Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции психики. Особенности психического отражения↑ Стр 1 из 20Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Можно выделить 3 основные функции психики: · отражение воздействий окружающего мира · осознание человеком своего места в окружающем мире · регуляция поведения и деятельности Отражение воздействий окружающей действительности. Психическое отражение действительности имеет свои особенности. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики. Осознание человеком своего места в окружающем мире.
Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.
Психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей.
Вопрос 3 Субъективные и объективные методы психологии (наблюдение, самонаблюдение, опрос, тест, эксперимент). Методы – приемы и средства, с помощью которых выявляются реальные факты и вырабатываются практические рекомендации. Делятся на субъективные (наблюдение, самонаблюдение, опрос) и объективные( тесты, эксперимент). Наблюдение. Преднамеренное, систематическое, целенаправленное восприятие поведения человека, фиксация поведения. Выделяют виды наблюдения: 1) В зависимости от характера взаимодействия с объектом: - включенное (исследователь вступает в качестве непосредственного участника того процесса, за которым наблюдает, что позволяет получать целостное представление о ситуации, но психолог может терять объективность, так как сам участник группы) - стороннее (происходит без взаимодействия и установления контактов с теми, за кем ведется наблюдение) 2) в зависимости от позиции наблюдателя: - открытое (исследователь открывает для наблюдаемых свою роль. Недостаток – скованность в поведении наблюдаемых субъектов, вызванная знанием, что за ними наблюдают. - скрытое (присутствие наблюдателя не раскрывается, деятельность не искажается) 3) в зависимости от характера контакта: - непосредственное (наблюдатель и объект находятся в непосредственном контакте) - опосредованное (включаются специальные средства, позволяющие получать более объективные результаты) 4) от условий осуществления наблюдения: - полевое (в условиях повседневной жизни и деятельности наблюдаемого) - лабораторное (искуственные, специально созданные условия) 5) от целей: - целенаправленное (систематическое и специально организованное) - случайное (имеет поисковой характер и не преследует четко поставленных целей) 6) от упорядоченности организации наблюдения: - свободное (используется, когда невозможно определить что именно наблюдать, когда невозможно предсказать, как будут развиваться события, просто фиксируются результаты) - стандартизованное (имеется цель, проводится по определенному плану, предполагает точное описание наблюдаемых явлений, анализ полученных фактов, оценивает определенную реакцию, которую заранее хотели получить. Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение – наблюдение за своими мыслями, переживаниями. Используется, если изучаются психические процессы, недоступные для внешнего наблюдателя. Особенности самонаблюдения: 1) Искажаются мысли или прекращаются вообще 2) Субъективизм (не видим то, чего не хотим) 3) Трудно описать то, что мы наблюдаем. Опрос. Получение необходимой информации путем задавания вопросов и получения ответов. - Письменный (анкетирование) +: Может охватывать сразу большое количество людей Минус: не учитывает индивидуальные особенности. - устный (проводится, когда нужно оценить реакцию испытуемого, вопросы можно менять по ходу) - стандартный (перечень вопросов, их последовательность точно заранее определена. + полученную информацию от разных людей можно обобщать и сравнивать.) - свободный (перечень вопросов можно менять) По способу коммуникации: - очный (личный, предполагает общение с психологом) - заочный (испытуемый лично не общается с психологом, через интернет, телефон) По процедуре проведения: - индивидуальный - групповой По конструкции задаваемых вопросов: - открытые - закрытые Особенности опроса: 1) Если метод наблюдения фиксирует только в настоящем, то с помощью опроса можно узнать про настоящее и будущее) 2) Результаты опроса будут более достоверны, чем более искренен человек. Искренность определяет степень заинтересованности, человек должен хотеть отвечать на вопросы. 3) Чем лучше человек осведомлен о происходящем, о цели опроса, о результатах, тем он будет более искренним. 4) Человек должен быть способен отвечать на поставленные вопросы.
Тесты. Наиболее часто используются, имеют четкую процедуру сбора и обработки. Как правило, создаются группой исследователей, исследуются на валидность, предполагают четкую последовательность вопросов, четкая процедура обработки, к каждому тесту есть ключ, четкая интерпретация, оценка полученных результатов в минимальной степени зависит от субъективных суждений экспериментатора, не учитываются индивидуальные особенности, результаты можно сравнивать. Надежность теста – при любых условиях полученные результаты объективны (результаты сопоставляются между собой) при разных условиях. Валидность – степень, в которой тест измеряет то, для чего он предназначен. Тест-опросник. Основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надежную информацию о наличии или выраженности определенной психологической характеристики. Суждение о развитии данной характеристики осуществляется на основе количества ответов, совпавших по своему содержанию с представлениям о ней. Тест-задание. Предполагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий. В тестах этого типа испытуемому предлагается выполнить определенный перечень заданий. Проективные тесты. Свободная интерпретация исследователем выполняемых испытуемым заданий. Эксперимент. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Особенности: 1) Исследователь сам вызывает изучаемое им явление – в отличии от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию 2) Экспериментатор может варьироваться, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса 3) В эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий с целью установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс 4) Позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных. Виды: 1) Лабораторный. Проводится в специально создаваемых и тщательно контролируемых условиях, в некоторых случаях используются аппаратура и приборы, что обеспечивает научную объективность получаемых данных. Он более точен, но далек от реальной ситуации. 2) Естественный. Снимает ограничения лабораторного эксперимента. Сочетание экспериментальности исследования с естественностью условий проведения. Экспериментатор не вмешивается в ход событий, только фиксирует. Близок к наблюдению, но подразумевает измерения. Соответствует типичному поведению людей, но менее точно измеряет какое-либо качество. 3) Формирующий. Целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Может иметь обучающий и воспитывающий характер. 4) Констатирующий. Выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств. Эффект Розенталя – в присутствии экспериментатора получается ожидаемый им результат, он получает то, что он хочет получить, обращает внимание на одни факты и не обращает внимания на другие. Эффект подыгрывания.
Вопрос 4 Этапы развития психологии как науки. Идеалистический и материалистический подходы к описанию природы психики. Особенности второго периода развития психологии как науки (психология как наука о сознании): предпосылки, достижения, недостатки. На первом этапе представления о психике человека носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику — материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Познание мира — это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.
На втором этапе развития психологии как науки сначала в XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. В то же время, Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее в XVII в. английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека.
На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний людей, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований их психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.
На четвертом (современном) этапе развития психологической науки, начиная с серединыXX в., она стала превращаться в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.140 (0.011 с.) |