Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные условия эффективной «подсказки» при решении задач на догадку

Поиск

 

Не нашёл

 

  1. Роль прямого и побочного продуктов в процессе поиска решения задач. Механизм творческого решения

 

 

Пономарев рассматривал как «психологический механизм решения творческих задач» (8, с.190). На основе этих экспериментальных результатов и данных по исследованию ВПД Пономарев предложил принцип ЭУС (этапы, уровни, ступени)[8, 9].

Рассматривая три стадии творческого процесса, Пономарев отметил, что они могут быть подстадиями в структуре познавательной проблемы, которая состоит из ряда творческих задач; с другой стороны, основатель психологии творчества отметил, что в решении простой творческой задачи может быть ряд подэтапов, где небольшие творческие задачи могут решаться в рамках логического алгоритма (но там, где работает логика, творчество не нужно!) (9, с.21). Таким образом, определение творческого процесса расширяется от деятельности развернутой во времени до конкретных действий, не требующих много времени для освоения, но, тем не менее, являющихся новыми. Предложенная структурно-уровневая организация не может учесть и объяснить такое многообразие проявлений творческого процесса. Также она не учитывает повседневное творческое поведение всех живых организмов как способность реагировать на постоянно изменяющуюся действительность.

В простом манипулировании и интуитивном нахождении решения мы усматриваем тождество действующих механизмов, различие между которыми определяется сложностью обеспечивающих структурных уровней организации взаимодействия, тогда как в концепции Я.А. Пономарева и в рамках теорий, основывающихся на данной концепции, данные процессы различаются.

Таким образом, для построения аналитической модели творческого механизма нам необходимо определить, что есть творчество и что из себя представляет структурно-уровневая организация интеллекта в творческом взаимодействии.

Для ответа на поставленные проблемы мы стали искать основания в нейрофизиологических конструктах, обеспечивающих протекание взаимодействия на психическом уровне, который, по нашим предположениям, основывается на принципах организации нервных механизмов. Поскольку проблема построения интегративной модели нервной системы в нейрофизиологии не решена, то мы рассмотрели перспективные, на наш взгляд, концепции, исходя из общих принципов движения материи.Большие перспективы мы видим в принципе Доминанты, открытом и разработанном А.А. Ухтомским и его последователями [5, 10, 12].Многие философы, биологи, физиологи, психологи в один голос говорят о целостности живых систем, о том, что исследование этих систем возможно только как целостных образований, не сводимых к частям их образующим и т.п., но только А.А. Ухтомскому, на наш взгляд, удалось толково и гениально просто объяснить то, как любой живой организм (от человека до амебы) каждый конкретный момент взаимодействия в действительности1 является целым. А.А. Ухтомский объяснил это принципом доминанты.

Доминанта, в широком смысле—это принцип взаимодействия, обеспечивающий целостность и самосохранение каждого организма (12, 105). Взаимодействие организма в действительности обеспечивается быстрой сменой 'доминантных констелляций' и тогда мозг—это «множество переменных, калейдоскопически сменяющихся органов предупредительного восприятия, предвкушения и проектирования среды» (12, 46). В процессе развития все структуры нервной системы настраиваются таким образом, чтобы быстро и точно отреагировать на воздействующую стимуляцию. Именно поэтому смена структур в доминантном состоянии происходит очень быстро и незаметно.Уникальной характеристикой доминанты, необычайно важной, на наш взгляд, для жизнеобеспечения самосохраняющейся системы является то, что доминанта возникает для того, чтобы исчезнуть и в этом сокрыта, как нам кажется, удивительная правда и мудрость жизни. Видимо, это имеет ввиду Ухтомский, описывая следующие механизмы формирования доминанты: «На своем собственном пути возбуждения, доведенные до кульминации, приведут к торможению под влиянием тех же самых факторов, которые перед тем производили суммирование… нужна весьма тонкая регуляция силы и последовательности возбуждающих импульсов, с одной стороны, и функционального состояния прибора—с другой, если хотят поддерживать определенную доминанту и определенную направленность действия механизма на одной и той же высоте. Иначе доминанта, как известная односторонность действия сама в себе носит свой конец» (12, 109).

Мы предполагаем, что творческий потенциал на нейрофизиологическом уровне представлен доминантой, поэтому принципиально значимо для нас знание механизмов формирования доминанты.Следующее функциональное значение доминанты является определяюще важным для нас: «Доминанте «принадлежит существенная роль в процессе новообразования реакций на среду» (12, 59). Именно по доминантному принципу реализуются все новообразования организма при развитии. В основе закрепления новообразований лежит разрешение доминанты, поскольку это новообразование сохранило систему. Тогда новообразование—это определенная структура, возникающая в доминанте и позволяющая системе адекватно отреагировать. Организующим принципом этого новообразования является полезный результат (отреагирование), а это ни что иное, как функциональная система (ФС), открытая и разработанная П.К. Анохиным [3], но до него описанная достаточно подробно А.А, Ухтомским в рамках понятия доминанты.

 

Таким образом, выстраиваются уровни творческого процесса, которые напрямую соотносятся с уровнями организации живой материи (структурные уровни иерархии функциональных систем). Определяющим для творческого механизма является принцип доминанты, действие которого позволяет нам судить о развертывании творческого процесса на том или ином структурном уровне.

Озарения, решение творческих задач, элементарное нахождение решения методом проб и ошибок, используемое нами повседневно встают в один ряд—все они протекают по одному механизму: спонтанный перебор моделей взаимодействия организованный целью по доминантному принципу. То различие, которое очевидно, на первый взгляд, порождается различием в уровнях сложности, на которых действует данный механизм и привычкой2 к тому, что нахождение решения методом проб и ошибок, организованном целью на уровне повседневного взаимодействия явление обычное, а открытие закона относительности—не очень. Значимость действия данного механизма определяется структурным уровнем, на котором он разворачивается у данного человека, культурной значимостью продукта данного механизма и отношением значимости продукта к уровню развития данного социума.

Творчество—это механизм развития и способ существования живой материи, основывающиеся на принципе доминанты и методе проб и ошибок, организованном целью (приспособительным результатом—нахождение решения проблемы). На уровне психического взаимодействия творчество—это механизм саморазвития личности, основанный на владении механизмом доминанты, которое реализуется творческой потребностью, креативными характеристиками структуры личности и мышления. Иными словами, структура взаимодействия, воссоздающая условия актуализации доминанты, творческого потенциала человека дает ему возможность творить. Условия образования доминанты на психологическом уровне задаются творческой потребностью, которая складывается из необходимости (новая проблема, которую человек принимает) и твердого намерения решить во что бы то ни стало (человек, приняв проблему не сомневается, что ее решит в системе взаимодействия, организованной данной проблемой). Последнее уточнение очень важно, т.к. человек, творчески решая проблему, может сознательно сомневаться. Главное, чтобы такое сомнение не вмешивалось в систему взаимодействия, а точнее в конкретный ее элемент—цель, которая организует всю систему в единое целое, делая возможным возникновение необходимого новообразования. Цель, разрушенная сомнением, не сможет должным образом организовывать систему взаимодействия.

Творческий процесс в свете вышесказанного представляет собой следующее: 1) принятие проблемы как новой и перебор имеющихся моделей на данном структурном уровне взаимодействия; 2) решение, если построение модели решения на данном уровне возможно; 2') если нет – принятие проблемы на следующем структурном уровне—перебор моделей; 3') если возможно—решение, если нет, то все повторяется далее. Таким образом, учитывая вышеуказанную открытость творческого процесса, условно можно выделить две стадии: принятие проблемы и ее решение.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.172 (0.01 с.)