Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Менделевич выделяет гармоничный и дизгармоничный характерСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Гармоничный: 1) Самостоятельный, автономный, зрелый 2) Реальность самооценки, самоуважение 3) Реализм в оценке окружающего, здравомыслие 4) Простота, естественность поступков, адаптивность, гибкость 5) Способен выделять главную проблему 6) Разумное сочетание альтруистических и эгоистических целей
Дизгармоничный: 1)не самостоятельность, зависимость, инфантилизм 2) нереальность самооценки 3) каузальная атрибуция 4) неестественность 5) концентрация на несущественном 6) эгоцентризм
АХ - это норма, ярко выраженные черты характера: скрытые и явные Скрытые: 1) Выражены слабо в обычных условиях 2) Обычно проявляются в ситуации травматизации, в местах наименьшего сопротивления 3) Дезадаптация не бывает или она кратковременна Явные: 1)видны при наблюдении за поведением, при сборе анализа от близких 2)волевые качества присутствуют 3) хорошо компенсированы, не приводят к дезадаптации, но она может быть приходящей и кратковременной Критерии отличий психопатий от АХ: 1) Тотальность 2) Стабильность во времени 3) Нарушение соц адаптации Вопрос 56 Акцентуации характера по К. Леонгарду (гипертимический, дистимический, аффективно-лабильный, эмотивный типы). Акцентуация – это дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт .
Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это - пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.
Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают "с полуслова". Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не "выплескивают" наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.
Вопрос 57 Акцентуации характера по К. Леонгарду (тревожный, возбудимый, застревающий типы).
Акцентуация – это дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.
Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат "козлами отпущения", мишенями для шуток.
Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе. Особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.
Вопрос 58 Акцентуации характера по К. Леонгарду (педантичный, демонстративный, экстравертированный и интравертированный типы). Акцентуация – это дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт. Педантичный тип. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов - формализм, занудливость, брюзжание.
Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Обладают следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.
Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью, у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации. Редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени. Располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительность. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.
Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество, редко вступают в конфликты с окружающими, только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты. Это - упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. На все они имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они продолжают ее отстаивать несмотря ни на что. Данная классификация относится в основном к взрослым людям и представляет типологию характеров преимущественно с точки зрения отношения к людям (напомним, что характер человека проявляется также в отношении к делу). Приведем еще одну интересную попытку представления типологии характеров, в основе которой отношение человека к жизни, обществу и нравственным ценностям. Ее вывел Э. Фромм и обозначил как социальную типологию характеров. "Социальный характер, - пишет автор, - содержит... выборку черт, существенное ядро структуры характера большинства членов группы, которое сложилось в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы". Социальный характер определяет мышление, эмоции и действия индивидов, принадлежащих данному обществу. Различные классы и группы людей, существующие в обществе, обладают своим социальным характером. На его основе развиваются и приобретают силу определенные социальные, национальные и культурные идеи. Однако эти идеи сами по себе пассивны и могут стать реальными силами лишь тогда, когда отвечают особым человеческим потребностям.
Вопрос 59
Гипертимный тип акцентуации характера по А.Е. Личко Сведения от родных свидетельствуют, что с детства гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Воспитатели детских учреждений жалуются на их неугомонность. Первые трудности могут выявиться при поступлении в школу. При хороших способностях, живом уме, умении все схватывать на лету обнаруживается неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность. Учатся поэтому они очень неровно – то блеснут пятерками, то "нахватают" двоек... Главная черта гипертимных подростков – почти всегда очень хорошее, даже приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии. Реакция эмансипации бывает особенно отчетливой. В силу этого с родителями, педагогами, воспитателями легко возникают конфликты. Истинные побеги из дому у гипертимов встречаются нечасто. Реакция группирования проходит не только под знаком постоянного тяготения к компаниям сверстников, но и стремления к лидерству в этих компаниях. Выпивают они в компаниях с приятелями. Предпочитают неглубокие эйфоризирующие стадии опьянения, но легко становятся на путь частых и регулярных выпивок. Самооценка гипертимных подростков отличается достаточной искренностью. Сексуальная активность: выражена, раннее пробуждения полового чувства, раннее сексуальные связи. Хобби: меняют быстро из- за активности. Слабые места: строго дисциплинированный режим; одиночество; вынужденная бездеятельность.
Гипертимно-истероидный вариант встречается значительно реже. На фоне гипертимности постепенно вырисовываются истероидные черты. При столкновении с жизненными трудностями, при неудачах, в отчаянных ситуациях и при угрозе серьезных наказаний возникает и желание разжалобить других (вплоть до демонстративных суицидных действий), и произвести впечатление своей незаурядностью, и прихвастнуть, "пустить пыль в глаза". Возможно, в развитии этого типа также важнейшую роль играет среда.
Гипертимно-неустойчивый вариант психопатизации является наиболее частым. Здесь жажда развлечений, веселья, рискованных похождений все более выступает на первый план и толкает на пренебрежение занятиями и работой, на алкоголизацию и употребление наркотиков, на сексуальные эксцессы и делинквентность – в конечном итоге может привести к асоциальному образу жизни.
Гипертимно-аффективный вариант психопатизации отличается усилением черт аффективной взрывчатости, что создает сходство с эксплозивными психопатиями. Вспышки раздражения и гнева, нередко свойственные гипертимам, когда они встречают противодействие или терпят неудачи, здесь становятся особенно бурными и возникают по малейшему поводу. На высоте аффекта нередко утрачивается контроль над собой: брань и угрозы вырываются без всякого учета обстановки Вопрос 60
Эпилептоидный тип акцентуации характера по А.Е. Личко - Первые появления 12-19 лет Дисфория- озлобленное настроение, которое периодически наступает и не подается контролю. Выход из этого то, что попадется под руку. 1. Склонность к аффектам Проявляется в жестокости, цинизме, безразличие к слабостям. Склонны копить раздражение. 2.Властность и самолюбие В детстве: это маленькие тираны, требующие подчинения. Очень ревностно относятся к вещам, игрушкам. Очень интенсивные сексуальные отношения, и так же очень ревнивые. Склонны к смене полового партнера, но бояться заболеть. Склонны причинять себе боль иногда испытывая удовольствие. 3.Предпочитают крепкие напитки, табак. Если пьют, то до отключения сознания. В период дисфории подростки склонны убегать из дома, и редко у них суицидальное поведение. 4. Мстительность Не прощают обид, и месть может у них быть коварной Слабое место-уязвенное самолюбие. 5.Компенсация Часто ведут двойную жизнь -Склонны к эмансипации -Со сверстниками- стремятся властвовать, но чаще они лидеры которых не любят -Часто их власть держится на страхе - Так же они руководят группами, где ребята младше по возрасту Склонны к азартным играм, к спорту- к развитию физической силы. Если коллекционируют, то что- то ценное. 6.Хобби: связанно с ручными навыками. Склонность к музыке и пению следовательно получают от этого удовольствие. 7.Самооценка: не склонны к фантазиям, предпочитают реальные вещи
Вопрос 61
Астено-невротический тип акцентуации характера по А.Е. Личко У подростков астено-невротического типа с детства нередко обнаруживаются признаки невропатии – беспокойный сон и плохой аппетит, капризность, пугливость и т. п. Главными чертами астено-невротической акцентуации являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется в умственных занятиях. Умеренные физические нагрузки переносятся лучше. Раздражение, нередко по ничтожному поводу, легко изливается на окружающих, порой случайно попавших под горячую руку, и столь же легко сменяется раскаянием и даже слезами. Склонность к ипохондризации является особенно типичной чертой. Такие подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, крайне подвержены ятрогении, охотно лечатся, укладываются в постель, подвергаются осмотрам. Наиболее частым источником ипохондрических переживаний, особенно у мальчиков, становится сердце.
Делинквентность, побеги из дому, алкоголизация и другие нарушения поведения подросткам астено-невротического типа не свойственны. Но это не означает, что специфически подростковые поведенческие реакции у них отсутствуют. Стремление к эмансипации или тяга к группированию со сверстниками, не получая прямого выражения в силу астеничности, утомляемости, могут исподволь подогревать маломотивированные вспышки раздражения в отношении родителей, воспитателей, старших вообще, побуждать к обвинению родителей в том, что их здоровью уделяется мало внимания и т.д. Сексуальная активность обычно ограничивается короткими и быстро истощающимися вспышками. К сверстникам тянутся, скучают без их компании, но быстро от них устают и ищут отдыха, одиночества или общества с близким другом. Самооценка астено-невротических подростков обычно отражает их ипохондрические установки. Они отмечают зависимость плохого настроения от дурного самочувствия, плохой сон ночью и сонливость днем, разбитость по утрам. В мыслях о будущем центральное место занимают заботы о собственном здоровье.
Вопрос 62
Истероидный тип акцентуации характера по А.Е. Личко Его главная черта – беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. - Истероидные черты нередко намечаются с ранних лет. Такие дети не выносят, когда при них хвалят других ребят, когда другим уделяют внимание. Игрушки им быстро надоедают. Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становится насущной потребностью. Они охотно перед зрителями читают стихи, танцуют, поют. - Алкоголизация или употребление наркотиков у истероидных подростков также иногда носит демонстративный характер. - Свойственное истероидам "бегство в болезнь" - Реакция эмансипации может иметь бурные внешние проявления: побеги из дому, конфликты с родными и старшими. - Реакция группирования со сверстниками всегда сопряжена с претензиями на лидерство или на исключительное положение в группе. - Хобби: Предпочитаются те виды искусства, которые наиболее модны среди подростков своего круга (в настоящее время чаще всего джазовые ансамбли, эстрада) или поражают своей необычностью (например, театр мимов). - В сексуальной сфере много демонстрации. Сложно оставаться одним с собой наедине. - Самооценка истероидных подростков далека от объективности. Подчеркиваются те черты характера, которые в данный момент могут произвести впечатление. - Слабое место: крах надежд на престижное положение; критика; утрата внимания окружающих, особенно значимых лиц.
Вопрос 63
Конформный тип акцентуации характера по А.Е. Личко Главная черта характера этого типа – постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. - Их главное качество, главное жизненное правило – думать "как все", поступать "как все", стараться, чтобы все у них было "как у всех" – от одежды и домашней обстановки до мировоззрения и суждений. - они как правило консерваторы по натуре. Они не любят новое, потому что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в новой ситуации. - Они – неинициативны. - Реакция эмансипации ярко проявляется только в случае, если родители, педагоги, старшие отрывают конформного подростка от привычной ему среды сверстников. - Самооценка характера конформных подростков может быть неплохой. - Хобби, все как у всех(без экстрима), новые ощущения им не нужны - Сексуальная сфера - тоже как у всех
Вопрос 64
Сенситивный тип акцентуации характера по А.Е. Личко - С детства проявляется пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни. - Слабое место: недоброжилательное, подозрительное отношение к ним от окружающих - Гиперкомпенсация: ищут самоутверждение там, где чувствуют свою неполноценность - Реакция эмансипации бывает выражена довольно слабо. К родным сохраняется детская привязанность. К опеке старших относятся не только терпимо, но даже охотно ей подчиняются. - Рано формируется чувство долга, ответственности, высоких моральных и этических требований и к окружающим, и к самому себе. - Ни к алкоголизации, ни к употреблению наркотиков, ни к делинквентному поведению сенситивные подростки не склонны. Сенситивные юноши, как правило, даже не курят, алкогольные напитки же способны внушать им отвращение. - Самооценка отличается довольно высоким уровнем объективности.
Вопрос 65
Лабильный тип акцентуации характера по А.Е. Личко - В детстве, как правило, особенно не выделяются среди сверстников. Однако почти у всех детство наполнено инфекционными заболеваниям. Частые ангины, непрерывные "простуды", хронические пневмонии, ревматизм и другие заболевания. - Главная черта лабильного типа – крайняя изменчивость настроения. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди. - Они весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям – все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. - Реакция эмансипация выражена весьма умеренно. Им хорошо в семье, если они чувствуют там любовь, тепло и уют. - Им чужд и опьяняющий азарт игр, и скрупулезная дотошность коллекционирования, и настойчивое совершенствование силы, ловкости умений и высоты утонченных интеллектуально-эстетических наслаждений. - Хобби – выбирают такое хобби, где есть выход эмоций. - Сексуальная активность –ограничиваются флиртом, ухаживанием. Склонность к транзиторному подростковому гомосексуализму. - Самооценка отличается искренностью.Лабильные подростки хорошо знают особенности своего характера, знают, что они – "люди настроения" и что от настроения у них все зависит. - Слабое место: отвержение со стороны эмоционально значимых лиц; разлука с близкими.
Вопрос 66
Психастенический тип акцентуации характера по А.Е. Личко - В детстве незначительны и ограничиваются робостью, пугливостью, моторной неловкостью, склонностью к рассуждательству и ранними "интеллектуальными интересами". - Главными чертами в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость образования обсессий – навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений. - Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально выдуманные приметы и ритуалы. - Нерешительность и рассуждательство у психастенического подростка идут рука об руку. Такие подростки бывают сильны на словах, но не в действиях. - Склонность к самоанализу более всего распространяется на размышления по поводу мотивов своих поступков и действий, проявляется в компании в своих ощущениях и переживаниях. - Хобби: интеллектуально эстетические, главное задеть голову (отвлечься от реальности).Спорт, как и все ручные навыки, дается им плохо. - Ни делинквентность, ни побеги из дому, ни алкоголь, ни наркотики, ни даже суицидальное поведение в трудных ситуациях нами не встречались. - Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда бывает правильной. Часто выступает тенденция находить у себя самые разнообразные черты характера, включая совершенно несвойственные (например, истероидные).
Вопрос 67
Шизоидный тип акцентуации характера по Личко - Наиболее существенной чертой данного типа считается замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении. - Подростковый период является самым тяжелым для шизоидной психопатии.С наступлением полового созревания все черты характера выступают с особой яростью. Замкнутость, отгороженность от сверстников бросаются в глаза. Иногда духовное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для других интересами и увлечениями, относясь со снисходительным пренебрежением или явной неприязнью ко всему, что наполняет жизнь других подростков. - Внутренний мир почти всегда закрыт от посторонних взоров. Лишь перед немногими избранными занавес может внезапно приподняться, но никогда не до конца, и столь же нежданно вновь упасть. - Реакция эмансипации нередко проявляется весьма своеобразно. Шизоидный подросток может долго терпеть мелочную опеку в быту, подчиняться установленному для него распорядку жизни и режиму, но реагировать бурным протестом на малейшую попытку вторгнуться без позволения в мир его интересов, увлечений и фантазий. - Реакция увлечения выступает обычно ярче, чем все другие специфические поведенческие реакции этого возраста. Увлечения нередко отличаются необычностью, силой и устойчивостью. - Хобби: Чаще интеллектуально-эстетические - Самооценка отличается констатацией того, что связано с замкнутостью, одиночеством, трудностью контактов, непониманием со стороны окружающих. - Сексуальная активность: сексуальные контакты они а сексуальны - Любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность.
Вопрос 68
Циклоидный тип акцентуации характера по А.Е. Личко В подростковом возрасте можно видеть два варианта циклоидной акцентуации: типичные и лабильные циклоиды: -Типичные циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или чаще производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода возникает первая субдепрессивная фаза. Ее отличает склонность к апатии и раздражительности. С утра ощущается вялость и упадок сил, все валится из рук. То, что раньше давалось легко и просто, теперь требует неимоверных усилий. Труднее становится учиться. Людское общество начинает тяготить, компании сверстников избегаются, приключения и риск теряют всякую привлекательность. Прежде шумные и бойкие подростки в эти периоды становятся вялыми домоседами. Падает аппетит, но вместо свойственной выраженным депрессиям бессонницы нередко наблюдается сонливость. Созвучно настроению все приобретает пессимистическую окраску. На замечания и укоры нередко отвечают раздражением, порой грубостью и гневом, но в глубине души впадая еще в большее уныние. Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию с суицидными попытками. Обычно лишь только в этом случае циклоидные подростки попадают под наблюдение психиатра. Утипичныхциклоидов фазы обычно непродолжительны и длятся две-три недели.
- Лабильные циклоиды, в отличие от типичных, во многом приближаются к лабильному (эмоционально-лабильному или реактивно-лабильному) типу. Фазы здесь гораздо короче -несколько "хороших" дней сменяют несколько "плохих". "Плохие" дни более отмечены дурным настроением, чем вялостью, упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующими известиями или событиями. Но, в отличие от описываемого далее лабильного типа, нет чрезмерной эмоциональной реактивности, постоянной готовности настроения легко и круто меняться от незначительных причин. - Подростковые поведенческие реакции у циклоидов, как типичных, так и лабильных, обычно выражены умеренно. - Эмансипационные устремления и реакции группирования со сверстниками усиливаются в период подъема. Увлечения отличаются нестойкостью – в субдепрессивные периоды их забрасывают, в период подъема находят новые или возвращаются к прежним заброшенным. - Заметного снижения сексуального влечения в субдепрессивной фазе сами подростки обычно не отмечают, хотя, по наблюдению близких, сексуальные интересы в "плохие дни" гаснут. -Выраженные нарушения поведения (делинквентность, побеги из дому, знакомство с наркотиками) мало свойственны циклоидам. К алкоголизации в компаниях они обнаруживают склонность в периоды подъема. Суицидальное поведение в виде аффективных (но не демонстративных) попыток или истинных покушений возможно в субдепрессивной фазе. -Самооценка характера у циклоидов формируется постепенно, по мере того, как накапливается опыт "хороших" и "плохих" периодов. У подростков этого опыта еще нет, и поэтому самооценка может быть еще очень неточна.
Вопрос 69
Неустойчивый тип акцентуации характера по А.Е. Личко - В детстве они отличаются непослушанием, непоседливостью, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом. За ними все время приходится следить. У части из них встречаются симптомы невропатии (заикание, ночной анурез и т. д.) - С первых классов школы нет желания учиться.Они убегают с уроков в кино или просто погулять по улице. - Еще детьми они начинают курить. Легко идут на мелкие кражи, готовы все дни проводить в уличных компаниях. Когда же они становятся подростками, то прежние развлечения, вроде кино, их уже не удовлетворяют, и они дополняют их более сильными и острыми ощущениями – в ход идут хулиганские поступки, алкоголизация, наркотики. - Реакция эмансипации тесно сопряжена все с теми же желаниями удовольствия и развлечения. Истинной любви к родителям они никогда не питают. К бедам и заботам семьи относятся с равнодушием и безразличием. Родные для них – лишь источник средств для наслаждений. - Они очень плохо переносят одиночество и рано тянутся к уличным подростковым группам - Побеги из дому и инт ернатов – нередкий поступок неустойчивых подростков. - Слабое место – безнадзорность, обстановка попустительства, открывающая просторы для праздности и безделья. - Учеба легко забрасывается. Никакой труд не становится привлекательным. Работают они только в силу крайней необходимости. Поражает их равнодушие к своему будущему, они не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии или о каком-либо положении для себя. - Самооценка неустойчивых подростков нередко отличается тем, что они приписывают себе либо гипертимные, либо конформные черты.
Вопрос 70 Аутентичный и теневой Self. ЛЕКЦИЯ Различают аутентичный = ядерный = оригинальный селф. Это то, с чем человек приходит в этот мир (без наслоений). Включает глубинную витальность, ядро данное богом. Самость. И теневой селф - безоценочная категория, выражающая отсутствие моральных ценностей, это неинтегрированная, отрицаемая человеком часть. В нем присутствуют следующие элементы: коллективного бессознательного, для человека характерно такое состояние, как тотальная депрессия или чувство тотальной беспомощности. Вытесненные, непережитые чувства и эмоции в детстве. Self– переживания, в которых участвуют все 5 первичных ощущений. Self- это не когнетитвная структура.
Ядро Self включает: 1. Когерентность – чувство физической целостности и во время действия и покоя. 2. Аффективность – переживание чувств 3. Принадлежность – авторство и ответственность за свои поступки 4. История Self– чувство протяженности, продолжительности себя во времени Selfформируется скачками: - 6-9 мес. Ребенок начинает ощущать наличие своей собственной субъективной жизни - 15-18 мес. – обособление своего социального Я
Различают: - аутентичный Self= ядерный=оригинальный – это то, с чем человек приходит в этот мир. - теневойSelf- это часть, которая не интегрирована у человека. Присутствуют: -элементы когнетивногобессознательного -вытесненные не пережитые чувства,эмоции в детстве -фиксированные убеждения(формируются в детстве, они регидны, создается определенное видение мира, создается сценарий).
Самость — наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни. К процессу самореализации мы вернемся позже, когда будем рассматривать юнговскую концепцию индивидуации. Основным символом архетипа самости является мандала и ее многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целостность и единство «Я», символически выраженные в завершенности фигур вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей стремлению человека к целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души — сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого «Я» требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.
В противоположность той роли, которую выполняет в нашем приспособлении к окружающему миру персона, архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.
Вопрос 71
Стадии идентичности по Марсиа 1. Диффузная идентичность - ценности и убеждения не сформированы; выраженный психологический дискомфорт (пессимизм, апатия), свободно плавающая злоба, тревога, чувство беспомощности, отчуждение, уход от контактов, непродуманность действий, непредсказуемость действий, плохо справляются с ситуациями требущих интимности, не способно ощутить социальную поддержку.
2. Мораторий, кризис идентичности, свойствена философская озабоченность, вопросы "кто я?" "В чем смысл жизни?" Нонконформизм, оппозиционизм, резултативность деятельности. Использует альтернативы, разное поведение, присоединяется к разным компаниям. Занимается поиском информации о душе, о себе, итд.
3. Достигнутая идентичность - возникает у человека, который прошел кризис идентичности, прошел период самоанализа, поиска себя. Человек приобретает системы ценностей и убеждений, наход свою систему ценностей и убеждений. Он знает к чему стремиться, что делать дальше, есть оптимизм в отношении будущего. Человек с достигнутой идентичностью - чувствует свой селф, он продуктивен, у него адекватно позитивная самооценка.
Бывает, что человек не проходит мораторий, и формирование идентичности преждевременно остановилось. Идентинчость приобретается без внутренней работы, безз использования альтернатив, когда человек прибретает ценности схожие с ожид
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.46 (0.013 с.) |