Мышление, интуиция, воображение в решении задач



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мышление, интуиция, воображение в решении задач



Юридическая работа постоянно связана с решением самых разнооб­разных задач. Для этого надо мыслить. Мышление как психический процесс всегда направлено на вскрытие глубинных связей, коренящихся в объективной реальности.

Мышлением называется процесс отражения в сознании человека сущности, закономерных связей и отношений между вещами и явлени­ями природы и общества. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пре­делы. Оно дает возможность юристу познать такие стороны объектив­ной действительности, которые скрыты от его глаз.

Мышление протекает на языковой основе. Слова создают необхо­димую материальную оболочку мысли. Чем лучше продумана какая-либо мысль, тем яснее она выражается в словах, и, наоборот, чем четче словесная формулировка, тем глубже мысль. «Мышление, — писал И.П. Павлов, — ничего другого не представляет, как ассоциации, спер­ва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая первая ассоциация — это есть момент рождения мысли»*. Мысль человека формулируется в об­разах, понятиях и суждениях. Суждения бывают общими, частными и единичными. Они образуются двумя основными способами: 1) непо­средственно, когда в них выражают то, что воспринимается; 2) опос­редованно — путем умозаключений или рассуждений**.

_____________________________________________________________________________

*Павлов И.П. Полн. собр. соч. Изд. 2, т. 3. М.,1951, с. 232.

**См.: Общая психология (под ред. Петровского А.В.). М., 1986, с. 327.

 

Процесс мышления — это прежде всего анализ, синтез и обобщение. Анализ — это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д. Например, анализируя поведение обвиняемого по уголовному делу, следователь мысленно делит это пове­дение по каким-то критериям на отдельные части.

Объединение выделенных анализом компонентов целого есть синтез. В процессе синтеза происходит соединение, соотнесение тех элементов, на которые был расчленен познаваемый объект. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Неразрывное единство между ними отчетливо выступа­ет уже в познавательном процессе.

Сравнение состоит в сопоставлении между собой предметов, явлений, их свойств и отношений. Так, чтобы решить вопрос о том, является или не является конкретное лицо подозреваемым по конкретному уголовно­му делу, нужно расчленить поведение данного индивида на отдельные признаки — действия и сличить их по возможности с эталонными признаками этого преступления. Выявленное совпадение или несов­падение признаков служит основой для принятия решения.

В ходе обобщения в сравниваемых предметах — в результате их ана­лиза — выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов: 1) общие как сходные признаки и 2) общие как существенные признаки. Следовательно, всякое существенное свой­ство является между тем и общим для данной группы однородных предметов, но не наоборот: не всякое общее (сходное) свойство является существенным для данной группы объектов. Общие существенные при­знаки выделяются в ходе и в результате углубленного анализа и синтеза. Отметим, что закономерности анализа, синтеза и обобщения суть ос­новные внутренние специфические закономерности мышления.

В современной психологии выделяют в основном три вида мышле­ния: 1)наглядно-действенное; 2)наглядно-образное; 3)отвлеченное (теоретическое) мышление*.

_____________________________________________________________________________

* См. подробнее.: Развитие психологических функций взрослых людей. М., 1972, с- 189; Общая психология. Под ред. академика Петровского А.В. М., 1986, с. 342 - 343.

 

Наглядно-действенное (предметное) мышление проявляется в прак­тической жизни человека. Оно сопутствует ему на всех ступенях раз­вития: человек как бы физически «руками» анализирует и синтезирует объекты своей деятельности, свое поведение. Обращение к собеседнику, следование примеру, показ действий или рассказ о них всегда связаны с наглядно-действенным мышлением. Развитие такого вида мышления очень важно для исполнения двигательной или операторской деятель­ности юриста-практика.

Наглядно-образное мышление выступает в ситуациях, когда человек начинает мыслить наглядными образами, возникшими раньше. Напри­мер, при проведении следственных действий, обдумывая маршрут дви­жения к цели по городу, следователь в наглядных образах представляет себе все возможные пути движения. Он анализирует каждый из них и, сравнивая протяженность, напряженность движения транспорта и пе­шеходов в определенные часы, мысленно решает проблемную задачу. Чем больше и подробнее сведения о данном городе, микрорайоне, улице, доме, квартире, где совершено преступление, тем ярче перед следователем будут проявляться образы ситуаций, тем более правильное он сможет принять решение.

Образное мышление способствует прогнозированию поведения подо­зреваемых по уголовному делу лиц, помогает обучению с помощью наглядных пособий, облегчает составление аналитических документов, обзоров, научных докладов. Развитое образное мышление способствует реализации задач коммуникативной, управленческой и познавательной деятельности юриста-практика.

Отвлеченное (теоретическое) мышление выступает наиболее ярко там, где для совершения мысленных операций требуется использовать абстрактные понятия, теоретические знания. Такое мышление осущест­вляется главным образом на основе логических рассуждений. Это мыш­ление помогает юристу уяснить сложные категории общественных наук и оперировать ими в процессе общения.

В практической деятельности ни один человек, естественно, не поль­зуется каким-то видом мышления в «чистой форме», работник юриди­ческого труда в этом не является исключением.

Практическое мышление осуществляется и достигает определенного результата путем общих мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстрагирования и конкретизации) еще и клас­сификации,систематизации, структурирования*. При все этом прак­тическое мышление имеет творческий характер.

_____________________________________________________________________________

См. подробнее: Военная психология. М., 1972, с. 131–132; Психология.Под ред. Рудика А.П. М., 1974, с. 171–175.

 

Кратко остановимся на качествах творческого мышления.

1. Проблемный характер подхода к изучаемым явлениям — это качес­тво творческого мышления проявляется в умении найти вопросы, под­лежащие выяснению, исследованию, найти проблемную ситуацию там, где многим кажется, что ее нет, что все в расследуемом деле очень просто. Проблемный характер мышления следователь, например, ис­пользует на стыке реконструктивной и поисковой деятельности.

2. Динамичность мышления — способность быстро, творчески ори­ентироваться в расследуемом деле, выделить, на что именно нужно обратить больше внимания и от чего следует отвлечься, быстрота охватывания расследуемой ситуации и определение оснований, которыми нужно руководствоваться в последующем развитии версии. Это качество мышления помогает и в таком следственном действии, как допрос.

3. Оперативность мышления — включение умственных операций (на­блюдательности, воображения), которые в исследовании вещественных доказательств и различных юридических фактов наиболее значимы; оперативность мышления относится и к поисковой деятельности следо­вателя, обеспечивая разумное сочетание наблюдательности, воображе­ния и интуиции.

4. Широта мышления — это продуктивность творческой работы при решении многих проблем. Данное качество особенно необходимо сле­дователям и судья, расследующим или рассматривающим хозяйствен­ные преступления, где нужны большая разносторонность, рациональное применение знаний, умений и опыта в процессе познавательной де­ятельности.

5. Глубина мышления проявляется в выявлении существенных свойств, связей и отношений между предметами и явлениями. Конкрет­ным выражением глубины мышления является сочетание анализа и синтеза. Глубина мышления тесно связана с избирательностью. Чем уже проблема, явление, тем больше свойств, деталей можно рассмотреть при ее изучении.

6. Обоснованность в выдвижении версий по расследуемому делу — в их решении, смелость, оригинальность и обоснованность отличны от дискурсивного мышления тем, что эти качества в процессе познания предшествуют логике, особенно на первых этапах расследования. Так, следователь, обладая этими качествами, гораздо скорее составит вероят­ную версию при переборе вариантов, чем другой, который не обладает этими качествами.

7. Логичность мышления — это развитие последовательности мыс­лительного процесса, строгость и «проницательность» доказательства, умение сделать обобщающие выводы из обширных и разнообразных юридических фактов.

8. Критичность и непредвзятость (объективность) мышления — стер­жень мыслительного процесса работника юридического труда, без кото­рого он не может установить истину.

Специфической особенностью творческих процессов решения задач является присутствие в них интуиции. Интуицию обычно рассматрива­ют как специфический метод познания, при котором возникает ил­люзия прямого усмотрения искомого вывода. С помощью интуиции истина открывается разуму человека путем прямого усмотрения без использования логических определений и доказательств как промежу­точных звеньев познания. Эффективность принятии интуитивных ре­шений зависит от многих факторов. Здесь особенно важен опыт судьи и следователя, их знания, умения, навыки. Большую роль играет также их психическое состояние. Состояние бодрости, подъема сказывается положительно на генерировании интуитивных решений, и, наоборот, страх, подавленность, растерянность низводят интуицию до уровня бес­предметного гадания. Интуиция, кроме того, связана с индивидуально-психологическими особенностями человека: одни люди склонны действовать во многих случаях из логики фактов, другие очень часто по­лагаются на интуицию. Однако во всех случаях основой интуиции является опыт, и ее силы и слабость коренятся в прошлом опыте.

Характерологические свойства личности и структура ее мотивов зави­сят также от степени объективности ее отношений к действительности, опыта познания мира и общего развития интеллекта*. На практике в большинстве случаев следователь не учитывает какого-то одного факта во всех версиях, так как в деле имеются многочисленные признаки явлений, которых он в данный момент не осознает.

_____________________________________________________________________________

* Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977, с. 360.

 

Следует отметить, однако, что рациональные, сознательно организован­ные действия следователя на этом этапе играют существенную роль для интуиции. С помощью их можно определить и очертить район поиска, сконцентрировать творческое мышление. Оказывается здесь и неосознан­ное решение проблемной ситуации, и признаки элементов, из которых строится ее решение. Именно эти, первоначально не осознаваемые при­знаки элементов проблемной ситуации направляют процесс по правиль­ному пути, а «неожиданное» для следователя нахождение правильного пути является внешним проявлением, интеллектуальной интуицией*. На практике действительно незамеченное свойство вещи или явления при подробном анализе оказывается «подсказанным» из другой ситуации, яв­ления, увиденных следователем. Чаще всего следователь не осознает эту подсказку — решение задачи для него кажется неожиданным. Большинст­во психологов не отрицает, что решение творческой задачи интуитивным путем проходит бессознательно или подсознательно**.

_____________________________________________________________________________

* См.: Психология мышления. Под ред. Матюшкина А.М. М., 1965.

**Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М., 1967, с. 240.

 

 

Следует согласиться с В.Л. Васильевым, который считает, что в сфере сознания интуитивное решение проявляется при определенных услови­ях. В частности, если налицо ситуация напряженной поисковой де­ятельности следователя, которая выражается в двух сферах: эмоциональ­ной и мыслительной. Следователь стремится снять свое возбуждение, вызванное поисковой доминантой, путем целеустремленного мысли­тельного процесса, направленного на решение проблемной ситуации. Именно поисковая деятельность следователя и определяет особенность последующей ориентировки в ситуации, когда наступает ситуация «под­сказки» и выдвигается правильная версия по конкретному уголовному делу. В практической деятельности наиболее благоприятные условия для верного решения дела складываются в тот момент, когда следователь перебрал все возможные варианты по делу, но еще не достиг стадии, на которой гаснет поисковая доминанта, то есть основным условием здесь является целеустремленность и настойчивость, увлеченность делом.

Чем больше насыщать содержание прямого продукта действия в ситуации подсказки, чем больше этим заинтересовывать испытуемого, тем менее возможно решение задачи*. В условиях творчества следователя это означает, что интуитивное решение тем вероятнее, чем менее содер­жательна прямая цель действия, в котором следователь наталкивается на неосознанное явление, объективно содержащее ключ к решению задачи.

_____________________________________________________________________________

* Пономарев А.Я. Психика и интуиция. с. 246.

 

Успех решения задачи зависит «от степени автоматизации того спо­соба действия, которым осуществлялось выполнение подсказки. Чем менее автоматизирован был этот способ, тем лучше решалась задача»*

_____________________________________________________________________________

* Пономарев А.Я. Психика и интуиция. с. 246.

 

Натолкнуться на интуитивное решение в реальном творчестве больше шансов, если делать что-либо малопривычное.

Еще одно условие возникновения интуиции — предварительное уп­рощение проблемы. Для следователя большое значение имеет мастерст­во в самонаблюдении, в самопознании, являющемся одновременно опосредствованным объективным знанием.

Как часть творческого мышления интуиция не включает, а предполага­ет сознательное дискурсивное мышление, способное развернуть догадку в системе доказательств, отыскать ее фактические основания, объяснить процесс ее формирования и в конце концов обнаружить ее правильность или ошибочность. Основное назначение интуиции в процессе расследо­вания дела состоит в том, что она создает гипотезы. Важную вспомога­тельную роль она играет в процессе доказывания, но совершенно безраз­лична с точки зрения конечных результатов этого процесса для принятия процессуальных решений. Интуиция является эвристическим, а не дока­зательственным процессом, и ее заключение носит вероятностный харак­тер. Интуицию обычно рассматривают как специфический метод позна­ния, при котором возникает иллюзия прямого усмотрения искомого вывода. С помощью интуиции истина открывается разуму человека путем прямого усмотрения без использования логических определений и дока­зательств как промежуточных звеньев познания. В настоящее время считается, что переход от одной логической системы к другой при рассуждении возможен лишь с помощью интуиции.

Ранее мы уже отмечали, что мышление, как и воображение, нужно на всем протяжении расследования уголовного дела. Воображение нераз­рывно связано с памятью и мышлением, оно является специфически человеческим видом психической деятельности, возникшим в резуль­тате труда. Заранее предвосхищая цель своей деятельности, человек непрерывно развивает свое воображение. Воображением называется психический процесс построения нового образа на основе имеющегося опыта. Построение образов воображения, то есть таких образов, ко­торые мы не находим в окружающей действительности, возможно лишь при высоком уровне интеллектуального развития человека. Без раз­витого воображения следователя невозможно ни выдвижение версий, ни осуществление мысленного эксперимента, ни оценка прошедших событий. Воображение обслуживает вероятностное мышление — основ­ной механизм творческого решения нестандартных задач. В практи­ческой деятельности следователя постоянно возникает необходимость реконструкции, мысленного воссоздания прошедших событий по от­дельным сохранившимся их следам, последствиям. Это воссоздающее воображение возможно лишь на основе знаний всеобщих связей соот­ветствующих явлений. Лишь на этой базе можно выдвинуть обоснован­ную следственную версию и воссоздать событие преступления.

Практика предварительного расследования показывает, что изыскание необходимого и возможного способа, приема расследования конкретного типа следственной ситуации зависит от профессиональных знаний следо­вателя, гибкости его мышления и развитого воссоздающего воображения.

Экспериментальные исследования процесса мышления показали на­личие устойчивой корреляции между мышлением, памятью, вниманием и восприятием. Наиболее показательны корреляции между мышлением и различными сторонами памяти. Для развития мышления важны также процессы чтения, говорения, обобщения, сравнения, анализа, синтеза и т. д. Таким образом, для того чтобы формировать и развивать мышле­ние, нужно как можно активнее тренировать все структурные компо­ненты интеллекта.

Особое значение для развития творческого мышления имеет решение проблемных задач. Проблемная задача — это начало мысли. Она харак­теризуется тем, что создает определенное противоречие между знани­ями, которыми обладает человек, и явлениями, которые он не может объяснить в рамках имеющихся у него знаний. Появление этого затруд­нения порождает активизацию мышления, воли, эмоций. Человек ищет решение задачи, и в процессе поиска формируются профессиональные качества мышления.

 

Речь в юридической работе

Мышление и речь человека развиваются и проявляются в единстве, В любом виде мышления обнаруживается роль речи, которая есть непо­средственная действительность мысли. Слова являются средством об­разования и выражения понятий, суждений, отражения предметов, яв­лений в сознании.

Содержание и форма речи человека зависят от его профессии, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний и т. д.

С помощью речи люди общаются между собой, передают знания, влияют друг на друга и воздействуют на себя. Для выяснения сути и механиз­мов всех этих явлений, их роли в условиях юридической деятельности целесообразно провести различие между языком и речью.

Язык — система знаков, необходимых для человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляются познание мира, управление человеческим поведением и т. д.

Развитие языка связано прежде всего с коллективным трудом, необ­ходимостью общения и взаимодействия. Возникновение членораздель­ной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, общества, сознания. Благодаря языку осуществляется специфически человеческая форма передачи социального опыта, культурных норм и традиций, через язык реализуется преемственность различных поколе­ний. Язык участвует в осуществлении практически всех высших психи­ческих функций, будучи наиболее тесно связанным с мышлением. Жес­ты — вспомогательное средство общения, хотя с их помощью может быть передано многое.

Основными единицами языка являются слово и предложение. Они имеют значение и смысл. Значение — это содержание закрепленной за словами информации. С помощью слов обозначают объекты, обобщают их признаки. Смысл слов выражается в индивидуальном, субъективном восприятии и понимании явлений и предметов — объективной реаль­ности. Сближение значения и смысла слов у личности проходит в нес­колько этапов: от диффузного понимания и нечеткого различения от других близких слов к схватыванию сущности обозначаемого и установ­лению отношений между словами.

Каждый человек, рождаясь, встречается с готовым языком, овладение которым необходимо не только для развития мышления, но и всех других психических процессов.

Речь — это процесс индивидуального использования языка в целях прежде всего общения с другими людьми. Речь обеспечивается перифе­рическими (двигательные, голосовые, артикуляционные) и централь­ными (кора мозга) аппаратами, органами восприятия и понимания слов и их сочетаний, воспроизведения и использования их в жизни. Человеку свойственно употреблять знаки для обозначения предметов и осмыс­ливания действительности. Человеческая речь является знаковым от­ражением действительности в мозгу, одним из способов кодирования и передачи информации. Для понимания речи других людей необхо­димо ее перекодирование, перевод во внутренний смысл, на основе которого устанавливаются содержательные элементы. Это результат аналитико-синтетической деятельности мозга.

В процессе восприятия речи выделяется наиболее информативная ее часть, выбирается из всех смыслов нужный в данной ситуации. Слово как раздражитель выступает в трех формах: слуховой, зрительной и дви­гательной. Соответственно в мозгу развиты три речевые области: слу­ховая, зрительная и двигательная. Они связаны условно-рефлекторно со всем мозгом, что объясняет механизм разностороннего воздействия речи одного человека на другого, а также возможность самовнушения, самоободрения, самоприказа и т. д.

Физиологический механизм человеческой речи раскрывается в учении И.П.Павлова о второй сигнальной системе. «Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, приходящими в большие полушария, все им сигнализирует, все их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обуславливают те раздражения»*.

_____________________________________________________________________________

* Павлов И.П. Полн. собр. соч., Т. 4, с. 429

 

Речевые центры возбуждаются не только в момент проговаривания, а и во внутренней речи, произносимой мысленно. Например, при реше­нии работником юридического труда конкретной задачи отмечается, как правило, сильное возбуждение речевых центров и речедвигательного аппарата. Под влиянием слова образуется система временных связей в коре мозга - вторая сигнальная система, которая позволяет человеку сознательно управлять своими психологическими процессами (произ­вольное внимание, произвольная память и т. д.).

Слова способны активизировать кору мозга, многие временные связи, включить прежний опыт в деятельность. Они воздействуют не только на вторую сигнальную систему, но через нее и на первую сигнальную систему и даже подкорку. С помощью словесных воздействий можно вызвать активное состояние коры мозга, всей нервной системы, влиять в нужном направлении на психику и деятельность человека.

Речь в деятельности юриста выступает как носитель информации и как средство воздействия. Воздействие при помощи речи бывает разных типов: воздействие человека на человека, человека на группу лиц, человека на аудиторию и др. Речевая деятельность работника юридического труда — это главным образом воздействие человека на человека и человека на группу.

Изучение практики показывает, что, во-первых, звучание речевого голоса не может рассматриваться вне связи с общим поведением чело­века, во-вторых, развитие речевого голоса неотделимо от индивиду­альности личности, в-третьих, воспитание речевого голоса нельзя рас­сматривать только как работу над голосовым аппаратом и, в-четвертых. голосовой аппарат необходимо тренировать не только специальными упражнениями, но и в обыденной речи*.

_____________________________________________________________________________

* См.: Большакова С.Е. Основы речевой культуры сотрудников органов внутренних дел. М.,1992, с.5

 

Речевую деятельность юриста можно классифицировать как речь устную и письменную, внутреннюю и внешнюю, диалогическую и монологическую, обыденную и профессиональную, подготовленную и неподготовленную*.

_____________________________________________________________________________

* Артемов В.А. Курс лекций по психологии. Харьков, 1958, с. 236—264; Леонтьев А.А. и др. Речь в криминалистике и судебной психологии. М., 1977; Бодалев А.А. Личность и общение, М., 1983; Большакова С.Е. Основы речевой культуры сотрудников органов внутренних дел. М., 1992.

 

Устная речь является главным инструментом общения. С ее помощью непосредственно осуществляется коммуникативная и управленческая деятельность. Для устной речи важно, чтобы собеседники слышали и видели друг друга. Исследования показывают, что у человека, который слушает собеседника, не видя его, восприятие резко снижается.

Письменная речь характеризуется отсутствием собеседника и не зависит от реальной обстановки. Работник юридического труда, приступая к составлению различных документов (справок, отчетов, протоколов и т. п.) ищет и находит языковые средства для выражения результатов своего мышления. Письменная речь должна быть грамматически пра­вильно сформулирована. Для деловых бумаг письменная речь должна быть обусловлена лаконичными фразами, точными понятиями и соот­ветствующей терминологией. Юрист должен хорошо владеть различны­ми стилями русского языка.

Внутренняя речь служит для воспроизведения в сознании людей различных образов, отражающихся в поведении человека (в мимике, походке и т. д.). Бесконтрольное возникновение образов у одного из собеседников дает другому (а тем более внимательному наблюдателю) объективные данные для определенных рассуждений. Работник юриди­ческого труда должен обязательно научиться управлять своей внутрен­ней речью.

Внешняя речь — это по существу обычная устная или письменная речь. Она генерируется спонтанно, однако в ряде случаев ей предшест­вует этап внутренней речи.

Разновидностью устной речи является диалогическая речь. Семанти­ка ее зависит от того, как воспринимается сказанное собеседником. Одно и то же слово, фраза могут произноситься по-разному и означать приказ, просьбу, дружеское замечание, порицание, выговор и т. п.

В самых разнообразных формах: выступления перед аудиторией, чте­ние вслух, устный отчет и т. д. — может быть представлена работником юридического труда монологическая речь. Этот вид речевой деятельнос­ти получил в юридической практике большое распространение. Овладе­ние техникой монологической речи предполагает усвоение основ ора­торского искусства.

Живое общение людей осуществляет обыденная речь. Она очень выразительна, понятна. Большое значение здесь имеют интонация и акцент. На людей большое влияние оказывают нормы речевой коммуникации, поэтому, овладевая искусством обыденной речи, нужно внима­тельно отнестись к грамматике и стилистике языка. Особенно это важно при работе с представителями интеллигенции.

Американский психолог Т.Шибутани отмечает, что большинство американцев стараются не нарушать норм лингвистического поведения. Отклонения от этих норм вызывают почти такие же негативные соци­альные санкции, как и нарушение других обычаев. «Люди теряют уваже­ние к тем, — замечает Шибутани, — кто не может говорить как следует, и они часто проникаются уважением к другим, кто манипулирует сло­вами с необычайной легкостью. Неправильное произношение слов — это прежде всего общее оскорбление, и, если оно не вызывает более сурового наказания, обидчик часто становится объектом насмешек. Когда хорошо образованный человек употребляет неверные обороты, он вызывает открытое презрение»*.

_____________________________________________________________________________

* Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. М., 1969, с. 129.

 

Профессиональная речь требует определенного образования. Этот вид речи характерен для общения специалистов, в том числе и юристов. Большую роль в этом деле играют различные аспекты профессиональ­ной речи: лексикон, произношение терминов и специальных фраз, логика высказывания и т.д.

В деятельности юриста-практика подготовленная речь употребляется повсеместно; заготовленные ответы на вопросы, выступления на про­цессах, заранее продуманный монолог в беседе, на допросе и т.д. Предварительная работа над содержанием и формой предстоящей рече­вой коммуникации важна и необходима. Вместе с тем постоянная приверженность к заранее разработанному тексту сковывает творческое мышление работника юриспруденции, делает его догматичным. Поэ­тому юристу наряду с тщательной подготовкой высказываний нужно предусматривать и импровизацию.

К импровизации очень близка неподготовленная речь. В сущности импровизация представляет собой один из сложных процессов творчес­кого использования опыта. Без предварительной кропотливой работы над темой выступления, например в суде, или при проведении дискус­сии импровизация невозможна. В связи с этим импровизацию можно считать определенным этапом в развитии речевой деятельности, кото­рому предшествует этап подготовленной речи.

Речь юриста, как правило, должна передавать знания, содействовать переходу их в убеждения. Она должна учить, воспитывать, иметь цель повлиять на личность и коллектив, на их настроение, мнения, интересы, поведения и чувства. Для достижения целей устного выступления работнику юридического труда нужна высокая речевая и умственная культура. Его речь по содержанию должна быть научной, соответствовать правовым нормам, а по форме — логичной, яркой, образной. Юристу нужно умело связывать содержание своего выступления с жизнью, учитывать состояние и запросы слушающих его людей, пользо­ваться различными языковыми средствами выразительности (паузы, интонации, ударения и т. п.). Успех такого вступления зависит и от его знаний, профессионального опыта, искренности, свободного владения материалом, самообладания, выдержки, правильного внешнего выра­жения своих чувств.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.016 с.)