Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гендерная сегрегация и конвергенция

Поиск

По Маккоби (Maccoby, 1999), в детстве существуют 2 тенденции: половой, или гендерной, сегрегации (другое название — дивергенция полов) и конвергенции полов (их соединения). Эти тенденции имеют возрастную специфику, т. е. в раз­личные возрастные периоды усиливается то сегрегация, то конвергенция. И все же сегрегация — более распространенное явление. Она появляется на третьем го­ду жизни у девочек и на четвертом — у мальчиков и во многих культурах в школь­ном периоде выражена очень ярко. Как говорилось выше, первоначально эту сег­регацию порождают различия в поведении мальчиков и девочек, их стремление к ней, что приводит к формированию двух отдельных субкультур. И половая сегре­гация, и различие субкультур могут приводить к своеобразным гендерным отно­шениям: сложностям во взаимопонимании между полами, к конфликтам между ними. Приведу данные конкретных исследований.

В возрасте от года до 2 лет обе вышеуказанные тенденции примерно одинако­вы, т. е. одновременно существует предпочтение партнеров своего пола и в то же время — отсутствие такого предпочтения (ребенку все равно, с кем общаться — с представителем своего или противоположного пола).

Гендерная сегрегация начинает проявляться на третьем году жизни детей. Девочки и мальчики отличаются по началу ее проявления и по сте­пени проявления, хотя в этом возрасте довольно часто встречаются смешанные группировки, когда мальчики и девочки играют в одни и те же игры вместе.

В возрасте от 3 до 5 лет в большинстве культур гендерная сегрегация прояв­ляется очень ярко. Ей способствуют следующие факторы: распространение ро­левых игр, увеличение круга общения, количественный рост однополых группи­ровок в условиях автономии общения от взрослых и характер культуры (с преоб­ладанием гендерного неравенства или равенства).

Кросс-культурные исследования продемонстрировали наличие половой сегре­гации во многих культурах. Прежде всего она наблюдается там, где дети разного пола воспитываются отдельно или существуют ограничения для их общения. В Индии сестры живут отдельно от братьев, а в некоторых странах Африки — же­ны со своими детьми ограничены в общении с другими членами общества. В инду­стриальных странах, напротив, в детских учреждениях мальчики и девочки вос­питываются вместе. мальчики сильнее стремятся отделиться от девочек в тех культурах, где наблюдается гендерное неравенство, т. е. там, где статус мужчины явно выше, чем статус женщины.

Характер культуры существенно сказывается на степени гендерной сегрегации после начала школьного обучения. В странах Запада мальчики и девочки учатся совместно, а учителя стараются, чтобы уменьшить половую сегрегацию: не проти­вопоставляют мальчиков и девочек, не дают им отдельных заданий, напротив, ор­ганизуют работу так, чтобы они общались друг с другом, поэтому в классе, во вре­мя занятий половая сегрегация не так заметна. Правда, как только появляется возможность, мальчики и девочки разделяются. Шофилд обнаружил, что если учитель разрешает ребенку сесть там, где он хочет, тот выбирает соседа своего пола.

В результате половой сегрегации складываются две детские субкультуры, при­надлежащие мальчикам и девочкам. Особенности этих субкультур проявляются в следующих сферах: игровые стили, игровые фантазии и роли, характер активно­сти и интересы, речевые паттерны, устойчивость группировок и дружба. Различия игровых стилей проявляются по следующим характеристикам: сте­пени жесткости, доминантности, конкуренции и некоторым другим

В результате половой сегрегации формируются различные субкультуры мальчиков и девочек со своими устойчивыми чертами в поведении. Это вторичные гендерные различия. Другим следствием половой сегрегации яв­ляется становление особых гендерные отношений: взаимоотношения внутри пола лучше взаимоотношений между полами. Порой мальчики и девочки откровенно враждуют между собой.

Гендерные отношения, которые складываются между взрослыми мужчинами и женщинами на работе (как внутри пола, так и между полами), в деловом мире так же, как и в детстве, обусловлены двумя противоположными тенденциями: про­должающейся явной или скрытой сегрегацией и конвергенцией. При этом складываются как враждебные отношения, конкуренция, так и гармоничные отношения, нацелен­ные на сотрудничество представителей двух полов.

Но в наибольшей степени сегрегация и конвергенция полов, их конфронтация и поиск гармонии в отношениях проявляются в интимной сфере. Здесь также наблюдаются две тенденции: в детстве и во взрослой дружбе преобладает половая сегрегация, в то время как в сексуальных отношени­ях — как конвергенция (среди гетеросексуалов), так и сегрегация полов (среди го-мосексуалов).

31. Гомосексуальная субкультура - определение этого понятия зависит от определения гомосексуальности, а также отношения к данному феномену в обществе. Любая социальная группа, имеющая общие ценности, установки, способы их выражения и существующая в пределах общей культуры общества, формирует свою субкультуру. Внимание к гомосексуальности как социальному и культурному явлению было впервые привлечено Ф. Карлье (F. Carlier), главой полиции нравов в Париже в 1860-х годах, исследовавшего феномен мужской проституции. Он пришел к выводу о существовании особой категории или группы гомосексуалистов как группы людей с определенным типом поведения, манерами, со специальными потребностями, страстями и вожделениями (Wiks). Очевидно, что существует огромное различие между случайными гомосексуальными контактами и сознательным усвоением гомосексуальности как "образа жизни". Переживания обусловлены не столько фактом сексуальных актов, сколько переживанием гомосексуальности как стигмы (метка или клеймо - греч.). Это, в свою очередь, требует стратегий адаптации, что в значительной степени достигается присоединением к гомосексуальной субкультуре. Сексуальная субкультура может выполнять некоторые комплементарные функции: облегчение (смягчение) изоляции и вины, обучение своих представителей нравам и обычаям, обучение и подтверждение идентичностей. Одной из основных целей гомосексуальной субкультуры можно считать обеспечение способов поиска сексуальных партнеров. Ограниченный характер субкультурного движения подчеркивает невозможность его культурного доминирования. Во многих работах, посвященных гомосексуальности и гомосексуальным субкультурам, подчеркивается важность различения понятий поведение, роль и идентичность. Кросс-культурные исследования показали, что гомосексуальное поведение автоматически не подразумевает гомосексуальной идентичности. Гомосексуальные роли и идентичности социально сконструированы. Даже будучи представленной среди ограниченного количества людей, гомосексуальная "ориентация", ее проявления, социальные определения и субъективный смысл, ей приписываемые, могут невероятно варьироваться. Попытки определения унифицированной гомосексуальной манеры поведения обречены на неудачу (Wallis). Гомосексуальная ориентация может быть строгой, но ее значимость зависит от огромного количества факторов, которые изменяются с течением времени. Гомосексуальные отношения не в достаточной мере поддерживаются институционально, в большинстве случаев гомосексуальные отношения не санкционированы на законодательном уровне. Из-за отсутствия социальной и законодательной поддержки гомосексуалы создают свою систему поддержки, поэтому сохранение отношений между ними в большей степени зависит от качества межличностных отношений, чем от социальных институтов. Человек, которого можно определить как гомосексуал, с большей вероятностью включен в гомосексуальные субкультуры, развивает сети дружбы и отношений и использует свою гомосексуальность как способ повышения статуса. Соответственно, чем дольше человек остается в гомосексуальной субкультуре, тем вероятнее, что он усвоит ее ценности и станет идентифицировать себя в первую очередь как гомосексуала. В каждом случае важным фактором является не внутренняя предрасположенность, а степень поддержки субкультурой активности и Я-концепции каждого конкретного человека. Отечественная репрезентация гомосексуальности и гомосексуальной субкультуры в средствах массовой информации носит конъюнктурный, эпатажный характер. Распространенное в общественном сознании мнение о неестественности гомосексуальных отношений обусловило возникновение гомофобии, одним из проявлений которой являются мифы о гомосексуалах, среди которых связывание гомосексуальности с агрессивными чертами характера, склонностью вовлекать других в свои отношения насильственным путем. Исследования опровергают это, доказывая, что гетеросексуальные мужчины чаще совершают физическое насилие и сексуальные преступления. Опасение, что дети гомосексуальных родителей усвоят гомосексуальную идентичность, также опровергнуто: дети таких родителей чаще приобретают именно гетеросексуальную идентичность, поскольку не сексуальная идентичность родителей, а особенности детско-родительских отношений влияют на формирование сексуальной идентичности детей (Andersen).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 2033; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.223 (0.007 с.)