Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13. Изменение гендерных ролей в современных условиях

Поиск

План

1. Понятие «гендер», «гендерная роль». Изучение гендерных проблем в современной социологии.

2. Зависимость содержания гендерных ролей от культуры.

3. Направления изменений гендерных ролей в современном обществе.

Практические задания

1. Опишите права и обязанности мужчин и женщин в странах с традиционной восточной культурой и в современном западном обществе.

2. Проанализируйте различия в правах и обязанностях мужчин и женщин в современном российском обществе.

3. Существует ли на ваш взгляд дискриминация женщин в современном российском обществе? Если да, то в чем она проявляется?

Тема 14. Мода как социальный феномен

План

1. Время появления и социально-экономические причины появления моды как массового феномена, ее социальная сущность.

2. Мода как средство социализации, социального контроля, выражения социальной стратификации.

Практические задания

1. Мода - выражение свободы личности или проявление диктата общества? Можно ли игнорировать моду и быть вне моды?

2. Несомненно, одежда мужчин и женщин, стариков и молодых различается. Иначе говоря, их одежда социально дифференцирована. Первичной дифференциацией одежды можно назвать различие по полу: мужчины носят костюмы, а женщины - платья. Вторичной дифференциацией одежды можно считать различия по возрасту: пожилые одеваются консервативнее молодых. Вторичные признаки наслаиваются на первичные: все мужчины, независимо от возраста, носят костюмы, но не платья. Первичные признаки важнее и устойчивее.

Вопросы:

1. Какими по счету должны быть социально-классовая и индивидуальная дифференциация одежды (свой собственный стиль)? Расположите все признаки по иерархии и обоснуйте правильность ответа.

2. Мода на одежду оказывает достаточно сильное влияние на людей. Отметьте те виды дифференциации, которые подчиняются ей, а также те, которые оказываются сильнее ее, устойчивее. И почему?

Тема 15. Социальный контроль

План

1. Сущность и элементы социального контроля (нормы и санкции).

2. Субъекты социального контроля и его виды.

3. Функции социального контроля.

Практические задания

1. Определите тип санкций: медаль, комплимент, судебный приговор, штраф, приглашение на юбилей, отказ пожать руку, почетная грамота, увольнение, повышение в должности, нобелевская премия, судебное оправдание, письмо в газету в защиту чего-либо, офицерское звание, избрание в парламент, квартальная премия, бойкот, звание чемпиона мира, аттестат зрелости, поздравительная открытка.

Типы санкций: формальная позитивная (Ф «+»), формальная негативная (Ф «-»), неформальная позитивная (Н «+»), неформальная негативная (Н «-»).

2. На какие профессии возложены функции социального контроля? Отметьте 3 правильных варианта: государственного чиновника; строителя; продавца; школьного учителя; программиста; судьи.

Есть ли еще профессии, связанные с выполнением социального контроля?

Может ли один человек быть одновременно объектом социального контроля (его контролируют) и субъектом социального контроля (он контролирует)?

Тема 16. Социальные отклонения и их типология

План

1. Понятие «девиантность». Критерии девиантности и их изменения.

2. Классификация девиантного поведения в социологии.

Практические задания

1. Найдите различие между: девиацией и извращением; девиантностью и делинквентностью.

2. Что такое «социальный брак»? Опасен ли он для общества? Кто, что является «фабриками социального брака»? Можно ли по количеству такого брака судить о степени цивилизованности страны?

3. Приведите примеры того, что в прошлом оценивалось как девиантность, а в настоящее время считается нормой, и наоборот.

Тема 17. Аномия как социальный феномен

План

1. Понятие «аномия» в социологии.

2. Причины аномии в обществе. Концепции Э.Дюркгейма и Р.Мертона.

3. Аномия в современном российском обществе.

Практические задания

1. Существовала ли аномия в советском обществе? Обоснуйте ответ.

2. Проанализируйте последствия аномии б современном российском обществе.

Тема 18. Проституция как вид девиантного поведения

План

1. Понятие «негативная девиация».

2. Проституция как вид девиантного поведения.

3. Особенности проституции в современном российском обществе.

Практические задания

1 Существует ли, по вашему мнению, разница между понятиями «сексуальная свобода», «сексуальная распущенность», «проституция»?

2. Проанализируйте опасность проституции для общества и личности (как женщин, так и мужчин).

Тема 19. Наркомания как вид девиантного поведения

План

1. Понятие «негативная девиация».

2. Наркомания как вид девиантного поведения.

3. Особенности наркомании в современном российском обществе.

Практические задания

1. Специалисты утверждают, что человек, который впервые попробовал наркотики после 20 лет, к 30 годам становится законченным наркоманом, но сохраняется как личность. А ребенок, который начал «колоться» в 13 лет, к 23 годам как личность абсолютно деградирует. Почему? Объясните с помощью теории социализации.

2. Некоторые социологи используют понятие девиантной карьеры, под которой понимается переход от одной стадии девиации к другой и формирование постоянной девиации на основе специфического вида «социализации». Попытайтесь определить основные этапы подобной «карьеры», примените ее для описания наркомании.

Тема 20. Агрессивность и преступность в молодежной среде

План

1. Понятие «негативная девиация».

2. Преступность как вид девиантного поведения.

3. Особенности молодежной преступности в современном российском обществе.

Практические задания

1. Некоторые социологи используют понятие девиантной карьеры, под которой понимается переход от одной стадии девиации к другой и формирование постоянной девиации на основе специфического вида «социализациии». Попытайтесь определить основные этапы подобной «карьеры», примените ее для описания преступности.

2. В начале XX века в США заключенных содержали отдельно друг от друга и разрешали общаться только с библией. Объясните это с точки зрения теорий социализации и девиантности.

Тема 21. Семья как объект социологии

План

1. Социология о сущности семьи и брака. Классификация типов семьи.

2. Функции семьи.

Практические задания

1. Укажите соответствие между понятиями и их определениями.

Понятия: а) семья; б) полигамия; в) эгалитарная семья; г) брак; д) матриархатная семья; е) экзогамный брак; ж) патриархатная семья; з) моногамия; и) эндогамный брак; к) нуклеарная семья; л) полиандрия; м) полигиния.

Определения:

супружеский союз между партнером одного пола и несколькими партнерами другого;

брак, характеризуемый образованием супружеского союза только между представителями одного класса, социальной группы или касты, одной веры и т.п.;

брак между одной женщиной и несколькими мужчинами;

общность людей, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, предполагающая общность быта и ответственность за социализацию детей;

супружеский союз между одним мужчиной и одной женщиной; совокупность отношений между супругами, регулируемых официальными нормами;

брак между одним мужчиной и несколькими женщинами;

семья, в которой лидирующую роль играет жена/мать;

семья, состоящая из родителей и их детей;

семья, в которой супруги имеют одинаковые права и обязанности распределяются равномерно;

семья, в которой лидирующую роль играет муж/отец;

брак, в котором выбор партнеров осуществляется без вмешательства общества.

Как вы понимаете выражение: «Семья - ячейка общества»?

Тема 22. Семья в современном обществе

План

1. Семья в традиционном обществе и причины ее трансформации в современном обществе.

2. Тенденции развития современной семьи. Кризис семьи.

Практические задания

1. Как сказываются изменения тендерных ролей в современных условиях на стабильности семьи?

2. Проанализируйте изменения функций семьи в современном обществе по сравнению с традиционным. Покажите эти изменения по каждой функции.

Тема 23. Сексуальная революция как социальное явление

План

1. Сексуальная революция, ее сущность и основные проявления.

2. Изменения в межличностных и семейных отношениях под воздействием сексуальной революции.

3. Сексуальная революция и культура.

Практические задания

1. К каким демографическим последствиям приводит сексуальная революция?

2. К каким изменениям в культуре приводит сексуальная революция?

Тема 24. Феминизм и эмансипация женщин
в современном обществе

План

1. Возникновение и развитие движения за независимость и равноправие женщин на Западе.

2. Характеристика идей и течений феминизма.

3. Перспективы феминизма в России.

Практические задания

1. Существует ли в России в настоящее время дискриминация женщин? Если да, то в чем? Приведите примеры.

2. Возможно ли развитие феминизма в странах с традиционной восточной культурой?

3. Каковы последствия распространения феминизма для демографической ситуации?

Тема 25. Демографический кризис в современной России
и его влияние на общество

План

1. Рождаемость и смертность в современной России - демографический кризис.

2. Негативные последствия сокращения численности населения для экономической, политической, социальной сфер жизни общества.

3. Демографическая политика в современном российском обществе.

Практические задания

1. Почему современные семьи предпочитают иметь меньше детей, чем раньше? Проанализируйте весь спектр причин.

2. Как влияет изменение тендерных ролей на демографическую ситуацию в современном мире?

3. Проанализируйте влияние демографических показателей в стране на ее положение в мире.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1086; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.209 (0.007 с.)