Предмет психологии творчества: субъект, процесс, продукт. Аспекты изучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет психологии творчества: субъект, процесс, продукт. Аспекты изучения.



Предмет психологии творчества: субъект, процесс, продукт. Аспекты изучения.

 

 

Предметом является психический структурный уровень организации творческой деятельности. Например, в научном творчестве им окажется психический структурный уровень организации творческой деятельности ученого, приводящей к открытию. Этот уровень можно интерпретировать также как выражение психологического механизма развития той или иной области деятельности человека.

Представление о центральном звене психологического механизма творческой деятельности прошло путь сложных преобразований. Эти преобразования в нашей психологии творчества были тесно связаны с динамикой понимания природы психического.

В период господства позиции эмпирического параллелизма, трактовки психического как проявления идеальной субстанции, в представлении о центральном звене психологического механизма творческой деятельности на передний план выступали элементы интуитивизма. В качестве основного механизма творчества выдвигалась идеалистически понимаемая интуиция, теснейшим образом связанная с понятием о бессознательной работе. Многие авторы специально подчеркивали, что именно интуитивный момент является специфически психологическим предметом исследования в общей проблеме творчества, считая его вместе с тем кульминационным пунктом творческого процесса. Вместе с тем о внутренних факторах, характеризующих этот кульминационный пункт, о закономерностях бессознательной работы они ничего не могли сказать. Этот механизм относился к числу «мировых загадок». Верно, связь кульминационного пункта с бессознательной работой в процессе творчества объяснялась тогда не только существующими теоретическими взглядами, но и тем фактическим материалом, на который опиралась психология творчества: описанием открытий, изобретений, создания шедевров литературы и искусства, сохранившихся в истории культуры; всякого рода высказываниями творцов науки, техники и искусства и т. п.

Термин "творчество" указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. В качестве отчужденных от жизни субъекта его исканий и дум эти ценности столь же неправомерно объяснять в категориях психологии как нерукотворную природу. Горная вершина способна вдохновить на создание картины, поэмы или геологического труда. Но во всех случаях, будучи сотворенными, эти произведения не в большей степени становятся предметом психологии, чем сама эта вершина. Научно-психологическому анализу открыто нечто совсем иное: способы ее восприятия, действия, мотивы, межличностные связи и структура личности тех, кто ее воспроизводит средствами искусства или в понятиях наук о Земле. Эффект этих актов и связей запечатлевается в художественных и научных творениях, причастных теперь уже к сфере, не зависимой от психической организации субъекта.

 

творческий процесс

процесс создания художественного произведения; основные этапытворческого процесса заключаются в возникновении и вынашивании замысла, в поисках идейно-тематической основы произведения, в разработке образной системы ее воплощения, в совершенствованииизобразительно-выразительных средств. Большую роль при этом играет творческое вдохновение ихудожественное воображение.

 

Психология творчества — раздел психологии, изучающий процесс научных открытий, изобретений, создания произведений искусств.

Термин «творчество» указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры.
Основой в психологии творчества выступает отношение между продуктом творчества и его процессом. Продукт принадлежит культуре, процесс — личности.

В силу этого возникает основная коллизия психологии творчества — художественного, технического, научного: соотношение изучения творческой личности, ее духовного потенциала, внутреннего мира и поведения с предметным бытием культуры. Запечатленность психической организации человека в формах этого бытия неоднородна. Соответственно и возможность расшифровать по ним своеобразие этой организации оценивается различно. Одно дело — плоды научного и технического творчества, другое — художественного. При обращении к продуктам художественного творчества предполагается, будто из самой их ткани можно извлечь психологическую информацию. Личностное начало здесь просвечивает повсеместно. «Знаки» искусства сами собой подают весть и о движениях человеческого сердца, воссозданных художником, и о его глубоко личностном отношении к ним.

В психологии творчества, продукт творчества — это «текст», который может быть психологически осмыслен только при условии выхода за его пределы к «затекстовой» жизни автора. Уровень познанности механизмов и процессов творчества зависит от общих объяснительных схем и исследовательских программ психологии.

Методологической основой психологии творчества является принцип историзма. Особый раздел психологии творчества образует изучение творческой деятельности детей.

К специфической проблематике психологии творчества относится изучение роли воображения, мышления, интуиции, вдохновения, надситуативной активности, индивидуально-психологических особенностей, проявляющихся в процессе творчества (способности, талант, гениальность и пр.), влияний, оказываемых на личность ее вхождением в творческий коллектив, факторов, способных стимулировать творческую активность (групповая дискуссия, мозговая атака, некоторые психофармакологические средства и т. д.).

 

Критика понятия новизны как ключевого для обозначения творческого продукта

 

Психология творчества >> Понятие новизны
Новизна - это понятие, связывающее субъективные и объективные моменты и выражающее в конечном счете отношение человека (общества) к результату (продукту деятельности).

По отношению к "творцу", новизна классифицируется:

1. Индивидуальная новизна. Результат деятельности "творца" для общества не является новым. Такое новое является субъективным, индивидуальным, психологически новым.

2. Локально-новая (групповая) новизна. Результат творческой деятельности является новым для группы или коллектива людей.

3. Регионально-новое. Новизна распространяется или ограничивается рамками отдельной страны, государства или определенного региона.

4. Объективно-новая (всемирная) новизна. Новизна определена для всего сообщества, человечества, всего мира.

 

  1. Связь бифуркационных процессов в обществе с творчеством.

 

БИФУРКАЦИЯ

от лат. bifurcus – раздвоенный) – в синергетике и некоторых др. современных физических и математических теориях – стадия в процессе изменения системы, которое обусловлено возрастанием (убыванием) какого-л. параметра (напр., температуры, плотности и т. п.). При достижении параметром определенного (критического) значения система теряет устойчивость, и этап ее детерминированного (предвычислимого) изменения завершается. B этой точке траектории системы ее будущее задается двумя равновероятными состояниями. B какое из них перейдет система, предсказать невозможно, это чисто случайный процесс; вместе с тем такой переход всегда сопровождается коренной перестройкой структуры системы. Если параметр продолжает изменяться, то при каждом очередном критическом его значении Б. будет повторяться. Параметр, обусловливающий изменение системы, называется бифуркационным, а его критическое значение – точкой Б. B более широком смысле термин «Б.» используется для обозначения различных качественных перестроек и преобразований разнообразных систем при изменении определенных параметров, от которых зависят эти системы (К. С. Оганезов, 2001). Динамика конфликта подчиняется принципам самоорганизации сложных систем, исследуемых синергетикой. Переход в развитии конфликта от одного этапа к др., по-видимому, является точкой Б. в процессе конфликтного взаимодействия. Полная динамика конфликта включает 10 этапов. Можно предположить, что процесс взаимодействия конфликтующих сторон проходит как минимум столько же точек Б. Бифуркационным параметром, скорее всего, является соотношение ущерба, наносимого оппонентом, и прогнозируемого ущерба как следствия предконфликтного или конфликтного противодействия. Как только ущерб, наносимый оппонентом, превысит ущерб, вызываемый конфликтом, сторона, принимающая решение, определяет, идти ей на конфликт или уклониться от него. В основе оценки ущерба лежат не реальные потери, а субъективно определяемые. Анализ процессов принятия решений и действий оппонентов в точках Б. является необходимым условием понимания механизмов эскалации конфликта.

 

По мнению И. Пригожина, бифуркационные процессы свидетельствубт об усложнении системы. Перед человечеством встаёт проблема выбора линии развития из множества путей, а выбор является необратимым и не может быть однознанчо расчитан

 

 

Творческое мышление

Творчество - это возможность увидеть и реализовать то, что другие не замечают или считают обыденностью. Одна из возможностей творческого мышления - замечать противоречие и пробовать его решить с минимумом усилий.

Творческое мышление - мышление, в результате которого успешно решается новая задача, в решении которой не имеет опыта, причем эта задача должна решаться оригинальным способом. Творческим может стать любой из видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Развитие творческого мышления возможно через обдумывание вопросов, которые не имеют решения или через рисование. Например, можно использовать задание на дорисовывание

Приведем следующий пример: Например Вы хотите купить книгу или пройти курс у нужного вам преподавателя. Быстрое решение - заплатить деньги.

Делаем противоречие - хочу пройти курс - но не хочу платить деньги.

Варианты решения противоречия -

  • написать личное письмо автору и спросить чем можно было бы поменяться.
  • поискать материалы курса в свободном исполнении
  • спросить прошедших курсы о том, какие они считают самыми мощными упражнения.
  • попробовать организовать семинар в своем городе Тренера, а самому пойти на семинар бесплатно.

Креативность

лат. creatio - созидание) – 1. способность к творчеству в разных его проявлениях, основанная на потребности в самоактуализации, на воображении и дивергентном мышлении. Природа креативности человека в достаточной мере не исследована, на этот счет существуют лишь гипотезы самого общего характера. Предполагается, что креативность детерминирована, в основном, генетическими факторами. Приблизительные синонимы: Изобретательность, Инсайт, Творческий потенциал; 2. в «западной психологии» (Криппнер, 2005) – «термин может использоваться для описания процесса создания чего-то нового в результате осознания пробелов в человеческом знании, четкого определения этих дефицитов, поиска решений для их восполнения, формулирования гипотетических решений с их последующей проверкой и донесения до людей конечного продукта». Помимо тестирования, по результатам которого выявить творческие возможности человека трудно, если это возможно вообще, обнадеживающие результаты при изучении креативности, указывает С.Криппнер, получены при помощи «естественных заданий» (сочинения стихов, сборки мозаики, решения стихийно возникающих задач и др.). Были выявлены и некоторые личностные характеристики «творческих людей», такие, как широта интересов, энергичность, тяготение к сложным задачам, независимость суждений, способность разрешать парадоксы, осознание себя как творческой личности, а также придание высокой ценности эстетическим качествам опыта. Все это – достаточно банальное, как бы само собою разумеющееся представление творческой активности, в нем трудно обнаружить следы того, что могло бы, наконец, помочь понять, когда, почему, откуда и каким именно образом возникает это едва ли самое главное начало самого существа природы человека. См. Бессознательное.

 

Известные методики

Мозговой штурм

Мозговой штурм — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. Метод был изобретён одним из основателей рекламной компании BBDO Алексом Осборном и описан в его книге «Как придумать» (англ. How to Think Up) в 1942 году.

Теория решения изобретательских задач (Генрих Альтшулер)[

Теория решения изобретательских задач — основана изобретателем и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером в 1946 году. ТРИЗ является методологией, набором инструментов, базой знаний и технологией моделирования для генерации инновационных идей и решений проблем. ТРИЗ предоставляет инструменты и методы для формулирования проблемы, системного анализа, анализа отказов и паттернов эволюции (от «как есть» до «как должно быть»). В отличие от методики мозгового штурма (в котором неупорядоченно формулируются идеи и варианты решения проблемы), целью методики ТРИЗ является создание алгоритмического подхода к изобретению новой системы или улучшения старой.

Метод Дельфи

Метод Дельфи — методика, позволяющая с помощью опросов, интервью, мозговых штурмов, добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами. Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов (часто несвязанных и не знающих друг о друге) лучше оценивает и прогнозирует результат, чем структурированная группа (коллектив) личностей. Позволяет избежать открытых столкновений между носителями противоположных позиций, так как исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства. Даёт возможность проводить опрос экстерриториально, не собирая экспертов в одном месте (например, посредством электронной почты).

Субъекты:

· группы исследователей, каждый из которых отвечает индивидуально в письменной форме

· организационная группа — сводит мнения экспертов воедино.

Синектика (Уильям Гордон)

Методика творчества под названием синектика была разработана Уильямом Гордоном в 1940-х гг. В методике участники пытаются «сделать известное странным, а странное — известным». Методика состоит из десяти шагов: анализ и определение проблемы, предложения спонтанных решений проблемы, новая формулировка проблемы, построение прямых аналогий, построение личных аналогий, построение символических аналогий, снова построение прямых аналогий, анализ прямых аналогий, перенос аналогий на проблему и разработка подходов к решению.

Практическое применение

Методики стимуляции творческого мышления применяются во многих сферах жизни, которые требуют оригинальных идей. Среди прочего, использование методик, таких, как теория решения изобретательских задачи морфологический анализ распространенное среди инженеров и изобретателей. Методики латерального мышления применяются в сфере бизнеса и рекламы. Метод Уолта Диснея и мозговой штурм используются во время дискуссий по проблемным вопросам различных отраслей. Методика SCAMPER часто используется для разработки новых продуктов.

Часто для облегчения процесса решения проблем творческим путём используются графическое изображение идей в виде карты мыслей, диаграмм Исикавы и подобных приёмов.

 

Предмет психологии творчества: субъект, процесс, продукт. Аспекты изучения.

 

 

Предметом является психический структурный уровень организации творческой деятельности. Например, в научном творчестве им окажется психический структурный уровень организации творческой деятельности ученого, приводящей к открытию. Этот уровень можно интерпретировать также как выражение психологического механизма развития той или иной области деятельности человека.

Представление о центральном звене психологического механизма творческой деятельности прошло путь сложных преобразований. Эти преобразования в нашей психологии творчества были тесно связаны с динамикой понимания природы психического.

В период господства позиции эмпирического параллелизма, трактовки психического как проявления идеальной субстанции, в представлении о центральном звене психологического механизма творческой деятельности на передний план выступали элементы интуитивизма. В качестве основного механизма творчества выдвигалась идеалистически понимаемая интуиция, теснейшим образом связанная с понятием о бессознательной работе. Многие авторы специально подчеркивали, что именно интуитивный момент является специфически психологическим предметом исследования в общей проблеме творчества, считая его вместе с тем кульминационным пунктом творческого процесса. Вместе с тем о внутренних факторах, характеризующих этот кульминационный пункт, о закономерностях бессознательной работы они ничего не могли сказать. Этот механизм относился к числу «мировых загадок». Верно, связь кульминационного пункта с бессознательной работой в процессе творчества объяснялась тогда не только существующими теоретическими взглядами, но и тем фактическим материалом, на который опиралась психология творчества: описанием открытий, изобретений, создания шедевров литературы и искусства, сохранившихся в истории культуры; всякого рода высказываниями творцов науки, техники и искусства и т. п.

Термин "творчество" указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. В качестве отчужденных от жизни субъекта его исканий и дум эти ценности столь же неправомерно объяснять в категориях психологии как нерукотворную природу. Горная вершина способна вдохновить на создание картины, поэмы или геологического труда. Но во всех случаях, будучи сотворенными, эти произведения не в большей степени становятся предметом психологии, чем сама эта вершина. Научно-психологическому анализу открыто нечто совсем иное: способы ее восприятия, действия, мотивы, межличностные связи и структура личности тех, кто ее воспроизводит средствами искусства или в понятиях наук о Земле. Эффект этих актов и связей запечатлевается в художественных и научных творениях, причастных теперь уже к сфере, не зависимой от психической организации субъекта.

 

творческий процесс

процесс создания художественного произведения; основные этапытворческого процесса заключаются в возникновении и вынашивании замысла, в поисках идейно-тематической основы произведения, в разработке образной системы ее воплощения, в совершенствованииизобразительно-выразительных средств. Большую роль при этом играет творческое вдохновение ихудожественное воображение.

 

Психология творчества — раздел психологии, изучающий процесс научных открытий, изобретений, создания произведений искусств.

Термин «творчество» указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры.
Основой в психологии творчества выступает отношение между продуктом творчества и его процессом. Продукт принадлежит культуре, процесс — личности.

В силу этого возникает основная коллизия психологии творчества — художественного, технического, научного: соотношение изучения творческой личности, ее духовного потенциала, внутреннего мира и поведения с предметным бытием культуры. Запечатленность психической организации человека в формах этого бытия неоднородна. Соответственно и возможность расшифровать по ним своеобразие этой организации оценивается различно. Одно дело — плоды научного и технического творчества, другое — художественного. При обращении к продуктам художественного творчества предполагается, будто из самой их ткани можно извлечь психологическую информацию. Личностное начало здесь просвечивает повсеместно. «Знаки» искусства сами собой подают весть и о движениях человеческого сердца, воссозданных художником, и о его глубоко личностном отношении к ним.

В психологии творчества, продукт творчества — это «текст», который может быть психологически осмыслен только при условии выхода за его пределы к «затекстовой» жизни автора. Уровень познанности механизмов и процессов творчества зависит от общих объяснительных схем и исследовательских программ психологии.

Методологической основой психологии творчества является принцип историзма. Особый раздел психологии творчества образует изучение творческой деятельности детей.

К специфической проблематике психологии творчества относится изучение роли воображения, мышления, интуиции, вдохновения, надситуативной активности, индивидуально-психологических особенностей, проявляющихся в процессе творчества (способности, талант, гениальность и пр.), влияний, оказываемых на личность ее вхождением в творческий коллектив, факторов, способных стимулировать творческую активность (групповая дискуссия, мозговая атака, некоторые психофармакологические средства и т. д.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1761; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.206 (0.028 с.)