Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Почему образуется супер-эго?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Оно формируется по механизму идентификации и интериоризации. Ребенок в плане удовлетворения своих потребностей полностью зависит от родителей, родитель является внешним объектом. Объект удовлетворяющий потребнсоть слит с родителями. Родители учат ребенка моральным ценностям общества, награждают ребенка за правильное поведение, наказывают за неправильное. Поощрение и наказание тесно связаны с удовлетворением потребности (один из механизмов интроекции).Энергию супер-эго черпает из Ид посредством идентификации с родителями. Катексис приходит в Супер-Эго из связи с родителями из Ид, но у Супер-Эго достаточно большой антикатексис. Зрелое Эго регулирует и Ид и суперэго. Если потребность не удовлетворена возникает тревога.
Фрейд различал три вида тревоги: 1. реальная (реальная опасность из внешнего мира), 2. невротическая (страх того, что инстинкт выйдет из под контроля), 3. моральная (страх совести, меня замучает чувство своей вины). Тревога символизирует высокий уровень напряжения. Тест на фрустрацию Розенцвейга.
ПРОЦЕССЫ ПЕРВИЧНЫЕ, ВТОРИЧНЫЕ – психические процессы, совершающиеся под воздействием двух систем – системы бессознательного и системы сознания. Представления о первичных и вторичных процессах были выдвинуты З. Фрейдом в конце ХIХ века, в период становления психоанализа. Они нашли свое отражение, в частности, в неопубликованной при его жизни работе «Проект научной психологии» (1895). Свое дальнейшее развитие эти представления получили в его первом фундаментальном психоаналитическом труде «Толкование сновидений» (1900), где под первичным процессом он понимал психический процесс, который самостоятельно допускает система бессознательного, а под вторичным – процесс, совершающийся под воздействием системы сознания. С точки зрения З. Фрейда, первичный процесс способствует прохождению раздражения и образованию идентичности восприятия, в то время как вторичный процесс имеет другую цель и служит образованию идентичности мышления. Первичный процесс соотносился З. Фрейдом с принципом удовольствия, вторичный – с принципом реальности. Проводя различие между этими процессами, он руководствовался не только соображениями иерархичности, но и представлениями о соотношении обоих процессов во времени. З. Фрейд считал, что в психике человека первичные процессы «даны с самого начала», а вторичные процессы «развиваются лишь постепенно, парализуют первые, но полного господства над ними достигают лишь в зените жизни». З. Фрейд исходил из того, что первичные процессы осуществляются благодаря свободной, стремящейся к реализации энергии из сферы бессознательного. Эти процессы имеют место при образовании сновидений и истерических симптомов. В отличие от первичных вторичные процессы обусловлены такой энергией, которая является связанной, контролируемой, управляемой, исходящей из сферы сознания. Эти процессы соотнесены не с устранением неудовольствия путем галлюцинаторного исполнения желания, как это может иметь место при активизации первичных процессов, а с его отсрочкой и приспособлением к реальности благодаря сознательной мыслительной деятельности человека. Представления о первичных и вторичных процессах стали составной частью психоаналитического учения З. Фрейда о функционировании человеческой психики. Вместе с тем в терминологическом отношении в более поздних его работах предпочтение отдавалось понятиям бессознательные и сознательные процессы. С выдвижением структурной точки зрения, что нашло свое отражение в работе «Я и Оно» (1923), З. Фрейд пришел к выводу, что «не только наиболее глубокое, но и наиболее высокое в Я может быть бессознательным» и, следовательно, различного рода защитные механизмы Я могут быть тесным образом связаны не со вторичными, а с первичными процессами. По мере развития теории и практики психоанализа на основе первоначальных представлений о первичных и вторичных процессах З. Фрейд выдвинул идеи о первичном вытеснении и проталкивании вслед (Nachdrangen), первым актом вытеснения и вторичной борьбой против влечения, находящей свое продолжение в борьбе с симптомом, первичной и вторичной выгодой от болезни. Специфика такого понимания психических процессов состояла в том, что если на начальных стадиях развития психоанализа вторичные процессы соотносились с системой сознания, то проталкивание вслед, вторичная борьба против влечений и вторичная выгода от болезни основывались на бессознательных процессах.
Идентификация (с человеком, реальным, воображаемым, персонажем, усопшим) - эта структура в супер-эго, идеал Катексис из ид в структуру через идентификацию). Подавление (человек имеет выраженную внутреннюю потребность, он её вытесняет, отрицает. При этом энергия остается в ид. У Фрейда огромный психический накал, энергия должна быть реализована). Смещение на другой объект (замещающий объект не может удовлетворить потребность, напряжение постоянно мотивирует способы снятия напряжения, сюда входит и сублимация, проекция, замещение).
Первичный процесс предполагает более сложную реакцию. Он пытается высвободить энергию через создание образа объекта, в связи с чем энергия переместится. Например, первичный процесс даст голодному человеку ментальный образ пищи. Галлюцинаторное переживание, в котором желаемый объект представлен как образ памяти, называется исполнение желания. Типичный пример первичного процесса у здорового человека - сновидение, которое, как считал Фрейд, всегда представляет исполнение или попытку исполнения желания. Галлюцинации и видения психотиков – также примеры первичного процесса. Но, сам по себе первичный процесс не способен снять напряжение: голодный человек не может съесть образ еды. Такого рода смешение может привести к психологическому стрессу или, даже, к смертельному исходу, если не появятся какие-нибудь внешние источники удовлетворения потребности. Поэтому, утверждал Фрейд, для младенца является невыполнимой задача научиться откладывать удовлетворение первичных потребностей. Способность к отсроченному удовлетворению впервые возникает, когда маленькие дети усваивают, что, помимо их собственных нужд и желаний, есть еще и внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура личности, «Я». «Я» появляется в связи с тем, что потребности организма требуют соответствующих взаимодействий с миром объективной реальности. «Я» стремится выразить и удовлетворить желания Оно в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Иными словами, «Я» подчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности – предотвратить разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения. Принцип реальности временно приостанавливает действие принципа удовольствия, хотя, в конечном счете, при обнаружении нужного объекта и снижении напряжения «обслуживается» именно принцип удовольствия. Вторичный процесс – это реалистическое мышление. При помощи вторичного процесса «Я» формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке. Голодный человек думает о том, где можно найти пищу, а затем начинает именно там ее искать. Это называется проверка реальностью. Однако, «Я» – это производная от «Оно», и является, по сути, слугой желаний «Ид», но слугой «грамотным», умеющим находить объективно приемлемые пути удовлетворения этих желаний. «Я» не обладает существованием, отдельным от «Оно», и в абсолютном смысле всегда зависимо от него, так как питается именно энергией «Ид». Третья и последняя развивающаяся система личности – «Сверх-Я». Это внутренняя система ценностей и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку. «Сверх-Я» – это мораль личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для удовольствия. Его основная задача – оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, привитых тем или иным обществом. «Сверх-Я» как сопровождающий человека моральный судья развивается в ответ на награды и наказания, исходящие от родителей. Чтобы получать награды и избегать наказаний, ребенок учится строить свое поведение в соответствии с требованиями родителей. То, что считают неправильным и за что наказывают ребенка, откладывается в совесть – одну из подсистем «Сверх-Я». То, что они одобряют и за что награждают ребенка, включается в другую подсистему – «Я-идеал ». Совесть наказывает человека, заставляя чувствовать вину, «идеальное Я» награждает его, наполняя гордостью. С формированием «Сверх-Я» на место родительского контроля встает самоконтроль. Таким образом, получается, что структура личности человека имеет в себе несколько систем, по-особому взаимосвязанных. Глубоко в бессознательном существует «Оно» как некий резервуар энергии, которая нужна для реализации биологических потребностей человека, однако, «Ид» не важно, как удовлетворять эти потребности. В связи с этим, появляется «Я» как некий объективно приемлемый «вектор» энергии «Оно», то есть использующий принцип объективности, причем, пронизывающий все три пласта психики (бессознательное, предсознательное и сознательное). И как контролер всех «действий» «Оно» и «Я» (особенно «Оно»), вы ступает «Сверх-Я»
Вопрос 80 Структура личности по К. Юнгу.
Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного (Jung, 1931/1969). Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности. Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы,или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта (Jung, 1921/1973). Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума. И наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным (Jung, 1936/1969). Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума» (Campbell, 1971). Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.
ЛЕКЦИЯ Карл Густав Юнг.
Поведение человека определяется индивидуальной историей и расовой историей, причинно. Истоки поведения в коллективном бессознательном, в прошлом. Поведение определяется целями, стремлениями, ориентирована и на будущее (стремление к самореализации - индивидуация).
Эго - сознательный ум, центр сознания. Личностное бессознательное привыкает к эго, состоит из забытых переживаний. Бессознательное может быть осознанно, оно состоит из комплексов - ядер, действующих как магнит, притягивающий переживания, мысли на определенную тему. Комплекс матери, власти, отца - прижизненный опыт человека, что касается личностного бессознательного в целом. Комплексы формируются на базе архетипов - коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное - трансперсонально, не уникально для отдельного человека. Архетипы идут от животных, это предрасположенность реагировать на мир определенным образом, они инстинктноподобны. При рождении ребенка у него есть потенциальные "знания" о матери. При встрече с реальной матерью на основе архетипа матери формируется комплекс. Вся сотня архетипов у нас потенциально есть, и при встрече с ситуацией архетипа - он активируется. Основные: Персона (принятые в обществе паттерны поведения, маска, если эго идентифицируется с персоной, то индивид осознает не реальные чувства, а роль, которую играет, отчуждения от себя, подстройка под общества; принятие социальных ролей делает возможным жизнь в обществе), Анима (феминимная сторона мужской личности), Анимус (маскулинная сторона женской личности), Тень, Самость. Вопрос 81 Типология личности К. Юнга. Установки и функции. ЛЕКЦИЯ Юнг описал личностные установки: экстраверты, интроверты. Они присущи каждым, одна ведущая, другая подавляемая. Если человек очень экстраверт, интроверсия у него подавлена, и наоборот. 4 функции: мышление-чувства и ощущения-интуиция.
Наиболее выраженная функция - элемент персоны, подавляет другую, а нейтральные - вспомогательны. Ведущая функция или экстравертированная или интровертированная, а противоположная вытесняется (Мышление экстр - чувства интр).
Эго-направленность
Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия (Jung, 1921/1971). Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру — другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентаций являются личности, чьи модели поведения определенны и предсказуемы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.145 (0.011 с.) |