ТОП 10:

Гендерные особенности проявления творческих способностей.



 

 

К сожалению, гендерная специфика одаренности детей дошкольного возраста, ее проявления и развития практически не изучена. Но еще Л.С.Выготский указывал, что особенности возрастной динамики связаны с расхождением трех линий развития: общеорганического, социального и полового (гендерного). Зачастую игнорирование этих линий развития приводит к тому, что девочка (будущая женщина) начинает сталкиваться с противоречивыми гендерными стереотипами именно в общественно обусловленной системе воспитания

Особо выделяется такой вид одаренности, как творческая одаренность. Существует много разногласий о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Одни специалисты полагают, что креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента: существует лишь один вид одаренности —творчество, если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности [9,10,15]. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Многие исследования показывают, что дети дошкольного возраста с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в педагогах и окружающих людях: отсутствие внимания к условностям авторитетам; большая независимость в суждениях; отсутствие внимания к порядку и должной организации работы; яркий темперамент [7]. Целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные образовательные программы и воспитательно-образовательный процесс дают мало возможностей для ее проявления и развития.

Исследования литературных источников о жизни художников (Леонардо да Винчи, П. Пикассо, С. Дали, З. Серебрякова, М. Башкирцева) позволяют сделать вывод, что для творчества важна андрогиния, обретение которой возможно при идентификации мальчика преимущественно с матерью или другими личностями женского пола в окружении будущего творца, а девочки - с отцом. Исследователи одаренных детей отмечают, что они в гораздо большей степени, чем менее способные сверстники, соединяют в себе свойства, характерные как для собственного пола, так и для противоположного (психологическая андрогиния) [15]. Творчески одаренные мальчики обладают многими чертами, стереотипно считающимися женскими, - чувствительностью, ярко выраженным эстетическим началом и т. д. С другой стороны, творчески одаренные девочки проявляют многие, традиционно считающиеся мужскими, качества - независимость, самоутверждение, честолюбие. Вместе с тем, исследования позволяют сделать вывод, что для успешности творчества в личности должны взаимодополняться мужское и женское начала. Творческие личности отличаются тем, что при решении задач пользуются обоими полушариями мозга, т. е. обладают холистическим мышлением (Л. С. Выготский, Дж. Гауэн, А. Маслоу, Дж. Гилфорд, Э. Боно, Р. Б. Хайкин, Д. Ландрам) [15].

Но достаточно жесткие социокультурные требования к мужской модели поведения помогают мальчику сохранить и усилить в период окончательного становления идентичности мужские личностные проявления. Для девочки же изначальная женственность и последующая близость с женственной матерью и окружением своего пола, не отличающимся личностными проявлениями, стереотипно считающимися мужскими, способствуют становлению феминнойженщины, но оказывают негативное влияние на становление женщины в дальнейшем как активной и независимой личности, способной реализоваться в творчестве, особенно гениальном. В то же время, близость с отцом, идентификация с ним позволят девочке дошкольного возраста приобрести независимость, активность, необходимые качества для реализации себя в творчестве, но сделают ее более логичной, менее чувственной, а значит, успешной в мыслительной деятельности, а не в художественном творчестве. Протоженственность затруднит для многих девочек дошкольного возраста приобретение качеств, необходимых для реализации себя в гениальном художественном творчестве. Для того, чтобы одаренная девочка сохранила потенциал в творчестве ей необходимо идентифицироваться с обоими родителями [3,10,15].

Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста, связанный с пониманием гендерных особенностей проявления одарённости, бережное отношение к ним, создание среды для их развития, системы психолого-педагогической поддержки — вот основные пути решения обозначенной проблемы. Гендерный подход в любой сфере предполагает, что различия в поведении и воспитании мальчиков и девочек определяются не столько их физиологическими, биологическими, анатомическими особенностями, сколько социально-культурными факторами. [4]. Изучение гендерных особенностей детей дошкольного возраста и развитие одаренности имеет не только теоретическое, но и огромное практическое значение для таких сфер как семья, различные воспитательные институты. Значительный вклад в разработку проблем гендерного воспитания внесли И.С. Кон, А.В. Мудрик [6].

Так, изучение Н.К.Радиной особенностей самооценки детей двух возрастных групп (старших дошкольников и младших школьников) показало, что девочки дошкольного возраста характеризуются более высоким уровнем самооценки, самопринятия, нежели мальчики. Резко меняются характеристики самосознания на следующем возрастном этапе: у мальчиков — и формальных, и неформальных лидеров в своих группах — наличествует высокая самооценка, тогда как у девочек-лидеров она отсутствует. Эти девочки воспринимают себя как нелюбимых и отвергаемых группой. Более того, уже к третьему классу формальные и неформальные лидеры ориентируются в своем поведении именно на мужские формы [5].

Девочек реже нацеливают на высокие достижения, они получают менее развернутую оценку своих действий, нежели мальчики. Педагоги считают, что одаренные мальчики превосходят своих одаренных сверстниц. Девочек характеризуют как менее развитых (любознательных, изобретательных), покладистых, доверчивых. Проявления независимости в суждениях, оригинальность мышления у одаренных детей дошкольного возраста иногда вызывает отрицательную реакцию педагогов. Те же самые характеристики у мальчика позволяют педагогам их относить к категории способных детей. Такое отношение порождает эмоциональные проблемы одаренных девочек. В результате многие одаренные девочки начинают отрицать свои способности, объясняя свои успехи внешними условиями. Они маскируют свою одаренность, чтобы быть принятыми окружающими [8,12].

Зарубежные авторы также свидетельствуют о различном отношении педагогов к одаренным мальчикам и девочкам дошкольного возраста: педагоги большее внимание уделяют мальчикам, чаще отвечают на их вопросы, поощряют их нестандартные ответы и решения. Предубежденность педагогов отражается и на оценке работы детей. Сексистский характер присущ и пособиям, литературе для чтения и т.д.: мальчики чаще изображаются в них главными действующими лицами, совершающими смелые, независимые поступки. Даже иллюстрации носят дискриминационный характер, так как на них в 66 % изображены мальчики и мужчины, тогда как девочки и женщины в 13%. Такая дискриминация носит косвенный характер, прямо неполноценность женщины никем не признается, что еще больше усугубляет положение [5,8].

Дж.Фримэн, утверждает, что проявления одаренности связаны с качествами и свойствами личности. Анализируя в своей статье «Обзор современных представлений о развитии способностей'» состояние науки в области психологии одаренности, выделяет некоторые личностные особенности одаренных детей дошкольного возраста [8]. При этом Дж.Фримэн также подчеркивает роль гендерного фактора. Девочки часто недооценивают свои способности. Показано, что часто этот факт связан с ожиданиями родителей, зависящими от гендерных стереотипов. Девочки, имеющие равно высокий творческий потенциал с мальчиками, отличаются от них в социально-эмоциональном плане. Они сильнее подвержены депрессивным настроениям. Дж.Фримэн делает акцент на роли в развитии способностей детей позитивных, положительных эмоций [8]. Страх способен парализовать любые проявления детей дошкольного возраста, такие как любопытство и любознательность. Среди личностных качеств индивидов, добившихся значительных успехов, Дж.Фримэн обращает внимание на эмоциональную стабильность, высокую продуктивность, мотивацию, увлеченность, низкий уровень тревожности. Однако, очень способные дети имеют проблемы. Стрессы одаренных детей могут способствовать развитию депрессии, невротизации и т.д., вот почему необходимо учитывать гендерные особенности детей. В случае, если в процессе обучения способных детей их потенциал не замечается и не используется в полной мере, возникают эмоциональные проблемы. Нередко особенности одаренного ребенка социумом воспринимается как аномальные, даже как признаки отставания, неприспособленности. Эти особенности следующие: трудности в нахождении близких по духу друзей; проблемы участия в играх сверстников, которые им неинтересны; проблемы конформности, то есть старания подстроиться под других, казаться такими, как все; трудности в школе, где отсутствует стимуляция интеллектуального развития; ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе. Феномену «исчезающей одаренности» девочек по мере их взросления посвящены исследования московского психолога Л.В. Поповой. На основе конкретных социологических исследований, обширных научных обобщений она делает вывод о том, что ориентированность девочек в процессе социализации на обслуживание семьи в определенной степени предопределяет их будущий заниженный социальный статус [12].

В статье «Гендерная социализация в детстве» Л.В. Попова подробно анализирует процесс конструирования гендерных различий на протяжении детства. На обширном социологическом материале она убедительно показывает, что «конструирование гендерных компонент личности идет на протяжении всего дошкольного возраста» [12].

Проблеме формирования андрогинных качеств у ребенка, успешно сочетающих в себе традиционно определенные обществом как мужские и женские, посвящена работа Н.А. Коноплевой «Одаренность и гендер». Ученая исследовала психологию художественно одаренных детей и пришла к выводу, что мальчики проявляют заботливость, чувствительность, мятежность, эстетическую утонченность, пассивность, эмоциональность, богатое воображение - то есть те качества, которые в обществе традиционно считаются «женскими» [7]. В то же время девочки проявляют смелость, уверенность, агрессивность, независимость, самоутверждение, честолюбие - качества, которые приписываются обществом мужчине. Н.А. Коноплева обозначила тревожную тенденцию: общество, ориентированное на жесткие представления о том, что есть «мужское» и «женское», нередко отвергает и подавляет одаренность, именно по причине «нарушения правил поведения, предписанных биологическому полу человека, в данном случае ребенка» [7]. Здесь уместно упомянуть исследование американской ученой С. Бем, которая, обсуждая проблемы жизнеспособности маскулинного и фемининного типов личности, выявила, что наиболее приспособленным к жизни является достаточно распространенный андрогинный тип, имеющий черты и того, и другого пола [1].

Блок (Block, 1973) следила за развитием группы мальчиков и девочек в течение 40 лет. За это время она обнаружила, что родители вели себя по-разному с сыновьями и дочерьми. В частности, дочерей воспитывали так, чтобы они выражали свои чувства и были в хороших отношениях с окружающими. Воспитывая сыновей, их поощряли за проявление независимости и учили, что надо контролировать свои эмоции. Возможно, у мужчин менее богатый, чем у женщин, опыт в сфере эмпатийной отзывчивости, и в результате они просто не знают, как реагировать на эмоциональный дискомфорт другого человека [8].

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.255.49 (0.004 с.)