Тема: распространение семян в природе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: распространение семян в природе



Цель: опираясь на жизненный опыт и наблюдение детей, подвести их к выводу о путях распространения семян; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать интерес к окружающему миру

Оборудование: 1.таблица «Части растений»

2. таблица «Распространение семян дикорастущих растений в природе»

3. таблица «Птицы»

 

Ход урока

 

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Эмоциональный настрой: всё живое на Земле тянется к свету, Солнцу и теплу. Беседа: Давайте вспомним части растений Части растений: корень, стебель, листья, плод, цветок
Верно. Всё живое стремится к потомству. Как это происходит у растений? Растения сажает человек. Например: морковь, репу, цветы.
Чтобы вырастить овощи, что делают люди? Они сеют семена, из них вырастают растения.
У кого есть огороды, знают, что на грядке рядом с луком, свёклой, на клумбе с цветами вырастают ещё какие-то растения, которые никто не сеял. Что это? Это сорняки. Они растут сами.
Как они могут расти сами? Из ничего? Может быть, их семена попали вместе с семенами цветов?
Значит, человек специально сеет сорняки, чтобы потом их выпалывать? Нет. Эти семена попали в землю как-то по-другому.
Как? Давайте подумаем! Если вам трудно, попробуйте отгадать загадку: Носит одуванчик Белый сарафанчик, Подрастёт, нарядится В беленькое платьице, Лёгкое, воздушное, Ветерку послушное Это не загадка. Понятно, что речь идёт об одуванчике.
А нашли ли вы ответ на мой вопрос: кто сеет сорняки? Верно. Молодец! Но ведь не все семена могут летать «на парашютиках», как семена одуванчика. Да, я догадался. Это ветер. А у семян есть «парашютики», чтобы перелетать.  
Приходилось ли вам видеть на шерсти животных (собак, кошек, коров) семена растений? Да, я видел на хвосте собаки колючки от лопуха. А я видела, как наш кот вылизывает свой живот. На него налипли какие-то цепкие семена  
Ребята, а нельзя ли сказать, что некоторые семена растений (лопух, череда) имеют приспособления, благодаря которым они цепляются к шерсти животных, одежде людей, и переносятся на какое-то расстояние и расселяются по земле? Конечно, можно. Это второй способ распространения сорняков.
Подумайте, ребята, какое слово – синоним можно подобрать к слову: «пернатые»? Правильно. А какое отношение имеют птицы к нашему сегодняшнему разговору о распространении семян растений? Птицы.   Они клюют семена. Они клюют ягоды, а в них – семена. Я видела, как птица, я не знаю, какая, чёрная, клевала рябину.
Да, многие птицы (дрозды, снегири, свиристели) любят плоды рябины. Ну и что же из этого следует? Птицы растаскивают ягоды, роняют и как бы сеют семена в другом месте.
Правильно. А ещё птицы, склевавшие ягоды, могут улететь от этого дерева, кустарника, на достаточно большое расстояние. В помёте птицы семена оказываются не переваренными и обладают хорошей всхожестью. Вот ещё один способ распространения семян.  
Работа с учебником: Обобщение: Попробуйте обобщить, как же распространяются семена дикорастущих растений?     Первый способ – с помощью ветра (одуванчик); Второй – растения имеют семена с «крючочками». Они цепляются к животным и к одежде людей. Третий – семена распространяют птицы.
А как ещё распространяются семена дикорастущих растений, если у них нет ни «парашютика», ни «крючочков», если их не клюют птицы и не едят животные? Я видел, как лопалась коробочка «бешенного огурца», а семена летели в разные стороны. А я видела, как разлетались семена у акации, лишь только я коснулась сухого стручка.
Правильно. Такое явление мы можем наблюдать в природе у растений, семена которых собраны в стручок, коробочку (фасоль, горох, акация). Какой же вывод мы можем сделать?     Сорняки никто не сеет.
Так всё-таки никто? Ну, я хотел сказать, что люди не сеют сорняки. Они так приспособились, чтобы без помощи человека расселиться на Земле.
Домашнее задание: Изготовить гербарий дикорастущих растений. Собрать их семена для корма птицам.  
     

 

3. урок географии (2-ой класс), учитель: А.А. Рябикова

 

Тема: Подводное царство морей и океанов (урок-панорама)

Цель:?

Ход урока

 

Загадка о море Шириною широко, Глубиною глубоко, День и ночь о берег бьётся Из него вода не пьётся, Потому что не вкусна – и горька, и солона
Учитель По каким признакам вы определили?
Дети Называют признаки моря
Учитель   На доске: шторм - штиль Разве есть такой человек, который не любил бы море? Оно всегда прекрасно. И когда ветер превращает его в бушующую стихию, - как называется это явление? И когда оно спокойно дремлет в ясный день (подбери антоним к слову шторм) Одинакова ли глубина морей?
Дети Нет, у одних доходит до 5000 метров – Берингово море, а такое как Азовское – 14 метров.
Учитель Глубина и размеры океанов ещё больше, чем морей. Как можно сказать о море с научной точки зрения? Как бы вы сформулировали, сказали, о море?
Дети Это часть океана, которая вдаётся в сушу.
Учитель Сегодня мы с вами начнём долгое путешествие по подводному миру. В плавание мы с вами отправляемся на научно-исследовательском судне «Искатель». Итак, в путь! Пока мы плывём, выполним ряд заданий. Как назвать одним словом? Родник Море Ручей Река Океан Озеро Что вы заметили? Или что хотите сказать?
Дети Многие реки впадают в моря. Моря соединяются с океанами.
Учитель Почему же моря не переполняются и не заливают сушу? Вы помните наш разговор о животном и растительном мире пресных водоёмов? Какие особенности имеют водные растения?
Дети Мягкий стебель. Все вещества и кислород для дыхания растения берут из воды. На свету растения выделяют газ – кислород.
Учитель У кого есть аквариумы, видели, как с тонких листочков водорослей поднимаются пузырьки воздуха. Как приспособились различные животные к водной среде?
Дети Рыбы и моллюски дышат жабрами – добывают кислород из воды. Рыбы имеют обтекаемую форму тела, плавники, хвост – руль. Одни любят стоячую воду (карась), другие быструю, горную реку (форель).
Учитель (с опорой на карту) Наш корабль вышел из Мурманска. Мы плывём по Баренцеву морю. Затем, на нашем пути Карелия, море Лаптевых, Восточная Сибирь, Чукотка, и через Охотское море в Японское море.
Вывод Моря и океаны – это дороги для кораблей, ведущие во все страны света и колоссальные кладовые, где скрыты огромные богатства.
Табличка: Каменный век Учитель С какой целью я записала это словосочетание?
Дети (в ходе беседы с учителем, м.б. специально подготовленные, м.б. по материалу пройденного ранее. Дарами природы человек привык пользоваться в каменном веке, в первобытные времена. Он брал из моря то, что легко взять руками, не отплывая от берега. С берега нельзя было узнать о сложной жизни моря, поэтому люди раньше верили в тайны моря и представляли, что оно населено таинственными существами: Морским царём, русалками.
Учитель И вот владелец подводного царства перед вами. Он приглашает вас в своё царство. В те далёкие времена люди тоже интересовались жизнью под водой. Уже тогда древнегреческий философ-естествоиспытатель Аристотель приобрёл прибор для спуска под воду. В наши дни техника шагнула далеко вперёд. И сейчас при помощи такого прибора – батискафа мы опустимся в толщу воды – батисферу. С чего начинается жизнь в морях и океанах?
Дети Высказываются по вопросу
Учитель На доске: рисунок планктона   А что это за полупрозрачная кашица, похожая на жидкий голубоватый кисель? Это планктон – живое чудо морей и океанов, состоящий из очень маленьких рачков, медузок, червячков, икринок, личинок рыб, моллюсков. Они как бы парят в воде. Плавают с помощью ветра и течения. В переводе с греческого означает «блуждающий». Рассмотреть можно с помощью микроскопа. Они делают три важные вещи:
  1. Выделяют в процессе жизни кислород;
  2. Могут расти и размножаться, не употребляя в пищу никакие другие живые организмы;
  3. Главная пища рыб и китов. Планктон очень питательный (белки, жиры, витамины)
На доске: рисунок подводного мира Учитель Как вы видите, подводный мир растений так же богат и разнообразен, как и наземный. Начнём разговор о водорослях. Что вы знаете о них?
Дети Рассказывают
Обобщение Водоросли: - сине-зелёные – триходесмиум; - зелёные – морской салат; - бурые – фукус; - красные – филлофора Недалеко от берега встретим морскую капусту (её листовидные зелёные пластинки похожи на лопух, шириной 20 – 30 см). Рост их объясняется большим содержанием питательных веществ в иле. Люди употребляют консервы из морской капусты. А кто это устроился на листах капусты?
Дети Морские ежи
Учитель Они очень похожи на своих сухопутных тёзок. Морские ежи лежат на дне моря, увидев врага, они тут же раздуваются, как шары, и поворачивают все иголки в сторону врага. Бурые водоросли наиболее крупные. Фукусы достигают в длину 3 метра и толщину – 10 см. Растут, прикреплённые к камням. Одно из таких водорослей очень знаменито. Оно называется Саргассум. Может кто-нибудь из вас знает что-то про эти водоросли?
Дети Рассказывают про Саргассово море
Учитель Красные водоросли разнообразны по размерам. Они прикрепляются к ракушкам или другим водорослям. Филлофора очищает воду.
На доске: Красное море Учитель Как вы думаете, почему я написала название именно этого моря?
Вместе с детьми Многие моря получили название от водорослей (водоросль - триходесмиум), которые в период цветения приобретают красный цвет. Краснеет и вода в море. Отсюда и его название.
Задание: Сравните наземные растения и подводные растения
Учитель Водоросли нужны обитателям подводного мира и людям. Морские водоросли используются в медицине – йод; в спорте – для изготовления боксёрских перчаток; в питании – консервы; для корма скота; в производстве – для изготовления пластмассы, шампуни. Моря и океаны населены от поверхности до дна глубочайших впадин. Всюду можно встретить животных, так удивительно приспособленных к различным условиям жизни. Вот в морской глубине висят с виду совсем безобидные прозрачные медузы. Так ли они безобидны? Расскажите о них?
Дети Рассказывают.
Учитель А это – летучая рыба. Рыба как рыба, только грудные плавники у неё длиннее и плотно прижаты к телу. Но вот опасность, и рыбка разогнулась и выпрыгнула из воды. А теперь отгадайте загадку: Ты со мною не знаком Я живу на дне морском, Голова и восемь ног Вот и весь я – (осьминог) Что вы можете рассказать о нём?
Дети Он меняет цвет. И всё, что знают
Учитель А как отличить осьминога от кальмара?
Дети У осьминога восемь щупалец, а у кальмара – 10.
На доске: Рыбы-хищники Учитель Удильщик – живёт в большой глубине, куда не доходит солнечный свет. Рассмотрите эту рыбку, что вы видите?
Дети На голове у него толстый длинный усик, а на конце маленький фонарик
Учитель У какого животного подводного мира дыхание лёгочное, как у наземных млекопитающих?
Дети Киты
Учитель     На доске: морской петух; рак; дельфин Учитель Киты: зубастые (кашалоты, дельфины); беззубые, или усатые (у них нет зубов, а с верхней челюсти свешиваются два ряда роговых пластин) (китовый ус). В нижней части роговые пластинки, как бы бахрома из отделяющихся прочных нитей – это аппарат, добывающий планктон.     Как вы думаете, почему я объединила этих животных в одну группу?
Дети Они издают звуки.
Учитель Рыбы прекрасно слышат в воде и разбираются в значении звуков. Они собираются в стаи под одним сигналом и бросаются врассыпную по другим.
Вывод В океанах и морях, как на суше, существует живая цепочка: Растения – основа жизни животных; Ракообразными питаются рыбы и киты; Мелких рыб поедают крупные; Кальмаров истребляют кашалоты. Все они части единого подводного мира.

 

4. урок математики (1-ый класс), учитель: Н.В. Занфос

 

Тема: Римская нумерация

Цель: Формировать представления о римских цифрах; развивать логическое мышление, внимание, речь, умение обобщать, делать выводы

 

 

Ход урока

 

Учитель Учащиеся
Однажды приснился Незнайке сон. Будто попал он в дремучий лес, из которого выхода нет. Испугался Незнайка. Но добрый Лесовичок, сидевший на ветке, успокоил его, сказав, что он благополучно вернётся домой, если справится с заданиями, которые будут встречаться на его пути. На тропинке увидел Незнайка геометрические фигуры:     Игра «Данетки» (Дети задумывают фигуру, другие дети, или учитель её отгадывает, затем меняются ролями) - Эта фигура состоит из нескольких отрезков? - Можно её назвать замкнутой ломанной? - В этой фигуре все углы прямые? - Сторон три? - У этой фигуры 5 углов? - Это пятиугольник? II. Пошёл Незнайка дальше и глазам своим не верит: на дереве висят часы (модели циферблата с арабскими и римскими цифрами) Чем отличаются эти часы друг от друга?   На первых часах числа записаны известными тебе арабскими цифрами. Запиши их     Рассмотрите цифры, которыми записаны числа на вторых часах. Сколько разных цифр ты нашёл?     Верно. Это римские цифры: I – один – 1 V – пять – 5 X – десять – 10 При помощи этих цифр можно записать числа от 1 до 39 Можно числа 1 и 5, записанные арабскими цифрами, назвать однозначными? А число десять?   Можно ли назвать число 10 двузначным, если оно записано римскими цифрами?   Посмотрите внимательно на первые и вторые часы. Как записано число два римскими цифрами? А число три? Что вы можете о них сказать? Какое действие использовали в римской записи, чтобы получить эти числа?     Есть ли на вторых часах число двадцать?   А как бы вы записали с помощью римских цифр 20 и 30?   А какой знак можно записать меньшее количество раз для записи этих чисел?   Верно. А какое действие мы выполняем, чтобы получить эти числа?   Сегодня мы познакомились только с тремя цифрами римской нумерации. Что самое важное вы заметили?   Есть ли отличия между числами, записанными римскими цифрами, и числами, записанными арабскими знаками?     Где вы встречались с римской нумерацией?       – Да   – Да – Нет – Нет – Да – Да     – Циферблатом отличаются. Цифры разные. – Время разное показывают. – На часах, что слева, цифры знакомые, а справа я не знаю, что за палочки.   – Это цифры от 1 до 10 – Нет, я считаю, что 10 – это не цифра, а двузначное число. А цифр всего 10: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9. С их помощью мы можем записать бесчисленное множество чисел.     – Я нашёл такие цифры: I II III V VI – А я считаю, что здесь используются только три цифры: I V X, а числа составлены из них.   – Да, это однозначные числа. Для их записи используется только одна цифра (знак) – А это число двузначное. Для записи числа десять используется два знака: 1 и 0 – Я думаю, что Х – это однозначное число, ведь оно записано с помощью одной цифры.   2 – II – два   3 – III – три – число II – двузначное, а III – трёхзначное. – Чтобы записать число два, поставили рядом I и I и сложили: один + один = два (I + I = II) III – I + I + I – Числа двадцать нет, хотя двадцать часов – это восемь вечера. – Можно четыре раза написать цифру V – 20 и шесть раз цифру V – 30   – Х – десять. ХХ – двадцать; ХХХ – тридцать.   Мы складываем   – Важно отличать цифры и числа. А то можно легко запутаться. – Цифр (знаков) намного меньше, чем чисел. Чисел бесконечное множество.   – Да, отличи есть. Нужно быть очень внимательными, когда мы говорим: «однозначное», «двузначное» число. 2 – однозначное II – двузначное 10 – двузначное Х – однозначное   – Я видел римские числа на циферблате часов у папы – А я видела в книге, там главы обозначены с помощью римских цифр.

 

Заключение

 

Конференция, проведённая 12 мая 2006 года в гимназии № 1 г. Воскресенска показала высокую заинтересованность учителей, долгое время работающих по системе Л.В. Занкова. Они высказались за то, чтобы такие конференции проводились регулярно, поскольку они полезны для профессиональной рефлексии педагогов, повышения эффективности их труда. Коллеги получили опыт обсуждения своих профессиональных проблем, наметили пути взаимодействия и взаимной помощи. Кроме того, конференция дала возможность проанализировать систему Занкова в целом и отдельные её приёмы в частности, определить актуальные направления научных исследований в русле развивающего обучения.

Содержание

Введение  
Система общего развития школьника Л.В. Занкова  
Система развивающего обучения Л.В. Занкова в свете генезиса дидактической мысли  
Зависимость качества обучения от соотношения репродуктивных и продуктивных методов  
Методические приёмы и средства реализации системы Л.В. Занкова  
Значение уроков трудового обучения в развивающей системе Л.В. Занкова  
Разработки уроков, построенных по системе Л.В. Занкова  

 

 


[1] Тайттирийа упанишада 2.7 – 9

[2] Бхагавадгита 6.7 – 9

[3] Акарангасутра 1.174

[4] Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие/сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1988. – С.339.

[5] Там же. – С.331, 351.

[6] Там же. – С.331 – 358.

[7] Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие/сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1988. – С.347.

[8] Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – 3-е изд. О начальном обучении Глава I. Проблема начального обучения. М.: Дом педагогики, 1999.

[9] Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – 3-е изд., О начальном обучении. Глава I. Проблема начального обучения. Построение начального образования и общее развитие учащихся. М.: Дом педагогики, 1999.

[10] Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – 3-е изд. Дидактика и жизнь. Глава III. О путях развития дидактики как науки. Педагогика и психология. М.: Дом педагогики, 1999.

[11] Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – 3-е изд. О начальном обучении. Глава I. Проблема начального обучения. Общий характер начального обучения. М.: Дом педагогики, 1999.

[12] Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – 3-е изд. Дидактика и жизнь. Глава I. Целое и часть в обучении. О систематичности в обучении. М.: Дом педагогики, 1999.

[13] Там же.

[14] Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – 3-е изд. О начальном обучении. Глава I. Проблема начального обучения. Построение начального образования и общее развитие учащихся. М.: Дом педагогики, 1999.

[15] Л.В. Занков. Там же.

[16] Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – 3-е изд. Дидактика и жизнь. Глава II. Учебная задача, способы обучения и его результат. М.: Дом педагогики, 1999.

[17] Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – 3-е изд. Дидактика и жизнь. Глава I. Целое и часть в обучении. О систематичности в обучении. М.: Дом педагогики, 1999.

[18] Занков Л. В. Избранные педагогические труды. — 3-е изд.,— Глава II. Методика исследования. М.: Дом педагогики, 1999.

[19] Занков Л.В. Избранные педагогические труды. — 3-е изд. — О начальном обучении. Глава I. Проблема начального обучения. М.: Дом педагогики, 1999.

[20] Занков Л.В. Избранные педагогические труды. — 3-е изд. — О начальном обучении. Глава I. Проблема начального обучения. М.: Дом педагогики, 1999.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.045 с.)