Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доминирование внутренней мотивации в деятельности творческого субъекта

Поиск

 

 

Из психологии мотивации хорошо известно, что причины, побуждающие нас к деятельности, имеют огромное значение. Одаренные индивиды глубоко и искренне любят дело, которым они занимаются, и эта их внутренняя страсть естественным образом способствует сосредоточенности на выбранном деле и продуктивной настойчивости в нем. Одаренные люди обычно отличаются почти бесконечным любопытством в отношении самых разных нюансов, имеющих отношение к их работе, и готовы с энтузиазмом вникать во все ее тонкости. Глубокий интерес к деятельности сопровождается вдохновением, энтузиазмом, радостью, страстью, удовольствием и другими положительными эмоциями, а также состоянием «потока» [Csikszentmihalyi, 1990], когда человек теряет ощущение времени, полностью погружаясь в любимую деятельность. Внутренняя мотивация является ядром одаренности, надежно обеспечивая настойчивость и запуская высокую целеустремленность и концентрацию на деле, свойственную одаренным.

Изучение биографий одаренных людей подтверждает их страстный интерес к знаниям, бескорыстную любознательность, порождающие целый круг разнообразных интересов, а также со временем – крайне специальных интересов. Б.Рассел так описывает свою первую встречу с геометрией, которая произошла, когда ему было 11 лет: «Это стало одним из прекраснейших событий в моей жизни – таким же поразительным и сильным, как первая любовь. Я и представить себе не мог, что в мире существует что-либо столь великолепное». Когда А.Эйнштейна как-то спросили, откуда пришло к нему дарование, он ответил: «У меня нет никакого дарования – одно лишь страстное любопытство» [Приводится по: Виккерт, 1999].

Данные эмпирических исследований также подтверждают, что одаренность однозначно связана с выраженной внутренней мотивацией [Ушаков, 2000; Шумакова, 2006; Юркевич, 1996; Bloom, 1985; Gottfried et al., 2006 и др.]. Разностороннее исследование особенностей мотивации, присущих одаренным индивидам, было проведено Б.Блумом с коллегами на выборке жителей США. Они взяли интервью у 150 выдающихся людей, достигших наиболее высоких результатов в своей области (наука – математики и ученые-неврологи, искусство – пианисты и скульпторы и спорт – теннисисты и пловцы), а также их родителей относительно их детства, образа жизни семьи, ее базовых ценностей и убеждений. Было показано, что все три группы одаренных отличались высоким уровнем интереса к области своих занятий и необычайно сильным желанием делать свое дело, добиваясь в нем наилучших результатов, а также рассматривали достижение высоких результатов в области своих талантов как главную задачу своей жизни, ради которой они были готовы тратить большое количество времени и энергии [Bloom, 1985].

Внутренняя мотивация проявляется в стремлении ставить перед собой задачи все возрастающей степени трудности, в удовольствии от их выполнения, радости, самоуважении и гордости за свои успешные решения и созданные продукты. Преимущества внутренней мотивации хорошо исследованы экспериментально: такие проявления внутренней мотивации, как интерес, любознательность, ощущение компетентности, самодетерминации, связаны с более высокими показателями креативности, когнитивной гибкости, предпочтением более трудных задач (см. [Amabile, 1985; Amabile, Goldfarb, Brackfield, 1990]), учебными достижениями в школе и вузе, профессиональными достижениями (см. [Гордеева, 2006; Гордеева и др., 2010; Чирков, 1996; Deci, Ryan, 2002]).

Высокие уровни внутренней мотивации в сочетании с относительно низким уровнем внешней мотивации помогают креативным индивидам быть более независимыми в своей области, поскольку это делает их менее подверженными внешнему давлению [Csikszentmihalyi, 1990]. Именно эта искренняя любовь к своей работе, основанная на стремлении к истине, красоте или совершенному исполнению, позволяет продолжать заниматься ею даже при длительном отсутствии признания со стороны окружающих. Непризнание современниками их творчества не помешало Дж.Джойсу, П.Гогену, В.Ван Гогу и многим другим одаренным личностям продолжать заниматься своим делом.

Внутренняя мотивация деятельности одаренных людей питается тремя базовыми, то есть изначально присущими всем людям, потребностями – в познании, достижении и компетентности. Их развитость в онтогенезе является предиктором выраженности внутренней мотивации деятельности у одаренных в период взрослости.

Потребность в познании изначально присуща человеческим существам. Уже Аристотель отмечал: «По природе своей люди одарены желанием знать». У одаренных личностей высокая познавательная мотивация сопряжена с двумя другими – мотивацией достижения и созидания и мотивацией компетентности и саморазвития. Мотивация достижения проявляется в стремлении к достижению наилучшего результата, в стремлении предлагать идеи, новые решения и продукты, изменяющие мир и улучшающие жизнь других людей. Она может проявляться в отношении учебной деятельности (различных учебных дисциплин) и иметь достаточно широкий, генерализованный или, что на практике встречается значительно чаще, конкретно-специфический характер. У детей мотивация достижения проявляется в конструировании, в стремлении как можно лучше сыграть пьесу, спеть новую песню, решить трудную математическую задачу, быстрее пробежать трудную дистанцию и т.п. У взрослых она проявляется в стремлении к созиданию, творчеству и открытиям ради прогресса общества, жизни других людей.

Другая потребность, неразрывно связанная с познавательной потребностью, – потребность в компетентности и саморазвитии, которая характеризуется стремлением к совершенству и мастерству, стремлением развивать свой потенциал, становясь все более умным и компетентным деятелем, изменяя себя в лучшую сторону (см. [Elliot, Dweck, 2005]). Такая мотивация была ярко выражена у Л.Н.Толстого, целью всей жизни которого было «неустанное самоусовершенствование».

Таким образом, составляющие данной мотивационой триады имеют разный фокус: познавательная мотивация направлена на процесс познания и понимания Мира, мотивация компетентности – на обретение мастерства и совершенствование Себя и своих умений, и достиженческая – на созидание и выполнение наилучшим образом определенного Дела. Эта специфика приводит к разной степени их выраженности в онтогенезе на разных этапах развития одаренных людей. Дошкольное детство – этап развития, на котором доминирует познавательная мотивация, особенно ярко выраженная у одаренных детей. Ребенок проявляет радость в процессе активной мыслительной деятельности, задает много вопросов, готов достаточно долго, без перерывов и с удовольствием заниматься интересным ему делом.

Познавательная мотивация проявляется и в школьном возрасте, через любознательность, стремление читать дополнительную литературу по интересующему предмету, самостоятельно решать трудные задачи, искать ответ на мучающий вопрос, посвящая предмету своего интереса все свободное время. Однако на первый план в школьном детстве и особенно в подростковом возрасте у одаренных детей выступает потребность в развитии собственной компетентности. Она проявляется в удовольствии от приобретения новых умений, умственной активности и преодоления трудностей на пути к пониманию предмета своего интереса. По словам известной исследовательницы одаренных Э.Виннер (H.Winner), они отличаются «страстью к мастерству» (rage to master). Наконец взрослость характеризуется доминированием во внутренней мотивации одаренной личности потребности в достижении, которая проявляется в радости от созидания, творчества, достижения максимально высоких и качественных результатов в выбранном виде деятельности.

При том, что внутренняя мотивация присуща всем одаренным индивидам, ее конкретная наполненность во многом определяется типом одаренности. При интеллектуальной одаренности изначально у ребенка ведущую роль в структуре мотивации играет познавательная мотивация, проявляющаяся в страстном стремлении понимать окружающий мир, разгадывать его тайны и познавать новое. При одаренности музыкальной, художественной, спортивной ведущую роль играет глубокий интерес к процессу и результату соответствующей деятельности, проявляющийся в сильном желании красиво исполнять музыкальные произведения, рисовать, сочинять стихи, заниматься определенным видом спорта, достигая в нем выдающихся результатов, и т.п. У одаренных взрослых, проявляющих высокие достижения в определенной деятельности, также могут быть по-разному выражены эти составляющие внутренней мотивации: например, у ученых-исследователей наряду с достиженческой ярко выражена мотивация познания и любви к истине. Мотивация достижения и мотивация компетентности характерны для всех типов одаренности, являясь основой, обеспечивающей смысл деятельности в контексте базовых потребностей в саморазвитии, совершенствовании и достижения в ней высоких результатов (будь то совершенное исполнение или новый продукт).

Специфическая особенность мотивации одаренных людей состоит в значительном доминировании внутренней мотивации над внешней, что проявляется в искреннем интересе, вовлеченности в деятельность прежде всего ради нее самой, потому что она воспринимается как ценная и интересная, что приводит к готовности заниматься ею долго и систематически. У взрослых осуществляемая ими деятельность имеет выраженный личностный смысл: одаренные люди убеждены в необходимости и важности выполняемого дела. По сути, они сочиняют, потому что не могут не сочинять, пишут картины, потому что не могут не писать и т.п. Внутренний интерес к деятельности может сопровождаться неравнодушием и к внешним наградам, славе, однако преобладание внешней мотивации, как правило, негативно сказывается на качестве деятельности, особенно требующей выраженной мыслительной активности и творческих усилий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.23.59 (0.007 с.)