Функции психики. Особенности психического отражения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции психики. Особенности психического отражения



Можно выделить 3 основные функции психики:

· отражение воздействий окружающего мира

· осознание человеком своего места в окружающем мире

· регуляция поведения и деятельности

Отражение воздействий окружающей действительности.

Психическое отражение действительности имеет свои особенности.
Во-первых, это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия.
Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.
В-третьих, психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.
Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.

Регуляция поведения и деятельности.

Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики.

Осознание человеком своего места в окружающем мире.

 

Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.
С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

 

 

Психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей.


Особенности псих.отражения


• оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
• сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
• психическое отражение углубляется и совершенствуется;
• обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
• преломляется через индивидуальность человека;
• носит опережающий характер.

Вопрос 3

Субъективные и объективные методы психологии (наблюдение, самонаблюдение, опрос, тест, эксперимент).

Методы – приемы и средства, с помощью которых выявляются реальные факты и вырабатываются практические рекомендации.

Делятся на субъективные (наблюдение, самонаблюдение, опрос) и объективные( тесты, эксперимент).

Наблюдение.

Преднамеренное, систематическое, целенаправленное восприятие поведения человека, фиксация поведения.

Выделяют виды наблюдения:

1) В зависимости от характера взаимодействия с объектом:

- включенное (исследователь вступает в качестве непосредственного участника того процесса, за которым наблюдает, что позволяет получать целостное представление о ситуации, но психолог может терять объективность, так как сам участник группы)

- стороннее (происходит без взаимодействия и установления контактов с теми, за кем ведется наблюдение)

2) в зависимости от позиции наблюдателя:

- открытое (исследователь открывает для наблюдаемых свою роль. Недостаток – скованность в поведении наблюдаемых субъектов, вызванная знанием, что за ними наблюдают.

- скрытое (присутствие наблюдателя не раскрывается, деятельность не искажается)

3) в зависимости от характера контакта:

- непосредственное (наблюдатель и объект находятся в непосредственном контакте)

- опосредованное (включаются специальные средства, позволяющие получать более объективные результаты)

4) от условий осуществления наблюдения:

- полевое (в условиях повседневной жизни и деятельности наблюдаемого)

- лабораторное (искуственные, специально созданные условия)

5) от целей:

- целенаправленное (систематическое и специально организованное)

- случайное (имеет поисковой характер и не преследует четко поставленных целей)

6) от упорядоченности организации наблюдения:

- свободное (используется, когда невозможно определить что именно наблюдать, когда невозможно предсказать, как будут развиваться события, просто фиксируются результаты)

- стандартизованное (имеется цель, проводится по определенному плану, предполагает точное описание наблюдаемых явлений, анализ полученных фактов, оценивает определенную реакцию, которую заранее хотели получить.

Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение – наблюдение за своими мыслями, переживаниями. Используется, если изучаются психические процессы, недоступные для внешнего наблюдателя.

Особенности самонаблюдения:

1) Искажаются мысли или прекращаются вообще

2) Субъективизм (не видим то, чего не хотим)

3) Трудно описать то, что мы наблюдаем.

Опрос.

Получение необходимой информации путем задавания вопросов и получения ответов.

- Письменный (анкетирование)

+: Может охватывать сразу большое количество людей

Минус: не учитывает индивидуальные особенности.

- устный (проводится, когда нужно оценить реакцию испытуемого, вопросы можно менять по ходу)

- стандартный (перечень вопросов, их последовательность точно заранее определена. + полученную информацию от разных людей можно обобщать и сравнивать.)

- свободный (перечень вопросов можно менять)

По способу коммуникации:

- очный (личный, предполагает общение с психологом)

- заочный (испытуемый лично не общается с психологом, через интернет, телефон)

По процедуре проведения:

- индивидуальный

- групповой

По конструкции задаваемых вопросов:

- открытые

- закрытые

Особенности опроса:

1) Если метод наблюдения фиксирует только в настоящем, то с помощью опроса можно узнать про настоящее и будущее)

2) Результаты опроса будут более достоверны, чем более искренен человек. Искренность определяет степень заинтересованности, человек должен хотеть отвечать на вопросы.

3) Чем лучше человек осведомлен о происходящем, о цели опроса, о результатах, тем он будет более искренним.

4) Человек должен быть способен отвечать на поставленные вопросы.

 

Тесты.

Наиболее часто используются, имеют четкую процедуру сбора и обработки. Как правило, создаются группой исследователей, исследуются на валидность, предполагают четкую последовательность вопросов, четкая процедура обработки, к каждому тесту есть ключ, четкая интерпретация, оценка полученных результатов в минимальной степени зависит от субъективных суждений экспериментатора, не учитываются индивидуальные особенности, результаты можно сравнивать.

Надежность теста – при любых условиях полученные результаты объективны (результаты сопоставляются между собой) при разных условиях.

Валидность – степень, в которой тест измеряет то, для чего он предназначен.

Тест-опросник.

Основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надежную информацию о наличии или выраженности определенной психологической характеристики. Суждение о развитии данной характеристики осуществляется на основе количества ответов, совпавших по своему содержанию с представлениям о ней.

Тест-задание.

Предполагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий. В тестах этого типа испытуемому предлагается выполнить определенный перечень заданий.

Проективные тесты.

Свободная интерпретация исследователем выполняемых испытуемым заданий.

Эксперимент.

Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Особенности:

1) Исследователь сам вызывает изучаемое им явление – в отличии от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию

2) Экспериментатор может варьироваться, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса

3) В эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий с целью установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс

4) Позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.

Виды:

1) Лабораторный. Проводится в специально создаваемых и тщательно контролируемых условиях, в некоторых случаях используются аппаратура и приборы, что обеспечивает научную объективность получаемых данных. Он более точен, но далек от реальной ситуации.

2) Естественный. Снимает ограничения лабораторного эксперимента. Сочетание экспериментальности исследования с естественностью условий проведения. Экспериментатор не вмешивается в ход событий, только фиксирует. Близок к наблюдению, но подразумевает измерения. Соответствует типичному поведению людей, но менее точно измеряет какое-либо качество.

3) Формирующий. Целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Может иметь обучающий и воспитывающий характер.

4) Констатирующий. Выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств.

Эффект Розенталя – в присутствии экспериментатора получается ожидаемый им результат, он получает то, что он хочет получить, обращает внимание на одни факты и не обращает внимания на другие.

Эффект подыгрывания.

 

Вопрос 4

Этапы развития психологии как науки. Идеалистический и материалистический подходы к описанию природы психики. Особенности второго периода развития психологии как науки (психология как наука о сознании): предпосылки, достижения, недостатки.

На первом этапе представления о психике человека носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В оду­шевленности видели причину развития явлений и движения. Арис­тотель распространил понятие психического на все органические про­цессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику — мате­риалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и, в отличие от по­следней, идеальна. Познание мира — это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеаль­ном мире до того, как попала в тело человека.

 

На втором этапе развития психологии как науки сначала в XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздей­ствия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. В то же время, Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа со­знания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее в XVII в. английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли развили де­терминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функ­ционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социаль­ном опосредовании психики человека.

 

На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. боль­шую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыгра­ли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний людей, а также проведение непо­средственных экспериментальных исследований их психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции созна­ния и заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.

 

На четвертом (современном) этапе развития психологиче­ской науки, начиная с серединыXX в., она стала превращаться в мно­гоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интере­сы практической деятельности людей и общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.025 с.)