Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационно-правовые основы общественного контроля на выборахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Правовая основа организации общественного контроля на выборах В настоящее время в Российской Федерации на национальном уровне не существует специального комплексного нормативного акта об организации общественного контроля. Несколько законодательных инициатив находятся в стадии разработки, но ни одна из них пока не прибрела официальный статус. При этом некоторые законопроекты обладают доктринальным потенциалом и могут быть использованы для получения представления об основах организации общественного контроля на выборах[29]. В отсутствие специального правового регулирования, нормативной основой организации общественного контроля на выборах в основном являются положения Конституции Российской Федерации и избирательного законодательства. Конституционным основанием организации и осуществления общественного контроля являются положения частей 1 и 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации[30], предусматривающие возможность граждан участвовать в управлении делами государства посредством реализации права избирать и быть избранным. Также общие условия избрания федеральных органов государственной власти определены в статьях 81 и 96 Конституции Российской Федерации. Однако в силу объективной ограниченности объекта конституционного регулирования, основное значение для практической организации общественного контроля на выборах имеют федеральные законы, и, прежде всего, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основных гарантиях…»). Несмотря на свой так называемый «рамочный» характер, этот акт имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации при организации и проведении выборов любого уровня (часть 2 статьи 1 Федерального закона «Об основных гарантиях…»). Ему не могут противоречить иные нормативные акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации. Знание положений Федерального закона «Об основных гарантиях…» и особенностей их применения является необходимым для обеспечения общественного контроля при организации и проведения выборов любого уровня. Также имеет значение специальное регулирование избирательных отношений нормативными актами о конкретном виде выборов: · Федеральный закон от 19 января 2003 года №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»[31]; · Федеральный закон от 18 мая 2006 года №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[32]; · законы субъектов Российской Федерации о выборах депутатов (законодательных) представительных органов субъектов Российской Федерации, о выборах глав и иных выборных должностных лиц муниципальных образований, о выборах депутатов представительных и иных выборных органов местного самоуправления. В силу приоритета Федерального закона «Об основных гарантиях…», указанные законодательные акты не могут ограничивать права граждан и их объединений в сфере общественного контроля на выборах. Существуют иные правовые акты, регламентирующие особенности порядка организации и проведения выборов, например, акты избирательных комиссий по вопросам реализации избирательных процедур и совершения избирательных действий. Их знание может быть полезно для квалификации избирательных правонарушений. В частности, для эффективного контроля в сфере финансового обеспечения выборов определяющее значение имеют инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений, как правило, утверждаемые Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и избирательными комиссиями субъектов РФ перед очередной избирательной кампанией. ЦИК РФ регулярно принимает документы, разъясняющие правовые возможности субъектов общественного контроля на выборах. Также Постановлением ЦИК РФ от 12 мая 2011 г. №10/98-6 разъяснен порядок деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов Президента Российской Федерации. В то же время, такие акты, носят дополняющий характер, и для их применения требуется знание избирательных законов, прежде всего, Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…». Поскольку законодательство о выборах в основном имеет регулятивную, а не охранительную направленность и практически не регулирует вопросы привлечения к уголовной и административной ответственности, для организации действенного общественного контроля имеют значение акты, предусматривающие меры ответственности за совершение избирательных правонарушений: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (статьи 141, 141.1, 142, 142.1), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ (глава 5), а также процессуальный порядок их применения: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции», Федеральный закон «О прокуратуре» от 17 января 1992 г. №2202-I и др. В случаях, когда органы власти оказываются неспособными к эффективной защите избирательных прав граждан, могут быть применены неюрисдикционные (не связанные с инициативной деятельностью органов власти) формы защиты избирательных прав. К неюрисдикционным формам защиты могут быть отнесены: правозащитная деятельность институтов гражданского общества, публичные мероприятия, обращения в органы государственной власти и местного самоуправления, акты гражданской журналистики, самозащита и другие. Для эффективного контроля за их реализацией имеют значение следующие акты: · Федеральный закон от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»; · Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. №32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», правовые акты субъектов Российской Федерации о статусе региональных общественных палат; · Федеральный закон от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и др. В силу широкой практики международно-правового наблюдения и электорального сотрудничества на выборах, общественный контроль распространяется на сферу применения международных правовых актов. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Международный акт, имеющий статус ратифицированного международного договора на основании части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации имеет приоритет над внутригосударственными законодательными актами Российской Федерации. К таким международным актам, в частности, относятся: · Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.[33]; · Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.[34]; · Декларация о критериях свободных и справедливых выборов 1994 г.[35] · Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г[36]. Для организации международного наблюдения на выборах имеют значение следующие международные акты, действующие на территории России: · Руководство Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе по наблюдению за выборами (г. Варшава, апрель 1999 г.); · Декларация принципов международного наблюдения за выборами Организации объединенных наций от 27 октября 2005 года; · Рекомендации для международных наблюдателей от Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами (утверждены Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств от 16 мая 2011 г. №36-11).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.229 (0.01 с.) |