Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 26. Стабильность семьи. Разводы в прошлом и настоящемСодержание книги
Поиск на нашем сайте
План 1. Социология сущности семьи. 2. Разводы в традиционном и современном обществе: количество и причины. 3. Развод: плюсы и минусы для семьи и общества. Практические задания 1. Юридический брак все чаще заменяется гражданским. Проанализируйте плюсы и минусы гражданских браков. 2. Существуют ли неравенства в современной семье? Если да, то каковы их проявления и причины? 3. Известно, что инициаторами развода в современном обществе чаще выступают женщины. Как вы думаете, почему? Тема 27. Сущность теории стратификации План 1. Теория стратификации как отрасль социологии. 2. Основные критерии стратификации. Практические задания 1. Охарактеризуйте себя, ваших родственников как представителей определенных слоев социальной структуры общества. Подумайте, насколько глубока идентификация вас с тем или иным классом или социальным слоем. Например, вы можете быть отнесены к страте учащейся молодежи, к страте городских жителей, к страте любителей рок-музыки, к страте людей со средним уровнем жизни и т.д. 2. Выделите пять важнейших критериев стратификации: а) родственные связи; б) национальность; в) религия; г) пол; д) образование; е) образ жизни; ж) профессия; з) семейное положение; и) доход; к) возраст; л) принадлежность к номенклатуре; м) сословие; н) темперамент; о) здоровье; п) уровень культуры; р) партийная принадлежность; с) ораторские способности; т) расовая принадлежность; у) власть; ф) идейные пристрастия. Тема 28. Социальная мобильность: сущность, виды, роль в обществе План 1. Теория социальной мобильности П.Сорокина. 2. Виды социальной мобильности. Социальный лифт. 3. Значение социальной мобильности для личности и общества. Практические задания 1. Определите тип мобильности, дайте полное описание: научный работник перешел из одного НИИ в другой на такую же должность; человек первоначально работал газоэлектросварщиком, потом стал водителем автобуса. 2. Опишите историю своей семьи с позиций социальной мобильности. Учитывайте изменения места жительства, профессии, социального статуса. 3. Приведены суждения: открытое общество равных возможностей = высокая мобильность; закрытое общество высоких социальных барьеров = низкая мобильность. Согласны ли вы с этими формулами? Обоснуйте свой ответ. Тема 29. Молодежь как социальная группа общества План 1. Характеристика современной молодежи, особенности ее социализации в современном обществе. 2. Основные ценности современной российской молодежи. Практические задания 1. Объясните, почему молодежь быстрее адаптируется к изменениям в социальной жизни. 2. Должны ли быть привилегии у молодежи как социальной группы? Если да, то какие? 3. Какой на ваш взгляд должна быть социальная политика государства в отношении молодежи?
Тема 30. Социальное неравенство и его анализ в социологии План 1. Социология о причинах социального неравенства. 2. Социальное неравенство: благо или зло? 3. Влияние социального неравенства на уровень и характер общественного развития. Практические задания 1. Считается, что богатые выполняют в обществе позитивные, прогрессивные функции - их деньги работают в экономике страны, их потребление подталкивает развитие экономики страны, их стандарты жизни выступают образцом для менее обеспеченных. Относится ли это к богатым в России? 2. Существуют понятия «относительная и абсолютная бедность». В чем их разница? Ученые доказали, что люди чувствуют себя ущербно с позиций именно относительной, а не абсолютной бедности. Почему? 3. Социальная политика во всех странах направлена на изменение «рельефа бедности», но не на ее устранение. Почему? 4. Когда у делового человека появляются первые большие деньги, он тут же покупает предмет, являющийся признаком респектабельности и достатка с его точки зрения, например часы «Cartier». А что еще служит признаком богатства и респектабельности? Назовите 6-5 предметов, которые покупает деловой человек в России, когда у него заводятся крупные деньги. Тема 31. Социальная стратификация современного российского общества План 1. Влияние российских реформ конца XX – начала XXI вв на социальную стратификацию общества. 2. Характерные черты социальной стратификации современного российского общества. Практические задания 1. Считается, что богатые выполняют в обществе позитивные, прогрессивные функции - их деньги работают в экономике страны, их потребление подталкивает развитие экономики страны, их стандарты жизни выступают образцом для менее обеспеченных. Относится ли это к богатым в России? 2. Обобщенный показатель уровня жизни - средняя продолжительность жизни населения. Почему именно она выбрана социологами в качестве интегрального измерителя? О чем свидетельствует резкое снижение продолжительности жизни в России? Тема 32. Социальный портрет современного отечественного предпринимателя План 1. Характеристика предпринимательства как общественного явления в условиях рыночных отношений. 2. Предприниматели как социальная группа (слой) современного российского общества. 3. Социальная ответственность отечественных предпринимателей в условиях «переходного периода». Практические задания 1. Насколько благоприятны условия для развития малого и среднего бизнеса в России? 2. Оцените плюсы и минусы занятия предпринимательством для личности. Тема 33. Маргинальность как социальное явление План 1. Маргинальность: сущность и характерные черты. 2. Причины появления и роста маргинальных слоев в обществе. 3. Социально-экономические и политические последствия маргинализации общества. Практические задания 1. Существуют понятия «относительная и абсолютная бедность». В чем их разница? Ученые доказали, что люди чувствуют себя ущербно с позиций именно относительной, а не абсолютной бедности. Почему? 2. Зарубежные социологи утверждают, что современное «общество благосостояния» можно представить как организацию имени Робин Гуда, поскольку оно отбирает деньги у богатых и раздает их бедным. Действительно, ставка налогообложения выше у богатых и ниже у бедных. В то же время специалисты утверждают, что современное общество печется скорее о зажиточных, нежели о бедных. Можно ли согласиться с их оценкой? 3. Какие психологические черты характерны для личности маргина Тема 34. Маргинальность современного российского общества: причины и формы проявления План 1. Маргинальность: сущность и характерные черты. 2. Основные факторы маргинализации в современном российском обществе. 3. Социология о возможных путях минимизации маргинализации в современном российском обществе. Практические задания 1. Назовите основные типы маргиналов в современном российском обществе и охарактеризуйте их. 2. Историк Михаил Гефтер высказал мнение: «Россия - маргинал всемирно-исторического процесса». Что дало возможность историку сделать такой вывод? Согласны ли вы с ним? Тема 35. «Средний класс» и его роль в социальной структуре современного общества План 1. «Средний класс» как социальное явление. Критерии принадлежности к среднему классу. 2. Роль и значение «среднего класса» в экономически развитых странах. 3. Становление среднего класса в современной России. Практические задания 1. Опишите типичного представителя (представителей) «среднего класса» развитых западных стран. Используйте основные критерии стратификации. 2. Опишите типичного представителя современного российского «среднего класса», используя основные критерии стратификации. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Словари 1. Аберкромби Н. Социологический словарь: Пер. с англ. М., 1999. 2. Большой толковый социологический словарь: В 2 т. / Авт.-сост. Д.Джерри. М., 1999. 3. Гуревич А.С. Современный гуманитарный словарь-справочник. М.,1999. 4. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998. 5. Павленюк П.Д. Краткий словарь по социологии. М., 2001. 6. Социологический энциклопедический словарь. М., 1998. 7. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 729; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.104.36 (0.01 с.) |