Профессиограммы юридических профессий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиограммы юридических профессий



Психологическое изучение профессий является необходимым услови­ем научной организации труда. Юридическая психология, изучая зако­номерности психической деятельности в следственной, судебной и иной юридической деятельности, призвана раскрыть психологическое свое­образие этой деятельности, охарактеризовать психологическую сторону профессиональных качеств, необходимых для следователя, судьи, опе­ративного работника и других работников юридического труда, указать пути их приобретения и совершенствования.

Повышение качества труда юриста невозможно без учета индивиду­альных особенностей его личности и соответствия личностных качеств объективным требованиям данной профессии.

Одним из главных результатов психологического анализа юридичес­кой деятельности должно явиться создание юридической профессиограммы, представляющей собой комплексное отражение основных сто­рон этой деятельности, а также качеств, которые в ней реализуются*.

____________________________________________________________________________

* См.: Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1991, с. 137.

 

Деятельность каждой юридической специальности в той или иной мере включает в себя следующие стороны: социальную, поисковую, реконструктивную, коммуникативную, организационную и удостоверительную.

 

1. Социальная деятельность. Она охватывает политический аспект в деятельности следователя, прокурора, оперативного работника, вос­питателя ИТУ и т. д. как организаторов борьбы с преступностью на Порученном им участке. Деятельность эта включает профилактические мероприятия, правовую пропаганду, участие в перевоспитании преступ­ника для возвращения его к социальной норме поведения.

2. Поисковая деятельность заключается в собирании исходной инфор­мации, необходимой для решения профессиональных задач. Удельный вес этой деятельности наиболее высок в профессиограммах следователя, оперативного работника, судьи.

3. Реконструктивная деятельность. Это текущий и завершающий ана­лиз всей собранной информации по делу и выдвижение на базе ее синтеза, анализа и специальных знаний рабочих версий (гипотез). Пла­нирование работы есть также результат реконструктивной деятельности.

4. Коммуникативная деятельность заключается в получении необходи­мой информации в процессе общения*. Особенно большой удельный вес эта деятельность имеет при допросах, а также в деятельности ад­вокатов. оперативных работников, воспитателей ИТУ.

____________________________________________________________________________

*См.: Дулов А.В. Судебная психология. С. 88.

 

5. Организационная деятельность заключается в волевых действиях по реализации и проверке рабочих версий и планов. Она подразделяется на два аспекта: самоорганизованность и организация людей в коллектив­ном решении профессиональной задачи.

6. Удостоверительная деятельность — приведение всей полученной информации по делу в специальную, законом предусмотренную форму (постановление, протокол, приговор и т. д.).

В различных юридических профессиях с разной интенсивностью про­являются те или иные стороны деятельности. У каждой конкретной личности, занятой юридическим трудом, та или иная сторона может доминировать на базе развития личностных качеств.

Автор согласен с В.Л. Васильевым и А.Р. Ратиновым, что анализ профессиограммы работника юридического труда следует начать с про­фессии следователя, поскольку деятельность следователя дает возмож­ность выявить психические закономерности, в той или иной мере харак­терные для юридической деятельности вообще*.

____________________________________________________________________________

*См.: Васильев В.Л. Юридическая психология. С. 138—158; Ратинов А.Р. Судебная психо­логия для следователей. М., 1967; Глазырин Ф.В. Психология следственных действий. Волго­град, 1983.

 

Цель следственной деятельности — это правовая охрана основных социальных ценностей личности, общества и государства, установление истины при расследовании правонарушений, предание виновных в на­рушении закона суду.

Профессионально-психологические особенности личности следова­теля обусловлены социально-политическими, нравственными и психо­логическими особенностями следственной деятельности.

Наличие властных полномочий является одним из самых существен­ных психологических факторов межличностного взаимодействия следо­вателя с другими участниками уголовного процесса. Эти полномочия иногда могут создавать иллюзию обвинительной направленности де­ятельности следователя, а в отдельных случаях вызвать соответствую­щую профессиональную деформацию. Следует отметить, однако, что функция следователя не обвинение и не защита, а поиск истины в про­цессе расследования посредством полного, объективного и всесторон­него исследования обстоятельств дела.

Раскрытие и расследование преступлений осуществляются путем отыскания, собирания, закрепления, проверки, оценки, доказательств и обоснования ими выводов и решений по делу. Как считает В.Л. Васильев, в основе профессиограммы следователя лежит поисковая сторона деятельности, которая реализует стремление к раскрытию пре­ступления и заключается в собирании исходной информации для реше­ния профессиональных задач. Поисковая сторона деятельности следова­теля имеет особое значение на первом этапе расследования и заключает­ся в вычленении из окружающей среды криминалистически значимой информации (следов, оставленных преступлением, орудий преступле­ния и т. п.), которая дает следователю возможность с достоверностью представить событие преступления с такой степенью точности, как этого требует закон. В решении этих задач, безусловно, велика роль личност­ных факторов следователя, его профессиональный и жизненный опыт.

Язык и речь, т. е. коммуникативная сторона деятельности — главные инструменты в следственной работе, которая представляет собой сис­тему сложных взаимоотношений и взаимодействий следователя с участ­вующими в деле лицами, чтобы получить необходимую для раскрытия преступления информацию от людей путем общения с ними. На до­просах нередко решается судьба допрашиваемого, а также судьбы других людей. Победить в этой борьбе следователю помогают специальные научные знания в области психологии и тактики допроса, его професси­ональное мастерство.

Формула «чтобы уметь — надо знать» точно передает соотношение знаний и умений следователя. Умения - это знания в их практическом применении. Под умением понимается приобретенная человеком спо­собность целеустремленно и творчески пользоваться своими специаль­ными знаниями в процессе практической деятельности. Доведенное до известной степени совершенства умение становится свойством челове­ка - умелостью.

Следователю постоянно приходится испытывать на себе массу посто­ронних влияний, противостоять различным, в том числе и неправомер­ным, воздействиям, преодолевать противодействие заинтересованных лиц, действовать иногда в неблагоприятной обстановке, в условиях перегрузки и крайнего напряжения нервных и физических сил. Поэтому следователь должен уметь организовать свое психическое состояние. Он должен стремиться обладать навыками управления своей волевой и эмоциональной сферой. Настойчивость — стержневое качество во­ли — выражается в постоянной готовности преодолевать препятствия, способности длительное время удерживать в сознании определенную цель, мобилизуя все силы для ее достижения.

Полученная следователем в результате поисковой и коммуникатив­ной деятельности информация в процессе удостоверительной деятель­ности преобразуется в специальные предусмотренные законом формы: постановления, протоколы и т. д. Для этого следователь должен хорошо владеть письменной речью.

Следователь выступает и как организатор расследования: принимая ответственные решения, он добивается их реализации и при этом вы­ступает в качестве организатора деятельности многих людей. Практи­ческая работа постоянно требует от него собранности, точности и ор­ганизованности.

Реконструктивная сторона деятельности следователя проявляется в переработке информации и принятии решений. Следователь в настоящее время должен очень много знать: уголовное право, уголовный процесс, криминалистику и психологию, бухгалтерский учет, судебную баллистику и т. д. От следователя требуется разносторонняя образован­ность, но прежде всего ему необходима общая культура.

В структуре профессиограммы следователя имеется еще социальная сторона, в которой он предстает как организатор борьбы с преступлени­ями на своем участке или в своем районе. В борьбе с преступностью его действия направляются на выяснение причин и условий и принятия мер к их ликвидации.

Работа следователя требует разностороннего развития его внимания. Он должен воспитывать в себе целенаправленное, произвольное внима­ние. Это связано с интересом к своей работе. При отсутствии же такого интереса все усилия, направленные на развитие внимания, могут ока­заться безрезультатными.

Криминалистическая наблюдательность — при осмотре места проис­шествия — это планомерное, целенаправленное, продуманное воспри­ятие обстановки. Такое восприятие в психологии называется наблюде­нием. Оно предполагает активную работу всех органов чувств. Чтобы наблюдение было максимально эффективным, до начала осмотра важно получить общее представление о случившемся. Первоначальная инфор­мация нередко весьма противоречива и впоследствии может не подтвер­диться, однако она тем не менее дает возможность следователю наме­тить план осмотра, приступить к построению мысленной модели слу­чившегося.

Поисковая деятельность в значительной степени зависит от ряда личностных качеств и навыков следователя, обеспечивающих выделе­ние именно тех объектов, которые являются носителями криминалистически значимой информации: выделение картины прошлого (преступ­ного события) по следам, оставленным в настоящем. Поисковая дея­тельность реализует стремление следователя к раскрытию преступления.

Для следователя должно быть характерно умение организовать по­ступление нужной информации, правильно систематизировать и анали­зировать нее, отбрасывая ненужное.

Наблюдательность необходима при любом следственном действии. С помощью нее отыскивается дополнительная информация, она помо­гает в исследовании проблемной ситуации, будь то осмотр места про­исшествия или допрос свидетеля. Как отмечает К.К. Платонов, наблю­дательность является свойством личности, как способность замечать в воспринимаемом малозаметные, но существенные для определенной цели детали как «фигуры» на малозначимом фоне*. Наблюдательность проявляется не только при изучении внешности людей, но и при взаимо­действии следователя с изучаемым человеком. Для следователя важны прежде всего такие компоненты изучаемого человека, которые говорят о его облике, поведении, внутреннем мире и наиболее значимы для следствия по делу. Кроме того, наблюдательность выражается в умении подмечать и внешние проявления внутреннего мира людей, в особеннос­ти проникать в их чувства, переживания, побуждения, мотивы и цели, распознавать психические свойства личности, угадывать психологичес­кие мотивы действий и поступков. Психологическая наблюдательность в сочетании с практическим опытом следователя и его знаниями являет­ся тем ключом, который открывает «душу» подозреваемого, свидетеля.

____________________________________________________________________________

*См.: Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1981, с.74

 

Предопределяет успех наблюдения в конечном счете интеллект, кото­рый организует этот процесс по определенному плану, устанавливает нужную очередность отдельных этапов наблюдения и использует его результаты. Наблюдение как психический процесс и форма деятельнос­ти вырабатывает интеллектуальное качество — профессиональную на­блюдательность, которая становится чертой личности следователя*.

____________________________________________________________________________

*См.: Ратинов А.Р. Судебная психологии для следователей., С. 90

 

Для раскрытия преступления и установления истины недостаточно простой регистрации фактов. Чтобы использовать факты в качестве доказательств, нужно найти им правильное объяснение, установить их причину, выявить все связи с расследуемым событием. Правильное доказательство есть не что иное, как правильное установление связей между явлениями; неправильное доказательство измышляет мнимые связи, а неспособность к доказательству обычно есть результат незнания этих связей и неумения их распознать*.

_____________________________________________________________________________ * См.: Блонский П.П. Психология доказывания и ее особенности у детей. Вопросы психологии, 1964, № 3, с. 53.

 

Таким образом, наблюдательность следователя имеет по преимущест­ву объяснительный характер. Именно это обеспечивает проникновение в сущность наблюдаемого явления, познание его всех юридически зна­чимых свойств. Такую наблюдательность можно назвать проницатель­ностью — качеством, которое очень важно для следователя.

Психологическая наблюдательность — необходимая предпосылка предвидения человеческого поведения и управления им в нужных для следователя целях. Она бывает особенно важна при производстве тех следственных действий, где источником доказательственной инфор­мации выступают люди и выбор оптимальных тактических приемов целиком обусловлен их психическими особенностями. Психологическая наблюдательность необходима следователю и при проведении других мероприятий для правильного взаимодействия с участниками расследу­емого дела. Например, умение диагносцировать психическое состояние обыскиваемого облегчает поиски спрятанных им предметов*.

_____________________________________________________________________________ * Ратинов А.Р. Судебная психология дли следователей. С. 92.

 

Следует учитывать и еще один аспект психологической наблюдатель­ности, очень важный для следственного работника. Нужно уметь наблю­дать за самим собой, обеспечивая самоконтроль, управление собствен­ным поведением и своевременное исправление допущенных ошибок.

Наблюдательность — не природный дар, она формируется жизненной практикой, совершенствуется в профессиональной деятельности и нуж­дается в повседневной тренировке.

При анализе различных уровней следственной деятельности, образу­ющих ее структуру, выделяется коммуникативная сторона. Исследова­ние ее структуры, познание психологических закономерностей общения в особых условиях уголовно-процессуального регулирования дает воз­можность разработать рекомендации, направленные на повышение эф­фективности труда следователя на этом уровне. Коммуникативный ас­пект в деятельности следователя является одним из доминирующих, так как он, пожалуй, в первую очередь должен иметь незаурядные способ­ности собеседника, который ведет беседу в особо трудных условиях.

Рассматривая допрос как беседу и взаимодействие двух людей, в силу правового регулирования их деятельности можно определить особен­ности ролевой позиции каждого собеседника. Успешное взаимодей­ствие следователя и допрашиваемого зависит от психологического кон­такта между ними. Опытные следователи интуитивно и осознанно меня­ют различные параметры беседы, применяют те или иные тактические приемы в зависимости от индивидуальных особенностей личности до­прашиваемого.

Важнейшая проблема психологии допроса — проблема регулирова­ния отношений, которые в ходе допроса возникают между допрашива­емым и допрашивающим и в определенной мере влияют на разрешение последним целей допроса. Здесь правильное решение зависит во многом от уровня знаний, профессионального опыта и навыков следователя. Каждый задаваемый следователем вопрос должен быть предельно яс­ным. В то же время следователь обязан уточнить услышанное, устраняя недомолвки и двусмысленности.

Участие защитника в следственных действиях может не только помогать, но и создать для следователя затруднения, например, помешать установле­нию психологического контакта следователя с допрашиваемым. Однако в любом случае успех работы как следователя, так и защитника во многом определяется правильными, нормальными их взаимоотношениями*.

_____________________________________________________________________________ *

См.: Батищева Л., Леви А. Тактика следственных действий при участии защитника. Законность. М., 1993, № 12. с. 6.

 

Сущность удостоверительной деятельности заключается в переводе добытой следователем информации в новую, преимущественно пись­менную форму. Следователь получает исходную информацию в виде конкретных образов (обыск, осмотр и др.), устной человеческой речи (допрос, очная ставка и др.), а также в виде письменной речи (докумен­ты, протоколы и т. д.). Всю полученную информацию следователь после ее анализа и отбора в результате удостоверительной деятельности фик­сирует в специальных, предусмотренных законом формах: постановле­ниях, протоколах и т. п. В последнее время в следствии активно при­меняются средства фиксации показаний: машинопись, магнитофонная запись, иногда - стенография. Эти средства, повышая культуру следо­вателя, одновременно требуют от него более высокого мастерства и специальных технических навыков при проведении допроса. При осмотре местности в плохих погодных условиях (дождь, ветер, мороз) удобно применять диктофон. Показатель культуры в работе следователя — умение организовать рабочий день так, чтобы ни один час своего и чужого времени не пропал даром. Специфика следственной работы создает своеобразные аспекты утомления и отдыха. Следователь должен отдыхать активно, совершать прогулки на свежем воздухе, в лесу, работать в саду и огороде, увлекать­ся туризмом, охотой, рыбной ловлей и т. п.

Следователь должен уметь быстро сплотить и организовать в коллек­тив всех людей, которые ввиду стечения обстоятельств попали в орбиту следствия, определить каждому свое место, подчинив их всех своей воле.

Мало следователей обладают такими организаторскими способностями и их необходимо приобретать в процессе практической работы.

В соответствии с нормами уголовно-процессуального закона лидером при взаимодействии задействованных в следствии лиц является следо­ватель. Он наделен правом давать поручения, обязательные для испол­нения органами дознания; следователь определяет потребность во взаи­модействии, цели и направления расследования преступления. Часто следователю приходится выступать как руководителю сложных коллек­тивов, осуществляющих действия в трудных, а иногда экстремальных условиях: обыск и задержание нескольких лиц, осмотр сложного транс­портного происшествия (крушение поезда), осмотр места пожара и т. д.

Следователь должен развивать у себя умение управлять всеми участ­никами осмотра, координировать их действия, оценивать исходную обстановку, принимать решения.

Основа организаторской деятельности — способность точно ориен­тироваться в действительности, в частности в начальной ситуации, качествах людей и их возможностях. На основе хорошей ориентировки в обстановке и людях следователь вначале мысленно, а затем и реально расставит людей в соответствии с их возможностями, учтет наличные материалы и средства, наметит перспективы работы, воодушевит людей на выполнение долга перед обществом*.

_____________________________________________________________________________ * Васильев В.Л. Юридическая психология. С. 150

 

Организаторские качества и умения в значительной степени можно воспитать и развить в условиях профессиональной деятельности следо­вателя.

По нашему мнению, для следственной работы необходимы следую­щие организационные качества:

1. Самоорганизованность, энергичность, настойчивость, обеспечива­ющие целенаправленное расследование уголовного дела, систематичес­кую работу по нему.

2. Ответственность, требовательность, находчивость, умение хранить тайну при руководстве коллективами людей в ходе расследования уго­ловного дела.

3. Выдержка, самокритичность, дисциплинированность, чувство соб­ственного достоинства в отношениях с коллегами и руководством*.

_____________________________________________________________________________ *

См.: Мангутов М.С., Уманский Л.И. Организатор и организаторская деятельность. Л., 1975, с.216, 238

 

Остановимся и на реконструктивной деятельности следователя, рас­сматривая ее связи с другими сторонами.

В реконструктивной деятельности реализуются такие интеллектуаль­ные качества следователя, как воображение, память, мышление, общий и специальный интеллект, интуиция.

В создании мысленных проб и последующей разработке следст­венных версий, особенно на первоначальных этапах расследования, большое значение имеют интуиция и воображение следователя. Во­ображение на основе синтеза полученной информации и профес­сионального опыта создает версии прошлого события, которые со­поставляются со всеми собранными по делу доказательствами. Ин­туитивный процесс выражается в комплексном подходе при анализе информативных ориентиров поиска. Интуиция как часть творческого мышления не исключает, а предполагает сознательное дискурсивное мышление, способное развернуть догадку в системе доказательств, обнаружить ее фактические основания, объяснить процесс ее фор­мирования и в конце концов обнаружить ее правильность или оши­бочность.

Основное назначение интуиции в процессе расследования состоит в том, что она способствует созданию гипотезы. Она играет важную вспомогательную роль в процессе доказывания, но не может учитывать­ся при принятии процессуальных решений.

Искусство расследования — это в значительной степени умение ви­деть и понимать все до мелочи. Следует отметить, однако, что видение отдельных деталей ничего не дает без обобщения и перехода к событию в целом. А это требует конкретного и абстрактного в следственном мышлении, которое позволяет воссоздать картину в целом и увидеть отдельные ее штрихи. Мышление, как и воображение, участвует на всем протяжении расследования, ибо «мышление человека, в отличие от чувственного познания, начинается в связи с возникновением у него задачи, вопроса и даже удивления»*. Следователю постоянно приходит­ся разрешать те или иные задачи, которые ставит перед ним расследова­ние уголовного дела.

_____________________________________________________________________________ *

См.: Лукин Г.Л., Платонов К.К. Психология. М., 1964, с. 142.

 

Дискурсивное мышление само по себе, без включения других ком­понентов. является вполне достаточным средством исследования и до­казывания в случаях: 1) когда даны все необходимые условия и пред­посылки для решения задачи и ответ достигается в результате выведения одного положения из другого и 2) когда связь между искомым ответом, доказываемым положением и предпосылками однозначна или ограни­чена небольшим числом и строго определенными формами. Тогда дей­ствительно ход рассуждения идет от одного довода к другому, пока искомое не станет вполне ясным и доказанным.

Дискурсивное мышление хорошо работает в достаточно очерченной сфере, пробегая отдельные этапы между заранее намеченными пунк­тами и известными положениями, при ясном различении того, что дано и что требуется доказать, то есть на заключительных этапах расследова­ния. При этом движение мысли происходит от известных фактов к ис­комому, доказываемому положению, которое уже намечено заранее, оформилось гипотетически. Но рождение гипотезы (версии) и подбор соответствующих фактических данных происходит на основе более ши­рокого и содержательного процесса, чем тот, который мы имеем в логи­ческом мышлении. Как установлено психологией, здесь вступает в свои права творческое мышление.

Всякое мышление включает в себя два необходимых компонента: знание и действие. Наши знания, то есть представления о чем-либо, еще не мышление, а лишь его предпосылка либо его результат. Можно хорошо знать закон и не уметь его применять, можно знать криминалис­тику и не уметь расследовать преступления. Мышление выражается в применении знаний для решения определенных задач. Этот процесс слагается из мыслительных действий, каждое из которых решает кон­кретно одну элементарную задачу. Совокупность действий и образует мыслительную деятельность.

Участие образных компонентов в мышлении следователя укрупняет информационные элементы, которыми оперирует он в процессе мыш­ления, способствует стимулированию мыслительного процесса, влечет за собой увеличение количества правильных суждений и уменьшение ошибочных по мере появления образных компонентов в процессе мыш­ления.

Путь от образного мышления к понятийному ведет от конкретного образа через формирование образа все более высокого уровня обобще­ния к образным схемам. В образных схемах закрепляются уже не все черты отражаемого предмета, а фиксируются только главные компонен­ты, существенные в практической деятельности. Чем дальше продвига­ется образ от восприятия к схеме, тем он абстрактнее, то есть упрощает­ся, утрачивает некоторые из своих элементов.

Проверка криминалистической версии психологически трудна при работе следователя. Важную роль в этой проверке играет «механизм самоподтверждения»*, благодаря которому субъект считает правильной лишь информацию, подтверждающую выдвинутую им версию, в то время как противоречащие этой гипотезе сведения принимаются за ложные. Эту особенность отмечают и другие психологи.

_____________________________________________________________________________ * См.: Дункер К. Психология продуктивного мышления. Психология мышлении. М., 1965, с. 86; Розов А.И. Экспериментальные исследовании эвристической деятельности. Вопросы психологии. 1968, № 6.

 

На выбор и оценку версий по делу наряду с «механизмом самоподтверждения» оказывает влияние психологическая инерция, в силу кото­рой следователь отдает предпочтение одной версии. «Психологическая инерция — предрасположенность к какому-то конкретному методу или образу мышления при решении задачи»*.

_____________________________________________________________________________ * См.: Диксон Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. Наука и жизнь. 1969. № 3, с. 68.

 

Обязательным компонентом реконструктивной деятельности являет­ся проверка надежности ее результатов. На окончательной стадии таким контролем для следователя является суд, но хороший следователь до суда на различных этапах своей работы проверяет созданную им кон­струкцию различными способами, убеждаясь в ее надежности.

Социальная сторона охватывает политический аспект деятельности следователя как организатора борьбы с преступностью на вверенном ему участке. Эта деятельность включает анализ преступности, профилакти­ческие мероприятия, правовую пропаганду и начальную стадию пере­воспитания преступника для возвращения его к социальной норме поведения. Социальная сторона отражает профессиональную направ­ленность, то есть интерес к профессии, мотивы, побуждающие к следст­венной деятельности, и эмоциональное к ней отношение. Речь идет о следователях, относящихся к своей работе как к творческому поиску истины по каждому уголовному делу. Расследование — это итог его раздумий, жизненного и профессионального опыта, интуиции и таланта.

Личность следователя отличается сложностью и многогранностью. Большое значение в формировании личности следователя имеют учеб­ная подготовка и профессиональная деятельность, которая предъявляет комплекс требований к его личностным качествам и профессиональным навыкам, развивая и закрепляя их в структуре личности. Один из главных аспектов статуса личности следователя — овладение им своей социальной ролью во всем ее разнообразии и динамике.

Следователь в своей работе постоянно испытывает эмоциональные перегрузки. На него действует большое количество отрицательных эмо­ций: страх, жалость, отвращение, гнев, которые он должен в силу выполнения своего служебного долга подавлять, а в иных случаях скры­вать. Для снятия нервного напряжения, возникающего под действием указанных эмоций, необходима положительная разрядка. В ее основе лежит чувство удовлетворения результатами своего труда.

Почти по каждому делу следователь выступает в функции кримино­лога и социолога, выясняющего причины и условия совершения дан­ного преступления, а также в качестве педагога, оказывающего вос­питательное воздействие на лицо, совершившее это преступление.

Деятельность судьи исключительно сложна и многообразна и реа­лизует значительное количество специальных качеств и навыков лич­ности, которые, будучи приведены в систему, органически входят в структуру личности судьи и определяют его творческий потенциал и индивидуальный стиль деятельности.

Профессиональная деятельность судьи детально и четко регламентиро­вана законом. Судья наделен властными полномочиями, применяет власть от имени государства, а это развивает профессиональное чувство повы­шенной ответственности за последствия своих действий. Вырабатывается это на основе высоких моральных качеств, правосознания, в результате постоянного понимания важности своей деятельности для общества.

В своей деятельности судья обязан руководствоваться наряду с Кон­ституцией и другими законодательными актами, действующими на тер­ритории Российской Федерации, общепринятыми нормами нравствен­ности и правилами поведения, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда. Он должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судеб­ной власти. Судья не должен причинять ущерб престижу своей профес­сии в угоду личным интересам или интересам других лиц*.

_____________________________________________________________________________

*См.: Кодекс чести судьи Российской Федерации. Законность. 1994. № 2, с. 36—37.

 

Постоянная ответственность судьи перед обществом предельно сти­мулирует его познавательные способности, анализ всей получаемой информации, требует от него четкости и ясности в принятии решений. «Судьей должен быть человек, который своим личным поведением, своим отношением к работе заслужил доверие и авторитет, человек, который имеет большой общественно-политический опыт, умеет раз­бираться в людях...»*.

_____________________________________________________________________________

*См.: Калинин М.И. О социалистической законности. М., 1959, с. 177.

 

Особенность деятельности судьи заключается в том, что она не может рассматриваться только как служба, она всегда должна быть призвани­ем. Как хорошо подметил Г. Медынский, «главное — в самой психо­логии судьи, в его философском осмыслении отношения к человеку и обществу... Суд не служба, суд — высокое общественное служение и слепой судья народу не слуга»*.

_____________________________________________________________________________ *Медынский Г. Трудная книга. М., 1966, с. 333.

 

Судебные дела чрезвычайно разнообразны как по объему, так и по характеру. Разноплановость работы судьи предполагает немалую общую и юридическую эрудицию, умение принимать решения в самых разно­образных ситуациях.

Основная задача суда — вынесение справедливого приговора или решения по делу на основании глубокого и всестороннего исследования доказательств и в соответствии с действующим законодательством. Су­дебный процесс оказывает воспитательное воздействие на всех, кто участвует или присутствует на нем, а также на более или менее значи­тельные группы населения, находящиеся за пределами суда.

Суды оказывают влияние на следующие аспекты общественного мнения:

1. Формируют у граждан правосознание.

2. Уголовные процессы создают социально-психологическую атмо­сферу неотвратимости наказания.

3. При высокой культуре судебного процесса создают вокруг преступ­ника и его пособников атмосферу морального осуждения.

4. Судебный процесс стимулирует общественное мнение к выявле­нию причин и условий, способствовавших совершению преступления*.

_____________________________________________________________________________

*См.: Васильев В.Л. Юридическая психология. С. 159.

 

Поведение, облик судьи должны быть такими, чтобы он сразу внушал к себе уважение, чтобы у всех присутствующих создавалось убеждение в его праве, способности, умении решать сложные дела, решать судьбы людей. В умении проявлять эти качества заключается одна из специфи­ческих особенностей коммуникативных свойств личности судьи.

Главное в коммуникативных свойствах личности судьи — не стремле­ние быть приятным в общении, а умение своим видом показать способ­ность, желание досконально разобраться во всех обстоятельствах дан­ного дела. Именно это внушает уважение к судье и к правосудию в целом, является стимулом для всех участников процесса тщательно, подробно излагать факты, свою оценку, свое понимание тех или иных фактов. В коммуникативных качествах судьи должны отсутствовать по­вышенная жестикуляция, раздражительность, грубость, насмешка, из­лишняя назидательность. Судья обязательно должен обладать такими качествами, как тактичность, вежливость, сдержанность в манерах пове­дения, эмоциях, речи.

Судья никогда не должен в ходе судебного следствия своим внешним видом, поведением, отношением к кому-либо из участников показать, что он уже имеет мнение по данному вопросу. Окончательное разреше­ние конструктивной деятельности происходит лишь в совещательной комнате. Строгое соблюдение этого правила помогает не только пра­вильному вынесению приговора, но и правильному осуществлению познавательной деятельности.

Особенность деятельности судьи заключается и в том, что он не может и не должен навязывать свое мнение как другим судьям, так и иным участникам процесса. Это чувство вырабатывается на основании глубокого убеждения судьи в том, что только свободно выраженное мнение каждого участника процесса даст возможность в конечном итоге правильно познать истину, принять правильное решение.

Судье важно развивать в себе воспроизводящее воображение, так как только при помощи него он сможет на основании главным образом словесной информации мысленно воссоздать модель прошедшего события, обстоятельства которого рассматриваются в судебном заседании.

Ошибочно думать, что роль судьи сводится только к внимательному выслушиванию объяснений, ответов на задаваемые вопросы. Ему необ­ходимо обладать и умением активно воздействовать на подсудимых, свидетелей, дающих ложные показания. Судья должен уметь подсказать норму поведения, показать противоречивость, логическую неоправдан­ность поведения того или иного лица в суде. Опытного судью в процессе всегда отличают беспристрастность и выдержка.

Реконструктивная сторона деятельности судьи — это текущий и за­вершающий анализ всей собранной по делу информации, окончатель­ной целью которого является вынесение справедливого в соответствии с действующим законодательством приговора или решения. В реконст­руктивной деятельности реализуются общий и специальный интеллект, память, воображение, мышление, интуиция судьи. Следует отметить, что мышление судьи должно отличаться объективностью, всестороннос­тью, конкретностью и определенностью.

Курс подготовки судей должен способствовать развитию судейского мышления. Для того чтобы обучение достигло цели, судьи должны получать психологическую поддержку от других судей, включая судей из зарубежных стран*.

_____________________________________________________________________________

*См.: Судебная реформа в Российской Федерации. Российская юстиция. 1994, № 1. с. 15.

 

Необходимость осуществления функций организации судебного про­цесса, деятельности многих участников процесса требует развития у судьи определенных качеств организатора — дисциплинированности, собранности, целеустремленности, настойчивости, организации всех своих поступков, всей своей деятельности. Многообразные функции судьи могут быть выполнены только в том случае, если он воспитал в себе аккуратность в выполнении каждого отдельного действия, каж­дого элемента общей структуры судебной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.069 с.)