Гилфорд. Особенности творческого мышления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гилфорд. Особенности творческого мышления.



 

1) Способность видеть объект под новым углом зрения. Обнаруживать новые свойства и т.д.

2) Творческий человек всегда стремиться найти что то новое, свое собственное.

3) Способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации.

Что препятствует творческому мышлению:

 

1) Неудачи творческих задач в прошлом

2) Высокий уровень личностной тревожности

3) Боязнь оказаться белой вороной

4) Боязнь возмездия со стороны др. человека, позицией которого критикуем

5) Боязнь оказаться неуважительным по отн. к др. людям

6) Повышенная оценка значимости собственных идей

7) Преобладание критичности мышления над творчеством

8) Высокий уровень мотивации

 

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действи тельности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Развитие по Рибо.

Творческое воображение в своем полном развитии проходит через два периода, отделенные критическою фазою:

Ø период самобытности или приготовления, критический момент

Ø период окончательного составления, представляющегося в разных видах.

Эта формула есть лишь краткое выражение опыта, а потому ее нужно оправдать и объяснить именно опытом. Для этого мы должны заимствовать факты из двух различных источников. Одним будет развитие личности, где наблюдения всего вернее, яснее и удобнее; вторым – развитие вида (или историческое), в силу допущенного начала, что филогенез и онтогенез, вообще, идут согласно между собою.

I Первый период.

Он нам известен; это – возраст, с которого начинается проявление воображения. У нормального человека это начинается с трех лет, обнимает детство, отрочество, юность и продолжается то больше, то меньше. Игры, сказки, мифические и фантастические понятия о мире – вот в чем оно выражается прежде всего; потом у большинства воображение зависит от влияния страстей и особенно от половой любви. Долгое время оно остается свободным от всякого рационального элемента.

Однако мало-помалу занимает свое место и этот последний. Размышление (разумея под этим словом работу духа) рождается довольно поздно, растет медленно и по мере своего укрепления влияет на работу воображения, стремясь ее уменьшить. Этот возникающий антагонизм представлен на следующей фигуре:


Кривая IM представляет ход воображения в этот первый период. Сначала она поднимается довольно медленно, потом повышается быстро и держится на высоте, соответствующей апогею воображения в этой первой форме. Означенная точками линия Rx представляет развитие рассудка, начинающееся позднее; эта линия поднимается гораздо медленнее, но достигает постепенно точки х на уровне кривой воображения. Обе эти интеллектуальные формы стоят теперь друг перед другом, как соперничествующие силы. Часть Мх ординаты приходится в начале другого периода.

Второй период

.
Это критическая фаза неопределенной продолжительности, но во всяком случае гораздо более краткой, чем две другие. Этот момент кризиса можно характеризовать лишь его причинами и следствиями. В физиологическом порядке его причины – образование взрослого организма и взрослого мозга; а в порядке психологическом – антагонизм между чистою субъективностью воображения и объективностью рассудочных процессов, или другими словами – между неустойчивостью и устойчивостью ума. Что касается до следствий, то они принадлежат только третьему периоду, наступающему после этой темной фазы метаморфозы.

Третий период. Он уже окончательный; так или иначе, в той или другой степени воображение сделалось рассудительным, подчинилось рассудку; но этого преобразования нельзя свести к единственной формуле.

Вопрос 31

Язык и речь. Функции речи. Классификация видов речи. Особенности внутренней речи.

Язык – система знаков, передающих информацию в устной и письменной форме.

Теории возникновения:

- конвенционалисты (дж. Локк) – люди договорились как они будут называть эти предметы, слова на связаны со смыслом, просто обозначают предмет.

- натуралисты – звучание слова неслучайно, отражает суть предмета, явления, предмет воспроизводится в слове.

- язык как выражение человеческого духа

- соссюр – слово имеет 2 содержания – обозначение предмета и отражение его сути.

 

Речь – одна из высших психических функций человека, язык в действии, принадлежит каждому отдельному человеку, язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания.

Функции речи:

- сигнификативная – или номинативная, функция называния, дает название, обозначает предметы, объекты.

- обобщения – выделение существенных признаков предметов и объединение их в группы.

- коммуникативная – обеспечивает передачу знаний, отношений, чувств.

Виды речи:

1) Внешняя. Включает устную и письменную.

Диалог – непосредственное общение двух или нескольких людей.

Диалогическая речь – поддерживаемая, собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить речь.

Беседа, например.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом.

Письменная речь – разновидность монологической речи, более развернута, предполагает отсутствие обратной связи, не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов и тд.

2) Внутренняя речь - беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая, например, в процессе мышления. Является производной формой внешней (звуковой) речи, специально приспособленной к выполнению мыслительных операций в уме.

Внутренняя речь имеет следующие особенности:

а) сокращенность (свернутость). В ней опускается большинство членов предложения и остается лишь один из главных: подлежащее или сказуемое;

б) отсутствие вокализации (беззвучность ее) как результат заторможенной и расторможенной артикуляции. При слабой заторможенности речевой артикуляции (возможно, ее расторможенности) по ходу мыслительного процесса у некоторых людей в силу различных эмоциональных состоянии внутренняя речь может выражаться в шепоте, бормотании, громком произнесении отдельных слов;

в) преобладание семантики над фонетикой (выпадают гласные звуки, несущие меньшую смысловую нагрузку);

г) местоименность (предмет мысли фигурирует в указательных местоимениях);

д) внутренняя речь существует как кинестезиче-ский, слуховой или зрительный образ слова.

Вопрос о механизмах внутренней речи еще окончательно не решен. Современные исследования свидетельствуют о непременном участии во внутренней речи речедвигательного анализатора (А. Н. Соколов и Н. И. Жинкин).

Любая мысль, независимо от того, желает или не желает человек ее высказать, формируется с помощью внутренней речи при участии движений речевого аппарата. Она проходит стадию внутреннего прогова-ривания, внутренней обработки. Речевые движения незаметны для глаза, но их можно зафиксировать при помощи специальных приборов.

 

Вопрос 32

Понятие эмоций: классификации. Функции эмоций. Физиология эмоций.

Эмоции и чувства - процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции отличаются от познавательных психических процессов и имеют определенные отличительные признаки.

Класс. по интенсивности и длительности:

1) Настроение

2) Собств. Эмоции

3) Чувства

4) Аффекты

5) Страсть

 

Аффекты.Аффектами называют в современной психологии сильные относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характер которых может, однако, изменяться, в частности, под влиянием воспитания и самовоспитания.

Эмоции. В отличие от аффектов собственно эмоции представляют собой более длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них.

Чувства.Более условным и менее общепринятым является выделение чувств как особого подкласса эмоциональных процессов. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте - конкретном или обобщенном, отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.п.).

Настроение – не предметно, разлитое состояние (расплывчатое) – радостное, грустное, унылое и т.д.

Настроение связ с функц лимбической системы в промежуточном мозге – РФ

Настроение складывается:

1) Определ сост внутр органов, жизненным тонусом нервной системы

2) Бессозн эмоц оценка человеком того, как на данный момент складыв для него жизненные об-ва

Настроение = геданический фон

Страсть

- стойкие длительные эмоциональные переживания, которые захватывают человека и владеют им

Человек многое может сделать, большое внутреннее напряжение. Он не сидит сложа руки – активность.

Пассивность – не может избавиться от нее, привязан к ней. Может быть пагубной.

 

ЭПП имеют несколько компонентов:

1) Собсв-субъект переживания

2) Вегетативный

3) Двигательный(мимика, понтамимика)

4) Когнитивный (мысли, ожидания)

 

Эмоции связывают наши потребности с действиями

 

Функции эмоций

 

1. Оценочная = сигнальная (опасно, не опасно)

2. Объединяющая, мобилизирующая – подготовка организма к д-ию.

3. Регуляция поведения, субъективное переживание

4. Предвосхищение будущего

5. Коммуникативная

6. Связь потребности с поведением

 

Физиология эмоций

Ретикулярная формация

1. В обл РФ наход 1ая черная субстанция – схождение нейронов, кот продуцируют дофамин. Он отвечает за двигательную активность

2. Область голубого пятна продуцируют норадреналин – отвечает за двигательную активность

3. ядра шва – продуцируют серотонин, повышает устойчивость к стрессу. Низкий уровень способствует депрессии.

 

Лимбическая система

Входит таламус, гипоталамус, гипокамп, поясная и зубчаты извилины и т.д.

Связаны между собой циркулярными связями. При возникновении эмоций возбуждение многократно циркулирует по этим структурам

 

Кора

Большая социализация эмоций, связано с подкорковыми структурами

 

Эмоции – это психические реакции, отражающие субъективное отношение индивида к объективным явлениям. Эмоции возникают в составе мотиваций и играют важную роль в формировании поведения. Выделяют 3 вида эмоциональных состояний (А.Н. Леонтьев):

1. Аффекты – сильные, кратковременные эмоции, возникающие на уже имеющуюся ситуацию. Страх, ужас при непосредственной угрозе жизни.

2. Собственно эмоции – длительные состояния, отражающие отношение индивида к имевшейся или ожидаемой ситуации. Печаль, тревога, радость.

3. Предметные чувства – постоянные эмоции, связанные с каким – либо объектом (чувство любви к конкретному человеку, к Родине и т.д.).

 

Функции эмоций:

1.Оценочная. Они позволяют быстро оценить возникшую потребность и возможность её удовлетворения. Например, при чувстве голода человек не подсчитывает калорийность имеющейся пищи, содержание в ней белков, жиров, углеводов, а просто ест в соответствии с интенсивностью чувства голода, т.е. интенсивностью соответствующей эмоции.

2.Побуждающая функция. Эмоции стимулируют целенаправленное поведение. Например, отрицательные эмоции при голоде стимулируют пищедобывающее поведение.

3.Подкрепляющая функция. Эмоции стимулируют запоминание и обучение. Например, положительные эмоции при материальном подкреплении обучения.

4.Коммуникативная функция. Состоит в передаче своих переживаний другим индивидам. С помощью мимики передаются эмоции, а не мысли.

 

Вопрос 33

Собственно эмоции. Понятие базовых эмоций (по П. Экману, по К. Изарду). Стенические и астенические эмоции.

Теория дифференциальных эмоций К.Э. Изарда. Теория дифференциальных эмоций получила такое название из-за того, что объектом ее изучения является частные эмоции, которые рассматриваются по отдельности. В основе теории лежат 5 основных тезисов:

1.Основную мотивационную систему человека составляют десять базовых эмоций.

2. Каждая эмоция подразумевает специфический способ переживания.

3.Все фундаментальные эмоции по-разному воздействуют на когнитивную сферу и на поведение в целом.

4.Эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами и оказывают на них влияние. (Драйвы – это физиологические потребности или нужды).

5.В свою очередь драйвы влияют на протекание эмоционального процесса. В рамках дифференциальной теории эмоции - не только мотивационная система организма, но и базовые личностные процессы, которые придают смысл человеческому существованию.

Дифференциальная теория эмоций определяет эмоции как сложные процессы, которые имеют нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты.

1. Нейрофизиологический аспект определяет эмоцию как функцию соматической нервной системы.

2. На нервно-мышечном уровне - проявляется в виде мимической активности. 3.На чувственном уровне - эмоция представлена переживанием.


Критерии базовых эмоций (Изард):

1.Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.

2.базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).

3.базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.

4.базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.

5.базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

Этим критериям, по мнению автора, соответствуют такие эмоции как радость, интерес, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

 


Подход П. Экмана.

Для Экмана основным критерием для выделения базовых эмоций служили универсальные способы мимического выражения. Экман выделяет следующие базовые эмоции: гнев, отвращение, страх, радость, печаль, удивление. Экманом была создана система кодирования выражений лица (FACS), которая очень надежно описывает разные выражения лица. Он проводил эксперименты, в которых испытуемые разных национальностей успешно распознают эмоции, скрывающиеся за выражениями лица. Особенно хорошо узнают радость, печаль. Часто путают страх, удивление. Эти эксперименты были подвержены критике. Дискуссия ведется до сих пор.

Радость – эмоц состояние, имеющее яркую положительную окраску. Оно связано с возможностью Вполне удовлетворить актуальную текущую потребность в условиях, когда вероятность этого до данного момента была невелика или неопределенна. Стеническая эмоция.

Страдание – отрицательное эмоц состояние, астеническая эмоция, антипод радости. Возникает при невозможности удовлетворения актуальной потребности или при получении информации об этом, при условии, что до настоящего момента удовлетворение этой потребности представлялось достаточно вероятным.

Гнев - отрицательно окрашенный аффект, направленный против испытываемой несправедливости, и сопровождающийся желанием устранить её.

Страх - С точки зрения психологии страх является эмоциональным процессом. В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх отнесён кбазовым эмоциям, то есть является врождённым эмоциональным процессом, с генетически заданным физиологическим компонентом, строго определённым мимическим проявлением и конкретным субъективным переживанием. Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания.

Интерес— положительно окрашенный эмоциональный процесс(по классификации А. Н. Леонтьева — чувство), связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.

Удивление - когнитивная эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации. Адекватная реакция на отклонение от нормы.

Если неожиданная ситуация окажется опасной, то удивление переходит в страх.

Если неожиданная ситуация окажется безопасной, то удивление переходит в интерес.

Если неожиданная ситуация окажется приятной, то удивление переходит в радость.

 

Отвращение - отрицательно окрашенное чувство, сильная форма неприятия. Продолжительное ощущение неприятия приводит к раздражению, фобиям.

Презрение - отрицательно окрашенное чувство, возникающее по отношению к объекту, демонстрирующему качества или поведение, которые субъект не позволяет себе демонстрировать, так как воспринимает их социально неприемлемыми. Презрение связано с чувством превосходства. Кроме того оно легко переходит в злость, гнев, ярость и даже порождает ненависть, если объект презрения становится существенным препятствием на пути удовлетворения потребностей субъекта.

Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, возникает при осознании субъектом собственного несоответствия ситуации, ожиданиям окружающих, а также несоответствия своих помыслов, поступков, форм поведения своим же нравственным нормам.

Стенические эмоции повышают жизнедеятельность организма; астенические эмоции, наоборот, угнетают и подавляют все жизненные процессы в организме.

Различают эмоции:

- стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев);

- астенические, - сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль).

Амбивалентность - человек может переживать радость и горе

 

Вопрос 34

Эмоции и чувства. Виды чувств (по С.Л. Рубинштейну).

Эмоции – это конкретные ощущения, переживаемые в данный момент, выражающие положительное или отрицательное отношение субъекта к тем или иным значимым для него объектам.

Физиологической основой возникновения и развития эмоций является необходимость реализации индивидуальной программы, в ходе которой человек испытывает определенные потребности необходимые для обеспечения своей жизнедеятельности, а так же определяет выбор направления индивидуальной самореализации. Реализация этих потребностей сопровождается глубоким чувством эмоционального удовлетворения, т.е. вызывает положительные эмоции. Неспособность организма реализовать свои потребности вызывает отрицательные эмоции. Удовлетворенная потребность вызывает глубокое эмоциональное удовлетворение и является мощным стимулом для субъекта к ее повторению на более высоком уровне.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 998; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.082 с.)