Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наглядно- образное мышление (НОМ)

Поиск

-Опирается на представления(вторичные образы)- это образы объектов которые воспринимались в прошлом, но уже переработаны и напрямую не связаны с реальными объектами.

-При НОМ, человек оперирует вторичными образами или явлениями.

- При переходе к НОМ проявляется большая свобода манипулирования. Этот этап связан с включением речи.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, который характеризуется опорой на представления, т.е. вторичные образы предметов и явлений действительности, а также оперирует наглядными изображениями объектов (рисунок, схема, план). В отличие от наглядно-действенного мышления здесь происходит преобразование ситуации только в плане ее внутреннего (субъективного) образа, но при этом появляется возможность подбора самых необычных и даже невероятных сочетаний как самих предметов, так и их свойств. Наглядно-образное мышление - база для формирования словесно - логического мышления.

 

Абстрактно- логическое мышление

- Оно оперирует на понятия. Понятие- это форма мышления, которая отражает наиболее общие существенные свойства предметов, явлений и окр.мира. Характеристика минимально наглядная и максимально обобщенная.

- Приобретается через индивидуальный опыт и через воспитание и обучение

- Любое понятие имеет ядро, которое состовляет существенные признаки предметов

- У ребенка до 10 лет понятия представляются прототипами.

 

Абстрактно-логическое (отвлеченное, словесное, теоретическое) мышление - вид мышления, который опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними. При наглядно-действенном и наглядно-образном мышлении мыслительные операции осуществляются с той информацией, которую дает нам чувственное познание в виде непосредственного восприятия конкретных предметов и их образов-представлений. Абстрактно-логическое мышление, благодаря абстрагированию, позволяет создавать отвлеченную и обобщенную картину ситуации в виде мыслей, т.е. понятий, суждений и умозаключений, которые выражаются словами.

 

Метод классификации

применим для исследования детей и взрослых любого образовательного уровня. Однако при исследовании детей дошкольного возраста и малограмотных взрослых часть карточек следует исключить (измерительные приборы, учебные пособия).

 

Для исследования необходим набор карточек с изображением различных предметов, растений, живых существ. Изображения могут быть заменены надписями. Таким образом, можно говорить о предметной и словесной классификации.

Набор карточек для классификации должен предусматривать возможность различных ступеней обобщения. Непродуманно изготовленные наборы карточек предопределяют выполнение задания, например, по конкретно-ситуационному типу.

 

В проведении опыта можно выделить два основных этапа. На первом испытуемый более или менее самостоятельно образует группы: одежда, мебель, школьные принадлежности, орудия труда, измерительные приборы, люди. Последние две группы, представляют наибольшие трудности для выделения. На втором этапе необходимо образовать более крупные группы растений, животных и предметов неживой природы. Этот этап характеризует более высокую ступень обобщения.

 

Ведение опыта тщательно протоколируется. Отмечаются все группировки — правильные и ошибочные. Исследующий может указать на допущенную неправильность. При этом важно отметить в протоколе отношение испытуемого к обнаруженной ошибке — исправляет ли он ее, не повторяется ли эта ошибка в последующем.

 

Нужно регистрировать рассуждения испытуемого в процессе выполнения задания, так как в них нередко содержится мотивировка ошибочного суждения. Наличие нескольких идентичных, одноименных групп (например, две группы одежды, разделение на несколько групп посуды) свидетельствует о недостаточности внимания.

 

 

Методика «Выделение существенных признаков предметов (понятий)» - позволяет судить о качестве понимания главных и второстепенных признаков предметов и явлений. Предлагаются задания, где испытуемый должен выделить существенные признаки ключевого понятия, подчеркнув признаки, без которых данное понятие не существует (например, «Сад: растения, садовник, собака, забор, земля» или «Река, берег, рыба, рыболов, тина, вода»).

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - термин, утвердившийся в психологии для обозначения особого проективного метода исследования мотивации личности, который был предложен Юнгом. Испытуемый должен отвечать на определенный набор слов-стимулов как можно быстрее любым пришедшим ему в голову словом. Регистрируются тип возникающих ассоциаций, частота однотипных ассоциаций, величина латентных периодов (время между словом-стимулом и ответом испытуемого), поведенческие и физиологические реакции и др. По характеру этих данных можно судить о скрытых влечениях и "аффективных комплексах" испытуемого, его установках и т. п.

Вопрос 29

Операции мышления. Формы реализации мышления: механизмы усвоения понятий, виды суждений и умозаключений. Особенности творческого мышления.

Развитие мышления в онтогенезе (по Ж.Пиаже).

Операции:

Сравнение – установление между предметами сходства или различия, равенства или неравенства, когда мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации. Основано на анализе, чтобы осуществить данную операцию требуется сначала выделить один или несколько характерных признаков сравниваемых объектов, затем по характеристикам проводится сравнение.

Анализ – мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения сопоставляющих элементов.

Синтез – обратен анализу, восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Абстракция – выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных.

Обобщение – отбразывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества.

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях, умозаключениях.

Рассуждение – работа мысли над суждением.

Суждение представляет собой основную форму результата мыслительного процесса. Суждение реального субъекта редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде. Чаще оно насыщено эмоциональностью.

Категоризация - Психический процесс отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные и перцептивные эталоны, социальные стереотипы, стереотипы поведения и т. п

Систематизация - Систематизацией называется расположение классов предметов или явлений в определенном порядке, в соответствии с существующими между этими классами взаимосвязями. Благодаря систематизации явления объективного мира отражаются в сознании не разобщенно, а в определенной системе, что позволяет глубже понять их взаимосвязь и правильнее использовать эти знания в практической деятельности.

Понятие.

Через индивидуальный опыт, через воспитание, обучение.

1. Понятие - отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам;

2. Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике;

3. Умозаключение - вывод. Высшая форма мышления.

Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи подчеркивали его бессознательность, спонтанность, невозможность его контроля со стороны воли и разума, а также изменение состояния сознания.

А. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

Б. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

В. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скры­тые от наблюдения стороны.

Г. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Ж.Пиаже выделял следующие этапы развития мышления:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.227 (0.011 с.)