяти пунктов основной части (могут иметь подпункты) и заключения. Формулировки пунктов плана должны быть ясными, чёткими, по возможности краткими. В процессе работы первоначальные их варианты, как правило, пересматриваются (могут быть включены новые вопросы, изменена последовательность и т.п.)

 

6. Работа над текстовой частью курсовой работы.

После составления плана рекомендуется определить логику изложения отдельных вопросов. Необходимо внимательное прочтение отобранной литературы с обязательным конспективным изложением сущности прочитанного, с выпиской отдельных цитат, записью собственных мыслей, возникающих во время чтения. Рекомендуется обдумать порядок изложения, формулировки пунктов плана, сверить с первоисточниками цитаты, которые будут приведены в курсовой работе, рассчитать объем курсовой работы в целом и её отдельных частей. Рекомендуемый объем – 18-20 стандартных страниц чистого текста т.е. без учёта титульного листа, плана и списка источников и литературы. При компьютерном наборе используется шрифт Times New Roman, 14-й размер, полуторный интервал.

Структура курсовой работы.

Курсовая работа имеет следующую структуру:

· титульный лист;

· содержание;

· введение;

· основной текст (главы, параграфы);

· заключение.

· приложения

Титульный лист

На титульном листе должно быть:

− наименование учебного заведения,

− обозначение характера работы (курсовая),

− тема курсовой работы;

− фамилия, имя, отчество учащегося,

− класс;

− фамилия, инициалы научного руководителя

− дата проверки и оценка;

− подпись научного руководителя;

− название города, в котором находится данное учебное заведение,

− год написания работы

Образец оформления титульного листа даётся в настоящих рекомендациях (приложение 1).

Содержание

После титульного листа следует содержание (лист не нумеруется). Слово «СОДЕРЖАНИЕ» размещается по центру страницы в виде заголовка прописными буквами. В содержании содержатся названия глав и параграфов с указанием страниц, на которых они расположены. Желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице. Содержание следует оформить в соответствии с образцом (приложение 2).

Введение

Введение имеет свои составные части, расположенные в определённой последовательности:

1. Актуальность темы, в которой автор объясняет причину, по которой та или иная проблема стала объектом рассмотрения. Вместе с этим тема должна иметь чёткое объяснение актуальности проблемы с точки зрения современности. содержать положения и доводы, свидетельствующие в пользу научной значимости решения проблемы, исследуемой в курсовой работе.

2. Далее во введении на основе состояния изучения проблемы формулируются предмет и объект исследования, которые отражают какую именно часть исторической проблемы будет исследовать автор и какие именно исторические способы и методы должны быть использованы при написании работы.

Объект исследования представляет область научной работы, в пределах которой выявлена и существует исследуемая проблема. Например, тема курсовой работы «Украинские земли в системе международных отношений во второй половине 17 века», объектом являются «международные отношения».

Предмет исследования более конкретен, чем объект. Именно на предмет исследования ориентируется курсовая работа, вследствие чего он непосредственно отражается в теме курсовой работы. Благодаря его формулированию в курсовой работе из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется часть системы или процесс, протекающий в системе, являющийся непосредственным предметом исследования. Например, согласно приведённой выше теме курсовой работы, в качестве предмета исследования могут быть выделены факторы, обусловившие основные векторы внешнеполитической деятельности государства.

3.После описания предмета и объекта ученик ставит перед собой цель исследования. Цель работы формулируется лаконично 1-2 предложениями, в которых автор говорит, что именно он будет рассматривать в своей работе.

4. В соответствии с основной целью следует выделить две-три целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной пели исследования. Формулирование задач исследования полезно ещё и в том отношении, что каждая из крупных целевых задач способна формировать отдельную главу курсовой работы. Это либо решение под проблем, вытекающих из общей проблемы, либо задачи анализа, обобщения, выявления, обоснования, разработки, оценки отдельных аспектов общей проблемы, решение которых ведёт к решению самой проблемы.

5.Следующим моментом работы является чёткий выбор хронологических рамок и их объяснение, то есть почему именно этот период был выбран исследователем для обработки.

6. Методологическая, теоретическая и информационная база исследования обычно носит стандартный характер и сводится к утверждению, что такую основу составили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области тех отраслей и направлений науки, к которым относится тема курсовой работы. Так, например, в исторических исследованиях принято упоминать в качестве основы историю, историю государства и права, историю мировой культуры, политологию.

Здесь же целесообразно выделить отдельной строкой использованные в курсовой работе методы исследования, такие, как статистические методы, метод сравнений и аналогий, метод обобщений, метод натурного моделирования, метод экспертных оценок и др. В данном подразделе введения надо указать учёных (украинских и зарубежных), которые занимались разработкой исследуемой проблемы.

К методологическим основам и методам исследования тесно примыкает подраздел «Информационная база исследования», который иногда включается в состав предшествующего ему подраздела. В нескольких строчках данного подраздела указывается, что в числе информационных источников курсовой работы использованы:

а) научные источники: данные и сведения из книг, журнальных статей, научных докладов и отчётов, материалов научных конференций, семинаров и т.п.;

б) статистические источники: отечественные и зарубежные статистические материалы, отчёты органов государственной, региональной, ведомственной статистики, материалы разных организаций, фондов, институтов и т.п.;

в) официальные документы: кодексы законов, законодательные и другие нормативные акты, в том числе положения, инструкции, доклады и т.п.;

г) результаты собственных исследований и т.п.

7. Научная новизна исследования играет особую роль. Признаки новизны и её конкретные элементы должны быть присущи только части курсовой работы. Учёные любят шутить по поводу того, что новое есть хорошо забытое старое.

Новое есть по определению то, что отличается от старого, уже известного. Поэтому, доказывая новизну исследования, надо использовать обороты: «отличающийся тем, что», «вновь полученный», «установленный автором», «развивающий ранее известное» и т. д.

 

Объем введения не должен превышать двух-трёх страниц

Заключение

В заключении подводятся итоги проведённого исследования, обобщаются основные положения и выводы, сделанные учеником в курсовой работе. По возможности указывается их новизна и практическая значимость

Оформление курсовой работы

Курсовая работа должна быть отредактирована и тщательно вычитана. Оформление работы должно отвечать действующим требованиям к изложению текстов. Общий объем работы не должен превышать 25-30 страниц машинописного или компьютерного текста, выполненного на одной стороне листа формата А 4 (210х297 мм).

Текст печатается через 1,5 интервала. Используется шрифт Times New Roman черного цвета с полуторным интервалом.

Абзацный отступ – 1,25 (5 знаков).

Напечатанный текст должен иметь поля: верхнее - 20 мм, правое - 10 мм, левое - 30 мм, нижнее - 20 мм.

Слово «СОДЕРЖАНИЕ» размещается по центру страницы в виде заголовка прописными буквами. Заголовки пунктов содержания (частей работы) записывают с прописной буквы строчными буквами. Заголовки пунктов содержания основной части работы должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться арабскими цифрами. Введение и заключение не нумеруются.

 

Нумерация страниц курсовой работы выполняется арабскими цифрами, начиная с титульного листа. На титульном листе и следующим за ним оглавлением, а также на первой странице введения номер не ставят. На последующих страницах номер проставляют в правом верхнем углу без знаков препинания.

Страницы должны иметь сквозную нумерацию, при этом титульный лист считается первой страницей, содержание – второй, введение – третьей и так далее. Номер страницы на титульном листе не проставляется.

Текст курсовой работы содержит грамматически и логически согласованную информацию по теме работы. Текст делится на главы, параграфы, пункты, имеющие заголовки и нумерацию арабскими цифрами. Для большей наглядности и сравнения показателей применяются таблицы, чертежи, схемы, диаграммы и т.п. Таблица имеет вертикальные графы и горизонтальные строки. Заголовки граф и наименование строк пишутся именем существительным в именительном падеже единственного числа.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определённых терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Таблица должна иметь заголовок, который помещается под словом "Таблица" и середине. Заголовок и слово "Таблица" начинаются с прописной (большой) буквы.

Для наглядности и лучшего понимания текста в работе помещают иллюстративный материал (фотохроника, чертежи, схемы, диаграммы и т.п.) Как правило, он располагается после текста всей курсовой работы. Таблицу и иллюстративный материал, размеры которых превышают формат А4, учитывают как одну страницу.

Наименование фотографии, карты, схемы, диаграммы и т.п. помещается сверху. Поясняющие данные к иллюстративному материалу помещаются под рисунком.

Весь иллюстративный материал нумеруется арабскими цифрами сквозной нумерацией. Каждое приложение должно быть выполнено на отдельном листе и иметь свой порядковый номер (Приложение 1, Приложение 2 и т.д.). Приложения помещают после списка литературы. Приложения не засчитываются в общий объем курсовой работы.

Цитата, приводимая без изменения авторского текста, должна быть взята в кавычки и иметь ссылку на источник в виде сноски. Также в обязательном порядке должны даваться ссылки на источники любой цифровой информации, мнения и высказывания исторических деятелей, историков и философов.

Существуют различные режимы размещения сносок. Для школьной курсовой работы рекомендуется режим постраничных сносок с нумерацией соответствующего источника в списке литературы и указанием страницы, откуда взята цитата. Например, [12, с. 234].

Завершается работа списком использованных источников и литературы. Он должен состоять не менее чем из пяти наименований, не являющихся учебниками или учебными пособиями. Сначала указываются использованные источники (документы, мемуары и т.п.), затем монографии и статьи в журналах сборниках в алфавитном порядке под номерами. Подробнее - см. приложение 3.

Возможные критерии оценки:

 

– «отлично» (10.11.12) выставляется ученику, показавшему глубокие знания, применённые им при самостоятельном исследовании избранной темы, способному обобщить практический материал и сделать на основе анализа выводы;

– «хорошо»(7.8.9) выставляется ученику, показавшему в работе и при её защите полное знание материала, всесторонне осветившему вопросы темы, но не в полной мере проявившему самостоятельность в исследовании;

– «удовлетворительно»(4.5.6) выставляется ученику, раскрывшему в работе основные вопросы избранной темы, но не проявившему самостоятельности в анализе или допустившему отдельные неточности в содержании работы;

- «неудовлетворительно»(1.2.3) выставляется ученику, не раскрывшему основные положения избранной темы и допустившему грубые ошибки в содержании работы, а также допустившему плагиат.

При получении неудовлетворительной оценки работа должна быть переработана с учётом высказанных замечаний и представлена на защиту в сроки, установленные руководителем.

 


Приложение 1.

Министерство науки и образования Украины

СОДЕРЖАНИЕ

Введение_________________________________________________________3

Раздел 1. Название раздела_______________________________________5

Раздел 2. Название раздела_______________________________________15

2.1 Название подраздела__________________________________15

2.2 Название подраздела__________________________________18

Раздел 3. Название раздела______________________________________20

Заключение___________________________________________________22

Список источников и литературы____________________________________

Приложение1.Название приложения___________________________________

Приложение2.Название приложения________________________________

 

 

Приложение3.

 

Форма 23

ПРИКЛАДИ ОФОРМЛЕННЯ

Общие положения

Курсовая работа представляет собой:

· изложение результатов исследования с учетом вопросов теории и практики в пределах выбранной темы;

· авторский труд, самостоятельное творчество учащегося, формирование его личной позиции и практического подхода к выбранной теме;

· проявление и демонстрация учеником умения логично, аргументированно, ясно, последовательно и кратко излагать свои мысли.

· Цель написания курсовой работы: систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний ученика по учебной дисциплине.

Руководство и контроль за ходом написания, а также консультационную и методическую помощь ученику оказывает научный руководитель.

Работа над избранной темой требует от учащегося знаний основ методологии исследования, творческого мышления, прилежания. В курсовой работе должно найти отражение взаимосвязи теоретических положений с практикой, повседневной жизнью и деятельностью.

Написание курсовой работы - процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов:

· выбор темы;

· разработка рабочего плана;

· сбор, анализ и обобщение материалов исследования:

· оформление курсовой работы и её представление для проверки и получения отзыва;

· защита курсовой работы.

 

Выбор темы и постановка проблемы.

 

Тема курсовой работы выбирается в соответствии с интересами учащегося и согласовывается с преподавателем. Следует иметь в виду, что темы могут быть узкими и широкими. Выбирая узкую тему, ученик должен быть нацелен на глубокое исследование, обращение к специализированным источникам, анализ и обобщение информации по конкретной проблеме. Широкая тема предполагает исследование ряда смежных проблем. В обоих случаях исследовательская деятельность ученика выходит на первый план. При затруднении в выборе темы ученик может обратиться за помощью к преподавателю. Тема школьной курсовой работы не должна быть слишком широкой («Запорожское казачество») или слишком узкой, посвященной лишь каким- то частным проблемам.

Одновременно с темой курсовой работы продумывается и ее проблематика. Как известно, главный вопрос исторического исследования, это вопрос почему. Школьная курсовая работа также должна содержать попытку ответа на этот вопрос в рамках заданной темы. Например, если тема курсовой работы «Начальный период Великой Отечественной войны», то главной проблемой данной работы должен быть поиск ответа на вопрос о причинах поражения Красной Армии в начале войны.

 

3. Разработка рабочего плана

Следующим этапом подготовки к написанию курсовой работы является составление рабочего плана, позволяющего ученику четко организовать свою работу. Предварительно должны быть продуманы цели работы, ее структура, методика исследования, направления раскрытия вопросов. Рабочий план составляется в произвольной форме, представляется руководителю и с учётом сделанных им замечаний и предложений корректируется и уточняется.

Основные разделы плана: подготовительный этап, рабочий этап, заключительный этап.

На подготовительном этапе ученик решает задачу определения объема информации для написания курсовой работы, ее поиска и сбора. Поэтому в первый раздел плана должны быть включены пункты:

− выписки, конспектирование, ксерокопирование

информационных материалов;

− систематизация отобранного материала, его изучение;

− составление плана курсовой работы для его представления

научному руководителю.

− написание чернового варианта курсовой работы;

− работу над выводами по главам, параграфам;

− формулировку личностного отношения студента к исследуемой проблеме (на базе определения точек зрения различных авторов на проблему);

− определение и оформление научно-справочного аппарата работы (библиографии, цитат, сносок и т.д.);

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.081 с.)