Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Общество как система↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План 1. Трактовки общества в истории социологии и современных социальных теориях. 2. Культура как базис общества. 3. Основные характеристики общества как системы. Практические задания 1. Люди составляют общество только в том случае, если то, что их объединяет, гораздо сильнее того, что их разъединяет. Людей объединяет... Закончите суждение, перечислите, что создает общество. 2. Расположите в порядке убывания (от самого широкого до самого узкого) понятия: социальная группа, государство, общество, страна, гражданское общество. Тема 3. Глобализация общества План 1. Интегративные процессы в современном мире. 2. Теории глобализации в социологии. 3. Место России в новом мире. Практические задания 1.В социологии существует несколько подходов к объяснению современных процессов изменений в мире. Так, многие утверждают, что в мире идет сближение, конвергенция цивилизаций и формируется новая единая глобальная цивилизация. С. Хантингтон, напротив, считает, что в действительности имеет место конфликт цивилизаций. Какой подход вы считаете более верным? Аргументируйте свой выбор. 2. Продумайте и напишите, какие плюсы и минусы имеют процессы глобализации для нашей страны. 3. Продумайте и напишите, какие плюсы и минусы имеют процессы глобализации лично для вас. Тема 4. Россия и мир: место в современной цивилизации План 1. Российская цивилизация в XX веке: исторические этапы развития. 2. Трансформация российской цивилизации в конце XX - начале XXI века: предварительные итоги. 3. Современная российская цивилизация в контексте региональных и общемировых социально-политических процессов. Практические задания 1. Составить развернутый комментарий к тем разделам Обращения президента В.В. Путина к Федеральному собранию РФ (текущего года), где речь идет о роли и месте России в современном мире. 2. Проанализировать содержание статьи Г.А. Зюганова «Глобализация: тупик или выход?» («Наш современник», 2002. №6) Тема 5. Постиндустриальное общество План 1. Социология об этапах развития общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества. 2. Особенности постиндустриального общества. Практическое задание Заполните таблицу:
На протяжении всей истории смена поколений орудий труда шла медленнее, чем смена поколений людей, использующих их. Только в эпоху НТР впервые темпы смены новых поколений техники и технологии начали стремительно опережать темпы смены поколений работников. Сегодня в течение активной трудовой жизни (40 лет) одного поколения людей сменяется несколько поколений техники, К каким социальным последствиям это ведет? Тема 6. Институт образования План 1. Образование и общество. Функции института образования. 2. Проблемы образования в современной России. Практические задания 1. Проанализируйте значение образование для социализации личности. 2. Перечислите факторы, которые влияют (позитивно и негативно) на качество высшего образования. 3. Рассмотрите причины образовательного бума в современной России. Тема 7. Религия как социальный институт План 1. Социология о сущности религии. 2. Функции института религии. 3. Религия в современном российском обществе. Практические задания 1. Что означает отделение церкви от государства? Является Россия светским или религиозным государством? 2. Выявите причины резкого роста религиозности в современном российском обществе. 3. По вашему мнению, религиозность сегодня - это следование моде или...? Тема 8. Проблема личности в социологии План 1. Понятие «личность». Особенности социологического изучения личности. 2. Взаимоотношение личности и общества. Практические задания 1. Как вы считаете, каждый ли человек является личностью в социологическом понимании? Обоснуйте свой ответ. 2. Личность - продукт биографии. Правильно ли это? 3. Выберите из перечня характеристик те, которые являются свойствами личности: высокий, целеустремленный, любознательный, смуглый, ответственный, консерватор, сильный, меланхолик, здоровый, трудолюбивый.
Тема 9. Социализация личности План
1. Что такое социализация личности? Основные этапы социализации и их особенности. 2. Роль культуры в социализации личности. Практические задания 1. Необходимость социализации обусловлена: · биологической конституцией человека; · необходимостью обеспечить целостность общества и общественный порядок; · необходимостью обеспечить «пригодность» индивида к жизни в обществе. Исключите неправильное суждение. 2. Выберите из перечисленных функций те, которые выполняют социализацию в обществе: введение индивида в мир культуры данного общества; контроль за распределением материальных ресурсов в обществе; создание условий для эффективной совместной деятельности людей; создание норм социальной стабильности и порядка. 3. В 1920 г. в Индии были найдены две девочки, воспитанные волками. Единственным звуком, который издавали дети, был громкий вой. Они никогда не смеялись, испытывали страх перед огнем и не любили солнечного света. В то же время девочки могли хорошо видеть в темноте, передвигаться на четырех ногах, а запах мяса чувствовали на расстоянии 70 метров. Прожив несколько лет в человеческом обществе, дети усвоили только элементарные человеческие навыки, старшая девочка выучила около 30 слов. Подумайте, о чем свидетельствует судьба таких детей, оказавшихся в изоляции и сумевших выжить. Что существенно важное для понимания социализации дает опыт изучения этих детей? 4. Объясните с точки зрения социализации, почему пожилые люди испытывают больший дискомфорт в современном российском обществе, чем молодые? Тема 10. Особенности социализации молодежи План 1. Сущность социализации как процесса становления личности в обществе. 2. Ориентиры и критерии социализации современной российской молодежи 3. Основные проблемы молодежи в современной России. Практические задания 1. Выполните практическое задание на тему «Особенности социализации поколения родителей и поколения современной молодежи (студентов)». При необходимости обратитесь за консультацией к старшим.
Заполните таблицу, отвечая на вопросы: 1. Какие цели ставило общество перед молодежью в годы социализма и в настоящее время? 2. Каковы были цели, нормы социализации тогда и теперь? 3: Какова роль идеологии в процессе социализации тогда и теперь? 4. Что было престижно для молодежи тогда и что является престижным для вас? 5. Что в первую очередь повлияло на мотивацию выбора образования, профессии для родителей и для вас? 6. Когда был более жестким социальный контроль? 7. Какое место занимали деньги в жизни молодежи? 8. Какие формы проведения досуга были предпочтительными для родителей, когда они были молодыми, и какие предпочитаете вы? 9. Какие возможности для социальной мобильности были у ваших родителей и у вас? Тема 11. Роль СМИ в социализации личности План 1. Сущность процесса социализации. Агенты социализации. 2. Значение СМИ в современной жизни. 3. Влияние телевидения на социализацию. Практические задания 1. Нарисуйте словесный портрет «героя нашего времени», основываясь на телерекламе (можно в стихотворной форме). 2. Некоторые студенты говорят: «Я телевизор не смотрю, радио не слушаю, газет не читаю, поэтому на мою социализацию СМИ влияния не оказывает». Можно ли согласиться с этим высказыванием? Обоснуйте ваш вывод. Тема 12. Личность и ее социальные роли План 1. Теория социальных ролей о личности. Социальная роль: понятие и виды. 2. Ролевой набор личности как результат социализации. 3. Ролевые конфликты и способы их разрешения. Практические задания 1. Перечислите ваши врожденные и приобретенные социальные роли (не менее 10). 2. Охарактеризуйте содержание одной социальной роли (по выбору). Какие права и обязанности закреплены за данной социальной ролью в социальных ожиданиях окружающих людей? 3. Приведите примеры ролевых конфликтов из жизни, кино, литературы.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.32.115 (0.011 с.) |